Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7385721
«Формирование позитивного взаимодействия в семье дошкольников – основа нравственного воспитания детей» - опыт работы
Содержание - Дошкольное образование

Хорошенькая Ольга Евгеньевна, воспитатель МБДОУ-д/с №2 ст.Калининской Калининского района Краснодарского края. 
Формирование нравственных идеалов закладывается в семье, поэтому роль педагога очень важна если нужна корректировка взаимоотношений. Направить родителей на изменения взаимоотношений с ребенком в связи с возрастными особенностями. Овладение приемами и методами воздействия, построение позитивного взаимодействия дает надежду формирования нравственных устоев общества.

 


Статья из опыта работы
«Формирование позитивного взаимодействия в семье дошкольников – основа нравственного воспитания»

Формирование позитивного взаимодействия в семье родителей и детей ключевая задача нашего общества, так как в настоящее время общество переживает кризис нравственных идеалов и ценностей. Сложность процесса нравственного воспитания состоит в том, что целенаправленные воспитательные воздействия преломляются через призму имеющегося у ребенка первичного нравственного опыта, который формируется в семье. Но в условиях семьи нравственное воспитание преломляется через отрывочность знаний родителей, в некоторых семьях происходит деформация традиций воспитания. Поэтому эффективность нравственного воспитания во многом зависит от согласованной позиции дошкольного учреждения и семьи, так как родители являются равноправными субъектами образовательных отношений, о чем свидетельствует Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Что же мы имеем в виду, когда используем по отношению к самым маленьким нашим детям понятие «нравственность»? Прежде всего, задатки тех личностных качеств малышей, о которых следует позаботиться уже сегодня - доброты, отзывчивости, трудолюбия, смелости, общительности... И, конечно, элементарные представления малыша о своем родном доме, улице, городе, которые впоследствии лягут в основу его представлении о Родине.      

Проводя исследования рисунков детей о своей семье – в некоторых из них видишь вопль одиночества, когда ребенок рисует вместо семьи пустую комнату, или дерево и дом. Первое что нужно делать родителям - начинать с себя! Беседуя с родителями детей моей группы, я обращаю их внимание на то, что взаимоотношения в семье родителей и детей, конечно же, основываются на чувствах – любви, верности, нравственных качествах. Для воспитания добрых чувств в семье нужна любовь, понятия смысла жизни, готовность к трудностям, чтобы они дорожили своими отношениями, участвовали в воспитании детей оба родителя - и отец, и мать, для этого надо только любить и жертвовать своим временем.

Рассматривая взаимоотношения в семьях, можно выделить три типа:

1. Авторитарные родители – конфликтные дети. В такой семье родители во всем контролируют ребенка, права выбора у ребенка нет, эмоциональной поддержки нет, редко хвалят детей. Дети очень трудно общаются со сверстниками, боятся всего. Чтобы проверить себя я предлагаю родителям взять лист бумаги и написать с одной стороны, сколько сделали замечаний и сколько похвалили ребенка. Постараться родителям изменить взаимоотношения в семье, чтобы ребенок научился обходиться без родителей, мог себя контролировать, имел желание делать выбор.

2. Снисходительные родители – агрессивные дети. В такой семье родители не задают ориентиров, на выпады детей реагируют жестко, у детей складывается ощущение, что их не любят, а родители любят свое спокойствие. Дети делают что-то такое, чтоб родители обратили внимание. Видя такие семьи, стараюсь с помощью позитивного примера переключить внимание родителей на совместные игры, большего времяпровождения с детьми.

3. Авторитетные родители – общительные, доброжелательные дети. В этих семьях родители требовательные, при этом объясняют детям, почему такое поведение, эмоционально поддерживают с любовью и болью за ребенка. Ребенок понимает, какие последствия могут быть, если не выполнить требования родителей. В такой ситуации ребенок живет в другой среде, ребенок свободно общается, родители поощряют за хорошие поступки (не заваливают подарками, а вместе с детьми больше проводят время). Для мамы в этой семье важно – ребенок должен видеть образец для подражания. Если мама уважает отца, и дети также будут делать. Дети списывают с нас свое поведение, родители задают планку для нравственного поведения детей.

Основные задачи нравственного воспитания в этот период заключаются в том, чтобы сформировать у ребенка потребность в активном общении со взрослым и на этой основе воспитать у малыша положительное эмоциональное отношение и привязанность к близким людям, пробудить доброжелательный интерес к сверстникам, развить способность к подражанию действиям взрослого и пониманию обращенной к ребенку речи, понимания форм выражения запрета, побуждения: «можно», «нельзя», обеспечить формирование первых элементарных положительных привычек и предупредить появление отрицательных способов поведения.

На консультациях для родителей детей раннего возраста рассказываю, что на протяжении первого полугодия жизни форма непосредственно эмоционального общения взрослого с ребенком является преобладающей. Наше воспитательное влияние направлено на то, чтобы вызвать у ребенка возрастающую активность в общении.

В процессе общения с родителями акцентирую их внимание на целенаправленное изменение содержания общения с ребенком: родители активно привлекают малыша к игрушкам, к манипулированию ими, а затем ребенка активно привлекают к элементарным игровым действиям.

Одновременно развиваем интерес к сверстникам и общению с ними. С этой целью родители с детьми проводят совместные игры («Прятки», «Догонялки»).

Такие игры радуют детей и вызывают доброжелательный интерес к сверстникам. Когда ребенок уже посещает группу, я стремлюсь укрепить положительные взаимоотношения между детьми, предупредить возникновение отрицательных ситуаций и проявлений. Постепенно дети начинают понимать, что нельзя обижать другого ребенка, отнимать у него игрушку. Дети начинают узнавать по имени других детей в группе («где Саша», «где Катя»), выполняют простые мои задания («Дай мишку Оле», «Покати мяч Саше»). Положительные контакты между детьми в группе укрепляются. В результате планомерной работы я вижу, что ребенок овладевает разными формами поведения и общения с взрослыми и сверстниками, проявляет к ним живой интерес.

Поведение ребенка регулируется мной словами одобрения и запрета. Большое внимание в этой связи мной уделяется задаче воспитания и развития положительных эмоций и чувств детей: любви к родителям и близким, привязанности к воспитателю, симпатии и дружелюбия к сверстникам, что является главным фактором развития нравственной сферы ребенка в раннем детстве.

На основе элементарных представлений об отдельных конкретных хороших и плохих поступках, о том, что можно делать и что нельзя, ребенок стремиться выполнить требования родителей, заслужить его одобрение, проявить заботу и сочувствие к окружающим.

Надо сказать, что характерной особенностью детей второго года жизни является ситуативность неустойчивость поведения, неумение сознательно регулировать свои действия, управлять эмоциями. Все это я учитываю в воспитании детей. Соблюдение правильного режима дня дома и в детском саду, охрана нервной системы ребенка, поддержание у него уравновешенного положительного эмоционального состояния, развитие активности и деятельности, чуткое, доброжелательное отношение к ребенку с моей стороны являются необходимыми условиями для осуществления задач нравственного воспитания.

В детском саду я рекомендую родителям приучать детей проявлять заботу о близких людях. Воспитывая нравственное поведение ребенка в семье, родители должны стремиться опереться на его эмоции, вызвать собственным примером у ребенка соответствующие переживания и действия. Если мать говорит малышу шепотом: «Не шуми, папа устал, спит», то и ребенок, подражая ей, начинает вести себя тихо, а если кто-то нарушит тишину, напоминает, что папа спит. Развивая игровые действия ребенка, я постоянно побуждает детей к проявлению заботы, сочувствия, нежности («Покачай заболевшую куклу», «Покорми голодного зайчика» и т. п.). В настоящее время очень мало обращают родители внимание на сочувствие, сострадание к другому, в основном, чтобы ребенку было хорошо и, чтобы его никто не обидел.

