Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7430343
Конспект НОД по развитию речи с элементами логоритмики «Серебряное копытце» по мотивам сказки П.Бажова (подготовительная группа)
Содержание - Дошкольное образование

Фомина Елена Михайловна, заведующий МДОУ детского сада №10 «Капелька» г. Козьмодемьянска, Республики Марий Эл. 
НОД направленно на развитие всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, общей, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей, воспитание нравственно-эстетические чувства.


Дата публикации: 31.10.2018


Конспект НОД по развитию речи с элементами логоритмики «Серебряное копытце» по мотивам сказки П. Бажова

(подготовительная группа) 

Оборудование: Фонограмма со спокойной музыкой для релаксации; колокольчики, треугольники, деревянные палочки, бубны, металлофоны. По 2 белые ленточки – каждой девочке. Зеркала, оформленные в виде льдинок. 

Оформление: «Зимний» лес, избушка, персонажи из сказки. 

Цель: Развитие всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, общей, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей, воспитывать нравстенно-эстетические чувства.

                             

                                         Ход занятия.

Дети входят в зал под спокойную музыку и встают в круг, взявшись за руки, подняв их вверх пальцы вместе.

                               С добрым утром солнце, мы тебе рады

                               С добрым утром небо, мы тебе рады.
                               Мы давно проснулись и за руки взялись.

Сегодня определить очередность ответа нам поможет вот этот «снежок» (мягкий из ваты).

                     И Лера здесь! (дети поют хором), и так называем всех детей.
                               В конце логопед говорит: «Все здесь».

                       (Поднялись на носочки, держась за руки, присели на палас, согнув ноги в коленях.)

А теперь я предлагаю вам отправиться на прогулку в сказочный зимний лес. Чтобы нам было веселее, нас будет сопровождать музыка.

(Звучит музыка, дети гуляют по сказочному лесу. Прогулка заканчивается по окончанию музыки)

Кто хочет поделиться впечатлениями от прогулки? Кто что видел? (рассказы детей).

Дети обращают внимание на девочку и старичка (картинка или куклы). Воспитатель спрашивает персонажи какой это сказки?

(Вспоминаем сказку)

Воспитатель. Жил на Уральской стороне старик один, по прозвищу Кокованя. Семьи у Коковани не осталось, и взял он себе в дети сиротку Дарёнку. Дарёнка пошла к нему, жить и кошку Мурёнку с собой привела. Хорошо они живут, дружно. Летом Кокованя золото в горах мыл. Вечером приходит старик домой, а Дарёнка его уже ждёт - кашу на стол ставит. Кошка Мурёнка тоже ужинать бежит, молока просит, мяукает.

                                                      

 

Логопедическая гимнастика.

1.«Киска умывается». Рот открыт. Губы в улыбке. Поднимать и опускать широкий язычок соответственно к верхней и нижней губе. Упражнение развивает подвижность языка.

2.«Киска лакает молоко». Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз, а затем втянуть язык в рот до середины нёба. Нижняя челюсть и губы должны оставаться неподвижными.

3.«Киска жмурится». Медленно прищурить глаза, сначала сразу оба, потом по очереди правый и левый. Упражнения развивают мимическую мускулатуру, активизирует мимическую мускулатуру нижних век.

Воспитатель. Старик был мастер сказки рассказывать. А Дарёнка любила эти сказки слушать. Особенно нравилась ей история про оленя Серебряное копытце. Где этот олень передним копытцем ударит - там камень дорогой появляется. Слушает Дарёнка, удивляется.

Чистоговорка «Ш»

Шу –шу -шу -сижу тихо, не шуршу. Дети мягко ударяют ладонями по коленям

Уши –уши –уши -приготовлю уши. Потягивают за мочки уши

Уша –уша –уша –буду сказку слушать. Приставляют ладонь то к одному уху, то к другому  

Ша-ша-ша – очень сказка хороша.                           Хлопают в ладоши.      

Воспитатель. Прошли лето и осень. Настала зима. Скажите, ребята, какая она, зима?

Холод- холодная

Мороз-    

Стужа-

Вьюга-

Лёд-

Снег-

Воспитатель. (Во время чтения стихотворения сверху падают «снежинки», мелко нарезанные из бумаги, дети их ловят и рассматривают).

