Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7871847
Конспект подгруппового логопедического занятия «Развитие фонематического восприятия в процессе автоматизации звука Р у детей старшего дошкольного возраста»
Содержание - Дошкольное образование
19.03.2019 07:51

Тарлыкова Татьяна Николаевна учитель-логопед муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №45 «Золотой петушок» городское образование Павловский Посад Московской области. 
Конспект подгруппового логопедического занятия направлен на совершенствование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста в ходе закрепления звука р в слогах, словах, стихотворном тексте. Предназначен для логопедов, воспитателей.

 


  

Задачи занятия: развивать фонематическое восприятие в ходе закрепления звука Р.

Цели занятия:

  • автоматизировать звук Р в слогах, словах, стихотворном тексте с использованием мнемотаблиц;
  • развивать фонематическое восприятие;
  • совершенствовать мелкую моторику рук, координацию движений, внимание, память;
  • воспитывать интерес к логопедическим занятиям.

 

Оборудование: мячи, карты для индивидуальной работы, мнемотаблицы для заучивания стихотворных текстов, бубен, фломастеры синего цвета, схема анализа звуков.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Повторение правил правильной речи.    

Каждый день всегда, везде

На занятиях, в игре

Верно, чётко говорим,

Никуда мы не спешим.

 

2.Развитие мелкой моторики.

Чтоб занятье продолжать, надо пальчики размять.

Я мячом круги катаю. (Круговые движения между ладоней)

Взад – вперёд его гоняю. (Движения руками вперёд – назад)

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку. (Соответственно смена рук)

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка. (Соответственно сжатие мяча)

Каждым пальцем мяч прижму

И другой ручкой начну. (Соответственно смена рук)

А теперь последний трюк:

Мяч летает между рук. (Перебрасывание мяча из руки в руку)

 

3.Определение темы занятия

Скажите, как называется моя профессия?

Что делает логопед на работе?

Угадайте, о каком звуке я говорю?

*Язык находится за верхними зубами. Воздушная струя направлена на кончик языка, при этом он дрожит. (Это звук Р).

Об этом звуке мы сегодня и поговорим.

 

4.Произношение звука р.

Вокруг себя повернитесь и в звук Р превратитесь.

Игра «Самолёты»

 

5.Характеристика звука.

Какой это звук? (Звук Р согласный, звонкий, твёрдый).

 

6.Произношение звука Р в слогах.

Если звук Р «подружится» с гласным звуком, что получится ? (слог)

Повторите слог Ра (Ро, Ру и т.д.) столько раз, сколько раз я ударю в бубен.

Покажите столько пальцев, сколько звуков вы услышите в слоге.

 

7. Игра на внимание « Цап или убери палец».

Отгадайте загадку. Кто это?

Как большая кошка он

Грациозен и умён.

Но не любит разных игр

Полосатый грозный …тигр.

Я называю слова со звуком Р в любой позиции , вы их повторяете. Как только услышите слово « тигр», скорее убирайте ладонь (рысь, носорог, тигр, кенгуру, верблюд, зебра, тигр, тапир, крокодил, гепард, тигр, корова, леопард, муравей, муравьед, тигр).

 

8. Произношение звука Р в словах.

Мы со звуком Р играем и слова мы называем.

Ра- Ра - Ра - начинается игра.

а) Упражнение «Подбери слова на слоги»

* Я прошу со слогом Ра мне помочь назвать слова

ко ( ра)                     Шу (ра)                     пеще (ра)

но (ра)                     Ю (ра)                      у (ра)

го ( ра)                     детво (ра)

жа (ра)                     опе (ра)

*   Я прошу назвать слова со слогом Ры

ку (ры)   но (ры)

го (ры)  узо (ры)   забо (ры)

б) Упражнение «Новые слова»

* Замените в словах первый звук на звук Р, чтобы получилось новое слово.

Например: мак - …(рак).

мак   нога   кот   мука   хобот   козы   жакетка мычать

* Замените последний звук в слове на звук Р, чтобы получилось новое слово.

Например: сын - …(сыр).

сын   бок   сок   миг   пас   сон


9.Динамическая пауза

Самолёты загудели. ( Вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)

Самолёты полетели. (Руки в стороны, поочередные наклоны влево – вправо)

На поляну тихо сели. (Присесть, руки к коленям)

Да и снова полетели.

 

10.Упражнение « Подбери слово – предмет»

Послушай слова – признаки и назови тот предмет, к которому они относятся.

Красивый, ядовитый ….

Быстрая, космическая … .

Добрая, щедрая, пестрая … .

Маленький, трудолюбивый … .

Красивая, колючая … .

Сливочный, полезный, вкусный … .

Красный, сочный … .

Спелый, сладкий … .

 

11.Определение места звука в слове. Игра «Найди место звука»

Заблудился звук в словах, не найду его никак.

Помогите, помогите, звук скорее отыщите.

Дети должны найти слова со звуком Р в начале, середине или конце слова по заданию логопеда. Индивидуальная работа.

 

12.Закрепление звука Р в стихотворном тексте с использованием мнемотаблиц, с последующим называнием слов со звуком Р из текста.

Чтобы хорошо говорить звук Р, мы часто повторяем что? (Стихи, загадки, чистоговорки).

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Чистоговорки и стихи внятно, чтоб было всем понятно.


Две сестры, две руки

Рубят, строят, роют.

Рвут на грядках сорняки

И друг друга моют.


Тучи ходят хмурые,

С краю серо - бурые.

Ветер дует, гром грохочет,

Значит, скоро дождь промочит.


Вот озеро. В нём караси.

Над озером дождь моросит.

Растут у дороги ромашки.

И прыгает Рома в рубашке.


Слышишь, ручеёк журчит.

Он торопится, спешит

К речке быстрой, говорливой,

Где живут рачки и рыбы.

 

Рано утром, взяв корзину,

В огород пошла Арина.

В огороде у забора

Сорвала два помидора,

А в теплице у крыльца

Два зелёных огурца.

А ещё хозяйка ловко

С грядки сорвала морковку.

 

На горе Арарат растёт красный виноград.

У Егора огород.

Там морковка и горох.

Справа огород Федоры.

И растут там помидоры.

 

13. Итоги занятия.

О каком звуке говорили?

Что произносили с этим звуком?


 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР