Коллектив единомышленников в процессе этнокультурного образования детей дошкольного возраста |
Содержание - Дошкольное образование |
25.03.2019 08:20 |
Шевцова Марина Дмитриевна, руководитель РМО воспитателей ДОО по Аскизскому району Хакасия, село Аскиз.
КОЛЛЕКТИВ ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение родному языку в системе дошкольного образования обладает огромными потенциальными возможностями, поскольку позволяет использовать психофизиологические особенности ребенка в эффективном усвоении как родного и других языков в этом возрасте. В настоящее время ситуация с изучением хакасского языка в дошкольных учреждениях республики Хакасия заметно отличается от системы общего образования. Это связано с не разработанностью качественных средств обучения (соответствующими современным требованиям учебно - методическими комплексами) и действенными для данной ступени образования образовательными технологиями (методиками). Отставание научно - методического обеспечения организации обучения хакасскому языку в дошкольных образовательных учреждениях обусловлено отсутствием опыта и традиций обучения детей данного возраста родному языку. В целом вопрос сохранения и изучения хакасского языка в республике является одним из приоритетных направлений деятельности. Сейчас идет активный поиск путей к возрождению национальной культуры. Такое возрождение лежит в русле традиций и обычаев хакасского народа. Поэтому актуальность и необходимость изучения традиций и обычаев народа заключается в том, чтобы заинтересовать подрастающее поколение к своим корням. Но что важно, есть малые села, которые можно назвать кладезем этнокультурного развития, где еще живут носители (дедушки и бабушки) народной культуры хакаскоязычного населения. Одно из них дошкольное учреждение «Кунiчек», маленького села Есино, Аскизского района. Педагоги этого детского сада, призванные воспитывать патриотические чувства и гражданскую позицию у детей, знают о том богатейшем потенциале, который содержится в той местности, жителями которой они являются. Одной главной целью является: создание благоприятных условий для полноценного развития дошкольников для изучения хакасского языка. Эти цели реализуются через проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности. Но главное здесь, что с самого раннего возраста ребёнок овладевает умением, которое существенным образом влияет на его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие, а именно – способность понимать язык и активно пользоваться им в общении. Через речь, которой ребёнок овладевает в эти годы, он получает прямой доступ к важнейшим достижениям человеческой материальной и духовной культуры. Также ребёнок открывает для себя назначение многих предметов и начинает не просто манипулировать ими, а действует с ними по-человечески. У ребёнка формируется предметная деятельность. Ребёнок воспроизводит действия взрослых с предметами, у него проявляются предметные игры-подражания. Они представляют собой первые шаги к символизации, связанной с усвоением норм и форм поведения взрослых, а далее – с формированием у ребёнка определённых личностных качеств. Позднее появляется сюжетно-ролевая игра, в которой ребёнок копирует способы обращения людей с предметами и общения друг с другом в различных ситуациях. Именно в этом возрасте дети легко могут освоить 2 языка: русский и хакасский. Имеется позитивный опыт пользования родным языком в детском саду: педагоги говорят с детьми на двух языках – на родном и русском. Педагоги делятся с коллегами района наработанным опытом, что для обучения детей родному языку необходимо: - тесное сотрудничество с родителями, учёт их желания, чтобы ребёнок изучал родной язык; - создание предметно-развивающей среды – оформление кабинета родного языка (чум, содержание чума); - наличие национальных кукол, игр и игрушек; - планирование и проведение занятий с элементами игры и сюрпризами; - проведение физкультминуток на хантыйском языке; - создание речевого фона (прослушивание небольших сказок, легенд, загадок, песен на хакасском языке); - изготовление игрового материала. В обучении родному языку используются практикоориентированные технологии, к примеру, проведение мастер-класса «Кукла Тарина», практического занятия «Кiзi пудiзi.