Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7420085
«Речевичок» (дополнительная общеразвивающая программа для детей 5-6 лет)
Содержание - Дошкольное образование
19.03.2019 09:41

Захарова Валентина Глебовна, учитель-логопед, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14 «Солнышко» г. Старая Русса, Новгородская область. 
Программа дополнительного образования «Речевичок» имеет социально-педагогическую направленность, является авторской, создана на основе методического пособия Н.В.Нищевой «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи», скорректирована с учѐтом возраста обучающихся. Программа является ознакомительной, разработана для воспитанников старших групп ДОУ, имеющих лёгкие речевые нарушения (НР), касающиеся в основном фонетической стороны речи, и нацелена на устранение (НР) в условиях дополнительного образования дошкольников. Программа нацелена на развитие индивидуальных возможностей и способностей детей с учётом их потребностей и интересов на разнообразном лингвистическом материале. Она даѐт общие представления, необходимые и достаточные для выполнения педагогических задач и достижения поставленной цели обучения.

 


 

Дополнительная общеразвивающая программа

«Речевичок»  

Направленность: социально-педагогическая

Уровень: ознакомительный

Возраст обучающихся: 5-6 лет

Срок реализации: 9 месяцев

 

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа дополнительного образования «Речевичок» имеет социально-педагогическую направленность. Программа разработана в соответствии с положениями Федерального Закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 9.12.2012г., Концепцией развития дополнительного образования детей, утверждѐнной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р, Конвенции о правах ребѐнка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г., «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организации» (СанПин 2.4.1.3049-13), является авторской, создана на основе методического пособия Н.В.Нищевой «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи», скорректирована с учѐтом возраста обучающихся.

Программа является ознакомительной, разработана для воспитанников старших групп ДОУ, имеющих лёгкие речевые нарушения (НР), касающиеся в основном фонетической стороны речи, и нацелена на устранение (НР) в условиях дополнительного образования дошкольников. Программа нацелена на развитие индивидуальных возможностей и способностей детей с учётом их потребностей и интересов на разнообразном лингвистическом материале. Она даѐт общие представления, необходимые и достаточные для выполнения педагогических задач и достижения поставленной цели обучения.

Актуальность данной программы связана с правительственной Стратегией модернизации образования.

На современном этапе образования ведущими видами деятельности дошкольных образовательных учреждений являются – подготовка детей дошкольного возраста к школьному образованию, адаптация дошкольников к современным условиям жизни, социализация, развитие и воспитание духовно-нравственных качеств.

Дополнительное образование детей отличает: практическая направленность, мобильность, разноуровневость, высокая степень индивидуализации, реализации воспитательной функции образования.

Правительственная Стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновленного содержания образования будут положены «ключевые компетентности». Компетентности формируются в процессе обучения, но не только в школе и детском саду, а под воздействием семьи, друзей, дополнительного образования детей, взаимодействия с общественными организациями и других факторов.

Основная задача правительственной Стратегии модернизации образования состоит в достижении нового качества – качества, которое отвечает требованиям, предъявляемым к личности в современных быстро меняющихся социально–экономических условиях. Эти требования заключаются в достижении выпускником средней школы системы универсальных ключевых компетентностей, позволяющих реализовать себя в условиях информационного общества.

В связи с модернизацией образования, возникла потребность в разработке программы по дополнительному образованию, предназначенной для развития и воспитания каждого ребенка высоконравственным, ответственным, творческим, инициативным гражданином России, что обусловлено законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1), через устранение нарушений речи у детей дошкольного возраста, формирование навыков устной речи на основе овладения литературным языком, создание условий для речевого общения с окружающими.

Программа по дополнительному образованию «Речевичок» нацелена на реализацию индивидуального подхода в образовании, в рамках которого каждый ребёнок наделяется безусловным правом активно реализовать свой потенциал.

Данная программа предназначена для развития и воспитания детей 5-6 лет с лёгкими нарушениями речи (НР), сохранным слухом, интеллектом.   Программа разработана для реализации в условиях дополнительного образования детей. Программа предоставляет возможность детям, посещающим дошкольные образовательные учреждения, исправить легкие нарушения речи (НР), способствует подготовке дошкольников   5-6 летнего возраста к обучению в школе, развитию их творческого потенциала (по способностям и интересам).

Программа по дополнительному образованию для детей старшего дошкольного возраста даёт возможность охватить логопедическим воздействием всех детей с негрубыми нарушениями речи, осуществлять профилактическую работу с детьми по предупреждению проявлений речевых нарушений в школьном возрасте, способствует развитию фонематического восприятия, формированию навыков анализа и синтеза речи.

Программа логопедического кружка «Речевичок» позволяет развить фонетическую сторону речи дошкольников.

Педагогическая целесообразность Программы позволяет ребёнку справиться со многими проблемами, связанными, в первую очередь, с нарушением звукопроизношения, с возникающими на этой основе комплексами, неуверенностью в себе, с непониманием со стороны сверстников. Устранение нарушений звукопроизношения помогает преодолеть неуверенность в себе, способствует появлению возможности чувствовать себя комфортно в общении.

Новизна Программы заключается в том, что она выводит на новый уровень решение проблем дополнительного образования, ориентирована на целостное освоение материала: ребёнок эмоционально и чувственно обогащается, приобретает социально-коммуникативные навыки, совершенствуется в практической деятельности, реализуется в речевом общении с окружающими.

Цель программы: Воспитание, становление и развитие нравственной, ответственной, творческой, инициативной личности, владеющей правильной литературной речью, через устранение речевых нарушений у детей дошкольного возраста, формирование навыка устной речи на основе овладения литературным языком, создание условий для речевого общения с окружающими, развитие творческого потенциала по способностям и интересам.

Задачи программы направлены на формирование фонетической стороны речи

- образовательные:

- Обеспечить овладение предметными компетенциями, необходимыми для усвоения дополнительной образовательной программой, направленной на формирование фонетико-фонематической стороны речи дошкольников и других сторон речи.

Акцентировать внимание на совершенствовании фонетико – фонематической стороны речи дошкольников.

Совершенствовать активный словарь детей, грамматический строй речи и связную речь дошкольников.

- развивающие:

Обеспечить личностный рост каждого дошкольника: развивать способность творчески мыслить, ставить и достигать серьезные цели и находить нестандартные решения проблемной ситуации в процессе освоения ключевыми и социальными компетенциями.

- воспитательные:

-Формировать у дошкольников самостоятельность, инициативность, ответственность, навык использования универсальных действий в процессе организации разнообразных видов деятельности.

Воспитывать личность, способную взаимодействовать с социальной средой для выражения своего творческого потенциала.

Отличительной особенностью Программы является то, что она является модифицированной, адаптированной к условиям образовательного процесса МАДОУ «Детского сада №14 «Солнышко».

Так как программа адаптированная (модифицированная), автор оставляет за собой право корректировать последовательность тем занятий, дополнять их в зависимости от степени восприятия дошкольников, их индивидуальных возможностей.

Большое значение имеет вариативность содержания Программы, дифференцированный подход к обучению в зависимости от уровня развития дошкольников, их психологических особенностей. Программа предоставляет возможность выбора при выполнении практических заданий и построения индивидуальной образовательной траектории в соответствии с возрастом, полом, индивидуальнымиособенностями и способностями обучающегося.Дополнительная общеразвивающая программа создает условия для гармоничного развития личности и ее самореализации, обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей.

Срок реализации Программы- 1 учебный год (9 месяцев). Количество академических часов в год: 36 часов.

Возраст детей, участвующих в реализации Программы – от 5 до 6 лет.

Психолого-педагогические особенности данной возрастной категории от 5 до 6 лет.

Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых. Наблюдается организация игрового пространства. Действия детей в играх становятся разнообразными. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но форму и величину объектов. Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. Дети способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь.

Формы занятий: с учѐтом психолого-педагогических особенностей обучающихся по данной Программе происходит и выбор формы занятия. Каждое занятие состоит из теоретической и практической частей. На занятиях практикуютсяиндивидуальные и игровые формы, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, поисковые и исследовательские методы, речевые и коммуникативные тренинги и игры, способствующие закреплению полученных теоретических знаний.

Режим и продолжительность занятий соответствует рекомендациям СанПин 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013 года № 26.

В ходе реализации программы предусмотрено 36 академических часов: 36 недель, по 1 занятию в неделю, с продолжительностью занятия 1 академический час (25 минут), во второй половине дня.

Количество обучающихся в группе: от 2 до 15 человек

Особенности набора обучающихся: для обучения по программе «Речевичок» происходит общедоступный набор, когда принимаются любые обучающиеся, без предъявления требований к уровню их образования и индивидуальным способностям.

Ожидаемые результаты реализации Программы и способы определения их результативности

При освоении данной Программы, обучающиеся должны освоить следующие умения и навыки:

  • образовательная самостоятельность -умение ребёнка создавать средства для собственного продвижения, развития;   образовательная инициатива -умение выстраивать свою образовательную траекторию;
    • образовательная ответственность -умение принимать для себя решения о готовности действовать в определенных нестандартных ситуациях;
    • универсальные действия- совокупность способов действия дошкольника, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений;
    • личностные УД: - личностное, жизненное самоопределение; смыслообразование (связь между целью деятельности и мотивом); нравственно-этическая ориентация исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающая личностный моральный выбор;
    • регулятивные УД: обеспечение организации деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка);
    • познавательные УД: логические УД, постановка и решение проблемы;
    • коммуникативные УДД:социальная компетентность, коммуникативные действия, сотрудничество, инициативное сотрудничество, разрешение конфликтов, принятие решений, их реализация; компетенция в сфере общественной деятельности; компетенция в сфере социально-трудовой деятельности; компетенция в бытовой сфере; компетенция в сфере в культурно-досуговой деятельности; ценностно-смысловая компетенция; художественная компетенция; правовая компетенция; общекультурная компетенция; здоровьесберегающая компетенция;информационная компетенция; коммуникативная компетенция; компетенция самоорганизации; компетенция самообразования; готовность и способность применять навыки самоорганизации; способность к саморазвитию, проявление творчества и инициативы в реализации поставленных педагогом задач; сформированность мотивации к познанию; сформированность индивидуально-личностной позиции и активности; сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.

 Показатели результативности усвоения Программы можно разделить на три раздела:

  • Низкий уровень усвоения: обучающиеся проявляют низкий познавательный интерес к Программе, на занятиях не проявляют активности, задания выполняют без желания и не полностью. В процессе выполнения практических заданий и проведении игр активности не проявляют или просто их игнорируют. В исследовательской работе не участвуют.
  • Средний уровень усвоения: обучающиеся проявляют стойкий интерес к занятиям, активны, но при выполнении задания допускают ошибки. В играх участвуют охотно, но практические задания выполняют не в полном объѐме. Участие в исследовательской работе минимальное.
  • Высокий уровень усвоения: обучающиеся проявляют стойкий интерес к занятиям, активно работают, выполняют все задания, участвуют в играх, допуская импровизацию. Проявляют стойкий интерес к исследовательской работе.

Подведением итогов реализации Программы будет считаться выступление детей на праздничных утренниках, на отчетном концерте по окончании учебного года.

Учебный план

Содержание

Всего

Теория

Практика

Формы аттестации (контроля)

1

Вводное занятие.

«Путешествие в страну Звуков».

Развитие слухового внимания.

3

1

2

Рассказ педагога

Беседы

2

Формирование произносительных умений и навыков.

24

5

19

Беседы

Упражнения

3

Совершенствование фонематического восприятия параллельно с коррекцией звукопроизношения.

6

-

6

Беседы

Упражнения

4

Итоговое занятие

3

-

3

Наблюдения педагога

 

Итого:

36

6

30

 


Материально-техническое и информационное обеспечение

В ходе реализации программы «Речевичок» применяются современные педагогические технологии, сочетающие традиционное, игровое и развивающее обучение, эмоционально-смысловой подход к решению поставленных задач, используются компьютерные технологии, используется интерактивный подход в проведении практических занятий. На занятиях используется компьютер для просмотра видеофильмов.

Материальная база Программы состоит из:

- Логопедического кабинета.

-Методического кабинета.

-Компьютерной техники.

-Видеороликов с дидактическими играми развивающего характера.

-Наглядного материала: речевые профили, предметные картинки, серии картинок с развивающимся сюжетом, сюжетные тематические картины.

-Дидактических игр развивающего характера.

- Детской литературы.

-Театральных костюмов и элементов костюмирования.

Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное -                   она должна работать на развитие самостоятельности и самостоятельной деятельности ребёнка.


Комплекс организационно-педагогических условий

В значительной степени при разработке рабочей программы и подготовке к занятиям могут быть использованы интернет-ресурсы, справочная и художественная литература, а также опыт работы ведущих методистов и методические наработки. Одним из главных принципов подбора содержания программы обучения является развитие познавательного интереса как устойчивого мотива самообразования дошкольников; методы и формы работы выбраны с учѐтом поступательного развития познавательного интереса, развития социально-коммуникативных способностей и творческой активности.

Организация содержания обучения включает в себя дифференцированный подход к обучению, сочетает коллективные и индивидуальные формы работы с детьми. Каждое занятие включает в себя речевые упражнения и коммуникативные тренинги для развития навыков общения и развития речи обучающихся. Дифференцированный подход необходим для поддержания устойчивой мотивации к изучению данной Программы и способствует творческому росту обучающихся, повышению их самооценки. На занятиях широко практикуется проведение с детьми сюжетно-ролевых игр.

Общий план занятий

Комплексно-тематический план работы

I.Подготовительный

ЗАДАЧИ

Содержание кружковой деятельности

Сроки проведения

Подготовка ребёнка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:

а) вызвать интерес к кружковой деятельности коррекционной направленности, даже потребность в такой деятельности;

 

б) развивать слуховое внимание, память,   фонематическое восприятие в играх и специальных упражнениях;

 

 

в) формировать и развивать артикуляционную моторикудо уровня минимальной достаточности для постановки звуков;

 

г) в процессе систематических тренировок овладевать комплексом пальчиковой гимнастики;

Использование сказки «Кто в домике живёт?», «Весёлый язычок», «Язык наш – друг наш» (Ознакомление детей на доступном уровне с речевым аппаратом).

Интеллектуальная беседа: «Почему говорить нужно правильно?», «почему я хочу научиться все звуки произносить правильно?»

 

 

Д/и и упражнения: «Кто сказал?», «Узнай звук» (неречевые звуки),   «Откуда слышу звук?»;

Д/и и упражнения: «Выбери картинки, в названии которых есть заданный звук», «Выбери слова, которые «поедут» в вагончике», «В этом домике живут…» и др.

 

Выполнение комплексов артикуляционных упражнений для формирования отсутствующих или искажённых звуков. (см. пособие для логопедов В.В. Коноваленко,                                                    С.В. Коноваленко и др. «Индивидуально – подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения»).

 

Выполнение упражнений   для пальчиковой гимнастики в пособиях для логопедов: «система коррекционной работы в логопедической группе» Н.В. Нищевой, пособие для логопедов В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко и др. «Индивидуально – подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения»).

 

3 посещения кружка на подготовку для постановки одного   звука


II.Формирование произносительных умений и навыков

ЗАДАЧИ

Содержание кружковой деятельности

Сроки проведения

 

 

 

 

а) устранение дефектов звукопроизношения;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б) развитие умения и навыков   дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в) формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

 

1.Постановка звуков, т.е. практическая реализация правильного артикуляционного уклада звука и   его первичное закрепление. Деятельность по постановке звуков проводится только индивидуально. Если у ребёнка нарушено несколько звуков, звуки формируются в следующей последовательности:

  • Для свистящих звуков.

- для свистящего звука [С]: отработка комплексного упражнения «Ветерок свистит» (формирование устойчивого навыка произнесения изолированного звука [С]; первичная автоматизация звука в слогах :са,со,су,сы - д/у «Звук «ветерок» подружился со звуками»;

- для свистящего звука [З]: отработка комплексного упражнения «Комарик» (формирование устойчивого навыка произнесения изолированного звука [З]; первичная автоматизация звука в слогах :за,зо,зу,зы - д/у «Звук «комарик» подружился со звуками»;

- для свистящего звука [Ц]: отработка комплексного упражнения «Кузнечик» (формирование устойчивого навыка произнесения изолированного звука [Ц]; первичная автоматизация звука в слогах :ац,оц,уц,ыц - д/у «Скрипочка кузнечика»;

  • Для шипящих звуков.

- для шипящего звука [Ш]: отработка комплексного упражнения «Гусь шипит» (формирование устойчивого навыка произнесения изолированного звука [Ш]; первичная автоматизация звука в слогах :ша,шо,шу,ши - д/у «Звук «Спустить шину»;

- для шипящего звука [Ж]: отработка комплексного упражнения «Жук жужжит» (формирование устойчивого навыка произнесения изолированного звука [Ж]; первичная автоматизация звука в слогах :жа,жо,жу,жи - д/у «Песенка жука»;

  • Для сонорных звуков:   [Л], [Ль].

- для сонорного звука [Л]: отработка комплексного упражнения «Самолётик» (формирование устойчивого навыка произнесения изолированного звука [Л]; первичная автоматизация звука в слогах :ал,ол,ул,ил, ыл - д/у «Звуки подружились» (с мячом);

- для сонорного звука [Ль]: отработка комплексного упражнения «Колокольчик» (формирование устойчивого навыка произнесения изолированного звука [Ль]; первичная автоматизация звука в слогах :ля-ля-ля, лё-лё-лё, лю-лю-лю, ли-ли-ли - д/у «Колокольчик звенит»;

  • Для сонорных звуков:   [Р], [Рь].

- для сонорного звука [Р]:

*отработка первичных комплексных упражнений: «Моторчик » (произнесение звука [Р] в составе звукосочетания – др-р-р), «Трещётка» (произнесение звука [Р] в составе звукосочетания – тр-р-р),;

*отработка изолированного звука [Р] – первичного комплексного упражнения «Собака рычит»;

первичная автоматизация звука [Р]в слогах :ар,ор,ур,ир, ыр - д/у «Звуки подружились» (с мячом);

- для сонорного звука [Рь]:

*отработка изолированного звука [Рь] – первичного комплексного упражнения «Дрель» (длительное произнесение изолированного звука: рь-рь-рь… ;

первичная автоматизация звука [Рь]в слогах :аь,орь,урь,ирь, ырь - д/у «Звуки подружились» (с мячом);

  • Для шипящих /аффрикат/:[Ч], [Щ].

- для шипящего звука [Ч]: отработка комплексного упражнения «Поезд» (формирование устойчивого навыка произнесения изолированного звука [Ч]; первичная автоматизация звука в слогах :ач,оч,уч,ич - д/у «Звуки подружились» (с мячом);

- для шипящего звука [Щ]: отработка комплексного упражнения «Листья шелестят» (формирование устойчивого навыка произнесения изолированного звука [Щ]; первичная автоматизация звука в слогах :ащ,ощ,ущ,ищ - д/у «Звуки подружились» (с мячом);

 

Дифференциация звуков. Формирование звукоразличительных навыков.

  • Выделение заданного звука из ряда других звуков, сходных артикуляционно и акустически: Д/и «Узнай звук» (с погремушкой), «Хлопни в ладоши», «Сигнальный флажок», «Сколько звуков – столько фишек» и др.;
  • Выделение слогов с заданным звуком из ряда других слогов: Д/и «Слоговые дорожки» (с погремушкой), «Будь внимательным», «Построй домик для звуков» (дети соединяют пальцы обеих рук в виде крыши домика), «Сколько   слогов– столько грибов» и др.;
  • Выделениеслов с заданным звуком из ряда других слов (сначала дети выделяют   слова, которые начинаются на заданный звук, потом слова, которые заканчиваются на заданный звук, а затем слова, в которых звук находится в середине слова): Д/и «В каких словах спрятался звук?», «Постучи кулачками», «Флажок», «Сигнальщики» и др.;

Автоматизация звуков:

2.Автоматизация каждого сформированного звука в слогах по мере постановки может проводиться как индивидуально, так и в подгруппах:

а) Звуки: [С], [З], [Ш], [Ж], [Сь], [Зь], [Ль] – автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных (закрытых) и в последнюю очередь в слогах со стечением согласных.

