Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7442413
Сценарий образовательной деятельности с детьми 6-7 лет «Заяц»
Содержание - Дошкольное образование

Шумилина Вероника Викторовна, воспитатель, МАДОУ «Детский сад № 3» г. Березники, Пермского края. 
Данное занятие рассчитано на дошкольников старшего дошкольного возраста. Занятие направлено на развитие познавательной активности с применением ТРИЗ технологии. С помощью ТРИЗ технологии дети учатся понимать систему, надсистему, подсистему данного объекта. В данном занятии также предусмотрена интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.


Дата публикации: 21.09.2018


Сценарий образовательной деятельности

С детьми подготовительной группы

«Заяц».

Возрастная группа:

  • Подготовительная к школе группа (6-7 лет).

Тема:

  • «Заяц».

Образовательные области:

  • Речевое развитие;
  • Социально – коммуникативное развитие;
  • Познавательное развитие.

Цель:

  • Формирование у детей целостного представления об изучаемом объекте.

Обучающие задачи:

  • Расширить, уточнить и систематизировать представление детей о зайце;
  • Закрепить умение составлять сказку, используя дидактическое пособие «Кольца Луллия»;
  • Учить задавать правильные вопросы через словесную игру «Да-нетка».

Развивающие задачи:

  • Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи;
  • Развивать системное мышление, творческое воображение;
  • Продолжать развивать произвольное внимание, эмпатию.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать интерес к совместным играм4
  • Воспитывать дисциплинированность и самостоятельность.

Используемые приёмы, методы, технологии обучения:

  • «Системный оператор»;
  • «Мозговой штурм»;
  • Словесная игра «Да-нетка»;
  • «Эмпатия»;
  • «Кольца Луллия»;
  • Загадки.

Оборудование:

  • Волшебная коробочка;
  • Игрушечный плюшевый заяц;
  • «Волшебный телевизор»» - дидактическое пособие;
  • Музыкальный центр;
  • «Кольца Луллия» - дидактическое пособие

Используемая форма познавательной деятельности детей:

  • Совместная деятельность.

Прогнозируемый результат:

  • Дети имеют знания об изучаемом объекте зайце;
  • Умеют видеть систему в настоящем, прошлом и будущем времени;
  • Умеют выделять части объекта;
  • Владеют методом «эмпатия»;
  • Чётко и правильно задают вопросы;
  • Умеют придумывать оригинальные сказки, используя дидактическое пособие «Кольца Луллия».

Литература:

  1. 1.Гин С. И. «Занятия по ТРИЗ в детском саду». Пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений.
  2. 2.Сидорчук Т. А. Хоменко Н. Н. «Технология развития связной речи дошкольников».
  3. 3.Цепенникова В. И. «Чудеса, которые рядом или волшебный телевизор».

1 часть. Вводная.

Ход:

Воспитатель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, что вы любите больше играть или заниматься?

Дети: Играть!

Воспитатель: Ну, раз так, тогда я предлагаю вам поиграть и отгадать, о чём сегодня пойдёт речь.

2 часть. Основная.

Игра «Да-нетка» (дети задают вопросы, воспитатель отвечает «да» или «нет»).

Дети: Это объект природного мира?

Воспитатель: Нет.

Дети: Это объект рукотворного мира?

Воспитатель: Да.

Дети: Это игрушка?

Воспитатель: Да.(и т.д.)

Воспитатель: Молодцы! Угадали. Это игрушечный зайчик. А какими ещё бывают зайчики?

Дети: Сказочными, живыми, нарисованными.

Воспитатель: Какие образы возникают у вас в голове, когда вы слышите слово «заяц»?

Дети: Трусишка, лес, заяц беляк, сказка, избушка и т.д.

Воспитатель: Сейчас я приглашаю вас к «волшебному телевизору», и вы расскажите мне, что вы знаете о зайце.

Лёгкие ножки,

А хвоста немножко.

Кто это?

Дети: Заяц.

Воспитатель: А как ещё можно сказать?

Дети: Зайка, зайчишка, заюшка.

Воспитатель: К слову «зайка» подберите сходные по звучанию слова.

Дети:Побегайка, попрыгайка, дрожжайка.

Воспитатель: Расскажите, где живёт заяц, есть ли у него нора, чем он питается.

Дети: Заяц живёт в лесу. Днём он прячется где-нибудь под кустом, в густой траве, большом сугробе, в небольшой ямке, возле пенька, а когда стемнеет, выходит кормиться. Ест он траву, обгладывает кору деревьев, объедает ветки. Жуёт, а сам прислушивается, не бежит ли какой зверь.

Воспитатель: А как заяц спасается от врагов? Кто они?

(открывается надсистема «настоящее время»)

Дети:Враги зайца это волк, лиса, рысь, орёл, полярная сова, куница, филин. Спасаются зайцы от врагов бегством. Запутывают следы на снегу, а ещё их спасает шубка. Зимой она у зайца белая, а летом - серая.

Воспитатель: У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора.

(открывается подсистема «настоящее время»)

- Почему заяц так быстро бегает и делает большие прыжки?

Дети: У зайца задние ноги длиннее передних. Лапы широкие, подошвы покрыты густыми волосами, что даёт лучшую опору на снегу.

Воспитатель: Почему зайца зовут «косым»?

Дети: У зайца глаза навыкате, расположены по бокам головы, ими он может видеть не только то, что впереди, но и сбоку, сзади.

Воспитатель: А ещё его зовут «лопоухим», почему?

Дети: У него длинные уши. Ими он слышит даже самый слабый мышиный шорох, да ещё определяет, далеко ли шорох и в какой стороне.

Воспитатель: Для чего ему такой маленький хвостик?

Дети: Чтобы не мешал бегать, спасаться от врагов.

Воспитатель: Мчусь без оглядки,

Лишь сверкают пятки.

Мчусь, что есть духу,

Хвост короче уха.

Кто это? А вот ещё одна загадка:

По полю скачет – ушки прячет,

Встанет столбом – ушки торчком.

- А сейчас составьте свою загадку про зайца.

(дети составляют загадки)

Воспитатель: Молодцы! Здорово у вас получается составлять загадки.

А давайте представим, что мы все зайцы.(звучит весёлая музыка)

- Что вы видите, зайцы?

Дети: Травку, цветы, других зайцев.

Воспитатель:Что вы слышите, зайцы?

Дети: Шум ветра, стрекотание кузнечиков, жужжание пчёл.

Воспитатель: Что вы чувствуете, зайцы?

Дети: Ласковые лучи солнца, дуновение ветерка.(звучит тревожная музыка)

Воспитатель:Что вы видите, зайцы?

Дети: Охотника, волка, лису

Воспитатель:Что вы слышите, зайцы?

Дети: Приближающие шаги, шуршание листьев под ногами, треск сучьев.

Воспитатель:Что вы чувствуете, зайцы?

Дети: Страх, тревогу, опасность.

Воспитатель:Молодцы1 Раз, два, три! Вот и детьми снова стали вы. О ком мы сегодня с вами беседуем?

Дети: О зайце.

Воспитатель: Чтобы открыть следующий экран, надо отгадать загадку.

Быстрый прыжок, тёплый пушок, красный глазок. Косоглазый, маленький, в серой шубке.

Дети: Зайчонок.

Воспитатель: Как можно ещё сказать?

Дети: Заинька, пушочек, зайчик, попрыгайчик, зайчишечка.

Воспитатель: Что вы знаете про зайчат?

Дети: Зайчата появляются на свет вполне самостоятельными: зрячими и в шёрстку одетые и уже в первый же день после рождения могут бегать.

(открывается экран подсистема «прошлое время»)

Воспитатель: Расскажите про зайчонка.

Дети: Зайчата большеголовые, с чуть прикрытыми глазами и прижатыми ушками. Зайчата незаметны среди серых сучков, сухих листьев, и пучков прошлогодней травы. Они поджимают лапки, чтобы не пахнуть. Ведь потовые железы находятся у них на лапках, на подушечках. Маленькие зайчата живут дружно, по 5-6 штук. Умение прятаться и затаиваться спасает малышей от врагов.

(открывается экран подсистема «прошедшее время»)

Воспитатель: Так и живут зайцы в лесу, становятся взрослыми. А сейчас мы рассмотрим, что же может произойти с этими животными.

(открывается экран подсистема «будущее время»)

Дети: Зайцев могут поймать и отправить в зоопарк или цирк.

Воспитатель: Кого боятся зайцы?

Дети: Зайцы боятся волка, лису, орла, рысь, охотников.

Воспитатель: В каких сказках встречается заяц?

Дети: «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Заяц-хваста», «Серая шейка», «Рукавичка».

Воспитатель: Давайте мы с вами тоже сочиним сказку про зайца.

(дидактическое пособие «кольца Луллия»)

1 круг: сказочные герои;

2 круг: эмоциональные состояния (грустный, радостный, задумчивый, сердитый, удивлённый, довольный);

3 круг: место обитания.

Раскрутить круги. Задание: выбрать объекты, составить сказку по схеме.

«Жил-был заяц. Какой он был? С кем дружил? Где они жили? Какая беда с ними приключилась? Как друзья справились с бедой?

3 часть. Заключительная.

Воспитатель:Какая замечательная сказка у нас получилась. Всем большое спасибо. Вот мы с вами и поиграли. Скажите, сложно было сочинять сказку? (ответы детей)А что на ваш взгляд было сегодня сложным? Что понравилось вам больше всего? О чём бы вы хотели рассказать своим родителям? Всем большое спасибо.

skachat

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР