Содержание - Дошкольное образование |
17.01.2019 11:25 |
Патракова Евгения Валентиновна, старший воспитатель БДОУ детский сад «Солнышко», село Кичменгский Городок, Вологодская область.
«Условия организации методической работы с педагогами ДОУ по использованию современных образовательных технологий в воспитании и развитии дошкольников через групповые формы работы» (Статья из опыта работы) В настоящее время процесс обновления дошкольного образования требует не только реконструкции содержания обучения и воспитания, но и совершенствования методической работы в образовательных учреждениях. На сегодняшний день все педагоги дошкольного образовательного учреждения озадачены новой ситуацией в системе дошкольного образования – организацией образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Образовательная стратегия предъявляет более высокие требования к педагогу в соответствии с обновлением системы дошкольного образования и ориентирует дошкольных работников на освоение новых профессиональных компетенций. Ориентируясь на идею гуманно ориентированного образования, на формирование личности воспитанника, мы, прежде всего, должны помнить о том, что такая личность формируется личностью самого педагога. Поэтому необходимо создать все условия профессионального роста педагогов. Таким образом, организация методической работы с педагогами дошкольного образовательного учреждения по повышению их профессионального уровня в области использования современных образовательных технологий (далее СОТ) в воспитании и развитии воспитанников через групповые формы работы является весьма актуальным направлением. Актуальность темы также обусловлена новизной правовой базы, регулирующей данные правоотношения. В сентебре-ноябре 2013 гг. приняты и вступили в юридическую силу следующие важнейшие федеральные законы: "Закон об образовании №273-ФЗ» и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Проанализировав данные нормативные документы, пришла к выводу, что профессиональное педагогическое сообщество предъявляет к выпускнику детского сада достаточно высокие требования. Следовательно, успешность ребенка в будущей школьной жизни во многом будет зависеть от того, насколько развитие, воспитание и образование воспитанников в детском саду будет эффективным. В ходе исследования мы выяснили, что данная проблема достаточно хорошо теоретически изучена, но пилотажные исследования показали, что на практике методическая служба нашего детского сада испытывает трудности в организации работы по повышению профессионального уровня педагогов в области использования СОТ, в связи с тем, что нет чёткой системы работы по данному направлению. В современных условиях в системе методической работы в дошкольном образовательном учреждении прослеживается ряд острых противоречий, между: - возросшими требованиями к функционированию методической службы в условиях обновления образовательной практики и реальным её состоянием в практике дошкольного образовательного учреждения; - уровнем расширения арсенала, предложенных форм методической работы и не достаточным многообразием последних в реальной практике ДОУ; - необходимостью реализации условий к организации методической работы с педагогами по повышению их профессионального уровня в области освоения и использования СОТ и недостаточной разработанностью базовых оснований такой системы. В связи с тем, что в нашем детском саду и педагогический коллектив состоит из разных категорий: по педагогическому стажу, по наличию квалификационной категории, по уровню образования, мною был проведен мониторинг и анкетирование педагогов на определение уровня владения современными педагогическими технологиями. Уровень знаний педагогов по данному вопросу был низким, выявив данную проблему, я разработала план самообразования по теме: «Повышение профессионального уровня педагогов по использованию современных педагогических технологий в воспитании и развитии воспитанников через групповые формы методической работы». Тема опыта является актуальной, так как, система, предлагаемая нам новыми стандартами, как раз развивающая, направленная на раскрытие в первую очередь личности. Воспитание к школе ребенка инициативного, уверенного в своих силах, способного договариваться, учитывать интересы других, владеющего разными видами и формами игры, способного к волевым усилиям, любознательного, с проектным мышлением. Отсюда следует, что качественно осуществлять воспитательно-образовательный процесс может только педагог, постоянно повышающий уровень своего профессионального мастерства, способный к внедрению инноваций. Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для выбора методов и форм организации работы с детьми, инновационных педагогических технологий, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Целью настоящей работы является выявление и систематизация эффективных условий организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении по повышению профессионального уровня педагогов в области применения СОТ в воспитании и развитии воспитанников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования. Поставленная цель определяет задачи исследования: 1.Изучить новинки методической литературы по современным педагогическим технологиям обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста. 2.Изучить современные подходы к организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении. 3.Проанализировать применение педагогами ДОУ современных педагогических технологий, в ходе осуществления педагогической деятельности. 4.Разработать 5.Повышать уровень теоретической подготовки педагогов в области освоения современных образовательных технологий. 6.Выявить и систематизировать условия организации методической работы по повышению профессионального уровня педагогов в области использования СОТ в воспитании и развитии воспитанников в ДОУ. 7.Выявить уровень профессионального мастерства педагогов конкретного дошкольного образовательного учреждения в данном направлении и изучить особенности работы старшего воспитателя. 8.Разработать комплекс методических мероприятий направленных на повышение профессионального мастерства педагогов ДОУ по освоению СОТ для старшего воспитателя. Ожидаемые результаты реализации опыта: 1. Повышение качества организации методической работы в ДОУ (переход на инновационную модель методической работы); 2. Формирование позитивного имиджа ДОУ, ориентированного на устойчивое развитие; 3. Повышение количества педагогов, повышающий свой профессиональный уровень и квалификацию; 4. Позитивное изменение профессиональных компетентностей педагогов ДОУ и их отношения к работе; 5. Повышение уровня педагогов в овладении современными образовательными технологиями. 6. Приобретение опыта коллективной деятельности, взаимного уважения, поддержки, сотрудничества. В качестве методологической основы исследования использованы теоретические методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, методической литературы по проблеме исследования и эмпирические методы: анкетирование педагогов, анализ работы старшего воспитателя. Предположим, что организация методической работы в дошкольном образовательном учреждении по повышению профессионального мастерства педагогов в области использования СОТ возможна при следующих условиях, если: - осуществляется дифференцированный подход к организации методической работы по повышению профессионального уровня педагогов (молодых специалистов и педагогов со стажем); - проявляется полная готовность старшего воспитателя к организации методической работы по повышению профессионального уровня педагогов ДОУ в области применения СОТ в воспитании и образовании детей дошкольного возраста. Вся моя работа была спланирована по этапам: 1. Первый этап - аналитический: формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач. Сбор информации по проблеме, изучение и анализ исследовательских трудов ученых и необходимой методической литературы. Для решения этой проблемы изучала труды Генриха Сауловича Альтшуллера и Вячеслава Вадимовича Воскобовича. В своей работе использовала литературу по изучению новых педагогических технологий и внедрением их в практику Данила Борисовича Эльконина Василия Васильевича Давыдова, Анны Михайловны Страунинг, Николая Николаевича Ефименко, Джона Дьюи, Людмилы Сергеевны Киселёвой, Татьяны Александровны Данилиной. В процессе изучения исследования различных авторов были выделены основные подходы к определению содержания методической работы ДОУ, определено понятие образовательной технологии, структура компонентов и виды образовательных технологий, педагогические и управленческие механизмы и направления организации методической работы по повышению профессионального мастерства педагогов в ДОУ в области применения СОТ. Наряду со сбором информации по проблеме, изучением исследовательских трудов ученых собрала необходимую методическую литературу и рекомендации. Таким образом, анализ изученной психолого-педагогической и методической литературы показал, что содержание методической работы в дошкольном образовательном учреждении является условием повышения профессионального мастерства педагогов. Для решения поставленных задач были выявлены и систематизированы условия организации методической работы по повышению профессионального мастерства педагогов в области освоения СОТ в ДОУ: 1 условие. Определить особенности дифференцированного подхода к организации методической работы по повышению профессионального уровня педагогов (молодых специалистов и педагогов со стажем) в области освоения современных образовательных технологий; 2 условие. Изучить готовность старшего воспитателя к организации методической работы по повышению профессионального мастерства педагогов дошкольного образовательного учреждения в данном направлении. Поэтому на первом этапе была проведена экспериментальная работа на базе нашего детского сада. В эксперименте участвовало 9 педагогов и 1 старший воспитатель. Педагогический эксперимент осуществлялся по 2 блокам: I блок Выявление уровня профессионального уровня педагогов в области освоения и применения СОТ; готовность педагогов к участию в инновационной деятельности. II блок Изучение работы старшего воспитателя. Таким образом, анализируя данные анкет и опросников можно сделать вывод о том, что 26% педагогов используют в своей практике современные образовательные технологии, такие как проектную деятельность, технологию ТРИЗ. Кроме того, 57% педагогов применяют в своей профессиональной деятельности ИКТ, как вспомогательную технологию, но сводится ее использование только для оформления групповой документации (списки детей, сведения о родителях, диагностика развития детей, планирование, различные отчёты); подбора иллюстративного материала к занятиям и оформления развивающих центров группы и информационных стендов для родителей (законных представителей). Но хочется отметить, что все педагоги (100%) готовы к переходу на новый этап ведения образовательного процесса. 2. На 2 практическом этапе были выделены основные критерии руководства над образовательными технологиями: концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость. Первоочередной задачей для более углубленной теоретической подготовки педагогических кадров стало своевременное прохождение курсовой подготовки - основы повышения педагогической компетентности, качества познавательно-практической деятельности. Для ее решения мною был разработан план повышения квалификации на 5 лет, учитывающий сроки прохождения аттестации, квалификацию сотрудников, сроки последнего прохождения курсов и тематику. После возвращения с курсовой подготовки каждый педагог в разных формах методической работы знакомил коллектив с новинками науки и практики, проектами и т.д. Данные мини- отчеты: обуславливают понимание важности пополнения педагогических знаний; побуждают других педагогов своевременно получить курсовую подготовку; оказывают информационную, консультативную помощь. Для реализации поставленных задач актуально использование активных групповых форм работы в системе образования взрослых, в процессе которых педагоги не получают готовые знания, а проектируют способы решения какой-либо проблемы в процессе самостоятельного изучения методической литературы, сравнения и анализа разных точек зрения во время дискуссий, деловых игр; создание творческих групп, что создает условия для развития творчества воспитателей. Поэтому, инновационные формы методической работы разделила на 2 группы: теоретические и практические, которые подразделяются на коллективные, индивидуальные, подгрупповые. 1. Теоретические коллективные формы: семинары по обсуждению значимых педагогических явлений, технологий, методик и т. д., практические семинары с представлением опыта работы по освоению методик, технологий, педагогические советы, как форма поиска, изучения и обсуждения интересных подходов и решений, деловые игры, вебинары, смотры- конкурсы, тренинги, портфолио, открытые просмотры образовательной деятельности, квик – настройки. 2. Практические индивидуальные формы: коучинг – сессия по определению задачи и выбору форм работы, подготовка доклада, конспекта проекта, работы по актуальной проблеме, индивидуальные беседы-убеждения, индивидуальные рекомендации по изучению литературы, наставничество. 3. Подгрупповые формы: творческие группы, педагогические мастерские по формированию у педагогов творческих умений, педагогический всеобуч (для начинающих педагогов), кейс-технологии. В течение реализации методической модели по повышению профессиональной компетентности педагогов мною были разработаны мероприятия по формированию готовности педагогов к инновационной деятельности. Таким образом, считаю, что традиционные формы методической работы, в которых все еще главное место отводится докладам, прямой передаче знаний, утратили значение из-за низкой эффективности и недостаточной обратной связи. Убеждена, что нетрадиционные формы методической работы наиболее приемлемы для педагогического коллектива. В течение реализации методической модели по повышению профессиональной компетентности в области освоения СОТ педагогов мною были разработаны мероприятия по формированию готовности педагогов к инновационной деятельности. Кроме того, в ходе проведенной работы по данному направлению выяснилось, что эффективным методом повышения квалификации является самообразование. Организуя и контролируя работу педагогов по самообразованию, помогаю им выбрать тему, приоритеты в формах и средствах, спрогнозировать результат. Большинство педагогов при выборе тем по самообразованию отдают предпочтение построению образовательного процесса с использованием современных образовательных технологий. Например, «Использование технологии «Ситуация» в познавательном развитии дошкольников», «Использованием технологии моделирования в речевой активности детей старшего дошкольного возраста», Применение здоровьесберегающих технологии в работе с детьми дошкольного возраста», «Организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста». Пройдя через все формы методической работы организованные в определенной системе, педагоги не только повышают профессиональный уровень, для них становится потребностью узнавать что — то новое, выработать собственный стиль повседневной педагогической деятельности. Работа, проводимая мной в детском саду, призвана помочь воспитателю овладеть новым педагогическим мышлением, готовностью к решению актуальных задач ДОУ, совершенствовать его педагогическое мастерство, обеспечивающее профессиональный рост. Таким образом, использование активных групповых форм работы побуждает воспитателей к потребности узнавать что-то новое, выработать собственный стиль повседневной педагогической деятельности, помогает не только по-новому организовать работу с детьми, но и при организации взаимодействия с родителями. Кроме того, инновационные подходы к управлению методической работой способствуют формированию у воспитателей интереса к современным технологиям, выработке у них устойчивого педагогического мышления, повышают уровень качества организации воспитательного процесса и сплачивают коллектив педагогов. На третьем этапе, заключительном, составляла сценарии мероприятий с применением современных технологий; оказывала методическую помощь педагогам ДОУ в разработке и проведении открытых занятий, мастер-классов, квест-игры, тренинги, обобщила опыт по исследуемой теме на уровне ДОУ. У педагогов значительно повысилась мотивация к повышению квалификации, трансляции своего педагогического опыта на различных уровнях (муниципальном, региональном, всероссийском, участию в конкурсах различных уровней. Педагоги награждены дипломами за призовые места и участие в конкурсах на институциональном уровне, муниципальном, региональном и всероссийском уровнях. Анализируя результаты проведенных контролирующих мероприятий, можно с делать вывод о том, что в своей профессиональной деятельности педагоги нашего детского сада используют следующие технологии: технология системно-деятельностного подхода, технология «Ситуация», технология исследовательской деятельности по А.И.Савенкову, технология ТРИЗ (Г. С. Альтшуллер, А. М. Страунинг технология интегрированного занятия, технология моделирования, проектная технология и как вспомогательную технологию – ИКТ. Благодаря использованию педагогических технологий и их интеграции образовательный процесс становится целесообразным, результативным. Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность. Педагоги стали активно использовать мультимедийное оборудование и на занятиях, и на родительских собраниях; используют электронную почту во взаимодействии друг с другом и с родителями воспитанников, создают свои личные сайты в СМИ «Инфоурок», «Педразвитие», «Воспитателям.ру», «Социальная сеть работников образования». Кроме того, в 2016 году создана творческая группа, которая действует на основе положения о творческой группе и положения об инновационной деятельности, которая работает в рамках реализации инновационного проекта региональной площадки на тему «Духовно-нравственное развитие и дошкольника через внедрение новых форм социального партнерства с родителями». Таким образом, обобщая результаты моей работы по данному направлению, мы можем сделать вывод о том, что правильно организованная методическая работа в ДОУ способствует повышению профессионального уровня педагогов ДОУ в области освоения и применения современных образовательных технологий в воспитании и развитии воспитанников. Использование современных форм методической работы способствует тому, что педагоги ценят индивидуальность каждого воспитателя, не соревнуются между собой, а сотрудничают, обогащают свой опыт. Это дает возможность каждому педагогу реализоваться как личности. Возрастает активность педагогов в методической и самообразовательной работе, происходят изменения в мотивах их деятельности, а также осмысленное освоение теоретических основ содержания современного дошкольного образования. Цель работы достигнута, задачи выполнены. Статья может быть интересна для старших воспитателей, которые ищут пути повышения эффективности своей работы. Перспективу вижу в дальнейшем использовании инновационных форм методической работы и создание на базе нашего ДОУ «Школы успеха», целью которой станет совершенствование практического мастерства педагогов.
|
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».