Конспект организации интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе № 11 Теме: «Путешествие в историю башкирского народа» |
Содержание - Дошкольное образование |
Тарасова Надежда Николаевна, воспитатель, МАДОУ « Детский сад№73»,г.Стерлитамак, Республика Башкортостан. Дата публикации: 15.10.2018 Конспект организации интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе № 11 Теме: «Путешествие в историю башкирского народа» Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Коммуникация» и «Художественное творчество» Формы работы: Программные задачи: 1.образовательные: уточнить у детей представления о родной земле, в которой они живут, о быте, традициях башкирского народа, закрепить умение различать характерные особенности башкирского орнамента. Обобщить представления детей о убранстве юрты, украшении предметов быта и одежды. 2.развивающие: развивать умение выражать свои мысли в устной речи, познавательную активность, творческие и интеллектуальные способности, развивать художественный вкус, чувство ритма. 3.речевые: активизировать речь, обогащать словарный запас: башкорт, юрта, войлок, орнамент, узор, легенда, республика, волчий, вожак, легенда. 4.воспитательные: воспитать интерес к культуре башкирского народа, к украшениям народного быта, народному костюму, гордость, любовь, желание узнать больше о прошлом родного края. Оборудование: иллюстрации женского и мужского национального костюма, макет «Народы РБ», сундук с вещами, девочка и мальчик в национальных костюмах, запись башкирской мелодии, ковры с башкирским орнаментом, мольберт с магнитной азбукой, д/ игра «Собери ковер». Предварительная работа: чтение легенды, беседы об убранстве юрты, рассмотрение макета, д/игра «Cобери ковер», варежки, вырезанные из бумаги. Методические приемы: 1. Психогимнастика «Подари улыбку». 2. Отгадывание кроссворда. 3. Постановка цели. 4. Рассказ легенды о происхождении башкирского народа. 5. Звуко – буквенный анализ слова «башкорт». 6. Дидактическая игра «Придумай слово». 7. Башкирская игра «Курай». 8. Рассмотрение макета «Народы РБ». 9. Рассказ о башкирском национальном костюме. 10. Рассказ о войлоке. 11. Просмотр видео ролика. 12. Экспериментирование войлока. 13. Рассказ о пряжи. 14. Практическая работа «Украсим елку». 15. Пальчиковая игра «Был бармак …». 16. Прослушивание «Маленький вальс». 17. Правило работы во время труда. 18. Помощь воспитателя советом. 19. Анализ работ. 20. Обобщение. 21. Угощение детей и гостей. 22. Уборка рабочих мест.
Ход занятия: 1.Психогимнастика «Подари улыбку». - Ребята, к нам пришли дорогие гости, давайте их по приветствуем. А теперь сделаем красивый общий круг, возьмем за руки друг друга и улыбнемся доброжелательной улыбкой, подарим радость своим друзьям. Молодцы. Присаживайтесь на свои стульчики. 2.Отгадывание кроссворда. - Ребята, давайте отгадаем кроссворд с помощью загадок, слушайте внимательно. 1)Рыжий клубок С сучка на сучок Скок – поскок. (Белка.) 2)Ходит – бродит по болоту, Топчет рязку позолоту, Туда ноженька спешат Где побольше лягушат. (Цапля.) 3)Пришел серенький волчок, Сгрыз у дома весь бочок. (Мышь.) 4)Шкурку драть с него начнем Много горьких слез прольем. (Лук.) 5)Пряжи маленький моток Мчится к речке со всех ног. (Утенок.) 6)Разноцветное коромысло Над рекою повисло. (Радуга.) 7)Все стучит он: стук – постук Скоро продолбит весь дуб. (Дятел.) - Скажи, а какое слово было в кроссворде спряталось. - Верно слово башкорт. 3. Постановка цели. - Как вы думаете, о чем мы будем с вами сегодня говорить, если в кроссворде спряталось слово башкорт? - Верно о башкирах, а точнее об истории и культуре башкирского народа. 4. Рассказ легенды о происхождении башкирского народа. - Давайте послушаем легенду о происхождении башкирского народа. В давние времена наши предки кочевали. Однажды в поисках лучших пастбищ откочевали от прежних мест. Долго шли они и наткнулись на волчью стаю. Волчий вожак отделился от стаи и повел кочующий караван дальше. Долго шли наши предки за волком, пока не дошли до этой земли. Земли богатой реками, лугами, полями, лесам, дивными горами. Посоветовавшись аксакалы решили, что лучше земли не найти и остались на этой земле. С тех пор наши предки стали называть себя «башкортар», что в переводе означает «главный волк». 5.