Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 3563491
Конспект игровой обучающей ситуации по образовательной области «Речевое развитие» средняя группа Тема: «Описание предметных картинок»
Содержание - Дошкольное образование
13.12.2018 05:06

Колпакова Милана Алексеевна, воспитатель, МДОАУ №22 пос. Глубокого Муниципального образования Новокубанский район Краснодарского края. 
Конспект игровой обучающей ситуации по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Описание предметных картинок» предназначен для детей средней группы 4-5 лет. Занятие способствует формированию у детей умения различать и называть предметы посуды; совершенствованию умения находить сходства и различия между предметами; развитию умения составлять описательный рассказ по предметной картинке, опираясь на схему; воспитанию доброжелательных отношений к сверстникам, умению выслушивать друг друга.

 


Конспект игровой обучающей ситуации по образовательной области «Речевое развитие», средняя группа

Тема: «Описание предметных картинок»

Цель:

Описание предметных картинок с опорой на схему.

Задачи:

1. Образовательные: Формировать у детей умение различать и называть предметы посуды; совершенствовать умения находить сходства и различия между предметами.

2. Связная речь: развивать умение составлять описательный рассказ по предметной картинке, опираясь на схему;

3. Формирование словаря: активизировать употребление в речи детей слов: Посуда, кастрюля, чайник, тарелка, вилка, ложка, стакан, сковорода, чашка, салатник, сахарница, масленка, солонка.

4. Грамматический строй речи: упражняться в подборе слов определений, слов-антонимов, упражнять детей в словообразовании закреплять умение образовывать названия разных видов посуды от однокоренных слов с использованием суффиксов –ниц(а) и –онк(а)

5. Звуковая культура речи: закрепить правильное произношение звука Щ, учить слышать этот звук в словах, отчётливо и ясно его произносить. Закреплять умение интонационно выделять заданный звук в словах.

6. Развивающие: развивать способность самостоятельно придумывать рассказ-описание, воображение, память и творческое мышление.

7. Воспитательные: Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, умение выслушивать друг друга.

Оборудование:      

Картинки с изображением посуды (стакан, чашка, тарелка, миска, кружка, вилка, ложка, сковорода, кастрюля, солонка, сахарница, салатница, маслёнка). Картинки с изображением щенка, щётки, ящика; кукла Маша (из мультфильма «Маша и медведь»), магнитная доска, разрезная картинка чайника, схема описания и сравнения посуды Т.А.Ткаченко.

Раздаточный материал: конверты с разрезными картинками посуды, макеты чайных пар разных цветов и рисунков с прикреплённой к чашке ваткой)

Предварительная работа: проведение занятия по ознакомлению с окружающим по теме «Посуда», чтение сказки К.И.Чуковского «Федорино горе», проведение занятия по изобразительной деятельности «Укрась чашку».

Ход занятия

Вводная часть

Воспитатель обращает внимание детей на то, что   сегодня   на   занятие   к   нам   пришло   много гостей,   предлагает поздороваться. Дети здороваются.

Постановка мотивации

Воспитатель вносит куклу Машу. Она здоровается с ними, и рассказывает, что она мыла посуду и нечаянно уронила поднос, на котором та стояла. Посуда разбилась, и остались одни осколки (показывает конверты с разрезанными на части картинками)

Педагог предлагает помочь Маше собрать осколки и вернуть ей посуду. Но сначала дети должны отгадать загадки (какую посуду разбила Маша?)

Дети соглашаются помочь Маше.

Основная часть

Воспитатель загадывает детям загадки. На каждую отгаданную загадку показывает картинку-отгадку.

Для питья он предназначен,

Хрупок, из стекла, прозрачен.

Можно сок в него налить,

С удовольствием попить,

воду можно из-под крана.

Нет нужней чего ….? (стакана)

Она всем очень нравится, на блюдечке, красавица,

с одной рукой милашка, фарфоровая…(чашка)

Макароны, суп, котлеты

Подают всегда в … (тарелке)

Круглая, глубокая, гладкая, широкая,

Гончаром кручённая, в печи обожженная,

От кувшина – низка, глиняная….(миска)

Для чаепития важны

конфеты, коржики, ватрушки

и обязательно нужны

под кофе, чай большие…(кружки)

 

Дети отгадывают загадки.

Воспитатель спрашивает: Как называются все эти предметы, одним словом? Правильно, посуда.

Давайте теперь соберём для Маши разбитую посуду. Раздаёт детям конверты с разрезными картинками посуды. Дети собирают.

Воспитатель спрашивает:

Кто из вас собрал разбитую чашку?

Для чего она нужна ?

Какая она? Расскажи о ней по схеме.

Воспитатель предлагает детям схему описания и сравнения посуды Т.А.Ткаченко.

А какую ещё посуду вы знаете?

Воспитатель показывает детям другие иллюстрации с посудой: вилка, ложка, сковорода, кастрюля и т.д. (кроме чайника). Дети называют предметы.

Воспитатель сообщает, что Маша обеспокоена, что среди картинок нет чайника.

Воспитатель прикрепляет к доске часть картинки чайника.

Дидактическая игра «Чего не хватает чайнику?»

Воспитатель интересуется, чего не хватает чайнику, добиваясь ответов: носика, ручки, крышки. По мере называния частей, дети прикрепляют их к доске, любуются красивым чайником.

Воспитатель задаёт вопросы: какой он?; что у него есть?; для чего он нужен?

Педагог предлагает составить рассказ о чайнике (по схеме Т.А.Ткаченко).

Дети составляют рассказ по схеме:

Это чайник, он белый с красивыми красными цветочками. У него есть носик, ручка и крышка. В нём кипятят воду, чтобы пить чай.

Маша рассказывает, что у нее дома есть ещё посуда с другими названиями. А какая это посуда дети должны отгадать?

Игровое упражнение «Назови правильно»

Воспитатель показывает картинки с изображением сахарниц (две разные сахарницы, деревянная и керамическая).

Что это? Маша говорит, что это два разных предмета, а называются одинаково.

Воспитатель объясняет, что эти предметы нужны для того, чтобы класть в них сахар, поэтому оба предмета называются сахарница.

А это что? Посуда для соли (показывает на солонку) дети отвечают: солонка.

Маша: а почему солонка, а не сольница?

Воспитатель объясняет, что не все предметы называются похоже. В русском языке есть слово солонка, а другого похожего на сахарница или чайник – нет. А вот посуду для салата (показывает) можно назвать по-разному: похоже со словом сахарница и со словом чайник.

Маша: дети, какие же это названия посуды для салата? Дети отвечают: салатник и салатница.

Воспитатель: Молодцы!

                                               Физминутка

Вот большой стеклянный чайник (дети надули животик)

Очень важный, как начальник (одну руку поставили на пояс, другую изогнули)

Вот фарфоровые чашки, (присели, одну руку поставили на пояс)

Очень крупные, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца, (кружатся, «рисуя» руками круг)

Только стукни — разобьются.

Вот серебряные ложки, (потянулись, сомкнули руки над головой)

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос (легли, вытянулись)

Он посуду нам принес.

Маша предлагает поиграть с мячом.

Игра «Скажи наоборот»

Воспитатель: я буду бросать мяч и называть слово, а вы должны вернуть мяч и сказать, как будет наоборот.

Ложка чистая – ложка грязная,

Тарелка глубокая – тарелка мелкая,

Чашка большая – чашка маленькая,

Сковорода тяжёлая – сковорода лёгкая,

Кастрюля высокая – кастрюля низкая,

Нож широкий – нож узкий,

Чайник горячий – чайник холодный,

Вилка острая – вилка тупая,

Миска старая – миска новая,

Поднос белый – поднос чёрный,

Кружка старая – кружка новая,

Сахар сладкий, а перец горький,

Хлеб мягкий – хлеб твёрдый,

Сахарница стеклянная – сахарница железная

Дети подбирают противоположные значения слов.

Воспитатель: молодцы, ребята!

Хотите ещё поиграть?

Дидактическая игра «Подбери чайную пару».

Воспитатель раздаёт детям цветные чашки из картона. Дети быстро на столе должны найти блюдце такого же цвета и с таким же рисунком. Дети выполняют задание.

Ребята, теперь у вас есть чашки, давайте мы с вами выпьем чай, но он очень горячий, на него надо подуть.

Дыхательная гимнастика «Подуем на чай»  (сделайте вдох и подуйте, не поднимая плеч, не раздувая щёк, вытянув губы трубочкой. Вот так (дети дуют на ватку, прикрепленную к чашке) (Упражнение повторяется 2-3 раза)

Воспитатель. Ребята, а кто знает, когда пилят дерево, слышится какой звук? щ-щ-щ. (Показывает, как произносится этот звук)

Артикуляционное упражнение «Давайте скажем «Щ».

Мы с вами будем сейчас пилить. Берет за руки ребенка и имитирует с ним движения. Одновременно произносит: щ-щ-щ.

Воспитатель. Ух, поработали на славу! Только выпачкались немножко в опилках. Надо почистить одежду.

(Показывает три щетки: обувную, одежную и зубную) Какая вам нужна? (Дети выбирают нужную: мы чистим зубы зубной щеткой, обувь – обувной, одежду – одежной щеткой). Все почистились щеткой.

Воспитатель. А я знаю стихотворение небольшое про эти щетки. Хотите послушать?

Этой щеткой чищу… зубы,

Этой щеткой – башмаки.

Этой щеткой чищу брюки (юбку).

Все три щетки мне нужны.

Давайте все вместе повторим его.

Игровое упражнение на развитие слухового внимания «Услышь звук»

А теперь попробуйте определить есть ли звук Щ в словах.

Если вы услышите звук Щ, то поднимите блюдце вверх. Воспитатель произносит слова и показывает картинки: Щенок, а если два…? (щенка), а много…? (щенят); ящик, два чего…? (ящика), а много (ящиков); поднос, тарелка, плащ, вилка, овощи, чайник, щётка, две чего …? (щётки), а много чего…? (щёток).

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Молодцы!

Заключительная часть (Рефлексия занятия)

Воспитатель сообщает, что Маше пора уходить, что её ждёт дома мишка с посудой.

Предлагает подарить Маше чайный сервиз для гостей, собранный детьми во время игры «Подбери пару».

Маша благодарит ребят за помощь и за подаренную посуду.

Воспитатель предлагает попрощаться с Машей.

Подводит итог занятия: ребята, что вам больше всего понравилось?