Показывая детям инсценировки с игрушками, рассказывая небольшие сказки, читая стихи, в которых в привлекательном для детей виде раскрываются воспитываемые положительные формы поведения, я практическими методами приучаю и упражняю детей в правильных поступках.

Так, к примеру, происходит овладение ребенком двух лет элементами культурного поведения; умение говорить спасибо, пожалуйста, здороваться, прощаться с взрослыми. В начале приучения к данным формам поведения я воспроизвожу их совместно с ребенком: предлагая малышу повторить свои действия и произнести те же слова, что произношу я («Доброе утро», «Большое спасибо» и т. п.), или же произвожу действия и произношу слова вместе с ребенком («Давай вместе скажем тете спасибо»). Затем ребенок действует по моему напоминанию («Что нужно сказать?», «Скажи ласково спасибо»). В отдельных случаях малыш сам начинает предпринимать попытки самостоятельно воспроизвести знакомые способы поведения. Эти первые попытки проявления самостоятельности я всегда положительно оцениваю похвалой.

Большое внимание на втором году жизни детей уделяю развитию детской самостоятельности в режимных процессах, что неразрывно связано с овладением детьми соответствующими правилами поведения за столом, в умывальной комнате, в раздевальне. Эти правила в элементарной форме закрепляются в семье. К примеру, родители говорят детям, что во время еды есть надо аккуратно, вытирать рот салфеткой, а после еды благодарить старших. В процессе умывания, одевания детей 2—3 лет я привлекаю к элементарной помощи друг другу: поднять оброненную вещь, помочь повесить полотенце, сложить одежду и пр.

Для того чтобы дети обращали внимание на затруднение сверстника, я побуждаю их к помощи, показываю, как следует поступить, поощряю положительные проявления. Но так как воля ребенка еще слаба, поэтому выполнение подобных требований представляет для него определенные трудности.

Учитывая это, я соблюдаю следующие правила:

1. Запретов должно быть немного, тогда дети запомнят их;

2. Запрещается то, что может принести действительный вред здоровью ребенка (есть снег, играть с острыми предметами и т. п.) или способствовать формированию отрицательных черт поведения (обижать детей, мучить животных и т. п.);

3. Запрет должен действовать постоянно и выдвигаться всеми воспитывающими ребенка взрослыми;

4. Запрещение делается спокойным, твердым, внушительным тоном. Маленькие дети всегда внимательны к словам взрослого, особенно тогда, когда они сказаны убедительно.

Совместно с родителями я стараюсь придать детским взаимоотношениям эмоционально-положительную окраску, формировать у детей доброжелательность к сверстникам. Общение между детьми строится на радостных совместных переживаниях. С этой целью я организую объединяющие и радующие детей игры: «Каравай», «Кто у нас хороший?», в которых участвуют и родители. Несложные правила в этих играх дисциплинируют детей, приучают к взаимодействию в коллективе. Для развития детских взаимоотношений я создаю специальные игровые ситуации, упражняющие детей в обмене игрушками, организую игры двух детей с одной игрушкой. Чтобы устранить конфликты, я подбираю по нескольку одинаковых игрушек и правильно их размещаю, учу детей сосредоточиваться на действиях с предметами и игрушками, спокойно играть рядом со сверстниками, не мешая им, не отнимая игрушек. Я вместе с родителями постоянно привлекаю внимание ребенка к игровым действиям сверстника, вызываю желание им подражать, воспитываю чувство симпатии к товарищам, желание проявить заботу о сверстнике и показываю пример чуткого, заботливого отношения. Я успокаиваю плачущего ребенка и прошу других детей тоже утешить обиженного (погладить по головке, дать игрушку). Я побуждаю детей к оказанию помощи друг другу, поощряю проявление доброго отношения к сверстникам. Элементарное сочувствие друг другу у детей раннего возраста знаменует начало формирующихся гуманных чувств.

