Содержание - Дошкольное образование |
04.12.2018 13:40 |
Семенова Ольга Евгеньевна, музыкальный руководитель, МДОУ «Детский сад №26 общеразвивающего вида», г. Ухта, Республика Коми.
Опыт работы музыкального руководителя по вовлечению семей воспитанников в образовательный процесс. «Развитие партнерских отношений с семьями воспитанников и расширение предметно-пространственной среды в ДОУ посредством вовлечения родителей в образовательный процесс» С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. Одним из основных принципов дошкольного образования: – сотрудничество Организации с семьей; – приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Одна из задач, на решение которой направлен стандарт – обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Возникла необходимость в обновлении и повышении эффективности использования форм организации взаимодействия с семьей. Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период его начальной социализации. В связи с этим особую актуальность приобретает творческое развитие детей для их самореализации. Среди многих видов искусства музыка по праву занимает особое место в эстетическом и художественном воспитании и во всей системе формирования всесторонне и гармонически развитого человека. ФГОС дошкольного образования целью образовательной области художественно-эстетического развития детей определяет формирование предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) и мира природы. Развитие музыкально-творческих способностей – является одной из задач музыкального воспитания дошкольников. Можно не редко услышать: «Мой ребенок пошел в отца, у него нет музыкального слуха» Достаточно распространенная формула определения причины отсутствия музыкальных способностей у ребенка. Однако в действительности несколько иначе. Если бы происхождение было определяющим фактором в формировании способностей, то тогда дети, поколение за поколением, наследовали бы профессии отцов. Но жизнь гораздо интереснее, и не так ух редки случаи, когда ребенок ученого становится скрипачом, а врача – писателем. Объясняется это окружением, в котором растет малыш, его собственным опыт. Они определяют будущее и способности, и характер человека. Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности (т.е. физиологические особенности строения организма, например, органа слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей. Каждому взрослому необходимо знать, что человек музыкален от природы, и именно от взрослого зависит, как ребенок сможет распорядиться своим природным даром. При приобщении дошкольников к музыке родители должны помнить: во-первых, что успех развития музыкальных способностей у детей зависит не только от воспитания в детском саду, но и прежде всего, от условий, созданных в семье; во-вторых – закон «Об образовании» РФ (ст. 18) гласит: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, эстетического, нравственного, правового и интеллектуального развития личности ребенка в дошкольном возрасте». Однако родители не готовы к развитию музыкальных способностей у своих детей. Поэтому для осуществления полноценного развития музыкальных способностей у дошкольников необходимо тесное сотрудничество детского сада и семьи. Семья - это естественная среда для развития ребенка, развивающая основы личности, позволяющая предоставить другие формы обогащения детей музыкальными впечатлениями, совместный поход в детские музыкальные театры, концерты, проведение семейных праздников и традиций, совместное музицирование и театральные постановки и т.д. Детский сад и семья должны предоставить единую воспитательную систему. При составлении планирования работы перед нами были поставлены следующие задачи: 1.Выявить уровень музыкальной культуры родителей, их отношение к проблеме индивидуального развития музыкальных способностей ребенка в семье. 2.Повысить компетентность родителей в вопросах создания условий в семье для развития музыкальных способностей дошкольников. 3.Разработать эффективные формы сотрудничества детского сада и семьи. 4.Повысить уровень активности родителей к участию в музыкально-образовательном процессе. Для получения необходимой информации о позиции родителей в вопросах развития музыкальных способностей у дошкольников была разработана анкета «Вы и ваш ребенок в мире музыки». В анкетировании участвовало 56 семей воспитанников. Результаты анкетирования показали, что 87% родителей понимают необходимость развития музыкальных способностей, при этом большая часть (75%) считают, что это задача, как семьи, так и дошкольной организации. Эти данные свидетельствуют о готовности родителей принимать участие в развитии музыкальных способностей детей. В 40% семей практикуется посещение театров, концертов, но большинство (60%) ограничиваются слушанием музыкальных произведений, которые, являются чаще всего современной музыкой или детскими песнями. В домашних условиях чаще всего дошкольники не знакомятся с классическими произведениями, что значительно обедняет их музыкальные впечатления. Об этом свидетельствуют и результаты наблюдения детей. В 70% семей не ведется целенаправленное обучение детей пению, танцам или игре на музыкальных инструментах, 20% родителей иногда поют с детьми, 10% родителей владеют игрой на музыкальных инструментах, но не все обучают этому своих детей, 13% родителей водят ребят в танцевальные кружки. В семьях не создаются условия для развития музыкальных способностей у дошкольников. У 80% имеются музыкальные игрушки, которые способствуют развитию лишь общего интереса к музыкальной деятельности. Ведущие педагоги по музыкальному воспитанию О.П. Радынова, К.В. Тарасова считают, что музыкальные способности необходимо развивать, При анкетировании родителей подавляющее большинство из них ответили, что согласны с этим утверждением, но не знают как реализовать развитие музыкальных способностей детей самостоятельно. Таким образом, большинство родителей (41%) положительно относятся к развитию у детей музыкальных способностей, однако уровень их теоретической подготовленности по этому вопросу не достаточно высок. На основании полученных данных мною была спланирована и проведена работа по следующим направлениям: 1. Повышение компетентности родителей в ходе разнообразных форм взаимодействия: индивидуальные беседы, консультации, круглый стол, анкетирование, почта одного дня «Вы пишите - мы отвечаем», творческая мастерская, статьи, буклеты, памятки, «Библиотека для родителей», консультативные информационные стенды ,консультирование на аудио и видео носителях. 2. Вовлечение родителей в музыкально-образовательный процесс (участие в НОД, развлечениях и праздниках). 3. Организация совместной культурно – досуговой деятельности (обсуждение сценариев праздников, развлечений и совместное участие в них, кружок оркестрового творчества, конкурсно-игровые программы, исполнение ролей в музыкально-театральных постановках, участие в показе кукольного театра). После проведения мероприятий отмечается динамика в позиции родителей: значительно повысилась компетентность родителей в вопросах музыкального воспитания и расширение из музыкального кругозора. Был создан «творческий союз» педагогов с родителями воспитанников, в котором многие с большим желанием откликнулись на предложение стать в детском саду соавторами, артистами и музыкантами. Вместе с детьми и родителями была организована театральная группа, которая показывает театральные постановки в детском саду. Дошкольникам особенно нравится такое сотрудничество, это придает детям уверенность в своих силах, дети ценят участие родителей и гордятся такими успехами. Так в 2017 году на мероприятии «Осенний вернисаж» родители исполнили оркестровый номер «Калинка-малинка», спели частушки, участвовали в сценках и, конечно же, играли вместе с детьми.