Тiзiм агырча» - «Строение человека. Зубная боль», «Петугас анан, собiрезi» - «Петушок и его семья», изготовление пазлов «Дикие животные», изготовление и раскраски животных из картона для игры «Животные леса» позволяет включить обучающихся в разнообразные виды изобразительной, творческой и речевой деятельности. Дети с удовольствием играют, так как они сами изготовили этих животных. Столько радости в их глазах! Все предметы, размещённые в музее, доступны детям. Они могут поиграть этими предметами. Детям очень нравится играть в юрте. В процессе обучения родному языку происходит ознакомление детей с языковым материалом, который обеспечивает участие в реальном речевом общении. На каждом занятии педагоги организуют ситуацию общения, формы и приёмы работы, которые обеспечивают интерес детей к изучению родного языка. И этому способствует коммуникативный подход в обучении родному языку, формирование коммуникативной компетенции – понимания родной речи на слух, умения вступить в диалог, поддержать общение. При отборе методов и приёмов обучения педагоги учитывают возрастные физиологические и психологические особенности, уровень владения/невладения языком, мотивацию обучающихся. Обучение строится на интересе детей. Коммуникативная направленность в обучении языку находит возможность реализации в системе игр и игровых ситуаций с использованием персонажей, которые являются постоянными участниками занятий.«Уч,амаа талган идерге полысчам»-«Бабушке талкан делать помогаю». Игра-забава «Арба, хоор-хоор», отражающая процесс изготовления талкана, стала одним из элементов занятия, на которых дети познакомились с традициями хакасского гостеприимства, с рецептами полезного лакомства. Они узнали, что даже нежданным гостям, хозяйка сразу предлагает чай. А к нему, если нет дома тех же «печенюшек», может быстро приготовить угощение с талканом. Таким очень давним рецептом и сейчас придерживается немало хакасских семей. Вот и воспитанники Топоевой Фаины Павловны — с подсказками, конечно, — научились делать «хакасский шоколад». Она объяснила детям, что кушанье из талкана, сахара и молока можно сразу же подавать на стол. А если вместо молока использовано масло, десерту надо дать постоять в морозильнике. На недавнем занятии по обучению хакасскому языку, который посетили коллеги из детских садов Аскизского района, дети не в первый раз делали это незатейливое лакомство, а потом предложили его гостям, после этого и сами угощались лакомством с большим удовольствием. В процессе образовательного процесса естественным образом, были вплетены хакасские слова: «азыраныңар» (ешьте), «чууныңар» (умывайтесь), «одырыңар» (садитесь), «айах» (чашка), «самнах» (ложка), «сÿт» (молоко), «хайах» (масло)... Ведущими видами речевой деятельности являются аудирование и говорение. Основным способом достижения задач обучения родному языку является игровая деятельность, которая позволяет обеспечить естественную мотивацию речи на хакасском языке, где память обогащается новыми словами. На начальном этапе материал усваивается в процессе аудирования. Обучение говорению происходит с восприятием одной монологической реплики, также монологических высказываний по картине, по ситуации. Цель – показать детям, как красива, богата меткими выражениями, речевыми оборотами, напевна хакасская речь. При разработке занятия включаются игры, физкультминутки, пальчиковые игры на родном языке. Необходимым условием успешного владения языком является формирование фонетических навыков, которые также могут развиваться в процессе физкультминуток на хакасском языке. Инновационная деятельность дошкольного учреждения осуществляется на основе реализации этнокультурного подхода. Именно этнокультурный подход в образовании обеспечивает целостное гармоничное развитие ребенка, помогает определить его национальную принадлежность и ощутить себя представителем той или иной национальности. Взаимодействие осуществляется через непосредственно организованную деятельность этнокультурной направленности: мастер-классы, календарно - обрядовые праздники, фестивали, научно-практические конференции. В естественной жизнедеятельности дети открывают традиции русского и хакасского народа, знакомятся с малыми фольклорными жанрами, прикладным творчеством, игрой на инструментах устной народной традиции, народными играми и историей обрядовых праздников. Совместно с родителями, дети знакомятся с национальными праздниками, например, таким как "Чыл пазы" (Новый год), «Ӱртӱн тойы». Подготовка к этому празднику началась задолго до их проведения. Дети совместно с педагогами и родителями оформляли на улице праздничную среду, разучивают пословицы, поговорки, загадки, стихи, как на русском, так и на хакасском языке, знакомятся с традициями, обрядами праздника. Так же при участии родителей создана коллекция традиционных костюмов национальной одежды представителей хакасского народа, которая позволяет всем участникам педагогического процесса погрузиться в атмосферу традиционной национальной культуры. При совместной деятельности педагогов и родителей в ДОУ создана этнокультурная предметно-развивающая среда, пополнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития. Оборудование, и постоянно пополняется мини-музей «Родная сторона» - это место, где взрослые и дети осваивают искусство рукоделия, знакомятся с бытом и обычаями хакасского населения. Проживают праздники народного календаря. Предметно - развивающая среда, способствует становлению основ национального самосознания у детей: уважения, любви к своему народу, семье, к традициям хакасского народа и их обычаям, понимание и принятие их. Каждый уголок в помещении и на территории дошкольного учреждения: панно «Традиционный хакасский костюм», стена сказок, мини-музей «Куклы в национальных костюмах», «Хакасское подворье», музей народной тряпичной куклы и др., позволяет сразу погрузиться в атмосферу быта хакасского народа, увидеть богатство и разнообразие стилей, индивидуальность почерка ненавязчиво способствует становлению мифопоэтической картины мира ребенка. Деятельность в музеях – это всегда увлекательные встречи – путешествия в мире вещей имеющих значение для жизни человека. Совместное проживание праздников, досугов, оформление музеев, выставок сближают поколения, укрепляют детско-родительские отношения, что поистине делает данное направление приоритетным и повышает качество образовательного процесса в дошкольном учреждении. Тесное сотрудничество обеспечивает наличие у детей устойчивого интереса к жизни родного села в настоящем и прошлом, проявления заботливого отношения к односельчанам, обогащение представлений детей об окружающем мире и обретение способов позитивного разновозрастного взаимодействия. В результате взаимодействия наблюдается динамика участия заинтересованных семей разных поколений в решении актуальных вопросов формирования нравственной позиции дошкольников. В результате взаимодействия наблюдается динамика участия заинтересованных семей разных поколений в решении актуальных вопросов формирования нравственной позиции дошкольников. Данное сотрудничество выводит педагогический коллектив на новый качественный уровень. Педагогическому коллективу предоставляется возможность для обогащения теоретического потенциала, повышения педагогического мастерства и практического опыта, развития самооценки и способности к самопрезентации через участие в научно-практических конференциях, мастер-классах, методических выставках, экспедициях к старожилам села. Дошкольный возраст – это благодатная почва для получения новых знаний и применение их. Поэтому приобщая ребенка к родному языку, знакомя его с национальной культурой, фольклором, духовно – нравственными ценностями хакасского народа, а обогащают его внутренний мир. И подойти к этому нужно очень осторожно, деликатно и ненавязчиво. Самое главное – заинтересовать ребенка, а в дальнейшем – поддерживать этот интерес. Все это возможно в том случае, если твоя душа открыта и есть желание понять каждого ребенка, общение с которым тебе доверено. Как сказал Сократ: «В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить». Ребенок - это маленькое солнце. То, насколько ярко оно будет светить и как жарко греть зависит от нас взрослых: родителей, воспитателей, учителей и просто людей, которые идут с ним по жизни. На каком языке будет общаться ребенок с миром, наверное, зависит от того, как будет меняться сам мир. Язык общения может быть разным. Главное, чтобы он шел от сердца к сердцу. В наш век высоких технологий, высоких отношений стало не хватать. В наше время задача сохранения родного хакасского языка и приобщение к нему детей других национальностей является насущной. Поэтому непростому пути взрослым придется идти с детьми дальше, из поколения в поколение. «Знать много языков – значит иметь много ключей к одному замку», - сказал Вольтер. Делиться знаниями родного языка – значит делиться частью своей души. Передавать из души в душу через родной язык все лучшее, чем богат народ – одно из важных желаний педагогов из малой деревни Есино. Спасибо им за душевное тепло и освоение другого языка – это путь к самообразованию и самосовершенствованию. Знакомясь с историей, культурой, искусством, традициями другого народа человек приобретает не только новые знания, но и становится более гармоничной, многогранной личностью. Человек с таким духовным миром будет с пониманием относиться к жизни и проблемам других народов, отличающихся от него не только по языку, но и по внешним признакам и религиозным предпочтениям. Это в нашем современном мире очень важно. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».