Драчёва Виктория Владимировна, воспитатель МДОУ Детский сад комбинированного вида № 35 «Радуга» г. Саянск, Иркутская область. Одним из важнейших направлений в работе с детьми дошкольного возраста является развитие их познавательной сферы. Каждый ребенок имеет право на игру, отдых, на участие в культурной и творческой жизни. Этому вопросу уделялось и уделяется достаточно внимания, как со стороны науки, так и со стороны практических работников. Исследования ведущих педагогов и психологов современности показывают, что лучшим средством познавательного развития дошкольников является игра. Целью развития познавательной сферы ребёнка – является формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач.
Дата публикации: 23.11.2018
Использование игры для развития познавательной сферы детей среднего дошкольного возраста
«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Сухомлинский В. А.
Одним из важнейших направлений в работе с детьми дошкольного возраста является развитие их познавательной сферы в игровой деятельности. Право ребенка на игру зафиксировано в Конвенции о правах ребенка:
• Статья 31. Каждый ребенок имеет право на игру, отдых, на участие в культурной и творческой жизни.
Этому вопросу уделялось и уделяется достаточно внимания, как со стороны науки, так и со стороны практических работников.
Игра - вид деятельности, который наиболее доступен ребенку, это своеобразный способ переработать полученные впечатления. Если спросить ребенка, что он больше всего любит, он ответит: «Конечно, играть!» К игре детей побуждает стремление знакомиться с окружающим миром, активно действовать в общении со сверстниками, участвовать в жизни взрослых, осуществлять свои мечты.
В дошкольном возрасте детей всему можно научить через игру. Через игру ребенок познает окружающую его действительность, свой внутренний мир. В младенческом возрасте закладывается основа познавательной деятельности и физической активности ребенка. Ребенок с увлечением исследует предметы, его окружающие, применяя при этом все доступные ему способы: рассмотреть, потрогать, попробовать на вкус.
Исследования ведущих педагогов и психологов современности показывают, что лучшим средством познавательного развития дошкольников является игра. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс.
Дошкольник легче и прочнее запоминает интересный материал, который преподносится в игровой форме, быстрее его воспроизводит.
В работах отечественных исследователей и педагогов (Е. И. Тихеевой, Ф. Н. Блехер, А. И. Сорокиной, Е. Ф. Иваницкой, Е. А. Удальцовой и др.) представлено много дидактических игр, с помощью которых происходит формирование сенсорики ребенка: знакомство с формой, величиной, цветом, пространством, звуком.
Е. И. Тихеева справедливо считала, что дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание. Она определила особую роль воспитателя в дидактической игре: он вводит детей в игру, знакомит с ее содержанием и правилами. Е. И. Тихеева разработала много дидактических игр, которые до сих пор используются в детских садах.
С. Л. Рубинштейн назвал игру практикой развития. «Значение такой деятельности как игра в том, что она точно соответствует его (ребенка) возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений. В игре происходит развитие речи и мышления».
Целью развития познавательной сферы ребёнка - является формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач. Поскольку ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, необходимо подобрать такие игры на развитие познавательной сферы, которые были бы интересны детям, вызывали бы их живой отклик, способствовали обогащению и упорядочению чувственного опыта ребёнка, овладению специфически человеческими формами восприятия и мышления, развитию речи, воображения, внимания и памяти.
В условиях введения ФГОС ДО мы создали необходимые условия для становления и развития игры. Этих условий довольно много, но главным из них является способность и любовь взрослых к игровой деятельности. Иными словами, если взрослые умеют и любят играть, и они будут играть с ребенком, у них есть все шансы построить программу, обеспечивающую психологический комфорт каждому ребенку в течение всего дня.
В нашем детском саду мы создаём условия для познавательной деятельности через игру.
Педагогами МДОУ был накоплен огромный опыт в данном направлении, однако в практической работе воспитателя, сегодня возникает множество проблем и вопросов в организации детской игровой деятельности. Вот примеры сложных ситуаций: в каждой группе есть дети, которые не играют или не любят играть. Они не проявляют интереса к игрушкам или однообразно с ними манипулируют, эмоциональная и познавательная активность у них понижена. Такие дети трудно усваивают программный материал, требующий определенного развития мышления и речи, которые в значительной степени формируются в игре.
Решении проблемы мы видим в использовании разнообразных игр, которые позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи - умения общаться с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, а также интеллектуального, коммуникативного, художественно - эстетического воспитания, развития музыкальных и творческих способностей.
В работе с детьми, мы отдаем предпочтение дидактическим играм, способствующие развитию внимания, саморегуляции детей дошкольного возраста. При использовании с детьми в совместной деятельности дидактических игр, материал усваивается намного быстрее, легче, с наибольшим интересом, не требуя особых волевых усилий, повышается активность, самостоятельность, развивается память, воображение, активизируется познавательный интерес. Так как дидактические игры созданы для обучения через игру, дети, играя, лучше усваивают материал.
