Обобщение педагогического опыта по теме: «Развитие у детей старшего дошкольного возраста краеведческих представлений, через работу детско-родительского клуба «Юный историк» |
Содержание - Дошкольное образование |
Нерода Полина Сергеевна, воспитатель МБДОУ детский сад № 11 г. Киржач, Владимирская область. Дата публикации: 09.10.2018 Сведения об авторе.
Нерода Полина Сергеевна 03.12.1988 года рождения Красноярского края Абанского района Образование: с 2013 года студентка Государственного образовательного учреждения высшего образования московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (ГГТУ) педагогического факультета кафедры педагогики начального и дошкольного образования по профилю «Дошкольное образование» Профессиональная переподготовка: тематические курсы в ВИРО Место работы: МБДОУ детский сад № 11 г. Киржач Должность: воспитатель Общий стаж работы: 9 лет Педагогический стаж: 9 лет Стаж работы в данном учреждении в занимаемой должности: 5 лет Квалификационная категория: первая
Условия формирования опыта Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через приобщение к родному наследию. ДОО должны перейти на новый уровень взаимодействия с социумом, разнообразить формы педагогической работы, выйти за пределы своей организации и стать открытой системой. Социальное окружение в образовании создает новые возможности для улучшения его качества, создания единого воспитательного, образовательного и культурного пространства. В каждом округе, регионе нашей страны есть необходимое содержание для патриотического воспитания дошкольников, в каждом месте свои природа, традиции, быт, история, достопримечательности, памятные места, талантливые люди, народное творчество, сплачивающие людей и показывающие величие родного уголка. И я также строю образовательный процесс в соответствии с местными условиями и возрастными особенностями детей. Важно продумать, что можно показать в ближайшем окружении и о чём рассказать детям, выделив самое характерное для данного города и края. Окружающая среда региона дает богатый материал для познания своего края, общения и активной деятельности детей и взрослых, воспитание базовой культуры личности ребёнка. Диагностика детей старшего возраста показала, что у большинства исследуемых недостаточно сформированы знания о родном городе, в частности знания о музеях города. Я вынуждена констатировать факт, что у детей отсутствуют представления краеведческого характера, они не могут объяснить, что такое музей, экспонат, с какими событиями связаны памятные места т.д. Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего» Нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций. Именно поэтому, цель моего опыта работы – определить особенности сотрудничества с родителями по приобщению ребёнка к культуре родного города через ознакомление с историей и бытностью коренных жителей. Объектом опыта является воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Предмет опыта – особенности взаимодействия с родителями в процессе развития представлений у детей дошкольного возраста о родном городе через ознакомление с историей и культурой малой Родины. Актуальность и перспективность опыта. Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны, только тогда, когда органически освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем. В личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа связаны прошлое, настоящее и будущее. Если эти связи рвутся, то снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом. Восстановить эти связи – насущная задача народов современной России. У детского сада в этом процессе своя важная роль. По качеству, глубине, ценности она сравнима только с ролью семьи – в передаче от поколения к поколению самого основного, заветного, что позволяет каждому народу сохранять своё лицо, занимать своё собственное, неповторимое место в едином ансамбле общечеловеческого развития. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. Наша основная цель - как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, родному краю, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию и др. Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Разнообразие форм знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения. В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своего города, не могут различать народные промыслы. Поэтому-то я и решила изучить данную проблему и разработать пути достижения наилучшего эффекта в приобщении детей к культуре и истории своего края и города. Считаю работу в этом направлении актуальной и перспективной, требующей повышенного внимания всех педагогов.
Ведущая педагогическая идея опыта. Ведущей педагогической идеей опыта является взаимодействие с родителями, через работу детско-родительского клуба «Юный историк». Поддерживая, при этом, «Региональную программу формирования и развития партнёрских отношений образовательной и семьи на 2016 – 2020 гг.», целью которой является: объединение усилий семьи и образовательной организации по созданию социально-педагогической среды, обеспечивающей каждому ребёнку получение качественного образования. Представленный опыт, знакомит детей дошкольного возраста с культурой и историей родного края, путём использования инновационных форм сотрудничества с родителями, является моделью реализации вариативной части ООП ДО. Предложенная модель сотрудничества отражает специфику национально-культурных условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Теоретическая база опыта. Обзор методической и психолого-педагогической литературы и исследований, посвященных изучаемой проблеме, показал, что корни данной проблемы уходят в советскую педагогику, где над этими вопросами работали в рамках интернационального, нравственно-патриотического и гражданского воспитания: В. Г. Белинский, К. Д. Ушинский, Н. А. Добролюбов, Т. И. Богомолова, С. А. Козлова и другие. В современной педагогике появились новые подходы к данной проблеме, в частности работы С. А. Козловой в рамках ознакомления дошкольников с социальной действительностью, Э. К. Сусловой в рамках воспитания культуры межнационального общения, Е. Б. Алтабаевой в рамках организации историко-краеведческой работы, и многих других. Исследования содержат отдельные стороны ознакомления детей с малой Родиной, раскрывают методы и приемы работы, отображающие региональные особенности. Но, на сегодняшний день нет единой последовательной системы работы с детьми, отражающей всю полноту данного вопроса. В каждом городе, в каждом селе, в каждом населенном пункте есть свои региональные особенности, особенности исторического развития, специфические черты культуры и традиций, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю. По словам Н.Г. Пантелеевой, задача работы воспитателя с дошкольниками в процессе формирования представлений о малой родине — раскрыть каждому ребенку всю сложность, неоднозначность исторического пути родной ему земли. В процессе работы, по мнению Е. Ю. Александровой, важно выделить все лучшее в историческом прошлом края и использовать эти знания при анализе сегодняшних реалий. Выявляя проблемы развития представлений о родном городе у детей, было замечено, что в педагогических исследованиях большое внимание уделяется патриотизму как средству развития представлений о родном городе.
В настоящее время дети страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, достаточно равнодушно относятся к близким людям, товарищам по группе, у родителей нет представлений о целях и задачах патриотического воспитания, которое невозможно воспитать без тесного взаимодействия детского сада с семьёй. Глубоко изучив актуальность проблемы, понимая, что необходимо не столько педагогическое просвещение родителей, сколько активное участие семьи в разработке форм и методов развития представлений о родном городе у детей. Н.В. Алешина, при выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом, рекомендует учитывать следующие принципы: Принцип историзма. Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). Это обусловлено несформированностью у дошкольников исторического сознания: они не могут представить историческую прямую времени, определить свое место на ней и проследить удаленность тех или иных событий. Принцип гумманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству. Принцип дифференциации. Заключается, в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др. Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, музеем и т.п.; в естественном включении краеведческого материала в базовые программы дошкольного образования. Содержание краеведческого материала определяется с учетом преемственности с начальной школой; сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями города. Интеграция в педагогическом процессе рассматривается как фактор создания эмоционального благополучия ребенка в детском саду, как важнейшее условие его целостного развития, первых творческих проявлений и становления индивидуальности. Ознакомление дошкольников с родным городом может стать тем стержнем, вокруг которого интегрируются все виды детской деятельности. Раскрытие понятия представления о родном городе у детей старшего дошкольного возраста подразумевает раскрытие понятия «представления». Представлениями называются возникающие в памяти человека конкретные образы предметов и явлений внешнего мира и их свойств, которые он когда-то раньше воспринимал. В основе представлений лежит предшествующий опыт человека: нет ни одного представления, которое не было бы раньше в той или другой своей части восприятием (Б.Г. Мещеряков и В.П. Зинченко). Построим определение: «представления о родном городе у детей дошкольного возраста это возникающие в памяти человека конкретные образы родного города и его особенности и достопримечательности, которые он когда-то раньше воспринимал». На основе исследований П.Г. Саморуковой выделяем показатели (меры, степени проявления показателя) представлений: - полнота: характеризует объем (количество) знаний детей, т.е. меру соответствия знаний каждого дошкольника некоторому эталону, образцу, определенной программы детского сада. - обобщенность: характеризует владение дошкольником понятиями и интеллектуальным умением обобщения. Дает представление о развитии у ребенка других умственных действий: анализа, синтеза, абстрагирования, классификации, сравнения. - доказательность: характеризует степень осмысленности и понимания дошкольников усвоенного знания, умения последовательно и обоснованно аргументировать решение учебной задачи. Мера доказательности – отношение количества причинно-следственных связей в ответе дошкольника к другим видам связи.
Новизна опыта. Огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры. В этой связи успешность развития ребенка 5 - 7 лет при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с семьёй, т. е. через экскурсии, предметную деятельность, общение, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту. Встала задача, как вести сотрудничество с родителями на тему музейной педагогики, чтобы они не просто участвовали, а переживали это. Вначале провели анкетирование родителей, посещали ли они какие – либо музеи. Участвовали они неохотно. Выяснили, что часть воспитанников ни разу не были в музее, что папам и мамам просто в голову не приходит идея такой экскурсии, т. е данную работу вначале проводить с родителями было сложно. Здесь, прежде всего, нужно было учитывать и культуру воспитания родителей, условия в семье, образование и другое. Тогда идею посещения музеев решили донести на родительском собрании, и пришли к общему мнению о создании клуба «Юный историк» на базе старшей группы ДОУ № 11. Новизна опыта состоит в активном участии родителей воспитанников в изучении истории родного края, через совместное посещение музеев и памятных мест города. В работе клуба можно выделить два крупных направления: 1.сотрудничество с музеями (краеведческими, художественными и т.п.); 2.создание и использование мини-музея в дошкольном учреждении. Определены основные задачи: 1.Воспитывать у детей эмоциональный отклик, интерес к музеям, обогащать художественное восприятие ребенка, побуждать к поисково-собирательной деятельности, составлению собственных коллекций, к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями. 2.Развивать творческие и познавательные способности детей с учетом их возрастных и психологических особенностей через совместное с родителями и педагогам группы создание мини-музея. 3.Приобщение семьи к участию в совместной с детьми деятельности в рамках единого образовательного клуба «Юный историк» для их равноправного и заинтересованного партнёрства.
Технология опыта. Мы рассматриваем музейную педагогику как инновационную педагогическую технологию, которая является актуальной и реализует личностно-ориентированное направление работы с дошкольниками. Музейная среда обладает значительными возможностями нравственно-эмоционального воздействия на ребёнка, и этот фактор является определяющим при формировании гражданской компетентности средствами музейной педагогики. Включение музеев в образовательно-воспитательный процесс — дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Необходимо подготовить детей к посещению музеев, к восприятию музейных экспонатов. И здесь большую роль сыграли родители, которые, на родительском собрании (приложение №1) «Ознакомление детей с музеями», выступили с предложением сформировать на базе нашей группы клуба «Юный историк». На этом же собрании определили несколько задач работы клуба по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Комплекс задач: - воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; - формирование бережного отношения к природе и всему живому; - воспитание уважения к труду; - развитие интереса к русским народным традициям и промыслам; - знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); - развитие чувства ответственности и гордости за достижения родного города; - расширять кругозор, поддерживать познавательный интерес к достопримечательностям родного города; - учить воспитанников отличать разные виды музеев, пополнять словарный запас детей (музей, коллекция, археолог) Разработано перспективное планирование работы клуба «Юный историк» (приложение №2) Итак, подготовка детей началась с проведения образовательной деятельности по познавательному развитию по темам: «Путешествие в мир музеев» (о правилах поведения в музее), «Путешествие по родному городу» (приложение №3, №4). Следующим шагом стало формирование собственного мини-музея «Музей деревянной игрушки» (приложение №5)
Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела, но самое главное желание и заинтересованность всех участников. Благодаря данной программе развития и активности родителей, в нашей группе расширилась и пополнилась предметно – развивающая среда. Заметила, что у детей не пропадает интерес к экспонатам мини - музея, а периодически появляется и закрепляется желание познания, при условии, что дети не только будут рассматривать предметы, но и задействовать их непродолжительное время в игре. На следующем этапе мы перешли к ознакомлению детей с экспозициями историко-краеведческого музея (приложение №6). Родители постепенно стали заинтересовываться посещением музеев. Стали участвовать в совместных экскурсиях в программе активного досуга в выходные дни в силу возрастных возможностей детей. Результат всей работы – родители стали посещать музеи. Особенно практиковали совместное с нами педагогами и детьми посещение музеев. У детей вызывала подобная экскурсия восторг и удивление. При рассматривании детских фотографий, после посещения музеев видим, что у детей есть и внимание, и произвольное поведение при наблюдении и умении наблюдать. По собранию фотографий от посещения музеев родители стали участниками создания фотоальбома «Родной город - любимые места» (приложение №7). На фотографиях запечатлены непосредственно - радостные и счастливые лица детей нашей группы от встречи с экспонатами музеев. Общение родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения в их совместной деятельности по музейной педагогике происходит на основе диалога. Диалог, как средство общения, помогает реализовать принцип «Семья - детскому саду».
Результативность.
Я считаю, что благодаря родителям можно раскрывать подобные проекты, когда родителей можно заинтересовать, увлечь, чтобы они действительно переживали это и считали «проект» своим творением. Результат работы - родители стали нашими партнёрами: стали принимать активное участие в работе по данной проблеме, составляют альбомы, помогают в сборе экспонатов к мини-музею «Деревянной игрушки», в проведении занятий, театрализованных постановках. Можно сделать вывод, что проведенная работа комплексно воздействовала на развитие детей и знания родителей. Таким образом, последовательная система работы даёт устойчивый положительный результат в формировании у детей интереса к народной культуре и историческому прошлому своего города. Вывод: - дети проявляют самостоятельные попытки общения по поводу увиденного, со сверстниками и взрослыми; - у детей имеются представления о ценности и своеобразии народной культуры, но в ситуации выбора дети все-таки отдают предпочтение знакомым праздникам; - у большинства детей, был отмечен активный интерес к посещению музеев города; - дети знакомы с разнообразными праздничными традициями, народным фольклором. - могут выделить сходство и различия отдельных экспонатов, способны объяснить, что означает тот или иной предмет быта; - Дети проявляют инициативу, самостоятельность, желание отразить в своей игре, деятельности полученные знания в ходе работы клуба «Юный историк»
По результатам диагностики детей группы, до начала работы, мы получили следующие результаты:
Диаграмма 1. Результаты диагностики группы уровня знаний по краеведению до начала работы.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что большинство детей в группе, на начало работы имело средний уровень знаний по краеведению.
Уровень развития знаний считаем путем сложения баллов по двум показателям. 0 детей с оптимальным уровнем (8 баллов). 2 ребенка с высоким уровнем (9 баллов) 10 детей со средним уровнем (5-7 баллов) 8 детей с низким уровнем (3-4 балла) (приложение №12)
Диаграмма 2. Выводы об уровне знаний по краеведению в группе на момент окончания работы.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что большинство детей в группе, на момент завершения проекта, имело высокий и очень высокий уровень знаний по краеведению. (приложение №13) 12 По результатам проведенной диагностики, был сделан вывод о том, что большинство детей в группе, на начало проекта, имело невысокий уровень знаний по краеведению. На момент окончания проекта имело высокий и очень высокий уровень развития знаний и представлений, ребенок строит самостоятельно связное высказывание, полно и последовательно рассказывает свои впечатления от посещения музеев. В дальнейшем я планирую продолжать использовать в работе новые творческие идеи, передовой опыт на пути приобщения дошкольников к истокам народной культуры.
Адресная направленность Данный педагогический опыт работы может быть использован в совместной работе воспитателя с детьми, на педагогических советах ДОУ, в работе РМО. Так же может быть полезен начинающим педагогам. Подводя итог, хочется отметить, что педагогический процесс дошкольного учреждения необходимо насыщать активными формами приобщения ребёнка к культурному наследию народа. Нравственно-эмоциональное развитие ребёнка является важнейшим условием нравственной отзывчивости человека, а, следовательно, его нравственной воспитанности.
Используемая литература:
1.Виноградова Н. Ф.. Под редакцией Т. А.Марковой - «Детский сад и семья» 1986 год. 2.Вербенец А. М. Мы входим в мир прекрасного : образовательная программа и методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, музейных педагогов и студентов педагогических вузов. – СПб. : [б. и.], 2008 - 207 с. 3.Выготский Л. В. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: «Просвещение», 1983. 4.«Здравствуй, музей!», музейно-педагогическая программа: концепция, структура, содержание. – СПб. : [б. и.] , 2008 - 47 с. Свердловская ОУНБ; КХ; Инв. номер 2319659-КХ; 5.Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Подготовительная группа. – М.: Издательство СКРИПТОРИЙ 2003, 2017, 96 с. 6.Зурабова К. Воспитать уважение к культуре // Дошкольное воспитание. – 2005 - N4 - С. 82-90. 7.Музейная педагогика под редакцией Морозовой А.Н. -2006 год. «Музейная педагогика», творческая лаборатория: сб. трудов творческойлаборатории "Музейная педагогика" кафедры музейного дела. - Вып. 4 – 2003 - 196 с. Свердловская ОУНБ; Шифр Пр12853; Инв. номер П352633-КХ 8.Пантелеева Н. Г. Знакомим детей с малой родиной: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2016 (Библиотека воспитателя). 9.Сафонова О.А. «Методика экспресс – анализа и оценки детской деятельности» 10.Тимофеева Л. О., Волохова Н. Н., Тимофеева Т. В., Князева В. Ф., Богачёва И. В. Приобщение старших дошкольников к традициям родного края: программа, конспекты занятий / авт.-сост. Л. О. Тимофеева [и др.]. Волгоград: Учитель, 2015. – 173 с. 11.Чистякова М. А. Психогимнастика. М., 1990.
|
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».