Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7384493
«Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста». Статья.
Содержание - Дошкольное образование

Гречко Любовь Викторовна, воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Кромского района Орловской области «Детский сад №1». 
Статья предназначена для воспитателей детских садов. В ней отражен опыт работы познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. В основу взята методика исследовательского обучения А.И.Савенкова.


Дата публикации: 18.10.2018


ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде». (А. И. Савенков).

 На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта, возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования. Одним из основных принципов дошкольного образования ФГОС выдвигает: формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Жизнь не стоит на месте и на данном этапе требует от человека нестандартных решений и действий в различных ситуациях, творческого подхода к любому делу. Поэтому перед дошкольными учреждениями наряду с другими задачами на первом месте стоит задача воспитать инициативные, творческие личности, способные решать нестандартные задачи. Этому способствует развитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста, т.к. она развивает детскую любознательность, пытливость ума, формирует на их основе устойчивые познавательные интересы и действия. Одним из приоритетных видов детской деятельности является поисково-исследовательская деятельность, в которой ребёнок использует практические действия. Эта деятельность зарождается в дошкольном возрасте. Современная система образования отходит от обучения детей путём прямой передачи знаний, но развивает в них стремление к поиску новой информации разнообразными методами. Педагог должен зарождать в ребёнке мотивацию к нахождению ответов на возникающие вопросы, поощрять любознательность. Дошкольники — маленькие исследователи, ищущие ответы на свои вопросы.

Следовательно, необходимо искать новые пути для развития познавательной активности детей. С этой целью мной была изучена «Методика исследовательского обучения дошкольников» А. И. Савенкова.

Цель, которую я поставила перед собой: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментально-исследовательской деятельности, а также развитие у дошкольников исследовательского типа мышления.

Подходя к созданию исследовательской деятельности у дошкольников, я поставила следующие задачи:

1. Организовать предметно-развивающую среду.

2. Обучить детей умениям и навыкам исследовательского поиска.

3. Развить умения использовать исследовательские и коммуникативные способности в процессе обучения и в повседневной жизни.

4. Организовать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольников.

Начала свою работу с создания предметно-развивающей среды, выделила место для уголка со следующими материалами:

Различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы;

Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы;

Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;

Гайки, скрепки, винтики, проволока;

Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт;

Бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха;

Мука, соль, сода, свечи, фонарики;

Детские халаты, фартуки, перчатки;

Схемы для проведения опытов;

Папки исследователя.

Но недостаточно создать предметно-развивающую среду. Для детей мы создаем следующие условия: стараемся вызвать интерес к содержанию деятельности, обеспечить достаточной мотивацией, предлагаем доступный для возраста материал, создаём доброжелательную обстановку, с вниманием и уважением относимся к гипотезам детей.

Работу проводим по следующим направлениям: живая и неживая природа, физические явления и рукотворный мир.

Используем методы обучения:

1. Репродуктивные (Объяснительно – иллюстративный и репродуктивный)- усвоение детьми готовых знаний.

2. Продуктивные (Частично – поисковый, эвристический и исследовательский) - открытие новых знаний в результате собственной исследовательской деятельности.

Учебные исследования, которые мы проводим с дошкольниками включают этапы:

1. Выбор темы

2. Выработка гипотезы

3. Поиск различных вариантов решения

4. Сбор материала

5. Обобщение полученных данных

6. Подготовка материалов исследования к защите

7. Защита

На занятиях мы используем карточки-символы с изображением «методов исследования» и карточки с рисунками, обозначающими темы детских исследований. Подбираем темы интересные для ребенка, которые увлекают его.

Таким образом, в процессе исследовательской деятельности дети старшего дошкольного возраста учатся выдвигать гипотезы, ставить вопросы, наблюдать, классифицировать и обобщать, проводить эксперименты, объяснять, доказывать и защищать свои идеи, делать выводы. Следствием является не только ознакомление детей с новыми фактами, но и активизация мыслительных процессов, совершенствование познавательной активности.

 

Список литературы:

1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. Издательство «Учебная литература»., 2010.