Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7435446
Организация работы воспитателей по раннему выявлению способностей у детей на ступени дошкольноОрганизация работы воспитателей по раннему выявлению способностей у детей на ступени дошкольного образованияго образования
Содержание - Дошкольное образование
04.12.2018 14:16

Тремерова Светлана Вячеславовна, воспитатель МАДОУ «Детский сад №2 п. Парфино» Новгородской области. 
Статья предназначена для воспитателей ДОУ.


Тема: «Организация работы воспитателей по раннему выявлению способностей у детей на ступени дошкольного образования»

Выявление способных детей и работа с ними являются актуальной задачей на первой ступени дошкольного образования.

Как правило, среди дошкольников одного возраста всегда выделяются дети, которые:

- на занятиях все легко и быстро схватывают;

- знают многое о таких событиях и проблемах, о которых их сверстники не догадываются;

- быстро запоминают услышанное или прочитанное;

- решают сложные задачи, требующие умственного усилия;

- интересуются многим и задают много вопросов;

- очень восприимчивы, наблюдательны, быстро реагируют на все новое, неожиданное.

Это типичные черты детей с высокими интеллектуальными и творческими способностями.

Каждый возрастной этап - это путь восхождения воспитанника ДОУ к вершинам своего развития или система воспитательно - образовательной работы.

Первый этап (2–3 года) 

Копилка эстетических переживаний, настроений, эмоций. Первые сенсорные впечатления. Самое главное на этом этапе – пробуждение чувственной сферы, а искусство должно явиться сопровождающим фоном развития. 
       Второй этап (3 – 4 года) 

Ребенок данного возраста очень активен, он с интересом берется за любое дело, независимо от уровня его сложности и новизны. Учитывая это, необходимо предоставлять детям широкий спектр различных видов деятельности. Очень важно на данном этапе наблюдать за ребенком.  

Третий этап (4 – 5 лет)

Интерес, желание, творческий поиск. Главное на данном этапе поддержать ребенка, помочь ему определиться. Здесь уже возможна работа по объединению детей имеющих однотипные способности в группы для дополнительных занятий.

Четвертый этап (5 – 6 лет) 

Яркие проявления природного потенциала. Если на предыдущих этапах деятельность затевается ребенком просто ради самой деятельности, то теперь ребенок стремится к достижению результата в ней, прилагая максимум усилий, для того чтобы деятельность была успешной. Детям предлагают различные виды интеллектуальных игр.

Пятый этап (6 – 7 лет) 

На данном этапе дети характеризуются проявлением высоких интеллектуальных и творческих способностей. Первые шаги в мир профессионального искусства. У отдельных детей происходит яркий расцвет способностей, уровень развития которых может говорить о наличии у них определенной степени одаренности.

Сопровождающий фон развития ребенка в ДОУ (кружки, индивидуальная работа, участие в мероприятиях, конкурсах, выставках, фестивалях и т.д.) это пробуждение его природного потенциала.

Пятый этап развития детских способностей – это подготовительная к школе группа. Уровень развития способностей некоторых детей уже достаточно высок. Им становится «тесно» в детском саду, они готовы сделать первые шаги в мир. Необходимо расширить сферу их деятельности, создать условия для дальнейшего эстетического и интеллектуального развития. Главными союзниками и помощниками здесь становятся родители, которые «перебрасывают мостик» для ребенка от детского сада к Центру детского творчества, Дому культуры, музыкальной и художественной школам, где ребенок продолжает совершенствовать свой природный потенциал в приоритетном для него виде деятельности. Направить же родителей, помочь им увидеть своего ребенка должен педагог.

Когда такие дети вынуждены заниматься по одной программе вместе с другими сверстниками, они как бы сдерживаются в развитии и желании идти вперед. В результате у них может угаснуть познавательных интерес, желание заниматься.

Поэтому  работа с такими детьми в детском саду должна осуществляться по следующим направлениям.

Во-первых, это реализация задач авторской программы составленной специально для работы с детьми. Такая программа не имеет открытых рамок, при освоении тех или иных разделов. Всё изучается в доступных ребенку пределах, а ведь эти пределы зачастую выше программных.

Программой достигается большая мыслительная логическая деятельность, в ней предусмотрено много задач, которые поощряют стремление ребенка к оформлению своих мыслей, суждений и предложений. У детей развивается наблюдательность, исследовательский подход к явлениям и объектам окружающей действительности. Занятия содержат индивидуальные задания повышенной сложности для детей.

При изучении нового материала всегда можно опереться на помощь этих детей, не давая готовых знаний. Для этого необходимо создать такую проблемную ситуацию, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. Детям предлагаются задачи поискового характера, решение которых требует от них интеллектуальной инициативы и размышлений.

Но полностью обеспечить решение этой проблемы в рамках программы невозможно.

И поэтому вторым направлением в работе с детьми является кружковая работа, которая помогает в развитии творческих и индивидуальных способностей у детей дошкольного возраста. В нашем ДОУ ведется кружковая работа по двум направлениям: художественно – эстетическом и социально - педагогическом.

 Кружковая работа помогает решать следующие задачи:

- создание условий для индивидуального развития способностей ребенка;

- развитие предпосылок творческого продуктивного мышления – абстрактного воображения, образной памяти, мышления, мышления по аналогии;

- формирование навыков коллективной мыслительной деятельности, необходимых современному человеку: готовность к совместному решению проблемы, умение вести спор, рассуждать и доказывать партнеру свою точку зрения;

- формирование положительной самооценки и уверенности в собственных интеллектуальных силах.

Таким образом, в нашем ДОУ система воспитательно-образовательной деятельности по развитию детских способностей основывается на следующих принципах:

1.Преемственность, реализуемая в процессе сотрудничества воспитателей, педагогов дополнительного образования и родителей.

2.Учет синзитивности дошкольного детства, индивидуальный подход, своевременное начало, возможность выбора, комплексный подход.

3.Рациональное соотношение индивидуальной и коллективной деятельности ребенка, объема специальных и объема общеразвивающих занятий.

4.Взаимодействие и сотрудничество детского сада с учреждениями образования, культуры, искусства.

Цель системы: максимальное раскрытие природного потенциала каждого воспитанника.

Систему работы с детьми можно поделить на несколько этапов:

I этап – подготовительный.

Цель: Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными детьми (проводим диагностику)

Ребенок диагностируются по следующим направлениям:

- творческое мышление;

- уровень самооценки;

- толерантность;

- предпочтительные виды деятельности;

- доминирование правого или левого полушария;

- сила интуиции;

II этап – аналитический.

Цель: Выявление форм и методов организации работы с детьми.

III этап - организационно - деятельностный.

Цель: Организация целенаправленной работы с детьми.

Систематическая и целенаправленная работа с детьми предусматривает  реализацию следующих направлений:

1.Координационное направление:

Внедрение системы наставничества над каждым ребёнком. (На основании индивидуальной программы)

2.Научно- исследовательское направление:

Диагностика условий обучения и развития детей.

Создание банка данных.

3.Научно-методическое направление:

Создание банка образовательных программ и методических материалов для работы с детьми.

4.Экспериментальное направление:

Внедрение в образовательный процесс развивающих форм и методов обучения, направленных на выявление, развитие и поддержку интеллектуального и творческого потенциала детей.

Каждый ребенок одарен по-своему и невозможно в рамках общей теории разработать подход, гарантирующий 100% успех в работе с детьми. Творческие начала в человеке проявляются независимо от воспитания и образования, необходимо создать условия для их развития.

Педагогический коллектив должен осознавать актуальность и важность работы с детьми с повышенной мотивацией к обучению, создавать условия для развития детей, для сопровождения продвижения их на основе принципа индивидуализации и дифференциации обучения, воспитания и развития. И это необходимо для того, чтобы приблизить социальный смысл и цели обучения к индивидуальным возможностям детей. Работа в этом направлении, должна способствовать успешной интеграции ребенка в современное общество.

В заключение хотелось добавить, главная задача педагога своевременно выявить и развить творческий потенциал ребенка. Необходимо чтобы в процессе воспитания и обучения присутствовало сотворчество взрослого и ребенка.

Каждый педагог должен помнить: «Цели, которые мы ставим в развитии интеллектуальных и творческих способностей детей, – реальны. Главное – верить и действовать».

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР