Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7384912
Программа психолого – педагогического сопровождения раннего изучения английского языка.
Содержание - Дошкольное образование

Сухова Юлия Леонидовна, зам. зав. по ВМР, МАДОУ«Детский сад № 3» г. Березники, Пермского края. 
Программа психолого – педагогического сопровождения раннего изучения английского языка является методическим руководством в организации, подготовке и проведении мероприятий по психолого - педагогической поддержке детей в процессе раннего изучения английского языка. Программа содержит комплекс методик позволяющих провести диагностику, направленную на выявление психологической готовности дошкольников к изучению новой языковой системы, организовать психолого-педагогический мониторинг процесса обучения детей, консультирование их родителей, а также развитие психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса.


Дата публикации: 21.09.2018


Программа психолого – педагогического сопровождения раннего изучения английского языка.

 

Методическое обеспечение программы – учебно – методическая литература:

Бондарева Е.Е. Психолого – педагогические основы обучения иностранному языку в дошкоьных учреждениях//Наука и современность. – 2012.- № 4.-С 48-53

Божович, Л. И. Психологические проблемы воспитания как управления детским развитием / Л. И. Божович // Проблема управления процессом воспитания: Материалы симпозиума. - М.: Изд-во МГУ, 1971. - С.30-37.

Леонтьев А.А. Психологические предпосылки раннего овладения иностранным языком //Дошкольное воспитание. – 1998. - №5.-С.24-29

Кадушкина Е.А. Использовать по назначению// Дошкольный психолог/ Е.А Кадушкина.- 2008.- №8.

Маханева, М. Д. Индивидуальный подход к ребенку в ДОУ: Организаци­онно-методический аспект / М. Д.Маханева. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 57 с.

Степанова, О. А. Индивидуализация как принцип современного дошкольнго образования // Основы педагогического менеджмента. – 2005. - № 7.

Программа психолого – педагогического сопровождения раннего изучения английского языка является методическим руководством в организации, подготовке и проведении мероприятий по психолого - педагогической поддержке детей в процессе раннего изучения английского языка. Программа содержит комплекс методик позволяющих провести диагностику, направленную на выявление психологической готовности дошкольников к изучению новой языковой системы, организовать психолого-педагогический мониторинг процесса обучения детей, консультирование их родителей, а также развитие психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса.

 

Пояснительная записка

 

Актуальность.

     Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) отличаются особой чуткостью к языковым явлениям и потому этот возраст особенно благоприятен для начала изучения английского языка. Именно в этот период у детей появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, их увлекают загадки языка. Они легко и прочно запоминают небольшой по объему языковой материал и хорошо его воспроизводят. Английский язык не только потому легче дается ребенку, чем взрослому, что маленькие дети тратят меньше сил на запоминание, но и потому, что они любопытны, не отягощены предрассудками, не имеют такого большого количества стереотипов мышления и поведения, а потому проще принимают правила "новой игры". Изучение английского языка оказывается важным для развития языковых, познавательных, мыслительных, коммуникативных способностей ребенка. Оно позволяет расширить его кругозор, познать через язык другую страну, ее народ и культуру. Исследования в области раннего обучения английскому языку, доказывают, что обучение английскому языку должно быть ориентировано на психофизиологические возрастные особенности детей. Дети дошкольного возраста любознательны. При восприятии склонны обращать внимание на яркое, эмоционально – окрашенное.                               Однако внимание их отличается неустойчивостью: они могут сосредотачиваться лишь на несколько минут. Дети не воспринимают длительных и долгих объяснений, поэтому процесс обучения должен опираться на ведущую деятельность - игру.Именно опора на игровую деятельность позволяет обеспечить естественную мотивацию интереса ребенка к занятиям, способствует профилактике переутомления. Игра в обучении английскому не противоречит учебной деятельности, а органично связана с ней.                                                               Исследователи Н.Д.Кальскова, И.А.Зимняя, М.Е.Вербовская, И.Н.Верещагина, И.А.Шишкова считают, что специальные занятия можно начинать проводить с детьми 5 -10 лет, так как этот период является сенситивным для изучения иностранного языка.

           Психолого-педагогическое сопровождение раннего изучения английского языка позволяет провести диагностику, направленную на выявление психологической готовности дошкольников к изучению новой языковой системы, организовать психолого-педагогический мониторинг процесса обучения детей, консультирование их родителей, а также развитие психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса.

 

     Это и определило цель разработки психолого-педагогического сопровождения.      

   Разработать и апробировать психолого-педагогическое сопровождение как совокупность условий организации обучения старших дошкольников английскому языку в дошкольном образовательном учреждении.

 

Цель программы психолого-педагогического сопровождения:

Создать единое образовательное пространство, как одно из условий успешного овладения английским языком детьми старшего дошкольного возраста.

С этой целью разработан пакет психолого-педагогических методик индивидуального сопровождения ребенка, включающий следующие методики и стимульный материал:

Первичная (стартовая) диагностика готовности ребенка к раннему изучению английского языка, с целью отбора детей и формирования групп для изучения английского языка

  1. I.Психолого-педагогическая диагностика (проводится педагогом-психологом):                                                                                        

1. «Экспресс – диагностика в детском саду» Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко.

Вывод: к обучению по программе, раннего изучения английского языка допускаются дети, у которых уровень познавательной активности и высших психических процессов соответствует возрастной норме.

II. Оценка состояния речевого развития ребенка (проводится учителем – логопедом):

  1. 1.Методика исследования фонематических процессов (Т.А.Власова, Г.В.Чиркина)                                                                                                           2. Методика исследования лексико – грамматических компонентов языка (Т.Б.Филичева, Е.М.Мастюкова)                                                                         3. Методика исследования фонематической стороны речи (Е.М.Мастюкова, Р.Е.Левина)

Вывод: К обучению по программе раннего изучения английского языка допускаются дети не имеющие речевых нарушений.  

     III. Определение физического и нервно – психического состояния ребенка (проводится медицинским работником)                                                            

  1. 1.Диспансеризация – определение состояния здоровья и выявления хронической патологии.

Вывод: К обучению по программе раннего изучения английского языка допускаются дети не имеющие хронических заболеваний, нарушения зрения и нервной системы.

Промежуточная и итоговая диагностика проводится с целью изучения динамики развития дошкольников в процессе изучения английского языка, выявление обучающихся испытывающих трудности в освоении программы и оказания своевременной педагогической помощи.

I. Психолого-педагогическая диагностика (проводится педагогом-психологом):

1. Тест тревожности Р.Теммл, М.Дорки, В.Амен - определение общего уровня тревожности у ребенка.

2. Графическая методика М.А. Панфилова «Кактус» - исследование эмоционально-личностной сферы ребенка.

3. Методика Т.Д. Марцинковской «Лесенка» - определение самооценки ребенка, восприятие ребенком отношения к нему взрослых.

     4. МЭДИС – методика экспресс – диагностики и интеллектуальных способно

     стей - исследование уровня познавательной активности

     5. Тест Пьерона – Рузера - определение уровня концентрации внимания

II. Педагогические методики, направленные на оценку знаний по программе раннего изучения английского языка и определение индивидуальной траектории развития (проводится педагогом английского языка) см. Приложение 3.

III. Определение физического и нервно – психического состояния ребенка (проводится медицинским работником).        

     1 .Периодические медицинские осмотры - контроль физического и нервно – психического состояния ребенка в процессе реализации проекта.

     2. Анализ заболеваемости ребенка за год - контроль физического и нервно – психического состояния ребенка в процессе реализации проекта.

 

Психолого-педагогическое сопровождение обучения детей старшего дошкольного возраста английскому языку подразумевает специальным образом организованный целостный процесс в результате которого, у дошкольников формируется разнообразный субъектный опыт.