б) Звуки: [Ц], [Ч], [Щ], [Л]– наоборот автоматизируются сначала в обратных (закрытых), затем в прямых слогах и в последнюю очередь в слогах со стечением согласных.

в) звуки: [Р], [Рь]-   можно начинать автоматизировать в   звукосочетании [др] и   вырабатывать вибрацию.

Д/и и упражнения: «Слоговые дорожки», «Перейди через мостик», «Будь внимательным», «Говори – не торопись и, смотри, не ошибись» и др.

3.Автоматизация звуков в словах проводится в той же последовательности, что и в слогах.

По мере   овладения произношения каждого слога   он немедленно вводится и закрепляется в словах. Автоматизация проводится как индивидуально, так и в подгруппах.

Д/и и упражнения: «Словоговорки», «Слово за словом», «Цепочки слов», «Путаница», «Лесенка», «Посели в домик слова на заданный звук (слог)», «Вагончик», «Запомни слова и повтори» и др.

4.Автоматизация звуков в предложениях.

Каждое отработанное в произношении слово включается в предложения, затем в чистоговорки, потешки, стихи, в небольшие рассказы с автоматизируемым звуком.

/С использованием специального дидактического материала: «Автоматизация звуков в связной речи» Н.В. Нищевой, «Индивидуально – подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения» В.В. Коноваленко,                                                     С.В. Коноваленко и др./

5.Дифференциация звуков:

-   [С]- [З], [С]- [Сь], [С]- [Ц], [С]- [Ш];

- [Ж]- [З], [Ж]- [Ш],

- [Ч]- [Сь], [Ч]- [Т], [Ч]- [Щ],

- [Р]- [Л], [Р]- [Рь], [Рь]- [Ль], [Рь]- [Й], [Л]- [Ль];

6.Автоматизация звуков в спонтанной речи.

Автоматизация звуков в диалогической речи, в играх, в развлечениях, , режимных моментах, экскурсиях.

 

 

4 посещения кружка для постановки одного звука

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 посещения   кружка, далее дифференциация продолжается во время автоматизации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 посещения кружка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 посещений   кружка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 посещений

 

 

 

 

 

 

 

 

2 посещения кружка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 посещений кружка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


III. Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза, навыков слоговой структуры слова параллельно с коррекцией звукопроизношения.

ЗАДАЧИ

Содержание кружковой деятельности

Сроки проведения

а) Совершенствовать навыки звукового анализа слов (1-3-х –сложных слов), приобретённых дошкольниками в процессе развивающей деятельности в группе.

б) Совершенствовать навыки   деления слов на слоги, правильного произнесения слов с разной слоговой структурой, в том числе многосложных слов и слов со стечением согласных звуков.

Совершенствование у участников кружка навыки звукового анализа 1-3-х –сложных слов, в том числе со стечением согласных звуков, н-р: кошка, школа.

Д/игры,   упражнения, ребусы: «Собери слово из слогов», «Заколдованные слова», «Продолжи слово» и др.

 

Совершенствование навыков   деления слов на слоги, правильного произнесения слов с разной слоговой структурой, в том числе многосложных слов и слов со стечением согласных звуков.

 

Д/игры,   упражнения: «Будь внимательным», «Повтори, не торопись, да, смотри, не ошибись», «Телеграф», «Оттопай», «Отхлопай», «Отстучи» и др.

 

В процессе   автоматизации звуков на всех этапах.


IV.Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков

ЗАДАЧИ

Содержание кружковой деятельности

Сроки проведения

I.Развивать связную речь участников кружка на базе правильно произносимых звуков.

 

Использование специального дидактического материала: «Автоматизация звуков в связной речи» Н.В. Нищевой, «Индивидуально – подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения» В.В. Коноваленко,  С.В. Коноваленко и др.