Перечень игр для развития познавательной сферы детей среднего дошкольного возраста: «Кто позвал мяч?», «Соберись на прогулку», «Найди игрушку», «Волшебный мешочек», «Испорченный телефон», «Найди такой же», «Найди заданный предмет на картинке», «Найди пару», «Так бывает или нет?», «Разрезные картинки» и так далее.
В ходе использования данных дидактических игр, дети становятся изобретательными, потому что в игре ребенок проявляет свою фантазию.
Современные стандарты дошкольного образования предполагают не учить детей, а развивать. Развитие стоит во главе угла. Развивать нужно посредством доступной для их возраста деятельности – игры. Необходимо формировать социальные умения и навыки дошкольников, необходимые для их дальнейшей жизни. Выбор форм работы осуществлять в зависимости от контингента воспитанников, от оснащённости группы, от опыта и творческого подхода. Детям необходимо постоянно находятся в игре, для них это образ жизни, поэтому любую деятельность надо включать в детскую игру, что делает образовательный эффект более значительным.
Следует отметить, что большие возможности для развития познавательной сферы ребенка представляют такие игры, как:
«Лего» - конструктор датской фирмы и его российские аналоги. Главной задачей лего – конструирования является процесс, в ходе которого дети учатся подбирать соответствующие детали и, выстраивая конструкции, изменять их, совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения, самому определять конечный результат работы.
«Цветные палочки X. Кюизенера». Одно из главных преимуществ данного пособия является то, что оно подходит для детей разного возраста – от малышей до младших школьников. Благодаря данной игре у ребенка развиваются мыслительные операции, способность к моделированию и конструированию, формируются математические представления, идет успешная подготовка к школе.
Важно помнить, что от личности воспитателя, его увлеченности, способности участвовать в познавательной деятельности детей зависит успех этой сложной и уникальной деятельности.
Играть, строить занятия с детьми надо так, чтобы каждый ребенок был заинтересован в исследовании, самостоятелен в своих познаниях и проявлял инициативу.
Занимаясь совершенствованием познавательной сферы детей с ранних лет, мы педагоги закладываем хорошие основы для развития личности, которая самостоятельно мыслит, способна предложить новые идеи и эффективно внедрить их в жизнь.
Таким образом, нам взрослым, не следует забывать, что дошкольники еще не научились управлять ходом своего познания и развития. Здесь им нужна поддержка взрослых, их умное руководство и организация.
Игра - это жизнь ребенка. Она доставляет ему много положительных эмоций, он очень любит, когда с ним играют взрослые. Так давайте не будем лишать его этой радости и помнить, что и сами были детьми.
Литература:
1.Арсентьева В. П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве .-Форум, 2009.- 144с.
2.Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 2010. – 160 с.
3.Выготский Л. С. Мышление и речь. — М., 1999.-326с.
4.Выготский Л.С. Психология познания/Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 2001.
5.Игровое обучение детей 5-7 лет. Методические рекомендации / Под ред. Н.В. Ивановой. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 112 с. (Приложение к журналу «Воспитатель ДОУ»)
6.Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России / сост. Т. Н. Доронова. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2010. – 208 с.
7.Кулагина И. Ю., Возрастная психология. Развитие человека от рождения до поздней зрелости. - М. : Сфера: Юрайт, 2001.-365с.
8.Г.Б.Монина, Ю.В.Гурин Игры для детей от трех до семи лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. - 256с.
9.Тихомирова Л.Ф. Я открываю мир: Развитие познавательных способностей детей. – Екатеринбург: У- Фактория, 2006.
10.Тверитина, Е. Н. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. – М. : Просвещение, 2006. – 112 с.
11.Эльконин Д.Б. Психология игры /Д.Б. Эльконин. – М., 1999.
Интернет-ресурсы:
12.http://www.maam.ru/detskijsad/material-dlja-roditelei-igra-osnovnoi-vid-dejatelnosti-detei-doshkolnogo-vozrasta.html
13.http://www.maam.ru/detskijsad/igra-kak-osnovnoi-vid-dejatelnosti-doshkolnikov-v-detskom-sadu.html
14.http://www.maam.ru/detskijsad/igra-osnovnoi-vid-dejatelnosti-doshkolnikov-570259.html
15.http://www.maam.ru/detskijsad/pedagogicheskii-opyt-raboty-po-teme-igra-kak-veduschii-vid-dejatelnosti-v-razviti-doshkolnikov.html
16.http://www.maam.ru/detskijsad/igra-kak-veduschii-vid-dejatelnosti-doshkolnika-647113.html
17.http://www.maam.ru/detskijsad/igra-osnovnoi-vid-dejatelnosti-v-dostizheni-rezultatov-v-sotvetstvi-s-fgos-do.html |