Кружатся снежинки в воздухе морозном.

Падают на землю кружевные звезды.

Вот одна упала на мою ладошку,

Ой, не тай, снежинка!

Подожди немножко.

Воспитатель. Посмотрите ребята, сколько снежинок к нам прилетело. Что о них можно сказать? Какие они? (белые, пушистые, легкие, воздушные, красивые и совсем ни холодные). Далее дуем на них, и они улетают.

«Танец снежинок» (музыка по выбору) см. приложение 1

Девочки с белыми ленточками танцуют, мальчики сопровождают танец импровизацией на колокольчиках и треугольниках.

Воспитатель. Засобирался Кокованя на зиму в лес на охоту. Дарёнка с ним просится, обещает ждать старика в зимнем балагане (эта избушка такая в лесу). Согласился Кокованя, вот только кошку Мурёнку решили дома оставить, пусть она мышей ловит. Надели лыжи и отправились в лес. (Текст сопровождается движениями)

                           Попевка «На лыжах» (см. приложение 4)

Дети поют и играют на шумовых инструментах, отмечая восьмые длительности игрой на палочках, четвертные – ударами бубна

Воспитатель. Едут они на лыжах по лесу. Дарёнка смотрит по сторонам и всему дивиться – не бывала она ещё в зимнем лесу. Птички синички летят, будто путь указывают. (Птичка из папье-маше, привязанная на ниточке, «летает»)

Упражнения на координацию речи и движения «Синичка»

Скачет шустрая синица, Дети прыгают врассыпную по залу на двух ногах.

Ей на месте не сидится,

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелась, как волчок.     Кружатся.

Вот присела на минутку, Приседают.

Почесала клювом грудку, почёсывают пальчиками грудь.

И с дорожки - на плетень, убегают на места.

Тири-тири, тень-тень-тень. Сидя, взмахивают кистями рук.

Воспитатель. Видит девчушка: деревья сказочные стоят все заснеженные, как сказочные ледяные фигуры.

Игра «Ледяные фигуры» (см. приложение)

Воспитатель. Пришли старик с Дарёнкой к лесному балагану. А кошка Мурёнка их уже встречает. Оказывается, не осталась она в городе побежала в лес, не хочет расставаться с хозяевами. Живут теперь все в лесу. Кокованя на охоту ходит, Дарёнка по дому хозяйничает, Кошка Мурёнка мышей ловит. По утрам Дарёнка выходила кормить снегирей

Побелело за окошком:

Все в снегу. Какая ширь!

Как румяная матрёшка-

На крыльце живой снегирь.

Снегирей в окно увидишь:

Здравствуй милый зимний гость!

На крыльцо скорее выйди,

Брось им спелых зёрен горсть!

(Рассказывает ребенок, стихотворение сопровождается движениями)

Попевка «Снегири» (см. приложение 5)

                2-3 детей сопровождают пение игрой на металлофонах.

Воспитатель. Вечерами старик Даренку грамоте учит, рассказывает обо всём. Выучила девчоночка названия месяцев, запомнила, как в году они друг за другом идут

Стихотворение с движениями «Двенадцать месяцев» (см. приложение 6)

Воспитатель. Вот и Новый год наступает. Кокованя ёлочку маленькую в балаган принёс. Дарёнка украсила её. Мурёнка тут же сидит и мурлычет: «пр-равильно делаешь…Пр-равильно…»

Ель в тепле оттаяла,

Расправила иголочки,

И с песнями весёлыми

Пришли мы к нашей ёлочки.

Новогодний хоровод (по выбору)

Воспитатель. Кокованя говорит: «Посмотри, Дарёнка, под ёлкой подарки лежат. Это дедушка Мороз тебе принёс». Обрадовалась девчушка, рассматривает вкусные подарки.

Пальчиковая игра «На ёлке» (см. приложение 7)

Воспитатель. А тут слышат старик и девочка: тук-тук-тук по крыше. Вот так! (раздается стук из-за ширмы)

Игра «ритмическое эхо» (см. приложение 4)

Воспитатель. Выбежали Кокованя, Дарёнка и Мурёнка из балагана, глядь: на крыше стоит олень серебряное копытце. Дарёнка зовёт его: «Ме-ка, ме-ка!» А серебряное копытце спрыгнул на землю, зацокал звонко копытами. Вот так! Дети повторяют ритмический рисунок за педагогом.