Субъектный опыт старших дошкольников как результат обучения английскому языку включает:

  • эмоционально – ценностное отношение к обучению английскому языку;
  • опыт освоения английского языка (совокупность знаний, умений, способов общения на английском языке);
  • перенос освоенного опыта в повседневные ситуации общения на английском языке.

 

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

  • Содействие психологической адаптации к новому языковому миру и преодоление барьера в использовании иностранного языка;
  • Создание специальных психолого-педагогические условий для оказания помощи детям, в изучении иностранного языка;
  • Оказание психолого-педагогической поддержки педагогам, реализующим   программу раннего изучения английского языка;
  • Оказание психолого-педагогической помощи родителям воспитанников;
  • Построение индивидуальной образовательной траектории развития ребенка на основе формирования устойчивой мотивации

                                                                                      

Объект, субъект и предмет сопровождения.

Объектом сопровождения выступает образовательный процесс.

Субъектом сопровождения являются дети старшего дошкольного возраста, педагоги и родители воспитанников.

Предмет деятельности в рамках данной программы психолого-педагогического сопровождения – ситуация развития дошкольников при раннем изучении иностранного языка.

Психолого – педагогическое сопровождение обучения старших дошкольников английскому языку представляет собой совокупность педагогических условий:

  • осуществление диагностики субъектного опытаи учет ее результатов в обучении ребенка;
  • изменение традиционной позиции педагога – учителя английского языка на позицию сопровождающего процесс обучения дошкольников;
  • взаимодействие субъектов обучения, подразумевающее гибкость и вариативность позиций обучающегося и обучаемого;
  • реализация процесса обучения – сопровождения, характеризующаяся непрерывностью и взаимодополняемостью форм, методов и приемов обучения английскому языку;
  • наличие методического обеспечения процесса сопровождения старших дошкольников английскому языку.

 

Реализация цели психолого-педагогического сопровождения достигается основными функциями: информационной, направляющей и развивающей.

Информационная функция сопровождения состоит в широком оповещении всех заинтересованных лиц о формах и методах сопровождения. В первую очередь это касается педагогов, и родителей воспитанников, принимающих участие в программе психологического сопровождения. Информационная функция обеспечивает открытость процесса сопровождения, что согласуется с принципами открытого образования, а также, в свою очередь делает всех заинтересованных лиц активными участниками (сотрудниками).

Направляющая функция сопровождения обеспечивает согласование всех заинтересованных в сопровождении субъектов образовательного процесса с целью обеспечения координации их действий в интересах ребенка. Вместе с тем, направляющая функция предусматривает, что ведущей (направляющей) фигурой в этих действиях в силу его профессиональной компетенции становится педагог-психолог.

Развивающая функция сопровождения задает основной вектор действиям всех участвующих в системе сопровождения. Развивающая функция обеспечивается деятельностью педагогов детского сада, педагога-психолога, при этом педагоги используют в практике работы развивающие технологии обучения и воспитания, а педагог-психолог – коррекционные занятия с воспитанниками.

Функции психолого-педагогического сопровождения обеспечивают единое информационное поле для всех участников психологического сопровождения, а также его анализ и актуальную оценку. Данный компонент реализуется в деятельности педагога-психолога, через осуществление просветительской работы с родителями, педагогами и администрацией ДОУ, при этом используются разнообразные формы активного полисубъектного взаимодействия всех участников. Анализ и оценка существующей системы сопровождения делает возможным развитие и совершенствование системы, обеспечивая ее важнейшие характеристики – открытость и развивающийся характер (синергетичность).

В основу данной программы психолого-педагогического сопровождения положены следующие принципы, правильная реализация которых обеспечивает результативность сопровождениядошкольников в изучении иностранного языка:

- личностно ориентированная направленность на языковую личность ребенка, его реальные потребности и мотивы обеспечивает развитие способности ребенка к межкультурному общению.

- принцип гуманистичности     предполагает отбор и использование гуманных, личностно-ориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях методов психолого - педагогического взаимодействия.

- принцип комплексности     подразумевает взаимодействие различных специалистов, всех участников образовательного процесса, в решении задач психолого-педагогического сопровождения: воспитателей, педагога английского языка, педагога-психолога, учителя-логопеда, медицинского работника и администрации.

- принцип научности определяет использование современных научных методов диагностики и коррекции развития воспитанников, участия субъектов психолого-педагогического сопровождения в разработке критериев и оценок результатов освоения программы, своевременная коррекция.

- принцип «на стороне ребенка» обеспечивает защиту прав и интересов ребенка при учете позиций других участников образовательного процесса.

- принцип активной позиции ребенкапредполагает включение иностранного языка в различные виды и формы организации детской деятельности, режимные моменты, перенос освоенных знаний, умений и навыков английского языка в ситуации повседневной жизнедеятельности (их востребованность, актуализация)

- принцип коллегиальности и диалогового взаимодействияобуславливает совместную деятельность субъектов психолого-педагогического сопровождения в рамках единой системы ценностей на основе взаимного уважения и коллегиального обсуждения проблем, возникающих в ходе реализации проекта.

Формы психолого-педагогического сопровождения:

  • консультирование;
  • диагностика и мониторинг;
  • коррекционно-развивающая работа;
  • профилактика;
  • просвещение.

Краткая характеристика субъектов психологического сопровождения и их функция в области сопровождения:

Заведующий осуществляет непосредственное руководство в системе психологического сопровождения:

  • утверждает планы, программы системы сопровождения, нормативные документы, регулирующие деятельность субъектов системы сопровождения;
  • контролирует деятельность системы сопровождения и осуществляет ее ресурсное обеспечение;
  • обеспечивает материальное и моральное стимулирование субъектов сопровождения по результатам работы;
  • осуществляет координацию взаимодействия всех субъектов системы сопровождения;
  • руководит психолого-медико-педагогическим консилиумом ДОУ;
  • распределяет обязанности между субъектами системы сопровождения.

В планирование деятельности системы сопровождения также участвуют зам. заведующего по ВМР, педагог-психолог, логопед, педагог по английскому языку.

Заместитель заведующего по ВМР:

  • организует условий обучения (составление программы, учебного плана, распределение нагрузки, составление расписания занятий)
  • осуществляет контроль образовательного процесса (посещение занятий, индивидуальные консультации для педагогов, мониторинг качества обучения и т.д.).

Педагог-психолог проводит:

  • психологический анализ и оценку образовательной среды;
  • психологический анализ и экспертиза методических материалов и программ проекта;
  • экспертизу психологической грамотности педагогических воздействий;
  • экспертизу непосредственно – образовательной деятельности с точки зрения реализации системно - деятельностного подхода;                                                                                                                 выявление и прогнозирование психологических рисков в ходе реализации проекта;                                                                                                      
  • стартовую диагностику, участвует в разработке критериев отбора детей в группу по раннему изучению английского языка.
  • коррекционную работу с детьми по результатам диагностики, по наблюдениям психолога и педагога английского языка, по запросам родителей и воспитателей (консультирование, просвещение, профилактика коррекционно-развивающая деятельность, диагностика, экспертиза).

Учитель – логопед:

проводит стартовую диагностику, участвует в разработке критериев отбора, оказывает помощь педагогу в постановке определенных звуков английского языка, подборке артикуляционной и пальчиковой гимнастики.

Педагог английского языка:

Непосредственно проводит обучение детей английскому языку с учетом специфики развития ребенка, проводит мониторинг формирования новых универсальных учебных действий, используя при этом развивающие и здоровьесберегающие технологии обучения, а также приемы создания ситуации успеха.

Родители воспитанников:

Участвуют в непосредственной образовательной деятельности (посещают занятий совместно с детьми), а так же выполняют индивидуальные рекомендация педагога-психолога и педагога английского языка.

Психолого - педагогическое сопровождение раннего изучения английского языка включает:

  • Стартовая диагностика готовности ребенка к раннему изучению английского языка.
  • Промежуточный мониторинг формирования новых универсальных учебных действий.
  • Итоговая диагностика развития высших психических функций в процессе раннего изучения английского языка.
  • Ознакомление с результатами диагностик администрации, педагогов, родителей воспитанников.
  • Представление результатов работы на постоянно-действующих семинарах, заседаниях психолого – медико – педагогического консилиум учреждения.
  • Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий по запросу родителей, педагогов.
  • Просветительская и консультационная деятельность с педагогами и родителями воспитанников.

 

Мониторинг обучения дошкольников.

Эффективность обучения английскому языку детей старшего дошкольного возраста в условиях психолого - педагогического сопровождения определяется по результатам итоговой психолого-педагогической диагностики.

Педагогическая эффективность обучения дошкольников определяется уровнем достижений ребенка в освоении программы в соответствии с поставленным педагогическими задачами, а именно:

  • Положительное отношение старших дошкольников к занятиям английским языком.                                                                                                        Самостоятельность применения знаний и навыков английского языка.
  • Формирование у детей устойчивой мотивации к изучению английского языка.
  • Бесконфликтное взаимодействие со сверстниками.
  • Сформированность интереса и мотивация к дальнейшему изучению иностранного языка, желанию общаться на нем.

Психологическая эффективность:

  • Развитые психические функции, связанные с речевыми процессами (восприятие, память, мышление) и личностные качества (эмоциональные, творческие, социальные, языковые);
  • Сформированные навыки и умения самостоятельного решения элементарных коммуникативных задач в рамках предложенных ситуаций общения по пройденным лексическим темам.
  • Адекватный уровень самооценки и уровень притязания ребенка.
  • Положительная мотивация и интерес к дальнейшему изучению английского языка.

Медицинская эффективность  определяется сохранением психического и физического здоровья детей.

 


План – сетка

мероприятий обеспечивающих психолого-педагогическое

сопровождение раннего изучения английского языка

 

Мероприятие

Аудитория

Ответствен-

ный

Дата проведения

Количество часов

1

Родительское собрание

Знакомство родителей с целью и критериями стартовой диагностики детей и получение разрешения на ее проведение.

Родители воспитанников

Заведующий ДОУ

Сентябрь

2

2

Первичная (стартовая) диагностика готовности ребенка к раннему изучению английского языка, с целью отбора детей и формирования групп для изучения английского языка.

Воспитанники

 

Педагог – психолог,

Учитель –

логопед

Сентябрь

41

 

 

41

 

3

Родительское собрание «Английский для дошкольников: особенности, перспективы, возможности»

Знакомство с особенностями программы раннего изучения английского языка, педагогом, реализующим данную программу и графиком проведения занятий.

Заключение договоров с родителями на обучение детей, по программе раннего изучения английского языка.

Родители воспитанников

Заведующий ДОУ

 

Сентябрь

 

2

4

Индивидуальные консультации по итогам стартовой диагностики

Родители воспитанников

Педагог-психолог

Сентябрь

16

5

Проведение психолого – медико – педагогического консилиум учреждения по итогам диагностики, с целью обсуждения результатов мониторинга и планирования работы по устранению трудностей в реализации программы.

Педагог - психолог

Медицинский работник

Учитель - логопед

Преподаватель английского языка

Зам. зав. по ВМР

Воспитатели

Заведующий

1 раз в квартал

3

6

Проведение промежуточной диагностики с целью изучения динамики развития детей

Воспитанники

Педагог

- психолог

Декабрь

март

8 часов

7

Проведение индивидуальных

консультаций по итогам диагностики, с целью ознакомления родителей с результатами усвоения программы.

Родители воспитанников

 

Педагог –

психолог

 

Педагог английского

языка

 

Декабрь

Март

Май

24 часа

 

 

 

 

8

Консультация «Создание ситуации успеха на занятиях английского языка, как средство психолого – педагогического сопровождения дошкольников»

Педагог английского языка, воспитатели.

Педагог – психолог

 

По запросу

2 часа

9

Коррекционно – развивающие занятия с детьми по итогам мониторинга, с целью устранения затруднений в усвоении программы

Воспитанники

Педагог – психолог

Педагог

английского языка

По запросу

1 час/1 человека

10

Коррекционно – развивающие занятия с логопедом на подготовку артикуляционного аппарата к произношению звуков английского языка.

Воспитанники

Учитель - логопед

По запросу

1 час/1 человека

11

Консультации воспитателей по итогам диагностики с целью организации индивидуальной коррекционной работы с детьми по закреплению полученных знаний и устранению затруднений в изучении английского языка.

Воспитатели

Педагог – психолог

Зам. зав. по ВМР

По запросу

1 час/1 человека

12

Итоговый мониторинг с целью оценки эффективности реализации программы

Педагог – психолог, педагог английского языка, воспитатели

Зам. зав. по ВМР

Май

2 часа

13

Итоговый психолого – медико - педагогический консилиум учреждения, с целью обсуждения результатов контрольной диагностики динамики развития детей в ходе коррекционно-развивающей работы, выработки рекомендаций для дальнейшего обучения детей.

Педагог - психолог

Медицинский работник

Учитель - логопед

Преподаватель английского языка

Зам. зав. по ВМР

Воспитатели

Заведующий

ДОУ

Май

2 часа

14

Итоговое родительское собрание «Английский для дошкольников: результаты, перспективы, возможности».

Подведение итогов реализации проекта, презентация достижений детей в изучении английского языка, выявление степени удовлетворенности родителей данной услугой.

Родители воспитанников

Зам. зав. по ВМР

Май

2 часа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

 

КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА

ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАННЕГО ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

 

на 20___/20__ учебный год

 

________________________________________________

(ФИО ребенка, возраст)

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная траектория психолого-педагогического сопровождения

Критерии

Специалист

Цель

Задачи

Методика и стимульный материал

Выводы

Субъективное ощущение у обучающегося комфорта и уверенности

Педагог-психолог

 

 

 

 

Определение общего уровня тревожности у ребенка

 

Выявить тревожность к ряду типичных для ребенка жизненных ситуаций

Тест тревожности Р.Теммл, М .Дорки, В.Амен

 

 

Исследование эмоционально-личностной сферы ребенка.

Выявить эмоциональное состояние ребенка

Графическая методика М.А. Панфилова «Кактус»

 

 

Адекватная самооценка

 

 

Определение самооценки ребенка, восприятие ребенком отношения к нему взрослых

Выявление уровня самооценки ребенка

Методика Т.Д. Марцинковская «Лесенка»

 

Оценка познавательного развития ребенка

Педагог-психолог

 

Определение уровня концентрации внимания

Выявить уровень концентрации внимания ребенка

Тест Пьерона - Рузера

 

Исследовать уровень познавтельной активности

Выявление общей осведомленности ребенка, его словарного запаса. 
Понимание количественных и качественных соотношений.
Выявление уровня логического мышления.
Выявление математических способностей.

МЭДИС – методика экспресс – диагностики и интеллектуальных способностей(в начале года проводится форма А, в конце – форма В)

 

Оценка состояния речевого развития ребенка

Учитель - логопед

Определение уровня речевого развития ребенка

Установить:

- уровень раннего речевого развития;

-уровень развития импрессивной, экспрессивной и связной речи.

Оценить развитие грамматического строя речи и слоговой структуры слова.

Выявить недостатки звукопроизношения.

 

 

Методика исследования фонематических процессов (Т.А.Власова, Г.В.Чиркина)

Методика исследования лексико – грамматических компонентов языка (Т.Б.Филичева, Е.М.Мастюкова)

Методика исследования фонематической стороны речи (Е.М.Мастюкова, Р.Е.Левина)

 

Наличие хронических заболеваний, отсутствие нарушений зрения, заболевание нервной системы

 

 

 

 

Медицинский работник

Определение физического и нервно – психического состояния ребенка

 

 

Диспансеризация, периодические медицинские осмотры

 

Контроль физического и нервно – психического состояния ребенка в процессе реализации проекта

 

Периодические медицинские осмотры, анализ заболеваемости ребенка в течение года

 

             

Результаты: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Педагог-психолог ____________________ (ФИО)

Учитель-логопед____________________ (ФИО)

Медицинский работник____________________ (ФИО)

Родитель (мать, отец, законный представитель) ____________________ (ФИО)

Консультация для воспитателей

«Создание ситуации успеха на занятиях английского языка,

как средство психолого – педагогического сопровождения дошкольников».

 

В качестве основной цели педагогического процесса при работе с дошкольниками является создание условий для максимально возможного развития способностей ребенка, формированию у него внутреннего психологического покоя и уверенности в своих силах. В любом образовательном учреждении ребенок должен чувствовать себя уверенно и защищено, это становится возможным при формировании у дошкольников постоянного ощущения успеха.

Одной из главных целей дошкольного образовательного учреждения является развитие личности каждого ребенка, а это возможно, если обучение и воспитание построено таким образом, что доставляет ребенку радость познания. Обучение и воспитание будут способствовать развитию ребенка в том случае, если у него возникает интерес к определенному занятию. Но как повлиять на его формирование? Для того, чтобы сформировать интерес у ребенка необходимо создать ситуации успеха!

     Педагог должен ясно осознавать, что успех может быть кратковременным, частым и длительным, сиюминутным, устойчивым, связанным со всей жизнью и деятельностью. Все зависти от того, как ситуация успеха закреплена, продолжается, что лежит в ее основе. Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может настолько изменить психологическое самочувствие, что резко меняет ритм и стиль деятельности, взаимоотношений с окружающими. Ситуация успеха может стать своего рода спусковым механизмом дальнейшего движения личности. Чтобы педагоги правильно использовали этот механизм, необходимо, чтобы они знали все особенности этого психолого-педагогического феномена.

     Задача педагога состоит в том, чтобы дать каждому ребенку возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. 
Ожидание радости – источник его движения вперед. Радость в любом виде деятельности дошкольника – осознание достигнутого, результата, того, что у тебя получилось.

     Ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики.

С психологической точки зрения успех – это переживание, состояние радости, удовлетворения от того, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. 
На базе этого состояния могут сформироваться устойчивые чувства удовлетворения, формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки.

С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива детей в целом. Важно подчеркнуть, что в педагогическом смысле это результат продуманной, подготовленной стратегии. Тактики педагога.

Этапы создания ситуации успеха

1.Мотивационный этап, или установка на предполагаемую деятельность. Педагог ставит перед собой задачу сформировать детей стремление как можно успешнее выполнить задание, ощутить себя «творцом обстоятельств». Преодолеть трудности, которые могут встретиться в ходе работы, другими словами, формирует мотив достижения успеха.

Формируя мотив достижения, как основу определенной атмосферы среди дошкольников, педагог вправе предложить различные варианты мотивов: стремление решить интересные задачи, попытаться завоевать авторитет в глазах своих товарищей, стать первым, рассматривать свою деятельность с точки зрения ее пользы для других людей и т.д.

В итоге, на мотивационном этапе, педагог организует определенные ситуации с целью актуализировать или нейтрализовать эмоции для предстоящей деятельности. Необходимо отметить, что ситуация успеха, связанная с мотивационной сферой, на данном этапе в большей степени определяется психологическими аспектами. В этом ее принципиальное отличие от ситуаций, возникающих на следующих этапах деятельности.

2. Организационный этап, или непосредственное обучение. Задача  педагога – подобрать такие задания для ребенка, которые учитывали бы его индивидуальные способности и доставили бы ему удовольствие в ходе выполнения работы. На данном этапе ситуацию успеха можно рассматривать как частный случай проблемного обучения. В ходе данного этапа используются такие методы, как: похвала, подбадривание, положительный пример опыта ребенка.

3. Результативный этап, или сравнение предполагаемой оценки с реальной. Перед педагогом стоит задача организовать работу таким образом, чтобы обратить результат предыдущей деятельности в эмоциональный стимул для дальнейшего обучения. Для этого обучающийся должен осознать и проанализировать результат, полученный им на предыдущих этапах деятельности. Ребенок ждет, что оценят не только итог, но и его усилия в процессе деятельности.

Опираясь на вышесказанное, можно сделать вывод, что ситуация успеха, обеспечивая реализацию образовательных задач, на мотивационном этапе является основой для формирования положительных эмоций к предстоящей деятельности, на организационном – создает условия успешного выполнения задания, делая этот процесс эмоционально и интеллектуально привлекательным для учащегося, на результативном – усиливает активное отношение к учению. Обращая его в мотив новой деятельности, или корректирует сформировавшееся негативное (реже нейтральное) отношение.

Ситуация успеха становится условием перерастания положительного отношения к учению в активное, творческое, если формирует у субъекта деятельности положительное отношение к деятельности; приятное чувство успеха, вызванное преодолением им трудностей, предложенных педагогом; эмоции радости, интеллектуального подъема в процессе решения учебных задач; удовлетворение, вызванное преодолением трудностей, выбранных самим обучаемым; осознание недостаточности уровня своих знаний, умений в ситуациях преодоления.

Исходя из этого, ситуация успеха становится условием психолого – педагогического сопровождения ребенка в изучении иностранного языка, которое способствует проявлению и развитию активности, инициативности, творчества, уверенности в своих силах и самостоятельности дошкольников.

 

 

    

Последовательность операций создания ситуации успеха

Название приема

Задача

Снятие страха

Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах

Авансирование

Предварительная подготовка ребёнка к предстоящему занятию (помогает ребенку избежать поражения и поверить в свои силы).

Внесение мотива

Определяет для ребенка, необходимость выполнения данного задания.

Персональная исключительность

Обозначает важность усилий ребёнка

Мобилизация активности или педагогическое внушение

Побуждает к выполнению конкретных действий

Высокая оценка результата деятельности конкретного ребенка

Помогает настроиться на дельнейшую деятельность, повышает самооценку

Приемы создания ситуации успеха

Название приема

Действия педагога

Коррекция страха

Ничего страшного…

Скрытая инструкция

Ты же помнишь, что…

Авансирование

У тебя получится…

Персональная исключительность

Только у тебя …

Усиление мотива

Нам это нужно для…

Педагогическое внушение

Только у тебя …

Высокая оценка детали

Для всех нас это очень важно…

Отметка   достижений

Отметка достижений

Концентрация внимания на достигнутых успехах

Концентрация внимания на достигнутых успехах

Формирование   веры в успех

Формирование   веры в успех

Делание   ошибок - нормальное и нужное явление

Делание   ошибок - нормальное и нужное явление

 

Приемы для установления доверительных отношений

дошкольника и педагога

Название приема

Педагог, психолог

Ребенок

Принятие

Ты хороший …

Я хороший…

Внимание

Я вижу тебя…

Я что-то значу…

Уважение

Спасибо за …

Мои старания заметили…

Одобрение

Я знаю о тебе что-то замечательное…

Я все смогу…

Теплые чувства

Ты мне нравишься…

Кто-то заботится обо мне…

Меня здесь любят….


 skachat