Звуко – буквенный анализ слова «башкорт». - Давайте составим слово «Башкорт». - Сколько слогов в этом слове? (В этом слове 2 слога). - Сколько букв в этом слове? (В этом слове 7 букв.) - Сколько звуков в этом слове? (В этом слове 7 звуков.) - Какие гласные звуки? (Гласные звуки [а] и [о].) - Какие согласные звуки? (Согласные звуки [б],[ш],[к],[р],[т].) - Из легенды мы узнали, что слово «башкорт» состоит из двух слов «баш» и «корт». Что означает «баш» в переводе от общетюркского? (Означает голова или главный.) - Что означает «корт» в переводе тюркско-огузского? (Означает волк.) - Верно. 6.Дидактическая игра «Придумай слово». - Давайте придумаем слова на каждую букву слова «башкорт», при этом опишем нашу родину. - На звук [Б]? (Богатая, большая, башкирская). - На звук [А]? (Актуальная, активная, аккуратная). - На звук [Ш]? (Широкая, шумная). - На звук [К]? (Красивая, красочная, культурная). - На звук [О]? (Огромная, образовательная, опрятная, облачная). - На звук [Р]? (Развитая, родная, радужная). - На звук [Т]? (Трудолюбивая, терпеливая). 7.Башкирская игра «Курай». - Ребята, а как называется башкирский национальный инструмент? (Курай.) - Ребята давайте теперь поиграем в игру «Курай». 8.Рассмотрение макета «Народы РБ». - Ребята посмотрите на макет. Куклы, в каких национальных костюмах здесь есть? (В башкирском костюме, татарском и русском). - Верно. Наша РБ богата людьми разных национальностей, которые живут вместе в единстве. При этом они и отличаются своими традициями, историей и культурой. 9.Рассказ о башкирском национальном костюме. - Давайте, послушаем рассказ о женском и мужском национальном башкирском костюме. Мужская одежда была из рубахи, нешироких штанов, камзола. Верхней одеждой служили чекмени, кафтаны. Головным убором служили тюбетейки, изготовленные из бархата. Поверх тюбетейки надевали шапку из меха - бурек. Обувью служили сапоги – сарык. Женская одежда была из платье с оборками, украшенное вышивкой, узором. На платье одевали камзол, расшитый серебряными монетами. Головным убором был небольшой платок – яулык, иногда поверх платка надевали меховую шапку. 10. Рассказ о войлоке. - Башкиры свои вещи, предметы быта хранили в специальных сундуках – hандык. - Давайте посмотрим, что хранила в сундуках. (Шаль, кофта, палас, валенки, варежки). - А из чего делали валенки? (Из войлока). - Что такое войлок? (Это шерсть, которую сваляли). 11. Просмотр видео ролика Процесс изготовления войлока очень трудоемкий. После состригания шерсти с овечки, шерсть моют, сушат, прочесывают ческами. Затем в несколько слоев складывают на полиэтиленовый мешок, накрывают сеткой, и накручивают на скалку, скатывают – называется мокрое валянье. Далее долго высушивают, затем специальной иглой делают сухое валянье. И после всего создают детали рисунка. 12. Экспериментирование войлока. - Давайте вы тоже попробуете валять смоченную шерсть с помощью скалке. 13. Рассказ о пряжи. - А из чего вязали эти вещи? (Из клубка шерсти). - Для того, чтобы связать из шерсти, приходилось ее сперва приготовить. Вначале шерсть состригают с овечки, затем стирают, сушат, прочесывают честками, далее делают нить, и только после этого вяжут вещи. Шерсть бывает светлой и темной, но ее можно и красить в разные цвета. - На дворе уже зима и многие бабушки для своих внуков связали теплые варежки и носки для игр на новогодней елке. 14. Практическая работа «Украсим елку». - Ребята давайте для Новогодней елки сделаем в подарок маленьких зеленых красавиц. 15. Пальчиковая игра «Был бармак …». - Но для начала давайте поиграем в пальчиковую игру: «Был бармак….». 16. Прослушивание «Маленький вальс». - Для того, чтобы вам было приятнее работать для вас будет звучать музыка «Маленький вальс» композитора Халика Заимова. 17. Правило работы во время труда. 18. Помощь воспитателя советом. 19. Анализ работ. - Ребята, давайте сделаем выставку из ваших работ. - С помощью чего украшали ель? (С помощью пряжи, бисера) 20. Обобщение. - Ребята скажите, чем мы с вами сегодня занимались? - Что вам больше всего понравилось? - А мне понравились ваши прекрасные знания о башкирском народе и о нашем родном крае. Спасибо Вам. 21. Угощение детей и гостей. 22. Уборка рабочих мест. Литература 1.Гасанова Р.Х. Земля отцов: Программа - руководство. Уфа, БИРО. – 50 с. 2.Гасанова Р.Х. Синтез искусств (музыка, художественное слово, живопись): Комплекс занятия для детей старшего дошкольного возраста. – Уфа: БИРО, 2005. – 30 с. 3.Гасанова Р.Х. Я Родину свою хочу познать!: Методическое пособие по ознакомлению дошкольников национальной культурой башкирского народа / Башкирский институт развития образования. – Уфа. 2007. – 149 с. 4.Хисамитдинова Ф.Г. Башкирский язык для малышей. – Уфа: Башкирская энциклопедия, 2002. – 120 с. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».