Знакомство детей дошкольного возраста с культурой русского народа через русские народные обрядовые куклы (конспекты занятий) |
Содержание - Дошкольное образование |
29.01.2019 05:44 |
Немзорова Ирина Дмитриевна, воспитатель, МБДОУ №29 «Вишенка», город Норильск, Красноярского края. Знакомство детей дошкольного возраста с культурой русского народа через русские народные обрядовые куклы. Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка. Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она приобретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы. Кукла всегда была элементом народного быта. Дом без кукол считался бездуховным. Куклы создают в доме атмосферу любви и добра, дают навыки для жизни и формируют навыки общения с людьми и окружающим миром. В народе говорили: «Ребенок без куклы вырастает пустым и жестоким, не умеющим любить других». Очень важно делать кукол своими руками, вкладывая в нее усердие и душу. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы-талисманы бережно хранились в семье и передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления. Кукла – знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие. К этому благодатному источнику духовности и обращаются те, кто изучает народную культуру, кто стремится донести до потомков драгоценные ее крупицы. Кукла – способ познания жизни и для тех, кто ее создает, и для тех, кто с нею общается. Кукла – не иллюзия, а претворенный материал, ощутимая вещь, иногда произведение искусства. Вместе с человеком она освоила многие материалы и разные технологии, от древних до новейших. Традиционная тряпичная кукла несет память культуры и делает это гораздо ярче, шире и глубже, чем любая другая игрушка. Обрядовые куклы являются своеобразным способом хранения информации о ритуальном способе существования и чертах архаического сознания человека далекого прошлого. В нашем детском саду организована творческая площадка по опытно-экспериментальной деятельности. Ведется работа по теме: «Освоение дошкольниками смыслового поля народной культуры через знакомство с обрядовой куклой». Чтобы начать знакомить детей с народной культурой через обрядовые куклы, необходимо было изучить истоки русских традиций, которые уходят своими корнями в далекое прошлое, осмыслить, понять и принять их. В самом начале эксперимента мы поставили перед собой задачи: - Изучить и проанализировать литературные источники по теме. - Провести отбор содержания программы доступного для понимания и усвоения его детьми дошкольного возраста (обрядовые куклы и связанные с ними обряды и традиции). - Определить оптимальные сочетания методов, приемов и форм работы по ознакомлению дошкольников с русскими народными обрядовыми куклами. - Изучить литературные источники по русскому народному костюму. - Изучить потребности семьи в формировании у детей представлений о национальной культуре в условиях детского сада. - Разработать систему критериев оценки уровня сформированности у дошкольников представлений о русской народной обрядовой игрушке. Знакомство с русскими народными куклами осуществляется не спонтанно, а по заранее составленному плану, в котором учитываются обряды и традиции, народный календарь, народные праздники и времена года. Одно из главных условий при знакомстве с куклой – это эмоциональное отношение самого взрослого. Здесь педагог берет на себя функцию образца. При знакомстве детей с куклой от взрослого требуется выражение подлинных эмоций и чувств, так как дети остро чувствуют преувеличение и фальшь. И, если взрослый равнодушен к теме, то ребенку трудно воспринимать материал. Немаловажным является создание атмосферы доверия, свободы общения, удовлетворенности, обеспечивающей максимально свободный эмоциональный контакт детей друг с другом и педагогом, их взаимное доверие, эмоциональную раскованность. В процессе знакомства с той или иной куклой очень важно донести до ребенка смысл того или иного народного обряда, выделив при этом основные моменты нужной интонацией голоса. Наблюдая за ребенком, можно заметить какие моменты его взволновали, заинтересовали, а какие остались недопонятыми. Это помогает педагогу скорректировать свою дальнейшую работу по теме. Вовлекая детей в процесс знакомства и изготовления русской народной куклы, необходимо учитывать возрастные возможности психологического развития своих воспитанников. Эти возможности обусловлены возрастными особенностями созревания нервной системы, прежде всего головного мозга. Работу по знакомству с русскими народными куклами можно начинать с детьми младшего дошкольного возраста. Чтобы занятия проходили интересно, можно использовать какого-нибудь сказочного героя, который «приносил» бы детям необычные куколки и рассказывал про них удивительные истории. Куклы для детей как младшего дошкольного возраста, так и старшего должны быть простыми и доступными, но в тоже время интересными и понятными для детского восприятия. При составлении плана работы нужно учитывать не только сложность изготовления русской народной куклы, но и то, с каким обрядом она связана и для чего изготовлялась т.к. смысл может быть труден для понимания детям определенного возраста и развития. Изучив и апробировав материал на практике мы пришли к следующему выводу: Куклы доступные для детей младшего дошкольного возраста: «Зайка», «Закрутка», «Бессонница», «Колыбельная подвеска», «Куколка из ниток», «Пеленашка», «Крестец» и т.д. Куклы доступные для детей старшего дошкольного возраста: «Снопик», «Кувадки», «Мартинички», «Домашняя Масленица», «Травница», «Осенина», «Крупеничка» и т.д. Здесь приведена только малая часть русских народных кукол, с которыми мы знакомим детей. При знакомстве детей с народной куклой возникает необходимость соприкосновения с русским народным фольклором, народными играми и хороводами, русскими народными праздниками (история праздника, его обычаи и традиции). Так, например, перед знакомством с куклой «Пеленашка», хорошо, если дети будут знать несколько колыбельных песен, а при знакомстве с куклами «Зайчик», «Баба Яга» несколько русских народных сказок или игр с этими героями. Это поможет на занятии интереснее выстроить игровую линию. Каждая русская народная обрядовая куколка имеет свою педагогическую ценность: 1.Игрушки изготовляются из доступного, недорогого, экологически чистого материала: ткани, веток, бересты, деревянного бруса, тесьмы и т.д. 2.Игрушки просты в изготовлении и поэтому доступны для детей дошкольного возраста. 3.Игры детей с игрушкой, сделанной своими руками, создают эмоциональный комфорт для ребенка. 4.Изготовленные детьми куклы можно использовать в театральной деятельности, сочинять про них стихи, сказки, изготовлять для них наряды, тем самым, развивая творческие способности детей. 5.Русские народные куклы приобщают детей к традициям своего народа, знакомят с историческим наследием. 6.При изготовлении кукол у детей формируются трудовые навыки, усидчивость, аккуратность. 7.Игрушки развивают у детей взгляд на куклу как на уменьшенную модель человека. 8.Дают возможность опосредованно влиять на развитие семейных традиций (обрядовые игрушки можно использовать при организации семейных праздников, семейного досуга на природе, организации занятий детей во время путешествий с родителями). Для того чтобы работа по данной теме проходила в системе, мне необходимо было составить план перспективной работы, а также продумать конспекты занятий, учитывая интересы детей своей группы. Эти конспекты можно использовать при организации кружковой работы или элементы их в организации совместной деятельности с детьми. Для удобства к конспектам занятий разработаны схемы-рисунки последовательного изготовления кукол. Занятие: Знакомство с русской народной куклой «Бессонница». Изготовление куклы. Для детей младших групп. Программные задачи: Знакомить детей с русскими народными куклами, в которых отражены традиции русского народа. Познакомить с куклой - оберегом «Бессонница». Развивать речь детей, конструктивные способности, мелкую моторику. Учить использовать игрушку в сюжетно-ролевых играх. Воспитывать бережное отношение к русским самодельным игрушкам. Предварительная работа: Разучивание колыбельных песен. Материал: 1.Домовенок Кузя. 2.Мешочек с куклой. 3.Иллюстрации. 4.Колыбелька, кукла – малышка. 5.Носовые платки, вата. Ход занятия: Раздается шорох, внезапно появляется Домовенок, здоровается с детьми. Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам пришел! Кто это? (Дети высказывают свои догадки) Домовенок: Правильно, ребята, я Домовенок. Звать меня Кузя. Обошел я весь детский сад, но ваша группа мне больше всех мила, да и вы я слышал очень дружные ребята. Можно я в вашей группе останусь? (Дети знакомятся с Домовенком, называют свое имя, знакомят с группой, с любимыми уголками и игрушками) Домовенок: А я не с пустыми руками к вам пришел, у меня для вас есть подарок! (Вынимает из мешочка куклу «Бессонницу»). (Рис. №1) Как вы думаете, что это? (ответы детей) Правильно, это куколка. Звать ее «Бессонница». Сделана она своими руками из кусочков ткани. (Дети рассматривают куколку, делятся своими впечатлениями) Таких куколок изготовляли мамы для своих деток. Куколка мягкая, безопасная. Ее приятно держать в руках, с ней приятно играть. Эта куколка не простая, она пришла к нам из далекого прошлого, когда люди жили не в больших городах, а в деревнях. Дома были не такие как у вас сейчас, их строили из дерева своими силами и все что было в доме тоже изготовляли своими руками: и посуду, и одежду, и игрушки детям, и все остальное, что нужно было по хозяйству. В домах стояли большие печки, которые обогревали весь дом, а хозяйки готовили в печке обед. Малые детки спали не в таких кроватках как вы, а в колыбельках. (Рассматривание иллюстраций с комментариями) Воспитатель: Домовенок, у нас в группе есть колыбелька и кукла – малышка. Наши дети любят играть с колыбелькой и даже знают колыбельные песенки. Домовенок: Ой, я тоже очень люблю всякие игры. Давайте вместе поиграем! Игра «Усыпим куклу в колыбельке» (Дети поют колыбельную песню вместе с Домовенком. Кукла – малыш в колыбельке никак не может уснуть) Воспитатель: Что же нам делать с куклой? Как же нам ее усыпить? Домовенок: Ребята, я совсем забыл вам сказать, что куколка «Бессонница» специально для усыпления малышей и делалась! Если малыш никак не мог уснуть, мама из кусочков ткани быстро сворачивала такую куколку, кидала ее в колыбельку и приговаривала: «Сонница – бессонница, не играй моим дитятком, а играй этой куколкой!» Малыш почти сразу засыпал и спал крепким, здоровым сном. Считалось, что куколка была для малыша оберегом. Это значит она его оберегала от всего недоброго и плохого. Давайте попробуем и мы усыпить нашу малышку с помощью куколки. (дети кладут куколку в колыбельку, говорят слова и кукла – малыш утихает и засыпает) Домовенок: Вы запомнили как звать куколку? А из чего ее изготовляли? Для чего? Хотите и мы с вами сделаем такую куколку? Изготовление куклы совместно с детьми для сюжетно – ролевых игр. (Рис.№ 2,3,4)
Занятие – беседа: Знакомство русской народной куклой «Крупеничка» для детей старших групп Программные задачи: Расширять представления детей о русских народных обрядовых куклах. Познакомить с традицией изготовления куклы «Крупеничка». Знакомить детей с народным земледельческим календарем, с трепетным отношением крестьян к дарам земли, с традиционным одеянием русской хозяйки – хранительницы достатка в доме. Предварительная работа: 1.Знакомство с русскими народными куклами. 2.Изготовление русских народных кукол. 3.Знакомство с русским народным костюмом, деталями женской одежды. 4.Рассматривание иллюстраций «Куклы из бабушкиного сундука». 5.Разучивание русских народных игр. Материал: 1.Кукла «Крупеничка». 2.Иллюстрации. 3.Крупы: гречка, рис, пшено, горох. 4.Киса с зерном. Словарная работа: киса, холст, сев, кисет, полон. Ход занятия: Воспитатель: Ребята, любите ли вы гречневую кашу? А знаете ли вы, как она выглядит? Дидактическая игра: «Назови правильно!» (Дети находят названную воспитателем крупу и сравнивают ее с другими крупами.) Воспитатель: А вы знаете, ребята, что гречиха одна из самых капризных культур и растет она только в теплых, южных областях России. Но несмотря на это, гречиха одна из самых любимых и почитаемых культур. Гречиха очень полезна для здоровья человека. Об этом знали еще наши предки и поэтому у крестьян было особое отношение к гречихе. Даже сеяли гречиху в определенный день – 26 июня. Этот день так по народному календарю и назывался – «Акулина Гречишница». Существовало поверье: «Если сеять гречиху на день Акулины Гречишницы – урожай будет богатым». И поэтому начинали сев только в этот день. И сеяли гречиху по особому. С осени хранили в доме самое лучшее, отборное зерно для будущего посева. И хранили не просто так, а в специально сшитой для этого куколке. Хотите покажу? (Воспитатель показывает детям куколку, дети рассматривают ее, делятся своими впечатлениями.) (Рис.№ 5) Называется эта куколка «Крупеничка». Как вы думаете почему? (Ответы детей.) Эта куколка с осени до самого сева стояла рядом с иконами. Люди молились богу, веря и надеясь, что следующий год будет урожайным. Хотите, я расскажу вам русскую народную сказку о красавице Крупеничке? (Воспитатель объясняет смысл слов: полон, богомолка, кисет.) Сказка У одного князя была дочка, которую по прихоти отца нарекли Крупеничкой. Выросла Крупеничка красавицей, умной и работящей. Но напали на княжество татары, схватили Крупеничку и угнали в полон в подарок хану. Отвергла Крупеничка притязания хана на женитьбу. Чтобы сломить гордую красавицу, загрузил он ее непосильной работой. От зари до зари трудилась крупеничка в поле. Однажды мимо проходила убогая богомолка, возвращавшаяся из далеких святых мест. Пожалела она Крупеничку, обратила ее в гречишное семечко и спрятала в кисет. Так и принесла ее в кисете к родному дому. А чтобы татарский хан не смог разыскать Крупеничку, схоронила ее в землю. И проросла Крупеничка прекрасным гречишным кустиком, давшим обильный урожай. Так появилась на Руси гречиха. Воспитатель: Понравилась вам сказка, ребята? Давайте посмотрим на нашу куколку. Похожа она на других куколок? Чем? (Одеждой. Так же сделана из лоскутков.) А чем непохожа? (Большая, тяжелая.) Эта куколка не похожа на другие, и сделана она по особому. Посмотрите, ребята, в ее основе киса с гречкой. В старину кисой называли кожаный или тканевый мешочек с круглым дном для хранения сыпучих продуктов, горловина которого затягивалась веревочной петлей. (Рассматривание кисы, высказывание детей.) Воспитатель: Возьмите в руки куколку. Что вы чувствуете? (Зерно, крупу.) Шили кисы побольше, чем наша и складывали в нее только отборное, лучшее зерно. Почему? (Ответы детей.) А когда сеяли, то первые горсти бросали из потаенного мешочка, сшитого в виде небольшой куколки. С горстью этой крупы новому урожаю старались передать сбереженные силы кормилицы земли. (Рассмотреть иллюстрации засеянного поля.) А после первого сева по традиции устраивали угощение для нищих и убогих, которые приходили к котлам с гречневой кашей со всей округи. Физкультурная минутка: русская народная игра «Пирог». Воспитатель: Осенью, после уборочной страды, куклу – мешочек вновь наполняли отборной крупой нового урожая и хранили до следующего сева. Наряжали куклу в традиционный русский костюм. (Дети называют элементы национальной женской одежды.) Потом стали таким же образом отбирать и другие культуры (пшено, горох…) И куколок уже стали называть по-другому. Как вы думаете, как называли куколку в которой хранили горох? (пшено…) «Горошинка», «Зерновушка». Вопросы: 1.Как называется куколка? Почему? 2.Что лежит в основе куколки? 3.Как назывался день, в который сеяли гречиху? 4.Где хранили крестьяне куколку? 5.Как вы думаете, какой урожай созревал из отборного зерна? Почему? 6.Какие новые слова вы сегодня узнали? Воспитатель: Эта куколка из музея нашего детского сада. Если мы захотим, то можем сделать такую же на следующем занятии. Схема изготовления прилагается. (Рис. № 6) Знакомство с русскими народными куклами помогает современному педагогу не только приобщать дошкольников к истокам национальной культуры своего народа, но и решать задачи основной программы по всем образовательным областям: Развитие конструктивных способностей. 1.Развитие выразительной речи при знакомстве с русским фольклором. 2.Развитие коммуникабельности. 3.Приобретение знаний о технике безопасности при работе с природным материалом, а также с острыми предметами (ножницы, иглы). 4.Формирование норм социального поведения при знакомстве с обрядами и традициями русского народа. 5.Формирование трудовых навыков. 6.Развитие мелкой моторики рук. 7.Познание основ русской народной культуры, ее ценностей. 8.Развитие творческого воображения. 9.Развитие активности при создании и реализации игровых замыслов.
Список литературы: 1. «Русские обряды и традиции». Народная кукла. Котова И. Н. Котова А. С. СПб.: «Паритет», 2003. 2. «Традиционная тряпичная кукла». Шайдурова Н. В. СПб.: ООО «Издательство «Детство –Пресс», 2011. 3. «Путешествие в историю русского быта». Короткова М. В. М.: Дрофа, 2003. Приложения
|
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».