Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7871804
«Духовно-нравственное развитие дошкольников на основе воспитания любви к природе родного края»
Содержание - Дошкольное образование

Данилова Надежда Николаевна, воспитатель, МДОУ детского сада №10 «Капелька», г. Козьмодемьянска, Республики Марий Эл. 
В тезисах отражены основные аспекты темы духовно-нравственного развития дошкольников на основе воспитания любви к природе родного края.


Дата публикации: 28.10.2018


ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ВОСПИТАНИЯ ЛЮБВИ К ПРИРОДЕ РОДНОГО КРАЯ

 

Современные люди живут в сложное время кризисов, переоценки моральных и культурных ценностей. Ребенок, видящий красоту природы, познавший заботу о ней, так же гуманно будет относиться к людям. Поэтому так важно посредством ознакомления с разнообразием удивительной природы Марийского края сформировать в детях элементы экологического мировоззрения и воспитанности, развивать позитивное эмоционально – ценностное отношение к природному окружению.

Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать её, учится любить, оберегать. Все начинается с детства. Природа нашего края настолько разнообразна и уникальна, что открывает неограниченные возможности не только интересно познакомить с ней детей, но и научить их размышлять сострадать, любоваться. Тем более, что, следуя основным принципам и учитывая возрастные особенности дошкольников, ознакомление детей с природой целесообразно начинать с той местности, в которой они проживают.

Родной край – это не только город, здания, предприятия. Неотделима от него наша природа, леса, пруды, горы. Через экскурсии в лес, на пруд у детей формируется представление о растениях, разных породах деревьев, произрастающих в нашей местности. Наблюдая мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, ребенок начинает видеть и чувствовать гармонию природы. Формируется чувство ответственности за сохранение зеленого наряда планеты, стремление к охране растений. Забота об окружающем, тепло, доброта, уважение и милосердие – это уже охрана природы. А как это нужно и цветам, и птицам, и животным, и всем людям!

Все новое и непонятное требует обстоятельного объяснения, интересного рассказа, сравнения с чем-то знакомым. Самое главное заинтересовать ребенка. Наблюдения, рассматривания необходимо сочетать с практической деятельностью ребенка. Это может быть не только труд, но и изобразительная деятельность, опыты, эксперименты.

Особое влияние на духовное обогащение ребенка оказывает фольклор. В течение многих веков фольклор любовно и мудро поучает дошкольника, воспевает красоту природы. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные природные явления. Можно предложить детям сочинить историю о приключениях растения или животного. Природоведческие сказки, рассказы, легенды, загадки, пословицы и поговорки помогут доходчиво и интересно донести до ребенка изучаемый материал, способствует лучшему его усвоению и запоминанию.

Большое значение в духовно-нравственном воспитании дошкольников играет их активная, разносторонняя деятельность. Дети с удовольствием участвуют в уборке территории детского сада, собирают природный материал, ухаживают за растениями на участке. Особенно дошколятам близко и дорого то, что они сами вырастили. Движения на свежем воздухе во время прогулок, экскурсий, наблюдений развивают детей физически и укрепляют их здоровье.

Ведущей формой деятельности детей дошкольного возраста является игра. В игре ребенок естественным образом усваивает различные сложные представления о явлениях и закономерностях природы, закрепляет полученные представления. Здесь на помощь придут дидактические, настольные и подвижные игры, подчиненные природоведческой тематике.

Умение наблюдать за природой, видеть ее своеобразие и красоту, замечать ее различные признаки и состояния, умение относиться к ней бережно и внимательно – одна из важных задач нравственного воспитания. Пробуждать у детей с самого раннего возраста интерес и любовь к природе необходимо, во-первых, для правильного, уважительного отношения к ней, во-вторых, для развития высших нравственных чувств, какими являются гуманизм и справедливость, предполагающие активную действенную позицию ребенка в отношении природных объектов (помочь, защитить, позаботиться и т. п.). Любовь к природе подразумевает не только пассивное созерцание (не портить, не уничтожать, бережно относиться, но и созидание (выращивать, защищать, охранять).

Таким образом, чтобы дошкольники бережно, заботливо, гуманно относились к природе, были нетерпимы к случаям нарушения правил общения с природой, необходима активная деятельность педагога с детьми, родителями, в результате которой все участники образовательного процесса узнают новое, подкрепляют полученные представления ежедневно в наблюдениях, играх, опытах, трудовой деятельности. Без переживания ребенком чувства удовольствия, заинтересованности, любопытства нельзя сформировать и воспитать бережное, любовное отношение к природе. А эффективнее всего проводить эту работу на материале, очень близком ребенку – природе родного края.

В ходе проектной деятельности предлагаем изготовить: энциклопедия природы родного края, где помещены фотографии гор, рек, леса, прудов. Совместно с родителями можно изготовить альбомы птиц, животных, растений, рыб, насекомых. Были изготовлены памятки для родителей «Как научить ребенка любить и беречь природу». Совместно с детьми и родителями создали альбомы, дидактические игры картотеки загадок, пословиц и поговорок о природе. В альбомах представлены фотоснимки природы Марийского края в разное время года.

 

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР