Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7434612
Статья: «Использование современных игровых технологий с детьми старшего дошкольного возраста в практике работы воспитателя ДОУ»
Содержание - Дошкольное образование

Малетина Людмила Николаевна, воспитатель, МБДОУ «детский сад с. Зоркальцево», Томского района города Томска. 
Статья предназначена для педагогов дошкольных учреждений. В ней отображается использование современных игр и технологий в работе с детьми.


Дата публикации: 09.10.2018


Использование современных игровых технологий с детьми старшего дошкольного возраста в практике работы воспитателя ДОУ

 

«…Дайте же детям играть,

пока игра их радует, влечёт к себе

и вместе с тем приносит им громадную пользу!»        

Е.А. Покровский

         ФГОС ДОУ опирается на схему линии развития ребёнка: чувствовать — узнавать — создавать. То есть в детском саду должно осуществляться одновременно развлечение, познание и творчество. Всё это объединяет в себе игра. Важным направлением вовлечения детей в игровую деятельность становится развитие знаний, умений и навыков, необходимых для решения проблем, связанных с разными областями жизни (обучение, социализация, то есть отношения с окружающими людьми, самоопределение и т.д).

         Ребёнок познаёт мир во всём его многообразии через те виды деятельности,

которые малышу оказываются понятными и близкими. В этом контексте ведущую позицию занимает игра. Именно поэтому реализация целей и задач обучения, развития и воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях осуществляется через игровые элементы. Одной из задач игровой деятельности является связь с действительностью, дети должны учиться жить в современном мире. Игра способствует самореализации ребёнка в среде сверстников, правильно организованная и умело направляемая игра позволяет малышу

- развиваться физически и интеллектуально;

- формировать положительные черты характера;

- общению со сверстниками и окружающими взрослыми;

- быстро и легко усваивать новые знания.

         В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий. В соответствии с классификацией игр детей дошкольного возраста осуществляется игровая деятельность в ДОУ

 

«Классификация игр детей дошкольного возраста»

 

Игры возникающие по инициативе детей

Игры, возникающие по инициативе взрослого

Народные игры

Игры инсценирования Игры с природными объектами;

Игры с игрушками;

Игры с животными.

 

Обучающие игры

-сюжетные, дидактические, подвижные.

Музыкально –дидактические игры.

Учебные игры.

Обрядовые.

-семейные;

-сезонные;

-культовые

Сюжетно самодеятельные игры.

-сюжетно –отобразительные игры;

-сюжетно –ролевые;

-Театрализованные игры.

Досуговые игры:

-интеллектуальные;

-игры забавы, развлечение;

-театрализованные игры;

Празднично -карнавальные;

-компьютерные игры

Тренинговые игры

-интеллектуальные;

Сенсомоторные;

-адаптированные;

 

 

 

Досуговые игры

-тихие игры;

-игры забавы

 

         Руководство играми один из самых сложных разделов методики дошкольного воспитания, педагог не может заранее предвидеть, что придумают дети, и как они будут вести себя в игре. Поэтому своеобразие детской деятельности требует своеобразных приемов управления. Важнейшее условия успешного руководства играми – умение завоевать, доверие детей, установить с ними контакт.

       Задачи воспитателя при организации игры: помочь организовать игры, сделать их увлекательными, насыщенными действиями, а также помочь ребенку выбрать из массы жизненных впечатлений самые яркие, которые могут послужить сюжетом хорошей игры.

       Научные представления о поэтапном развитии игровой деятельности дают

возможность выработать более чёткие, систематизированные рекомендации по руководству игровой деятельностью детей в различных возрастных группах.

Игра динамична там, где руководство направлено на поэтапное её формирование, с учётом тех факторов, которые обеспечивают своевременное развитие игровой деятельности на всех возрастных ступенях. Здесь очень важно опираться на личный опыт ребёнка. Сформированные на его основе игровые действия приобретают особую эмоциональную окраску. В противном случае обучение игре становится механическим.

       Игра, с одной стороны, создаёт зону ближайшего развития ребёнка, а потому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это связанно с тем, что в ней 2 зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности и формирование умения действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением. С другой стороны, её содержание питают продуктивные виды деятельности и постоянно расширяющиеся жизненный опыт детей.

- развивает логическое, образное, критическое мышление;                                    

- формирует навык выстраивания причинно-следственных связей;                      

- расширяет диапазон мыслительных операций, творческие способности, фантазию;

- воспитывает креативный подход к решению поставленных задач;

- заставляет проявлять инициативу;

- развивает различные психические функции, в том числе речь;

- способствует физическому развитию.

       Реализации поставленных целей помогает планомерное решение таких задач, как:

- знакомство с нравственно-этическими понятиями например, в контексте

мероприятий, посвящённых патриотическому воспитанию;

- общефизическая подготовка;

- выработка стратегии «сотворчества» в разных видах игровой активности;

- подбор игрового материала;

- правильная организация и проведение игр.