В процессе   автоматизации звуков, в связной и спонтанной речи,

Все занятия строятся по одному плану:

  • На каждом занятии используется дополнительный материал: стихотворения, загадки, психологические этюды, дыхательные упражнения
    • Подготовка к занятию (установка на работу)
    • Повторение пройденного материала (выявление опорных знаний и представлений):

- повторение названия базовой формы;

- повторение действий прошлого занятия.

Принципы реализации программы

Принцип: добровольности, гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, создание максимально благоприятной атмосферы для личностного развития дошкольника; доступности образования и посильности труда; природосообразности: учет возрастных возможностей и задатков ребёнка при включении в различные виды деятельности дифференцированности и последовательности: чередования различных видов и форм деятельности, постепенное усложнение приемов деятельности, разумное увеличение нагрузки; культуросообразности: ориентация на потребности детей, адаптация к современным условиям жизни общества;  научности: связи теории и практики, связи образования с жизнью; систематичности и последовательности в усвоении материала; сознательности и активности в образовании.

Принцип наглядности: Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.

Принцип последовательности: Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.

Принцип занимательности: Изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.

Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.

Принцип личностно-ориентированного общения: В  процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом,  а не просто пассивно перенимают его опыт.  Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

Принцип доступности: Деятельность воспитанников спланирована с учётом возрастных особенностей, а также с учётом онтогенеза речевого развития детей в норме, построена по принципу дидактики: от простого к сложному.

Навыки, которыми дети овладеют в процессе занятий по данной Программе:

1.Развитие слухового внимания и слухового восприятия, фонематического слуха.

2.Развитие моторики артикуляционного аппарата.

3.Развитие дыхания.

4.Развитие мелкой моторики.

5.Формирование правильного звукопроизношения.

6.Формирование навыков звукового анализа и синтеза.

7.Нормализация слоговой структуры слова.

8.Реализация сформированных речевых навыков в стихах, в связной речи, в диалогах, в пересказах текстов, в рассказах).

Практическая часть:

- Показ педагога (работа по схеме, технологической карте, в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков);

- самостоятельная работа детей по текстовому плану, технологической карте;

 - анализ работы детьми (правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил, творчество, оригинальность).

Работа с родителями

Предусматривает регулярное  индивидуальное консультирование,  проведение родительских собраний, совместные занятия родителей и детей  с целью ознакомления родителей с особенностями речи ребенка и т.д. Разработан цикл консультаций по темам: «Развиваем воображение», «Ум на кончиках пальцев», «Как правильно научить ребенка говорить» и т.д.

Дидактические материалы и средства, используемые при реализации программы обучения, включают в себя:

- практические и теоретические задания творческого, развивающего и занимательного содержания для индивидуальной и групповой работы

- специальную литературу

- карты, схемы, буклеты, наборы, конструктор «Тико»

- кино- и видеопродукцию, слайды, фотоальбомы

- развивающие игры для занятий риторикой и развития коммуникативных навыков

Рекомендуемый список литературы для педагога:

1.Каше Г. А Подготовка к школе детей с недостатками речи. М. Просвещение, 1985.

2.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе с ФФН. Пособие для логопедов. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. - 96 с. (Практическая логопедия)

3.В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Индивидуально – подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения».

4.Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. - Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. - 528 с.

5.Н.В. Нищева Программа коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. - Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.

6.Н.В. Нищева Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. - Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. - 528 с.

7.Перспективное планирование фронтальных занятий по формированию правильного звукопроизношения и обучению грамоте детей с ОНР первого и второго года обучения. (Разработано членами творческой группы учителей-логопедов ДОУ г. Липецка) // Логопед в детском саду. 2008, №, 2009, № 1-2.

8.Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 216 с.

9.Смирнова Л.Н., Овчинников С.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5 - 6 лет с ОНР: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. - М.: “Мозаика-Синтез”, 2009. - 88 с.

10. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с ОНР. М.: МО РСФСР, 1991.

11. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с ФФН (старшая группа дет сада) М.: МО РСФСР, 1993.

 

Рекомендуемый список литературы для родителей:

1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников С ОНР. - СПб.: “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2002. - 128 с.

2.Н.В. Нищева Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. - Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. - 528 с.

3.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с ОНР. М.: МО РСФСР, 1991.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР