Мир детства не может быть без игры. |
Содержание - Дошкольное образование |
29.01.2019 07:51 |
Драчёва Виктория Владимировна, воспитатель МДОУ Детский сад комбинированного вида № 35 «Радуга» г. Саянск, Иркутская область.
Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Народная игра- это отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игру. В наше время, мы стали забывать, что народная игра - это прежде всего память о традициях нашего народа. Опыт работы с детьми показывает, что в последнее время дети все реже играют в обычные «дошкольные игры». Редко встречаются оригинальные идеи в играх, интересные повороты в их сюжетах. Часто игры дошкольников однообразны, без яркости и вдохновения, которые так присущи детскому восприятию окружающего мира. Дети встречаются с трудностями, когда нужно проявить воображение и фантазию, придумать что-то свое. Мало знают подвижных игр, в которые они могут поиграть на улице. Нынешнее поколение выбирает компьютерные игры. Многие родители, приходя домой после работы, мечтают отдохнуть. Большинство родителей, не уделяет должного внимания и времени своим детям. Что бы занять, как то своего ребёнка предлагают детям игры в компьютере, в телефоне. Мы понимаем и родителей и детей, всем необходим отдых. Но самое главное, уделять и находить время для общения и игры. Уже с раннего детства, мы пытаемся детям дать в руки не игрушку, а телефон. Вот поэтому, сейчас остро стоит вопрос в том, чтоб как то привлечь детей к подвижным играм, научить их играть. Но мы как педагоги, одни не можем справиться с этой проблемой. И поэтому надо, прежде всего, научить играть сначала взрослых, а потом уже детей. Многие взрослые позабыли те игры, в которые играли в детстве. Пришла пора вспомнить, старое забытое и помочь нашим детям. Передать дух нашего детства, чтоб наши дети не забывали те игры, в которые играли их родители, бабушки и дедушки. И в каждой семье передавали их из поколения в поколения. Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век. Педагоги детского сада широко используют народные игры на занятиях, в повседневной жизни ребят, на прогулке, на праздниках и развлечениях.Мы считаем, что использование народных игр в работе с детьми позволяет нам донести до детей самобытность русского народа, колорит его обычаев, своеобразие русского языка, сформировать интерес к русской народной культуре, к ее традициям. Далее я привожу ряд игр, которые с большим удовольствием и пользой можно использовать как в учебном процессе в детском саду но и в свободное время в кругу семьи. Народные подвижные игры. Начиная со средней группы, мы привлекаем детей к сложным хороводным играм, таким как «Ручеек». Эта игра хороша тем, что в ней нет явного ведущего. Руководство игрой воспитателем остается практически незаметным для детей. Русская народная игра «Ручеёк» Цель: Обучение в игровой манере ходьбе, внимательности, игре в коллективе. Описание: Дети становятся парами, взявшись за руки. Руки надо поднять кверху таким образом, чтобы получился «домик». Пары детей становятся друг за другом, постепенно передвигаясь вперед. Формируется что-то вроде «ручейка», который постоянно течет. Один человек заходит в начало этого ручейка, проходит под поднятыми руками игроков и выхватывает из основной массы одного из игроков за руку, уводя его с собой в конец ручейка, вставая последним его звеном. На освободившееся место встает следующая пара игроков, а освободившийся игрок идет в начало ручейка и проделывает то же самое – идет под руками игроков, выхватывая из ручейка понравившегося человека за руку и уводя его в самый конец ручейка. Варианты: В зависимости от размеров игровой площадки играющие пары идут ровным уверенным шагом прямо или по кругу. По сигналу воспитателя (хлопок в ладоши, свисток) первая пара, пригнувшись, входит в «коридор» из рук. Игра "У Медведя во бору" Игра для самых маленьких. Из всех участников игры выбирают одного водящего, которого назначают "медведем". На площадки для игры очерчивают 2-ва круга. 1-ый круг – это берлога "медведя", 2-ой – это дом, для всех остальных участников игры. Начинается игра, и дети выходят из дома со словами: У медведя во бору Грибы, ягоды беру. А медведь не спит, И на нас рычит. После того, как дети произносят эти слова, "медведь" выбегает из берлоги и старается поймать кого-нибудь. Русская народная игра «Капуста» Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, умение согласовывать движения со словами, упражнять в беге, умению играть в коллективе. Описание: Рисуется круг – «огород». На середину круга складываются шапки, пояса, платки и прочее. Это – «капуста». Все участники игры стоят за кругом, а один из них выбирается хозяином. Он садится рядом с «капустой». «Хозяин» изображает движениями то, о чем поет: Я на камушке сижу, Мелки колышки тешу. Мелки колышки тешу, Огород свой горожу, Чтоб капусту не украли, В огород не прибежали Волк и лисица, бобер и курица, Заяц усатый, медведь косолапый. Играющие стараются быстро забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» поймает, тот выбывает из игры. Участник, который больше всех унесет «капусты», объявляется победителем. Правила игры: Бежать можно только после слов «медведь косолапый». Русская народная игра «Дедушка Рожок» Цель: Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в беге. Описание: Дети по считалке выбирают Дедушку. По божьей росе, По поповой полосе Там шишки, орешки, Медок, сахарок Поди, вон, дедушка Рожок! Выбранному игроку-Дедушке отводится «дом». Остальные игроки отходят на 15-20 шагов от «дома» этого - у них свой «дом». Дети: Ах ты, дедушка Рожок, На плече дыру прожёг! Дедушка: Кто меня боится? Дети: Никто! Кого он осалил, вместе с ним ловит играющих. Как только играющие перебегут из дома в дом и водящий вместе с помощником займут свое место, игра возобновляется. Правила игры: игра продолжается до тех пор, пока не останется три-четыре не пойманных играющих. Русская народная игра «Лягушки на болоте» Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в прыжках на двух ногах. Описание: С двух сторон очерчивают берега, в середине - болото. На одном из берегов находится журавль (за чертой). Лягушки располагаются на кочках (кружки на расстоянии 50 см) и говорят: Вот с на мокнувшей гнилушки В воду прыгают лягушки. Стали квакать из воды: Ква-ке-ке, ква-ке-ке Будет дождик на реке. С окончанием слов лягушки прыгают с кочки в болото. Журавль ловит тех лягушек, которые находятся на кочке. Пойманная лягушка идет в гнездо журавля. После того, как журавль поймает несколько лягушек, выбирают нового журавля из тех, кто ни разу не был пойман. Игра возобновляется. Русская народная игра «Золотые ворота» Цель: Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в ходьбе цепочкой. Описание: Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка. Все дети говорят: Ай, люди, ай, люди, Наши руки мы сплели. Мы их подняли повыше, Получилась красота! Получились не простые, Золотые ворота! Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними. Дети – «ворота» говорят: Золотые ворота Пропускают не всегда. Первый раз прощается, Второй - запрещается. А на третий раз Не пропустим вас! С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков. Правила игры: Игра продолжается до тех пор, пока не останется три-четыре не пойманных играющих, опускать руки надо быстро, но аккуратно. В такие игры дети играют с удовольствием и интересом, они становятся увереннее в себе, своих силах. Причем это сказывается как в общении со сверстниками, так и в поведении на других занятиях. У них развиваются навыки общения, формируются предпосылки дальнейшей успешной учебной деятельности.
Литература: 1.Кенеман А.В. "Детские подвижные игры народов мира", М., Просвещение, 1989г. 2.О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2010г. 3.М.Ф.Литвинова. Русские народные подвижные игры. М.: Айрис-пресс, 2003. 4.Лямина Л.А. "Народные игры в детском саду"М., 2008г.
Интернет-ресурсы: 1.https://nsportal.ru/.../kartoteka-russkie-narodnye-igry-dlya-detey-doshkolnogo-vozras... 2.https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy.../detskie-narodnye-igry-v-detskom-sadu 3.https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy.../detskie-narodnye-igry-v-detskom-sadu 4.https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy.../detskie-narodnye-igry-v-detskom-sadu 5.doshvozrast.ru/igra/igrapodvig13_1.htm
|
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».