Конспект подгруппового логопедического занятия «Развитие фонематического восприятия в процессе автоматизации звука Р у детей старшего дошкольного возраста» |
Содержание - Дошкольное образование |
19.03.2019 07:51 |
Тарлыкова Татьяна Николаевна учитель-логопед муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №45 «Золотой петушок» городское образование Павловский Посад Московской области.
Задачи занятия: развивать фонематическое восприятие в ходе закрепления звука Р. Цели занятия:
Оборудование: мячи, карты для индивидуальной работы, мнемотаблицы для заучивания стихотворных текстов, бубен, фломастеры синего цвета, схема анализа звуков. Ход занятия 1.Организационный момент. Повторение правил правильной речи. Каждый день всегда, везде На занятиях, в игре Верно, чётко говорим, Никуда мы не спешим.
2.Развитие мелкой моторики. Чтоб занятье продолжать, надо пальчики размять. Я мячом круги катаю. (Круговые движения между ладоней) Взад – вперёд его гоняю. (Движения руками вперёд – назад) Им поглажу я ладошку, Будто я сметаю крошку. (Соответственно смена рук) И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка. (Соответственно сжатие мяча) Каждым пальцем мяч прижму И другой ручкой начну. (Соответственно смена рук) А теперь последний трюк: Мяч летает между рук. (Перебрасывание мяча из руки в руку)
3.Определение темы занятия Скажите, как называется моя профессия? Что делает логопед на работе? Угадайте, о каком звуке я говорю? *Язык находится за верхними зубами. Воздушная струя направлена на кончик языка, при этом он дрожит. (Это звук Р). Об этом звуке мы сегодня и поговорим.
4.Произношение звука р. Вокруг себя повернитесь и в звук Р превратитесь. Игра «Самолёты»
5.Характеристика звука. Какой это звук? (Звук Р согласный, звонкий, твёрдый).
6.Произношение звука Р в слогах. Если звук Р «подружится» с гласным звуком, что получится ? (слог) Повторите слог Ра (Ро, Ру и т.д.) столько раз, сколько раз я ударю в бубен. Покажите столько пальцев, сколько звуков вы услышите в слоге.
7. Игра на внимание « Цап или убери палец». Отгадайте загадку. Кто это? Как большая кошка он Грациозен и умён. Но не любит разных игр Полосатый грозный …тигр. Я называю слова со звуком Р в любой позиции , вы их повторяете. Как только услышите слово « тигр», скорее убирайте ладонь (рысь, носорог, тигр, кенгуру, верблюд, зебра, тигр, тапир, крокодил, гепард, тигр, корова, леопард, муравей, муравьед, тигр).
8. Произношение звука Р в словах. Мы со звуком Р играем и слова мы называем. Ра- Ра - Ра - начинается игра. а) Упражнение «Подбери слова на слоги» * Я прошу со слогом Ра мне помочь назвать слова ко ( ра) Шу (ра) пеще (ра) но (ра) Ю (ра) у (ра) го ( ра) детво (ра) жа (ра) опе (ра) * Я прошу назвать слова со слогом Ры ку (ры) но (ры) го (ры) узо (ры) забо (ры) б) Упражнение «Новые слова» * Замените в словах первый звук на звук Р, чтобы получилось новое слово. Например: мак - …(рак). мак нога кот мука хобот козы жакетка мычать * Замените последний звук в слове на звук Р, чтобы получилось новое слово. Например: сын - …(сыр). сын бок сок миг пас сон 9.Динамическая пауза Самолёты загудели. ( Вращение перед грудью согнутыми в локтях руками) Самолёты полетели. (Руки в стороны, поочередные наклоны влево – вправо) На поляну тихо сели. (Присесть, руки к коленям) Да и снова полетели.
10.Упражнение « Подбери слово – предмет» Послушай слова – признаки и назови тот предмет, к которому они относятся. Красивый, ядовитый …. Быстрая, космическая … . Добрая, щедрая, пестрая … . Маленький, трудолюбивый … . Красивая, колючая … . Сливочный, полезный, вкусный … . Красный, сочный … . Спелый, сладкий … .
11.Определение места звука в слове. Игра «Найди место звука» Заблудился звук в словах, не найду его никак. Помогите, помогите, звук скорее отыщите. Дети должны найти слова со звуком Р в начале, середине или конце слова по заданию логопеда. Индивидуальная работа.
12.Закрепление звука Р в стихотворном тексте с использованием мнемотаблиц, с последующим называнием слов со звуком Р из текста. Чтобы хорошо говорить звук Р, мы часто повторяем что? (Стихи, загадки, чистоговорки). Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать Чистоговорки и стихи внятно, чтоб было всем понятно. Две сестры, две руки Рубят, строят, роют. Рвут на грядках сорняки И друг друга моют. Тучи ходят хмурые, С краю серо - бурые. Ветер дует, гром грохочет, Значит, скоро дождь промочит. Вот озеро. В нём караси. Над озером дождь моросит. Растут у дороги ромашки. И прыгает Рома в рубашке. Слышишь, ручеёк журчит. Он торопится, спешит К речке быстрой, говорливой, Где живут рачки и рыбы.
Рано утром, взяв корзину, В огород пошла Арина. В огороде у забора Сорвала два помидора, А в теплице у крыльца Два зелёных огурца. А ещё хозяйка ловко С грядки сорвала морковку.
На горе Арарат растёт красный виноград. У Егора огород. Там морковка и горох. Справа огород Федоры. И растут там помидоры.
13. Итоги занятия. О каком звуке говорили? Что произносили с этим звуком? |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».