Я с самого начала придаю действиям ребенка нравственный характер, поощряя правильные формы поведения и неуклонно пресекая развитие нежелательных способов действия с предметами. Одновременно своим примером я воспитываю бережное отношение к предметам и игрушкам: обращаю внимание ребенка на то, как заботливо я отношусь к вещам, как красиво, когда все вещи стоят на местах, привлекаю детей к посильной помощи по уходу за предметами и игрушками и т. п. Постепенно, под моим руководством, действия ребенка по отношению к предметному миру все больше приобретают не только адекватный, но и в определенной мере нравственно значимый характер.

Таким образом, на втором году жизни в нравственном развитии ребенка происходят важные сдвиги: ребенок начинает осваивать первые элементарные правила поведения, у него проявляется доброжелательное отношение к взрослым и сверстникам, интерес к совместной деятельности, постепенно формируется способность понимать и выполнять требования взрослого. Оценка взрослого становится регулятором его поведения. Постепенно у ребенка формируется ценная для его дальнейшего нравственного развития черта — переживание чувства глубокого удовлетворения от правильного выполнения требований взрослого. 

Основы нравственного воспитания, конечно же, дети получают в семье. В определенном смысле «нравственное лицо» каждого трехлетнего малыша может немало рассказать постороннему человеку. Достаточно внимательно присмотреться к действиям и поступкам ребенка, чтобы увидеть, какие из родительских зерен познания, чувств, воли дали всходы, какие даже не «проклюнулись», а какие не сеялись вовсе.

Посещая детский сад, дети очень рано соприкасаются с природой. Я стараюсь поддерживать интерес к живой и неживой природе, а также доброжелательное и заботливое отношение к ней. Мы с детьми вместе поливаем цветы, крошим птичкам хлеб, дети наблюдают за тем, как я рыхлю землю возле кустарников, дома, если есть аквариум, дети с родителями кормят рыбок. Моя цель в данной деятельности научить детей любоваться красивым живым цветком, деревом, травкой, животным, соблюдать порядок, находясь на природе. Я считаю, что если ребенок научится сопереживать в раннем возрасте, то он никогда не сорвет цветок с клумбы, а только понюхает его и т. д.

С первых дней пребывания я начинаю приучать ребенка к труду. Труд-это источник нравственного воспитания человека. Я не рассчитываю на то, что уже завтра мы воспитаем в ребенке трудолюбие, если сегодня ничего не сделаем. Я побуждаю детей убрать за собой игрушки, поставить на место книжки, сложить в определенном месте одежду. Если у малыша есть готовность и желание помочь мне, я принимаю эту помощь. Поэтому, считаю, пусть дети растут, понемногу приобретая трудовые навыки и умения, доступные для их возраста.

К концу третьего года жизни ребенок может продемонстрировать свою привязанность к родителям. Появление желания ребенка прийти на помощь близким, когда она требуется - показатель хорошего нравственного развития. Одна из моих задач, несмотря ни на что, поддерживать у ребенка любовь к родителям, научить заботиться о них, проявлять послушание, умение сделать приятное, показывая малышу на личном примере, в чем выражается моя любовь к нему самому, к его членам семьи.

Таким образом, педагогическая поддержка семьи в нравственном воспитании ребенка дошкольного возраста обладает гибкостью и вариативностью. Она имеет единую концептуальную и технологическую основу, но предполагает тактическое многообразие способов реализации. Мы в детском саду проектируем и организуем педагогическую поддержку семьи, изучая воспитательные возможности родителей как носителей нравственных ценностей и норм. Учитывая характер затруднений в реализации семьей воспитательной функции, анализируя обстоятельства возникновения нарушений в нравственном развитии ребенка, а также те условия, которые способны обеспечить динамику воспитательной позиции родителей в формировании основ нравственности у ребенка, расширяем опыт семейного воспитания в достижении значимых целей нравственного воспитания ребенка.