Тут Серебряное копытце вбежал на бугорок. К нему подошла кошка Мурёнка и громко замяукала. И олень начал бить своим серебряным копытом, полетели во все стороны камни зелёные – хризолиты. А как Мурёнка мяукнула ещё раз – так и исчезли они оба. Пропали и кошка и олень. Кокованя камней - хризолитов полную шапку набрал. Дарёнка долго Серебряное копытце вспоминала да по Мурёнке скучала. Но делать нечего, Мурёнка теперь в оленьем доме живёт, там мышей ловит.

Финская народная песня «У оленя дом большой» (см. приложение 2)

Воспитатель. Наше занятие подходит к концу. Давайте вспомним, где мы с вами сегодня побывали? Какую сказку вспомнили? Кто главные герои этой сказки? Автор? Вам понравилось? (если очень понравилось - возьмите белую снежинку, да - возьмите голубую снежинку, нет-синюю).

Что больше всего понравилось? (индивидуальные ответы детей).

Какое у вас настроение?

(под спокойную музыку дети покидают зал)                          

 

 

                                            

                                                                                                             Приложение 1

«Танец снежинок»

Тихо как в сказке,

Хлопья белые летят.

Белою краской

Выкрашен сад

Дети строятся в 3-4 круга и медленно идут по кругу, поднимая и опуская руки

Танец снежинок,

Новогодний бал.

Кто-то ночью

Мир заколдовал.

Кружатся, соединив правые руки «звездочкой»

Вьюга рисует

На окошке свой узор.

Стелет пушистый

Белый ковер.

Перестраиваются в большой круг и идут друг за другом, пружиня каждый шаг

Сосны и ели

Нарядились в мех.

Долго. Долго

Будет падать снег.

Кружатся, подняв руки

В небе морозном

Белых хлопьев кутерьма.

Снежные звезды

Дарит зима!

Идут в центр круга, поднимая руки с лентами.

Расширяют круг, в конце опускаются на одно колено, склонив голову вниз и опустив руки.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

 

                                                                                     Приложение 2

 

                                           «У оленя дом большой»

 

У оленя дом большой. Дети скрещивают кисти рук над головой, пальцы раздвинуты.  

Он глядит в своё окошко.   Приставляют ладони ко лбу «козырьком».

Зайка по лесу бежит, в дверь к нему стучит. Показывают пальчиками ушки зайчика.

-Тук, тук! Дверь открой! Стучат кулачком одной руки по ладони другой.

Там в лесу охотник злой! Прижимают руки к груди и трясут опущенными кистями.

- Зайка, зайка, забегай!       Грозят пальцем.

Лапу мне давай!               Вытягивают руки вперёд.

Быстро дверь олень открыл, разводят руки в стороны.

Зайца в дом к себе пустил.     Прикасаются ладонями к груди.

Заяц друг не трусь теперь, грозят пальцем

Мы откроем дверь.             Разводят руки в стороны и затем прижимают ладони друг к другу.

                    

   

 

                                                                                 Приложение 3

 

                                                                        «Попевка на лыжах»

 

Выпал снег, первый снег

Дети опускают руки вниз, делая плавные движения кистями рук (идет снег)

Всюду шум, всюду смех.

Хлопают ритмический рисунок

Я встаю на лыжню,

Всех сейчас обгоню.

Делают скользящие движения ладоней друг о друга

                                                                                                                                               

 

 

 

                                                                                                                                      Приложение 4

«Ритмическая игра «Эхо»

 

Дети встают в круг, берутся за руки и, покачивая из стороны в сторону, поют.

Эхо, эхо! Вот потеха!

Не могу сдержать я смеха!

Поиграю я в игру:

Все, что хлопнешь, - повторю!

(затем каждому ребенку повторяется разный ритмический рисунок)

                                                        

                                                                                                            

                                                        

                                                                           Приложение 5

Попевка «Снегири»

 

Поскорее посмотри:                              

За окошком снегири.

Видно, их и сквозь пургу, -

Словно яблоки в снегу.

(прохлопываем ритм попевки)


Оформление


 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР