Программа психолого – педагогического сопровождения раннего изучения английского языка. |
Содержание - Дошкольное образование | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сухова Юлия Леонидовна, зам. зав. по ВМР, МАДОУ«Детский сад № 3» г. Березники, Пермского края. Дата публикации: 21.09.2018 Программа психолого – педагогического сопровождения раннего изучения английского языка.
Методическое обеспечение программы – учебно – методическая литература: Бондарева Е.Е. Психолого – педагогические основы обучения иностранному языку в дошкоьных учреждениях//Наука и современность. – 2012.- № 4.-С 48-53 Божович, Л. И. Психологические проблемы воспитания как управления детским развитием / Л. И. Божович // Проблема управления процессом воспитания: Материалы симпозиума. - М.: Изд-во МГУ, 1971. - С.30-37. Леонтьев А.А. Психологические предпосылки раннего овладения иностранным языком //Дошкольное воспитание. – 1998. - №5.-С.24-29 Кадушкина Е.А. Использовать по назначению// Дошкольный психолог/ Е.А Кадушкина.- 2008.- №8. Маханева, М. Д. Индивидуальный подход к ребенку в ДОУ: Организационно-методический аспект / М. Д.Маханева. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 57 с. Степанова, О. А. Индивидуализация как принцип современного дошкольнго образования // Основы педагогического менеджмента. – 2005. - № 7. Программа психолого – педагогического сопровождения раннего изучения английского языка является методическим руководством в организации, подготовке и проведении мероприятий по психолого - педагогической поддержке детей в процессе раннего изучения английского языка. Программа содержит комплекс методик позволяющих провести диагностику, направленную на выявление психологической готовности дошкольников к изучению новой языковой системы, организовать психолого-педагогический мониторинг процесса обучения детей, консультирование их родителей, а также развитие психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса.
Пояснительная записка
Актуальность. Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) отличаются особой чуткостью к языковым явлениям и потому этот возраст особенно благоприятен для начала изучения английского языка. Именно в этот период у детей появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, их увлекают загадки языка. Они легко и прочно запоминают небольшой по объему языковой материал и хорошо его воспроизводят. Английский язык не только потому легче дается ребенку, чем взрослому, что маленькие дети тратят меньше сил на запоминание, но и потому, что они любопытны, не отягощены предрассудками, не имеют такого большого количества стереотипов мышления и поведения, а потому проще принимают правила "новой игры". Изучение английского языка оказывается важным для развития языковых, познавательных, мыслительных, коммуникативных способностей ребенка. Оно позволяет расширить его кругозор, познать через язык другую страну, ее народ и культуру. Исследования в области раннего обучения английскому языку, доказывают, что обучение английскому языку должно быть ориентировано на психофизиологические возрастные особенности детей. Дети дошкольного возраста любознательны. При восприятии склонны обращать внимание на яркое, эмоционально – окрашенное. Однако внимание их отличается неустойчивостью: они могут сосредотачиваться лишь на несколько минут. Дети не воспринимают длительных и долгих объяснений, поэтому процесс обучения должен опираться на ведущую деятельность - игру.Именно опора на игровую деятельность позволяет обеспечить естественную мотивацию интереса ребенка к занятиям, способствует профилактике переутомления. Игра в обучении английскому не противоречит учебной деятельности, а органично связана с ней. Исследователи Н.Д.Кальскова, И.А.Зимняя, М.Е.Вербовская, И.Н.Верещагина, И.А.Шишкова считают, что специальные занятия можно начинать проводить с детьми 5 -10 лет, так как этот период является сенситивным для изучения иностранного языка. Психолого-педагогическое сопровождение раннего изучения английского языка позволяет провести диагностику, направленную на выявление психологической готовности дошкольников к изучению новой языковой системы, организовать психолого-педагогический мониторинг процесса обучения детей, консультирование их родителей, а также развитие психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса.
Это и определило цель разработки психолого-педагогического сопровождения. Разработать и апробировать психолого-педагогическое сопровождение как совокупность условий организации обучения старших дошкольников английскому языку в дошкольном образовательном учреждении.
Цель программы психолого-педагогического сопровождения: Создать единое образовательное пространство, как одно из условий успешного овладения английским языком детьми старшего дошкольного возраста. С этой целью разработан пакет психолого-педагогических методик индивидуального сопровождения ребенка, включающий следующие методики и стимульный материал: Первичная (стартовая) диагностика готовности ребенка к раннему изучению английского языка, с целью отбора детей и формирования групп для изучения английского языка
1. «Экспресс – диагностика в детском саду» Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко. Вывод: к обучению по программе, раннего изучения английского языка допускаются дети, у которых уровень познавательной активности и высших психических процессов соответствует возрастной норме. II. Оценка состояния речевого развития ребенка (проводится учителем – логопедом):
Вывод: К обучению по программе раннего изучения английского языка допускаются дети не имеющие речевых нарушений. III. Определение физического и нервно – психического состояния ребенка (проводится медицинским работником)
Вывод: К обучению по программе раннего изучения английского языка допускаются дети не имеющие хронических заболеваний, нарушения зрения и нервной системы. Промежуточная и итоговая диагностика проводится с целью изучения динамики развития дошкольников в процессе изучения английского языка, выявление обучающихся испытывающих трудности в освоении программы и оказания своевременной педагогической помощи. I. Психолого-педагогическая диагностика (проводится педагогом-психологом): 1. Тест тревожности Р.Теммл, М.Дорки, В.Амен - определение общего уровня тревожности у ребенка. 2. Графическая методика М.А. Панфилова «Кактус» - исследование эмоционально-личностной сферы ребенка. 3. Методика Т.Д. Марцинковской «Лесенка» - определение самооценки ребенка, восприятие ребенком отношения к нему взрослых. 4. МЭДИС – методика экспресс – диагностики и интеллектуальных способно стей - исследование уровня познавательной активности 5. Тест Пьерона – Рузера - определение уровня концентрации внимания II. Педагогические методики, направленные на оценку знаний по программе раннего изучения английского языка и определение индивидуальной траектории развития (проводится педагогом английского языка) см. Приложение 3. III. Определение физического и нервно – психического состояния ребенка (проводится медицинским работником). 1 .Периодические медицинские осмотры - контроль физического и нервно – психического состояния ребенка в процессе реализации проекта. 2. Анализ заболеваемости ребенка за год - контроль физического и нервно – психического состояния ребенка в процессе реализации проекта.
Психолого-педагогическое сопровождение обучения детей старшего дошкольного возраста английскому языку подразумевает специальным образом организованный целостный процесс в результате которого, у дошкольников формируется разнообразный субъектный опыт. Субъектный опыт старших дошкольников как результат обучения английскому языку включает:
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
Объект, субъект и предмет сопровождения. Объектом сопровождения выступает образовательный процесс. Субъектом сопровождения являются дети старшего дошкольного возраста, педагоги и родители воспитанников. Предмет деятельности в рамках данной программы психолого-педагогического сопровождения – ситуация развития дошкольников при раннем изучении иностранного языка. Психолого – педагогическое сопровождение обучения старших дошкольников английскому языку представляет собой совокупность педагогических условий:
Реализация цели психолого-педагогического сопровождения достигается основными функциями: информационной, направляющей и развивающей. Информационная функция сопровождения состоит в широком оповещении всех заинтересованных лиц о формах и методах сопровождения. В первую очередь это касается педагогов, и родителей воспитанников, принимающих участие в программе психологического сопровождения. Информационная функция обеспечивает открытость процесса сопровождения, что согласуется с принципами открытого образования, а также, в свою очередь делает всех заинтересованных лиц активными участниками (сотрудниками). Направляющая функция сопровождения обеспечивает согласование всех заинтересованных в сопровождении субъектов образовательного процесса с целью обеспечения координации их действий в интересах ребенка. Вместе с тем, направляющая функция предусматривает, что ведущей (направляющей) фигурой в этих действиях в силу его профессиональной компетенции становится педагог-психолог. Развивающая функция сопровождения задает основной вектор действиям всех участвующих в системе сопровождения. Развивающая функция обеспечивается деятельностью педагогов детского сада, педагога-психолога, при этом педагоги используют в практике работы развивающие технологии обучения и воспитания, а педагог-психолог – коррекционные занятия с воспитанниками. Функции психолого-педагогического сопровождения обеспечивают единое информационное поле для всех участников психологического сопровождения, а также его анализ и актуальную оценку. Данный компонент реализуется в деятельности педагога-психолога, через осуществление просветительской работы с родителями, педагогами и администрацией ДОУ, при этом используются разнообразные формы активного полисубъектного взаимодействия всех участников. Анализ и оценка существующей системы сопровождения делает возможным развитие и совершенствование системы, обеспечивая ее важнейшие характеристики – открытость и развивающийся характер (синергетичность). В основу данной программы психолого-педагогического сопровождения положены следующие принципы, правильная реализация которых обеспечивает результативность сопровождениядошкольников в изучении иностранного языка: - личностно ориентированная направленность на языковую личность ребенка, его реальные потребности и мотивы обеспечивает развитие способности ребенка к межкультурному общению. - принцип гуманистичности предполагает отбор и использование гуманных, личностно-ориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях методов психолого - педагогического взаимодействия. - принцип комплексности подразумевает взаимодействие различных специалистов, всех участников образовательного процесса, в решении задач психолого-педагогического сопровождения: воспитателей, педагога английского языка, педагога-психолога, учителя-логопеда, медицинского работника и администрации. - принцип научности определяет использование современных научных методов диагностики и коррекции развития воспитанников, участия субъектов психолого-педагогического сопровождения в разработке критериев и оценок результатов освоения программы, своевременная коррекция. - принцип «на стороне ребенка» обеспечивает защиту прав и интересов ребенка при учете позиций других участников образовательного процесса. - принцип активной позиции ребенкапредполагает включение иностранного языка в различные виды и формы организации детской деятельности, режимные моменты, перенос освоенных знаний, умений и навыков английского языка в ситуации повседневной жизнедеятельности (их востребованность, актуализация) - принцип коллегиальности и диалогового взаимодействияобуславливает совместную деятельность субъектов психолого-педагогического сопровождения в рамках единой системы ценностей на основе взаимного уважения и коллегиального обсуждения проблем, возникающих в ходе реализации проекта. Формы психолого-педагогического сопровождения:
Краткая характеристика субъектов психологического сопровождения и их функция в области сопровождения: Заведующий осуществляет непосредственное руководство в системе психологического сопровождения:
В планирование деятельности системы сопровождения также участвуют зам. заведующего по ВМР, педагог-психолог, логопед, педагог по английскому языку. Заместитель заведующего по ВМР:
Педагог-психолог проводит:
Учитель – логопед: проводит стартовую диагностику, участвует в разработке критериев отбора, оказывает помощь педагогу в постановке определенных звуков английского языка, подборке артикуляционной и пальчиковой гимнастики. Педагог английского языка: Непосредственно проводит обучение детей английскому языку с учетом специфики развития ребенка, проводит мониторинг формирования новых универсальных учебных действий, используя при этом развивающие и здоровьесберегающие технологии обучения, а также приемы создания ситуации успеха. Родители воспитанников: Участвуют в непосредственной образовательной деятельности (посещают занятий совместно с детьми), а так же выполняют индивидуальные рекомендация педагога-психолога и педагога английского языка. Психолого - педагогическое сопровождение раннего изучения английского языка включает:
Мониторинг обучения дошкольников. Эффективность обучения английскому языку детей старшего дошкольного возраста в условиях психолого - педагогического сопровождения определяется по результатам итоговой психолого-педагогической диагностики. Педагогическая эффективность обучения дошкольников определяется уровнем достижений ребенка в освоении программы в соответствии с поставленным педагогическими задачами, а именно:
Психологическая эффективность:
Медицинская эффективность определяется сохранением психического и физического здоровья детей.
План – сетка мероприятий обеспечивающих психолого-педагогическое сопровождение раннего изучения английского языка
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАННЕГО ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
на 20___/20__ учебный год
________________________________________________ (ФИО ребенка, возраст)
Индивидуальная траектория психолого-педагогического сопровождения
Результаты: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Педагог-психолог ____________________ (ФИО) Учитель-логопед____________________ (ФИО) Медицинский работник____________________ (ФИО) Родитель (мать, отец, законный представитель) ____________________ (ФИО) Консультация для воспитателей «Создание ситуации успеха на занятиях английского языка, как средство психолого – педагогического сопровождения дошкольников».
В качестве основной цели педагогического процесса при работе с дошкольниками является создание условий для максимально возможного развития способностей ребенка, формированию у него внутреннего психологического покоя и уверенности в своих силах. В любом образовательном учреждении ребенок должен чувствовать себя уверенно и защищено, это становится возможным при формировании у дошкольников постоянного ощущения успеха. Одной из главных целей дошкольного образовательного учреждения является развитие личности каждого ребенка, а это возможно, если обучение и воспитание построено таким образом, что доставляет ребенку радость познания. Обучение и воспитание будут способствовать развитию ребенка в том случае, если у него возникает интерес к определенному занятию. Но как повлиять на его формирование? Для того, чтобы сформировать интерес у ребенка необходимо создать ситуации успеха! Педагог должен ясно осознавать, что успех может быть кратковременным, частым и длительным, сиюминутным, устойчивым, связанным со всей жизнью и деятельностью. Все зависти от того, как ситуация успеха закреплена, продолжается, что лежит в ее основе. Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может настолько изменить психологическое самочувствие, что резко меняет ритм и стиль деятельности, взаимоотношений с окружающими. Ситуация успеха может стать своего рода спусковым механизмом дальнейшего движения личности. Чтобы педагоги правильно использовали этот механизм, необходимо, чтобы они знали все особенности этого психолого-педагогического феномена. Задача педагога состоит в том, чтобы дать каждому ребенку возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики. С психологической точки зрения успех – это переживание, состояние радости, удовлетворения от того, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива детей в целом. Важно подчеркнуть, что в педагогическом смысле это результат продуманной, подготовленной стратегии. Тактики педагога. Этапы создания ситуации успеха 1.Мотивационный этап, или установка на предполагаемую деятельность. Педагог ставит перед собой задачу сформировать детей стремление как можно успешнее выполнить задание, ощутить себя «творцом обстоятельств». Преодолеть трудности, которые могут встретиться в ходе работы, другими словами, формирует мотив достижения успеха. Формируя мотив достижения, как основу определенной атмосферы среди дошкольников, педагог вправе предложить различные варианты мотивов: стремление решить интересные задачи, попытаться завоевать авторитет в глазах своих товарищей, стать первым, рассматривать свою деятельность с точки зрения ее пользы для других людей и т.д. В итоге, на мотивационном этапе, педагог организует определенные ситуации с целью актуализировать или нейтрализовать эмоции для предстоящей деятельности. Необходимо отметить, что ситуация успеха, связанная с мотивационной сферой, на данном этапе в большей степени определяется психологическими аспектами. В этом ее принципиальное отличие от ситуаций, возникающих на следующих этапах деятельности. 2. Организационный этап, или непосредственное обучение. Задача педагога – подобрать такие задания для ребенка, которые учитывали бы его индивидуальные способности и доставили бы ему удовольствие в ходе выполнения работы. На данном этапе ситуацию успеха можно рассматривать как частный случай проблемного обучения. В ходе данного этапа используются такие методы, как: похвала, подбадривание, положительный пример опыта ребенка. 3. Результативный этап, или сравнение предполагаемой оценки с реальной. Перед педагогом стоит задача организовать работу таким образом, чтобы обратить результат предыдущей деятельности в эмоциональный стимул для дальнейшего обучения. Для этого обучающийся должен осознать и проанализировать результат, полученный им на предыдущих этапах деятельности. Ребенок ждет, что оценят не только итог, но и его усилия в процессе деятельности. Опираясь на вышесказанное, можно сделать вывод, что ситуация успеха, обеспечивая реализацию образовательных задач, на мотивационном этапе является основой для формирования положительных эмоций к предстоящей деятельности, на организационном – создает условия успешного выполнения задания, делая этот процесс эмоционально и интеллектуально привлекательным для учащегося, на результативном – усиливает активное отношение к учению. Обращая его в мотив новой деятельности, или корректирует сформировавшееся негативное (реже нейтральное) отношение. Ситуация успеха становится условием перерастания положительного отношения к учению в активное, творческое, если формирует у субъекта деятельности положительное отношение к деятельности; приятное чувство успеха, вызванное преодолением им трудностей, предложенных педагогом; эмоции радости, интеллектуального подъема в процессе решения учебных задач; удовлетворение, вызванное преодолением трудностей, выбранных самим обучаемым; осознание недостаточности уровня своих знаний, умений в ситуациях преодоления. Исходя из этого, ситуация успеха становится условием психолого – педагогического сопровождения ребенка в изучении иностранного языка, которое способствует проявлению и развитию активности, инициативности, творчества, уверенности в своих силах и самостоятельности дошкольников.
Последовательность операций создания ситуации успеха
Приемы создания ситуации успеха
Приемы для установления доверительных отношений дошкольника и педагога
|
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».