Использование камешек «Марблс» в логопедической работе с детьми дошкольного возраста |
Содержание - Дошкольное образование |
21.03.2019 09:50 |
Никифорова Инна Резвановна,учитель-логопед МБДОУ Анжеро-Судженского городского округа «Детский сад №7 «Лисичка».
Использование камешек «Марблс» в логопедической работе с детьми дошкольного возраста
Организация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО требует от нас педагогов новых форм организации педагогического процесса. Особенно актуальным становится поиск новых форм совместной деятельности взрослых и детей. Мне хочется представить материал, о практической ценности которого еще малоизвестно в педагогическом сообществе, но который, при правильном и вдумчивом к нему подходе, отвечает всем требованиям ФГОС, и может быть успешно использован в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста – это камешки марблс. Столкнувшись на просторах интернета с этим необычайно привлекательным материалом, почему-то невольно вспомнила картинку из детства, когда закапывала в песке разноцветные камешки-секретики, охраняла их, и потом, осторожно откапывая, показывала только близким людям…. Я сразу прониклась симпатией к этому материалу и желанием сотворить что-то свое, для того, чтобы затем применить в работе с детьми, имеющими нарушение речевого развития. Камешек «Марблс» — далекий потомок глиняных камешков, которые многие тысячи лет назад служили игрушками для древних людей. Камешки получили свое название от английского «Марблс» (то есть мраморные), найденные при раскопках древних цивилизаций в Африке, Европе, Северной и Центральной Америке. На мой взгляд, камешки «Марблс» являются настоящей находкой для использования в логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи. Камешки очень удобны в применении, они не перекатываются, ребенку легко выкладывать их на поверхность. Красота камешков завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать в руках, поиграть с ними. Эстетическая привлекательность марблс вызывает интерес у современных детей. В наше время камешки Марблс изготавливаются из стекла и служат декоративными украшениями. Они красивые, гладкие, прозрачные, разных форм и расцветок, очень приятны на ощупь. Используя камешки марблс можно решать ряд задач в работе с детьми, имеющими нарушения речи:
Игры с камешками способствуют повышению речевой активности детей, поэтому я их использую как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях, по автоматизации поставленных звуков, а также и в свободной деятельности детей. Использование камешков Марблс не требует длительной подготовки к занятию. Я использую удобную систему хранения по цвету, по форме, размеру и по величине. А также и по лексическим темам (овощи, фрукты, грибочки листики, цветочки и т.д.).
Все камешки хранятся в отдельных контейнерах, необходимо просто выбрать нужный для занятий с ребенком. Дети вдохновляют на создание всё новых и новых игр и пособий. Камешки Марблс стали незаменимыми в моей ежедневной работе. Предлагаю вашему вниманию варианты игр с использованием камешков Марблс: 1. В работе над звукопроизношением использую такие игры как: 1.«Звуковые дорожки» Цель: автоматизация поставленного звука «По дорожке мы пройдем – красиво звук произнесем» «Постарайся правильно, на одном дыхании произнести этот звук. Проделай это упражнение несколько раз. Произноси этот звук громко, тихо, высоким и низким голосом» 2. «Лабиринты на автоматизацию и дифференциацию звуков». Цель: Закрепление произношения автоматизированного звука; дифференциация звуков. 3. Игры «Бродилки» Цель: Автоматизация звуков в словах.
2. При формировании лексико-грамматических категорий использую следующие игры с применением камешков МАРБЛС: • «Собери по образцу». Предлагается картинка — образец, как в мозаике, по которому и необходимо собрать свою картинку. Такие игры как «Выложи по контуру», «Заполни картинку камешками» помогают при закреплении лексических тем, обогащают словарь, развивают мелкую моторику рук. 3. При звуковом анализе слов использую такую игру как: «Волшебный мешочек». Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза (фишки-камешки). 1 вариант. Ребёнок достаёте из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет - твёрдый согласный звук, красный - гласный звук, зелёный - мягкий согласный звук). 2 вариант. А теперь необходимо соотнести цвет с предметом, и назвать по три слова на каждый цвет при этом правильно согласовываем слово-предмет и слово-признак: зелёный камешек - зелёный огурец, лук, крокодил и т. д. жёлтый камешек - жёлтая репка, жёлтое солнце. 4. Работая над связной речью, использую следующие игры: 1 «Смотри и говори» Цель: Автоматизация поставленного звука в связной речи (ребёнок проговаривает стихи, чистоговорки). 2 «Посчитай» Цель: Развитие связной речи, закрепление предложно-падежных конструкций. Сосчитать сколько слов в предложении, выложить камешками схему. 3 «Составление предложений». Цель: Развитие связной речи, закрепление предложно-падежных конструкций. Камешки Марблс не утомляют детей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. На достижение положительных результатов в коррекции речевых нарушений воспитанников влияет взаимосвязь всех педагогов ДОО. С этой целью для педагогов провожу (мастер-классы, консультации, открытые занятия). Для педагогов нашей дошкольной образовательной организации мною создана картотека игр с камешками «Марблс». Основная часть пособий была создана мной, а некоторые заимствованы, из интернет-ресурсов, к ним подбирались коррекционные задачи, необходимые для реализации логопедической помощи. Данный материал активно используется педагогами как индивидуально, так и с подгруппой детей. В своей логопедической работе я стараюсь привлечь к использованию в образовательной деятельности данных методов не только педагогов дошкольной образовательной организации, но и родителей воспитанников, посещающих логопедические занятия. Для родителей провожу консультации на темы:
Проведены мастер-классы:
Я научила родителей играть в эти камешки совместно со своими детьми. Вечерние игры в кругу семьи стали занимательным и увлекательным мероприятием, тем самым они ненавязчиво закрепляют пройденный речевой материал. Благодаря тесному сотрудничеству педагогов, родителей и детей нам удается добиться самого главного – хороших результатов в речевом развитии наших воспитанников. За время использования камешков в работе мотивация детей повысилась, а результаты коррекционной работы значительно улучшились. Камешки Марблс можно купить в сетевых супермаркетах, зоомагазинах или магазинах фиксированных цен. Таким образом, использование в логопедической работе камешек Марблс позволяют преодолевать речевые нарушения у воспитанников дошкольного возраста, оказывает существенное воздействие на весь ход психического развития ребенка, содействуя его деятельности, мышлению и речи. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».