Традиционным стало проведение таких мероприятий как: мастер – класс «Рисуем музыку», «Литературные гостиные», общие проекты с участием родителей.
Книга отзывов свидетельствует о том, что многие родители ценят такие встречи, поскольку здесь предоставляется много практического материала. Кроме родителей присутствуют и профессиональные музыканты, выпускники детского сада, которые обучаются в музыкальных школах города и других заведениях художественно-эстетической направленности. Родители музицируют вместе с детьми и выступают с музыкальными номерами на совместных праздниках и конкурсах. Все мы знаем, что музыка обогащает духовный мир ребенка, оказывает влияние на развитие его творческих способностей, Любая деятельность в условиях обогащённой среды позволяет ребёнку проявлять пытливость, любознательность, творческие устремления, познавать окружающий мир без принуждения, действовать уже по своему желанию, а не по велению взрослого. Для меня как для музыкального руководителя музыкальная предметно – развивающая среда занимает особое место. Я задалась вопросом «как сделать, чтобы музыкальная деятельность стала интересней, насыщенней, давала бы детям возможность активного участия в ходе организованной деятельности воспитанников» Я поняла, что для эффективной подачи материала и вовлечения детей в разные виды деятельности мне порой не хватает элементарных вещей-масок, костюмов, элементов для театрализации. О Конкурсе Платковых кукол в ДОУ Именно поэтому, я обратилась за помощью к родителям. Так в 2017 году на базе нашего сада был организован проект «В гостях у сказки», целью которого и было вовлечение родителей в образовательный процесс и пополнение ППРС. Итоговым мероприятием стал Конкурс Платковых Кукол. Была проведена предварительная работа с родителями, индивидуальная беседы и консультации, был организован круглый стол по подготовке к мероприятию, разработаны критерии, назначены номинации для участников В конкурсе приняли активное участие 32 семьи. Конкурс превратился в настоящий праздник и оставил яркие впечатления у детей взрослых. Цели этого конкурса: расширение партнерских отношений между семьями воспитанников и ДОУ, вовлечение родителей в образовательный процесс, укрепление семьи, как социального института, поощрение семейного творчества, открытие талантов у родителей, демонстрация достижений и умений, пропаганда семейных традиций, расширение предметно-пространственной среды в ДОУ.
Результат проведенной работы показал, что совместное творчество обогащает предметно-развивающую среду, объединяет коллектив детского сада и семьи. Благодаря конкурсу: -существенно расширилась предметно-пространственная среда в музыкальном зале и на группах. Платковые куклы меня очень выручают. Я вижу эмоциональный отклик, дети становятся более раскрепощенными. Ничего так не вовлекает ребенка, как восприятие ярких красочных персонажей. Этот удивительный сказочный мир никого из малышей не оставляет равнодушным. Даже самые робкие из них начинают «подтягиваться», проявлять свои творческие задатки. Прежде всего, дети заинтересованы, а если есть интерес - это отклик…. это живые глаза, это желание участвовать и творчески себя проявлять в разных видах музыкальной деятельности- -Платковыми куклами мы пользуемся на занятиях, праздниках и досугах, в режимных моментах, в различной игровой деятельности. -Стоит отметить, что и родители стали проявлять неподдельный интерес к различным мероприятиям нашего сада и активно участвовать в них уже не в качестве зрителей, а как наши лучшие помощники и соратники. Таким образом, у родителей, которые выбрали активную позицию и стали нашими соратниками, появилась мотивация, интерес к различным направлениям, которые мы предлагаем, в итоге повышается эффективность музыкального воспитания детей. Большая часть выпускников продолжает заниматься музыкой, хореографией, живописью, театральным искусством. Следовательно, целенаправленная работа по сотрудничеству детского сада и семьи позволяет повысить уровень развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста, способствует обогащению предметно-пространственной среды в ДОУ, помогает эффективным образом укреплять партнерские взаимоотношения с семьями воспитанников и повышать статус семьи. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».