Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7384837
Конспект занятия по формированию целостной картины миры в подготовительной к школе группе тема: «Удивительный мир Африки»
Содержание - Дошкольное образование

Дуганова Ольга Александровна, учитель-логопед; Шумилова Мария Викторовна, воспитатель, МДОУ «Детский сад компенсирующего вида №26» г. Вологды. 
Цель: Закрепление знаний у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи о материке Африка. В ходе занятия решаются задачи по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи.


Дата публикации: 09.10.2018


 

Конспект занятия по формированию целостной картины миры

в подготовительной к школе группе

тема: «Удивительный мир Африки»

 

Цель: Закрепление знаний у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи о материке Африка.

Задачи:

Образовательные:

1.Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия.

2.Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, совершенствовать навыки употребления предложно-падежных конструкций. Совершенствовать грамматический строй речи (употребление существительных в форме родительного падежа множественного числа), совершенствовать навык чтения.

Развивающие:

1.Развитие зрительного и слухового внимания, памяти, тонкой и общей моторики, развивать координацию речи с движением.

Воспитательные:

1.Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

2. Воспитывать бережное отношение к природе и животному миру.

Оборудование: мультимедийная аппаратура, подносы с крупой гороха, бросовый материал, макет пустыни.

Ход занятия

 

Педагог: Ребята сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие, которое нам поможет совершить наш друг компьютер.

(На слайде физическая карта, материк - Африка, изображения пальмы, зебры, обезьяны, черепахи).

Педагог: Как вы думаете, куда мы сегодня отправимся?

Дети: Мы сегодня отправимся в Африку.

Педагог: Африка-царство самого жгучего солнца и горячего песка.

Африка очень обширна. В Африке разнообразные природные зоны.Жестколистные вечнозеленые леса и кустарники, пустыни и полупустыни, саванны и редколесья, переменно-влажные и влажные леса - африканские джунгли.

Сегодня мы побываем в природных зонах Африки, таких как переменно-влажные и влажные леса по другому их называют африканские джунгли, саванне и редколесьях, пустыне и полупустыне, а в жестколистных вечнозеленых лесах и кустарниках мы побываем на следующем занятии.

Первая зона, в которой мы побываем – это переменно-влажные и влажные леса - африканские джунгли. Африканские джунгли –это густой и непроходимый тропический лес. Здесь круглый год лето, часто идут дожди, благодаря этому огромной высоты деревья, травы, грибы, папоротники и лианы. Давайте сравним лес России и Африки.

Д/И « Я начну, а вы повторите и продолжите»

Например:

Российскийлес густой, аАфриканские джунгли ещегуще.

В Российском лесувысокие деревья, а в Африканских джунглях ещевыше.

В Российских лесах толстыйстволу деревьев, а в Африканских джунглях ствол деревьев еще толще.

В Российских лесах яркие цветы, а в Африканских джунглях цветы еще ярче.

Д/И «Прочитай и выбери»

Педагог: Прочитайте и выберите название растения,которое произрастает в джунглях(береза, сосна, ромашка, лиана). Назовите растение (лиана). Конечно, это лиана.

Детско-родительский проект «Удивительные растения Африканских джунглей» (презентация).

Итог, джунгли – это густой тропический лес с удивительным миром необычных растений.

Физкультминутка

В диких джунглях на полянке озорные обезьянки,

Скачут, кувыркаются, по стволам взбираются,

Бананами бросаются, на хвостах качаются.

Вот такие обезьянки веселятся на полянке.

Педагог: Следующая природная зона Африки Саванна и редколесья. Саванна –это африканская степь. Летом Саванна влажная и зеленая, а зимой желтая и сухая.

Именно в Саванне живет много удивительных животных.

(На слайде наложенные контуры животных.)

Педагог: Расскажите, кого вы узнали, заметили, приметили, не забудьте подобрать определение каждому зверю.

(Например: Я узнал полосатую зебру, длинношеего жирафа, быстрого гепарда, большого слона, толстокожего бегемота, неуклюжего носорога, выносливого верблюда, сильного льва).

Д/И «Есть - нет»

(Дети выбирают иллюстрации, на которых изображены животные, составляют сложносочиненные предложения с союзом «а»). Например: Услона есть хобот, а у носорога нет хобота. У носорога есть рог, а у льва нет рога.У льва есть густая грива, а у тигра нет густой гривы, и т.д.)

Педагог: Как вы думаете, к отряду каких животных относятся лев, тигр, гепард, сервал, леопард, каракал? (к отряду кошачьих).

Детско-родительский проект «Африканские дикие кошки» (презентация).

Д/И «Чей крик вы услышали?»

Педагог: Отгадайте и назовите, чей крик, или рычание вы услышали? (Я услышал слоновий, обезьяний крик, львиное рычание). Сколько слонят вы приметили? (пять слонят). Ребята как вы думаете, слон умеет плавать? (предположительные ответы детей).

Видеоролик о слоне, как он умеет плавать.

Педагог: Ребята, объясните смысл выражений: львиная грива, крокодильи слезы, топает как слон? (ответы детей). А каких животных нет в Российских степях?(Слайдовое сопровождение).( В Российских степях нет зебр и антилоп, обезьян и жирафов, бегемотов и носорогов). Давайте расскажем о животных , которые обитают в Африканской саванне в пальчиковой гимнастике (на каждую строчку загибать пальчики, начиная с большого пальца правой руки).

Если в жаркую страну,

Я случайно попаду,

То увижу там шакала,

Зебру, гиппопотама

Обезьяну, тигра, льва

Крокодила и слона

Хорошо живется им

Не бывает снежных зим.

Педагог: Вы перечислили животных Российских степей? (Нет. Африканской саванны).Саванна уникальна богатством животного мира. Здесь обитает большое количество птиц: фламинго, страусы, марабу, пеликаны и другие. Она поражает обилием травоядных животных: буйволы, антилопы, слоны, зебры, жирафы, бегемоты, носороги и многие другие. Они же являются пищей для следующих хищников: львов, леопардов,гепардов, шакалов, гиен, крокодилов.

Педагог: Следующая природная зона в Африке — это тропические пустыни и полупустыни (слайдовое сопровождение). Пустыня — природная зона, характеризующаяся равнинной поверхностью, разреженностью или отсутствием флоры и специфической фауной. Чем дальше на север и юг Африки от экватора, тем суше тропический воздух, и тем меньше количество осадков. В обеих частях континента саванны переходят в тропические пустыни и полупустыни. В Африке различают песчаные, каменистые, глинистые пустыни, а еще помимо Африки есть солончаковые пустыни. Мы сегодня будем говорить о песчаной пустыне Африки – Сахаре.

Детско-родительский проект «Сахара» (презентация).

Педагог: Кого из животных называют кораблем пустыни? (ответы детей). Верблюды подобно кораблям преодолевают огромные расстояния в пустыне. Выстраиваясь в одну линейку, их называют верблюжьим караваном. Верблюды незаменимые помощники человека, они перевозят через пустыню людей и грузы.

Видеоролик «Караван верблюдов».

Педагог: Сегодня мы с вами закончим работу, которую начали выполнять на прошлом занятии из бросового материала «Караван верблюдов». Продуктивная деятельность

Итог: Пустыня, это бескрайние просторы горячего песка и палящего солнца в которой тоже есть жизнь.

Педагог: Ребята, о каком материке мы сегодня говорили? Перечислите природные зоны Африки и их особенности? Что вам особенно запомнилось в путешествии и кому бы вы об этом хотели рассказать?