       Дети должны чётко понимать правила игры, чтобы приём «работал», нужно его правильно применять. Для этого в ФГОС ДО предусмотрены следующие принципы внедрения игровой деятельности в работу дошкольного учреждения: свободное вовлечение в игру (нельзя принуждать малышей играть, это может спровоцировать «эффект обратной петли», и ребёнок откажется и от других видов взаимодействия); исключение занятий, попирающих нормы общественной морали (например, игра на деньги или вещи), или унижающих достоинство играющих; отсутствие показательной назидательности и дидактичности (то есть не стоит перегружать занятие информацией); чёткое понимание ребятами правил игры; исключительно положительное влияние на эмоциональную, интеллектуальную сферы участников; достаточное количество времени и материально-технической базы для игры; наличие игровой среды для мальчиков и для девочек.

По форме игры могут быть: индивидуальные, где каждый борется сам за себя; групповые, в которых малыш чувствует ответственность за свои действия. Также стоит сказать и о такой форме, как проект, который может быть и индивидуальным, и групповым, а также

иметь разные временные рамки для осуществления.

     Реализации технологии игры в дошкольном учреждении имеет ряд особенностей. Среди основополагающих черт можно выделить функциональность и структуру игровой технологии

Игровая деятельность может реализовываться в двух направлениях:

первое — дети сами устанавливают правила, придумывают содержание игры на основании имеющихся атрибутов (игрушек или другого доступного инвентаря), второе — на основании игровой технологии осуществляется процесс обучения, развития и воспитания. В последнем случае весь организационный момент остаётся за взрослым. Именно о таком приёме, который называется игровой обучающей ситуацией и способствует преодолению разрыва между ведущей игровой деятельностью в данный момент от учебной в будущем, и пойдёт речь далее.

Для ИОС характерны следующие черты:

- Незамысловатый сюжет, который требует много времени;

- Специально организованное игровое пространство;

- Наличие дидактической цели и воспитательной задачи;

- Направляющая роль воспитателя.

Исходя из выше изложенного, можно выделить несколько типов игровых образовательных ситуаций в зависимости от того, что сопровождает игру:

- Использование игрушек-аналогов (например, сопоставление неживого аналога с живым — муляжа растения с комнатным цветком);

- Связь с литературным персонажем (например, включение в работу таких всем известных героев, как Незнайка, Петрушка, Буратино);

- ИОС- путешествия (игры, моделирующие поход в лес, зоопарк, музей и т.д).

     Одной из современных форм воплощения игровой деятельности является социоигровая технология. Основа социоигровой технологии заложена в трудах сторонников социоигровой педагогики Евгения Евгеньевича Шулешко, Вячеслава Михайловича Букатова и Александры Петровны Ершовой:

«Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять друг другу и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и на учения».

Цель социоигровой технологии заключается в развитии социальных качеств

личности, формировании коммуникативной культуры детей через использование игры как основной формы организации жизни детей дошкольного возраста.

Работая по социоигровой технологии, педагоги ставят перед собой следующие задачи: помочь детям научиться эффективно общаться;

сделать образовательный процесс более увлекательным для детей; способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества;

воспитывать в дошкольниках желание узнавать новое.

Более того, социоигровое взаимодействие предполагает обязательное наличие «договора», правил и общения. Другими словами, дети могут даже спорить, но с целью договориться и доработать правила. Авторы технологии Е.Е. Шулешко, А.П. Ершова, В.М. Букатов выделили ряд принципов такой деятельности.

- Педагог — равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.

- Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие

страха ошибки у детей.

- Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам.

- Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных

уголках группы, примеряя на себя разные роли (например, сначала охотники за сокровищами, а потом разбойники, которые эти ценности охраняют, в роли сокровищ могут выступать правильные ответы на арифметические примеры).

- Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры, то есть, как было сказано выше, могут дорабатывать или изменять правила игры.

- Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что просто, а что трудно, то более интересно (так, куда занимательнее тренироваться вместе с Лунтиком над замысловатой скороговоркой, чем повторять одну и ту же простую вместе с Вупсенем и Пупсенем).

- Движение и активность.

Работа детей в малых группах, в основном, в шестёрках, бывает в четвёрках и тройках. Преимущество такого рода активности в том, что она определяет малыша не как объект образования, а как субъект, то есть полноправного участника процесса. Формы осуществления социоигровой активности могут быть следующими:

- Игры с правилами, которые могут меняться в зависимости от ситуации (например, все участники - Незнайки, они задают взрослому вопросы по теме, а в следующий раз все дети - Знайки, а в роли Незнайки - игрушка, которой малыши разъясняют то, что ещё вчера не знали сами).

- Игры-соревнования.

- Игры-драматизации (то есть постановки сюжетов сказок, мероприятий).

- Режиссёрские игры (когда ребёнок сам придумывает сюжет для игры, но при этом игрушка не отождествляется с ребёнком).

- Сюжетно-ролевые игры (малыш берёт на себя роль персонажа, отождествляет себя с куклой, например).

- Сказкотерапия (в незатейливых сюжетах дети видят себя и свои поступки,

например, «Сказки о малыше Похожем- на- тебя», «Сказки от капризов» и т.д).

- Само презентация (рассказ о себе в виде поочерёдных ответов на вопросы

ведущего-взрослого, например, в сопровождении передачи какого-то «эстафетного объекта» от одного участника к другому). Все приёмы этой технологии могут применяться в разных возрастных группах: форма

остаётся неизменной, а вот содержательный компонент может варьироваться в зависимости от уровня подготовки детей.

«Волшебная палочка» (в форме самопрезентации)

Суть игры: дети становятся в круг и получают «волшебную палочку» (например, указку).

Задача игроков: передавая друг другу предмет, отвечать на вопрос, поставленный

взрослым. Например, «Какая твоя любимая игрушка?».

Далее задание усложняется:

«Почему она тебе нравится, назови 3 причины».

Затем можно расширить круг вопросов — от личных к общеизвестным: «Назови самые популярные сегодня игрушки».

«Говорим хором» (соционаправленный приём)

Суть игры: дети делятся на группы, воспитатель задаёт вопрос. Задача ребят хором ответить на него. Благодаря коллективному ответу, даже те ребята, которые не уверены в ответе или не знают его, не будут чувствовать себя некомфортно.

«Таинственная шапка» (игра с правилами с элементами соционаправленности)

Суть игры: в шляпу кладём написанные на листочках вопросы (если ребёнок читать не умеет, то ему помогает воспитатель), малыши по очереди тянут вопросы и отвечают на них. Так можно в игровой форме повторить элементарные арифметические действия, правила дорожного движения и т.д. За счёт того, что шляпа попадает в руки ко всем, каждый ребёнок чувствует себя ведущим, то есть лидером.

Грамотное использование компьютера в детском саду может принести неоспоримую пользу интеллектуальному развитию ребёнка

Информационные технологии (в частности, игры) в дошкольном образовании, наряду с общепринятым мнением о вреде для психического и физического здоровья детей, обладают рядом неоспоримых преимуществ перед другими игровыми технологиями.

Компьютерные игры:

- Помогают быстрее перейти от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, что является важной ступенью развития логики;

- Способствуют формированию умения анализировать;

- Ускоряют процесс управления собственной внешней деятельностью (так, малышу нужно одновременно совершать действия мышью и наблюдать за изображением на экране) и т.д.

Таким образом, компьютерные игры позволяют ребятам значительно быстрее осуществить переход от простейших форм мышления к сложным.

Использование этой игровой технологии зависит от материально-технической базы дошкольного учреждения. Но если в детском саду такие занятия не проводятся, родителям следует знать, какие компьютерные игры, рекомендованные методистами, могут применяться в домашних условиях. Скачать эти игры может любой желающий, достаточно ввести название в строку поиска.

«В поисках Немо. Подводная школа» (средняя группа).

Цель: познакомиться   с животным миром планеты. Дети смогут узнать о жизни зверей в дикой природе, об их привычках и повадках, а также смогут узнать, как строит свой дом бобр, полетают с летучей мышью в поисках пропитания и увидят обустройство муравейника.

«Весёлая азбука» (старшая группа). Цель: закрепление и совершенствование навыка делить слова на слоги, делать звуковой анализ слов. Малыши смогут разбивать слова на части, составлять новые слова, объединять их в простые предложения.

«Планета чисел для малышей» (младшая группа). Цель: научиться считать до 10, дать представления о простых геометрических фигурах, научить сравнивать. Ребята знакомятся с кругом, квадратом, треугольником, соотносят фигуры по цветам, размерам. Учатся счёту до 10.

Игра для дошкольников — это ведущий вид деятельности. Именно через него дети узнают мир, учатся взаимодействовать с другими людьми, познают себя. Задача взрослого разнообразить эту практику интересными формами проведения игр. Правильно организованная работа обеспечит высокие достижения в обучении, развитии и воспитании будущих школьников.                                                                                                              

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Абрамян Л. Я. «Игра дошкольника» Москва, 1989.

2. БондаренкоА. К., Матусик А. И.. « Воспитание детей в игре» Пособие для воспитателя дет. сада – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1983.

3. Калинченко А. В. Микляева Ю. В. «Развитие игровой деятельности дошкольников. Методическое пособие, Москва 2004.

4. Некрасова В. А. « Растем играя: сред. и ст. дошк. Возраст» Пособие для воспитателей и родителей – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2004

5. Пенькова Л.А., Коннова «Развитие игровой активности дошкольников» Методическое пособие-МТЦ Сфера 2010

6. Спиваковская А. С. «Игра - Это серьезно», Москва, 1981.

7. СтепановаО.А. « Развитие игровой деятельности ребенка» Обзор программ дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

8. Усова А. П. «Роль игры в воспитании детей», Москва, 1976.

9. Юрчук Е. Н.« Эмоциональное развитие дошкольников» Творческий центр Москва 2008.

 

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР