Цыбина Анна Петровна, воспитатель, МАДОУ «детский сад №73», г. Стерлитамак, Республика Башкортостан. Занятие по формированию элементарных математических представлений ориентировано на интеллектуально – познавательное развитие детей 4-5 лет в свете реализации ФГОС ДОУ. Интеграция с другими образовательными областями: коммуникация, социализация, развитие речи.
Дата публикации: 15.10.2018
Конспект
Непосредственной образовательной деятельности в средней группе.
Тема: «Приключения в стране Математика»
Аннотация: Занятие по формированию элементарных математических представлений ориентировано на интеллектуально – познавательное развитие детей 4-5 лет в свете реализации ФГОС ДОУ. Интеграция с другими образовательными областями: коммуникация, социализация, развитие речи.
Цель: 1) Создание условий для формирования элементарных математических представлений. 2) Развитие творческих способностей детей, их познавательную активность.
Задачи: Образовательные: Закреплять прямой счет до 5 и обратно; умение находить соседей числа; различать и называть геометрические фигуры. Упражнять в сравнении и управлении двух групп предметов. Учить решать математические задачи. Закреплять представления о частях суток.
Развивающие: Развивать любознательность, память, логическое мышление. Развивать двигательную активность.
Воспитательные: Воспитывать интерес к математическим занятиям. Воспитывать отзывчивость, желание помогать другим.
Речевые: Продолжать учить обозначать словами положение предмета, относительно себя.
Виды деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная.
Предварительная работа с детьми: Самостоятельная деятельность детей в уголке математики, дидактические игры, заучивание физкультминуток.
Оборудование: Кот ученый, магнитная доска, интерактивная доска, плоскостные ёжики и грибочки, домик из геометрических фигур, набор полосок разной длины на каждого ребенка, наклейки с фигурками, цифры, фишки красного и зеленого цвета.
Взаимодействие: пополнение уголка дидактическими играми и раздаточным материалом.
Чтение с детьми дома стихов и загадок о цифрах и геометрических фигурах.
Методы и приемы: игровые, сюрпризные моменты, проблемные ситуации, дид.игры, беседа, вопросы, обобщение, подведения итога НОД, самоанализ детей.
Интеграция: Познавательное развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие.
Источники: "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
«Занятия по формированию элементарных математических представлений» И.А. Пономарева, В.А. Позина.
Этапы занятия
|
Деятельность педагога
|
Деятельность обучающихся
|
1. Мотивационно-стимулирующий
|
Дети и воспитатели встают в круг.
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
В.: Ребята, а что такое математика?
Правильно, на математике мы учимся считать, узнавать и правильно называть геометрические фигуры, сравниваем предметы по высоте, длине, ширине и решаем примеры.
Дети, а вы любите путешествовать?
Сегодня я вам предлагаю отправиться в интересное приключение в страну Математики. А поедем мы с вами на поезде.
П.и. «Поезд».
Вот поезд наш едет колеса стучат, а в поезде этом ребята сидят.
Чух-чух бежит паровоз. Далеко-далеко ребяток повез. Но вот ребята, остановка. А называется она: «Фигурная»
|
Дети выполняют движения согласно текста и проговаривают слова.
Ответы детей.
Да.
|
2. Основной (организационно-практический)
|
В: Ну вот мы и приехали в страну Математики (садимся на стульчики)
Посмотрите, какой здесь необычный домик. Он построен из фигур, а каких? Назовите, пожалуйста, эти фигуры.
Ребята, скажите, пожалуйста, какие предметы похожи на геометрические фигуры?
Д.и. «На что похоже?»
В.: Ребята, а как вы думаете, кто же в этом домике живет?
(Загадка про зайчика)
Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы -
Уши больше головы.
(Заяц)
А сколько зайчиков?
В.: Ребята, а теперь нам снова пора отправляться в путь, но сейчас мы полетим на самолете.
Гимнастика для глаз» "Самолет" Пролетает самолет, (смотрят вверх и водят пальцем за воображаемым самолетом) С ним собрался я в полет,
Правое крыло отвел, (отводят руки по переменно и
Посмотрел. прослеживают взглядом)
Левое крыло отвел,
Поглядел.
Наконец мы приехали, и встречает нас здесь Кот ученный!
Кот ученый: Здравствуйте дети! Как же я рад вас всех видеть! А давайте мы с вами поиграем! Я буду начинать предложение, а вы договаривать слова.
Д.и.«Закончи предложение».
Цели: учить дополнять предложения словом противоположного значения, развивать внимание.
Ход игры: Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением.
Сахар сладкий, а перец - …. (горький).
Летом листья зеленые, а осенью …. (желтые).
Дорога широкая, а тропинка .... (узкая).
Кот ученый: А теперь ребятки давайте с вами чуть-чуть подвигаемся!
Физ.минутка.
(С использованием интерактивной доски, на которой показывают изображения веточек, яблочек и т. п.).
-Сколько веточек у нас
Столько мы помашем раз(5)
-Сколько яблочек у нас
Столько мы подпрыгнем раз( 2)
-Сколько листиков у нас
Столько мы присядем раз( 1)
-Сколько ёлочек зелёных
Столько сделаем наклонов( 3)
-Сколько ягодок у нас
Столько хлопнем с вами раз( 4)
В.: Ой, Кот ученый, а почему ты загрустил?
Кот ученый: Ох, у меня была такая красивая ровная лесенка, которая вела к моему домику, но приходил неуклюжий медведь и сломал ее.
В.: Не огорчайся, Кот ученый! Ребята помогут тебе починить твою лесенку. (Дети садятся за столы. Раздаточный материал на каждого ребенка)
Кот ученый: А еще он перепутал все мои цифры
ИГРА «Разложи цифры по порядку»
Какая цифра не на своем месте? (ответ детей).
- Какая цифра стоит перед цифрой 3?
- Какая цифра стоит после цифры 1?
- Какая цифра стоит между цифрами 3 и 5?
Д.и. «Счет от 1 до 5 и обратно», «Назови соседей числа»
Кот ученый: Молодцы ребята! Какие вы все умные!
|
Дети называют геометрические фигуры: (квадрат, круг, прямоугольник, треугольник)
Ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей.
Дети собирают лесенки из 6-ти полосок.
Ответы детей.
|
3. Рефлексивно-оценочный
|
В.: Ну вот Кот ученый, нам пора возвращаться в группу.
Кот ученый: Ребята, а у меня для вас есть подарки! (Раздает наклейки с фигурками)
В.: А теперь, ребята, я предлагаю вам поехать на машине.
П.и. «Машина, машина идет, гудит».
Понравилось ли вам в стране математики? Что мы там делали? Какие задания понравились больше? Почему? А какое задание было самым сложным?
Молодцы ребята, сегодня мы с вами хорошо потрудились! У меня на на столе лежат фишки красного и зеленого цвета, возьмите красную фишку , те кому было легко выполнить все задания, и зеленую кому было немного трудно.
|
Дети благодарят Кота.
|
|