«Речевичок» (дополнительная общеразвивающая программа для детей 5-6 лет) |
Содержание - Дошкольное образование | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19.03.2019 09:41 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Захарова Валентина Глебовна, учитель-логопед, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14 «Солнышко» г. Старая Русса, Новгородская область.
Дополнительная общеразвивающая программа «Речевичок» Направленность: социально-педагогическая Уровень: ознакомительный Возраст обучающихся: 5-6 лет Срок реализации: 9 месяцев
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа дополнительного образования «Речевичок» имеет социально-педагогическую направленность. Программа разработана в соответствии с положениями Федерального Закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 9.12.2012г., Концепцией развития дополнительного образования детей, утверждѐнной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р, Конвенции о правах ребѐнка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г., «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организации» (СанПин 2.4.1.3049-13), является авторской, создана на основе методического пособия Н.В.Нищевой «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи», скорректирована с учѐтом возраста обучающихся. Программа является ознакомительной, разработана для воспитанников старших групп ДОУ, имеющих лёгкие речевые нарушения (НР), касающиеся в основном фонетической стороны речи, и нацелена на устранение (НР) в условиях дополнительного образования дошкольников. Программа нацелена на развитие индивидуальных возможностей и способностей детей с учётом их потребностей и интересов на разнообразном лингвистическом материале. Она даѐт общие представления, необходимые и достаточные для выполнения педагогических задач и достижения поставленной цели обучения. Актуальность данной программы связана с правительственной Стратегией модернизации образования. На современном этапе образования ведущими видами деятельности дошкольных образовательных учреждений являются – подготовка детей дошкольного возраста к школьному образованию, адаптация дошкольников к современным условиям жизни, социализация, развитие и воспитание духовно-нравственных качеств. Дополнительное образование детей отличает: практическая направленность, мобильность, разноуровневость, высокая степень индивидуализации, реализации воспитательной функции образования. Правительственная Стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновленного содержания образования будут положены «ключевые компетентности». Компетентности формируются в процессе обучения, но не только в школе и детском саду, а под воздействием семьи, друзей, дополнительного образования детей, взаимодействия с общественными организациями и других факторов. Основная задача правительственной Стратегии модернизации образования состоит в достижении нового качества – качества, которое отвечает требованиям, предъявляемым к личности в современных быстро меняющихся социально–экономических условиях. Эти требования заключаются в достижении выпускником средней школы системы универсальных ключевых компетентностей, позволяющих реализовать себя в условиях информационного общества. В связи с модернизацией образования, возникла потребность в разработке программы по дополнительному образованию, предназначенной для развития и воспитания каждого ребенка высоконравственным, ответственным, творческим, инициативным гражданином России, что обусловлено законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1), через устранение нарушений речи у детей дошкольного возраста, формирование навыков устной речи на основе овладения литературным языком, создание условий для речевого общения с окружающими. Программа по дополнительному образованию «Речевичок» нацелена на реализацию индивидуального подхода в образовании, в рамках которого каждый ребёнок наделяется безусловным правом активно реализовать свой потенциал. Данная программа предназначена для развития и воспитания детей 5-6 лет с лёгкими нарушениями речи (НР), сохранным слухом, интеллектом. Программа разработана для реализации в условиях дополнительного образования детей. Программа предоставляет возможность детям, посещающим дошкольные образовательные учреждения, исправить легкие нарушения речи (НР), способствует подготовке дошкольников 5-6 летнего возраста к обучению в школе, развитию их творческого потенциала (по способностям и интересам). Программа по дополнительному образованию для детей старшего дошкольного возраста даёт возможность охватить логопедическим воздействием всех детей с негрубыми нарушениями речи, осуществлять профилактическую работу с детьми по предупреждению проявлений речевых нарушений в школьном возрасте, способствует развитию фонематического восприятия, формированию навыков анализа и синтеза речи. Программа логопедического кружка «Речевичок» позволяет развить фонетическую сторону речи дошкольников. Педагогическая целесообразность Программы позволяет ребёнку справиться со многими проблемами, связанными, в первую очередь, с нарушением звукопроизношения, с возникающими на этой основе комплексами, неуверенностью в себе, с непониманием со стороны сверстников. Устранение нарушений звукопроизношения помогает преодолеть неуверенность в себе, способствует появлению возможности чувствовать себя комфортно в общении. Новизна Программы заключается в том, что она выводит на новый уровень решение проблем дополнительного образования, ориентирована на целостное освоение материала: ребёнок эмоционально и чувственно обогащается, приобретает социально-коммуникативные навыки, совершенствуется в практической деятельности, реализуется в речевом общении с окружающими. Цель программы: Воспитание, становление и развитие нравственной, ответственной, творческой, инициативной личности, владеющей правильной литературной речью, через устранение речевых нарушений у детей дошкольного возраста, формирование навыка устной речи на основе овладения литературным языком, создание условий для речевого общения с окружающими, развитие творческого потенциала по способностям и интересам. Задачи программы направлены на формирование фонетической стороны речи - образовательные: - Обеспечить овладение предметными компетенциями, необходимыми для усвоения дополнительной образовательной программой, направленной на формирование фонетико-фонематической стороны речи дошкольников и других сторон речи. - Акцентировать внимание на совершенствовании фонетико – фонематической стороны речи дошкольников. - Совершенствовать активный словарь детей, грамматический строй речи и связную речь дошкольников. - развивающие: - Обеспечить личностный рост каждого дошкольника: развивать способность творчески мыслить, ставить и достигать серьезные цели и находить нестандартные решения проблемной ситуации в процессе освоения ключевыми и социальными компетенциями. - воспитательные: -Формировать у дошкольников самостоятельность, инициативность, ответственность, навык использования универсальных действий в процессе организации разнообразных видов деятельности. - Воспитывать личность, способную взаимодействовать с социальной средой для выражения своего творческого потенциала. Отличительной особенностью Программы является то, что она является модифицированной, адаптированной к условиям образовательного процесса МАДОУ «Детского сада №14 «Солнышко». Так как программа адаптированная (модифицированная), автор оставляет за собой право корректировать последовательность тем занятий, дополнять их в зависимости от степени восприятия дошкольников, их индивидуальных возможностей. Большое значение имеет вариативность содержания Программы, дифференцированный подход к обучению в зависимости от уровня развития дошкольников, их психологических особенностей. Программа предоставляет возможность выбора при выполнении практических заданий и построения индивидуальной образовательной траектории в соответствии с возрастом, полом, индивидуальнымиособенностями и способностями обучающегося.Дополнительная общеразвивающая программа создает условия для гармоничного развития личности и ее самореализации, обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей. Срок реализации Программы- 1 учебный год (9 месяцев). Количество академических часов в год: 36 часов. Возраст детей, участвующих в реализации Программы – от 5 до 6 лет. Психолого-педагогические особенности данной возрастной категории от 5 до 6 лет. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых. Наблюдается организация игрового пространства. Действия детей в играх становятся разнообразными. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но форму и величину объектов. Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. Дети способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Формы занятий: с учѐтом психолого-педагогических особенностей обучающихся по данной Программе происходит и выбор формы занятия. Каждое занятие состоит из теоретической и практической частей. На занятиях практикуютсяиндивидуальные и игровые формы, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, поисковые и исследовательские методы, речевые и коммуникативные тренинги и игры, способствующие закреплению полученных теоретических знаний. Режим и продолжительность занятий соответствует рекомендациям СанПин 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013 года № 26. В ходе реализации программы предусмотрено 36 академических часов: 36 недель, по 1 занятию в неделю, с продолжительностью занятия 1 академический час (25 минут), во второй половине дня. Количество обучающихся в группе: от 2 до 15 человек Особенности набора обучающихся: для обучения по программе «Речевичок» происходит общедоступный набор, когда принимаются любые обучающиеся, без предъявления требований к уровню их образования и индивидуальным способностям. Ожидаемые результаты реализации Программы и способы определения их результативности При освоении данной Программы, обучающиеся должны освоить следующие умения и навыки:
Показатели результативности усвоения Программы можно разделить на три раздела:
Подведением итогов реализации Программы будет считаться выступление детей на праздничных утренниках, на отчетном концерте по окончании учебного года. Учебный план
Материально-техническое и информационное обеспечение В ходе реализации программы «Речевичок» применяются современные педагогические технологии, сочетающие традиционное, игровое и развивающее обучение, эмоционально-смысловой подход к решению поставленных задач, используются компьютерные технологии, используется интерактивный подход в проведении практических занятий. На занятиях используется компьютер для просмотра видеофильмов. Материальная база Программы состоит из: - Логопедического кабинета. -Методического кабинета. -Компьютерной техники. -Видеороликов с дидактическими играми развивающего характера. -Наглядного материала: речевые профили, предметные картинки, серии картинок с развивающимся сюжетом, сюжетные тематические картины. -Дидактических игр развивающего характера. - Детской литературы. -Театральных костюмов и элементов костюмирования. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное - она должна работать на развитие самостоятельности и самостоятельной деятельности ребёнка. Комплекс организационно-педагогических условий В значительной степени при разработке рабочей программы и подготовке к занятиям могут быть использованы интернет-ресурсы, справочная и художественная литература, а также опыт работы ведущих методистов и методические наработки. Одним из главных принципов подбора содержания программы обучения является развитие познавательного интереса как устойчивого мотива самообразования дошкольников; методы и формы работы выбраны с учѐтом поступательного развития познавательного интереса, развития социально-коммуникативных способностей и творческой активности. Организация содержания обучения включает в себя дифференцированный подход к обучению, сочетает коллективные и индивидуальные формы работы с детьми. Каждое занятие включает в себя речевые упражнения и коммуникативные тренинги для развития навыков общения и развития речи обучающихся. Дифференцированный подход необходим для поддержания устойчивой мотивации к изучению данной Программы и способствует творческому росту обучающихся, повышению их самооценки. На занятиях широко практикуется проведение с детьми сюжетно-ролевых игр. Общий план занятий Комплексно-тематический план работы I.Подготовительный
II.Формирование произносительных умений и навыков
III. Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза, навыков слоговой структуры слова параллельно с коррекцией звукопроизношения.
IV.Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков
Все занятия строятся по одному плану:
- повторение названия базовой формы; - повторение действий прошлого занятия. Принципы реализации программы Принцип: добровольности, гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, создание максимально благоприятной атмосферы для личностного развития дошкольника; доступности образования и посильности труда; природосообразности: учет возрастных возможностей и задатков ребёнка при включении в различные виды деятельности дифференцированности и последовательности: чередования различных видов и форм деятельности, постепенное усложнение приемов деятельности, разумное увеличение нагрузки; культуросообразности: ориентация на потребности детей, адаптация к современным условиям жизни общества; научности: связи теории и практики, связи образования с жизнью; систематичности и последовательности в усвоении материала; сознательности и активности в образовании. Принцип наглядности: Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы. Принцип последовательности: Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно. Принцип занимательности: Изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата. Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам. Принцип личностно-ориентированного общения: В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми. Принцип доступности: Деятельность воспитанников спланирована с учётом возрастных особенностей, а также с учётом онтогенеза речевого развития детей в норме, построена по принципу дидактики: от простого к сложному. Навыки, которыми дети овладеют в процессе занятий по данной Программе: 1.Развитие слухового внимания и слухового восприятия, фонематического слуха. 2.Развитие моторики артикуляционного аппарата. 3.Развитие дыхания. 4.Развитие мелкой моторики. 5.Формирование правильного звукопроизношения. 6.Формирование навыков звукового анализа и синтеза. 7.Нормализация слоговой структуры слова. 8.Реализация сформированных речевых навыков в стихах, в связной речи, в диалогах, в пересказах текстов, в рассказах). Практическая часть: - Показ педагога (работа по схеме, технологической карте, в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков); - самостоятельная работа детей по текстовому плану, технологической карте; - анализ работы детьми (правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил, творчество, оригинальность). Работа с родителями Предусматривает регулярное индивидуальное консультирование, проведение родительских собраний, совместные занятия родителей и детей с целью ознакомления родителей с особенностями речи ребенка и т.д. Разработан цикл консультаций по темам: «Развиваем воображение», «Ум на кончиках пальцев», «Как правильно научить ребенка говорить» и т.д. Дидактические материалы и средства, используемые при реализации программы обучения, включают в себя: - практические и теоретические задания творческого, развивающего и занимательного содержания для индивидуальной и групповой работы - специальную литературу - карты, схемы, буклеты, наборы, конструктор «Тико» - кино- и видеопродукцию, слайды, фотоальбомы - развивающие игры для занятий риторикой и развития коммуникативных навыков Рекомендуемый список литературы для педагога: 1.Каше Г. А Подготовка к школе детей с недостатками речи. М. Просвещение, 1985. 2.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе с ФФН. Пособие для логопедов. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. - 96 с. (Практическая логопедия) 3.В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Индивидуально – подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения». 4.Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. - Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. - 528 с. 5.Н.В. Нищева Программа коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. - Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. 6.Н.В. Нищева Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. - Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. - 528 с. 7.Перспективное планирование фронтальных занятий по формированию правильного звукопроизношения и обучению грамоте детей с ОНР первого и второго года обучения. (Разработано членами творческой группы учителей-логопедов ДОУ г. Липецка) // Логопед в детском саду. 2008, №, 2009, № 1-2. 8.Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 216 с. 9.Смирнова Л.Н., Овчинников С.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5 - 6 лет с ОНР: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. - М.: “Мозаика-Синтез”, 2009. - 88 с. 10. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с ОНР. М.: МО РСФСР, 1991. 11. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с ФФН (старшая группа дет сада) М.: МО РСФСР, 1993.
Рекомендуемый список литературы для родителей: 1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников С ОНР. - СПб.: “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2002. - 128 с. 2.Н.В. Нищева Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. - Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. - 528 с. 3.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с ОНР. М.: МО РСФСР, 1991. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».