Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7871837
Статья Формирование просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией
Содержание - Дошкольное образование
25.03.2019 09:18

Бондаренко Светлана Наильевна, учитель-логопед МБДОУ Очурский детский сад «Колосок» Республика Хакасия, Алтайский район, с. Очуры. 
Наиболее стойкими признакам дизартрии являются мелодико-интонационные расстройства, которые влияют на разборчивость, эмоциональную выразительность речи детей. Работа с детьми над развитием правильного речевого дыхания. Формирование общих представлений об интонационной выразительности речи.


Формирование просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией

Дизартрия – это нарушение органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата, за счет нарушения иннервации дыхательной мускулатуры прежде всего нарушается речевое дыхание. Поэтому дизартрия определяется как нарушение не только звукопроизношения, но и просодической стороны речи.

У дошкольники с дизартрией маленький объем легких, слабая дыхательная мускулатура, верхнее - грудное дыхание, сопровождающееся подъемом плеч. Многие дети не могут расходовать речевой выдох, вдыхают в процессе высказывания.

Еще одной особенностью у детей с дизартрией - это нарушение голоса. Недостаточная сила голоса, голос слабый, тихий, иссекающий в процессе речи. А также нарушения тембра голоса, может быть глухим, назализованным, напряженным, прерывистым, отсутствием голосовых модуляций, ребенок не может произвольно менять высоту тона.

При дизартрии нередки случаи нарушения темпа речи, обусловленные чаще замедленному темпу, или наоборот ускоренному.

Наиболее стойкими признакам дизартрии являются мелодико-интонационные расстройства, которые влияют на разборчивость, эмоциональную выразительность речи детей.

Как отмечает Л.В. Лопатина [5], речь у детей с дизартрией монотонная, невыразительная. В большинстве случаев затруднена передача основных видов интонации, при этом дети затрудняются не только в воспроизведении различных интонационных структур, но и в их слуховом восприятии и различении. У детей с дизартрией в большинстве случаев затруднено использование основных типов интонации: вопросительной, незавершенной повествовательной, интонации выделения.

Таким образом, интонация в речи этих детей не выполняет коммуникативную функцию - не дает информацию о том, является ли высказывание законченным или незаконченным, содержит ли оно в себе вопрос, ответ, утверждение и т.п.

Из наблюдений Г.В. Чиркиной [14], неблагоприятное влияние на интонационное оформление речи у дошкольников с дизартрией оказывает нарушение мимики, использование которой облегчает передачу разнообразных интонационных.

В работе с детьми над развитием правильного речевого дыхания в своей работе применяю общеразвивающие и логоритмические игры и упражнения.

При систематическом повторении этих упражнений ребенок начинает ощущать разницу в направлениях воздушной струи и учится правильно ее регулировать.

После этого начинается работа по развитию речевого дыхания, которая проводится в следующей последовательности: без участия речи, на материале гласных звуков, согласных звуков.

Для выработки нижне реберного типа дыхания использую следующие упражнения: вдох и выдох через нос, вдох через нос, выдох через рот, вдох через рот, выдох через нос, вдох и выдох через рот, комбинированный вдох (задержка дыхания, выдох через нос, задержка дыхания, выдох через рот слегка приоткрытый).

С целью активизации губ и развития длительно плавного выдоха применяю, следующие игры и упражнения: «Свеча», «Цветочек», «Костер», «Покатай карандаш» и т. д. Начиная с легких упражнений, например «свеча» или «сдуй ватку с ладони». Дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка и могут вызвать головокружение (и даже головные боли), поэтому после каждого упражнения необходим отдых. В случаях появления головокружения занятия следует прекратить. После того как у ребенка будет развита достаточная сила ротового выдоха, использую более трудные упражнения такие как надувать воздушные шары и резиновые игрушки, игра на духовых инструментах.

Далее следует отработка удлиненного выдоха через рот с одновременным произношением гласных звуков. Выполнения этих упражнений опишу более подробно. Вдох через рот - быстрый, пауза, выдох медленный с одновременным произношением гласных сначала шепотом, затем громко.

Произношение гласного звука на выдохе (2-4 раза): а, о, у, ы, э (шепотом, голосом);

произношение двух гласных на одном выдохе (2-4раза): а - э, о - у, и - ы, э - и (шепотом, голосом);

произношение трех гласных на одном выдохе (2-4 раза): а - э - о, о - у - и, о - у - а, о - э - ы, а - у - о (шепотом, голосом);

произношение четырех гласных на одном выдохе (2-4 раза): а - э - о - у, а - о - у - э, о - у - а - и, а - о - у - э (шепотом, голосом);

произношение гласного ряда на одном выдохе шепотом, голосом;

произношение гласного ряда на одном выдохе со сменой темпа шепотом, голосом;

произношение гласных в звукоподражаниях музыкальным инструментам - труба гудит: у - у - у - у - у; предметам - кукла Ляля плачет: уа - уа - уа; пароход гудит: у - у - у - у - у, животным - медведь ревет: а - а - а; голодный волк: у - у - у; явлениям природы -ветер (вьюга) воет: у - у - у; людям - девочка плачет: а - а - а.

Игра «Эхо». Детей распределяют на две группы. Первая группа вместе с логопедом громко произносит гласные звуки (а, о, у) или сочетания гласных (ау, уа, оа, уи). Вторая группа («Эхо») тихо повторяет их. Затем группы меняются ролями.

Затем отрабатываем удлинение выдоха через рот с одновременным произношением согласных звуков.

Произношение согласных идет на одном выдохе, сначала с беззвучной артикуляцией, затем - громко. Следить нужно за тем, чтобы ребенок правильно имитировал нужный звук, и поощрять длину выдоха. (Отмечая время счетом) Например: произношение глухих согласных на одном выдохе: ф, с, ш, х; произношение двух согласных на одном выдохе: ф - с, с - ш, ш - с, х – ф; произношение трех согласных на одном выдохе: ф - с - ш и др; произношение четырех согласных на одном выдохе: ф - с - ш - х и др.

Дыхательно-голосовые упражнения на материале слов, тренируют удлинение выдоха через рот с одновременным проговариванием слов с изменением силы и высоты голоса. Произносить слова нужно на одном выдохе. Удлиненный выдох наращивается постепенно. Произнесение ряда слов на одном выдохе: папа, папа, пока; папа, пока, кипа; папа, пока, кипа, пика и т.д; перечисление дней недели (каждую строчку говорить на одном выдохе): понедельник; понедельник, вторник; понедельник, вторник, среда и т.д.; перечисление названий месяцев: январь; январь, февраль; январь, февраль, март и т.д.; перечисление времен года: зима; зима, весна; зима, весна, лето; зима, весна, лето, осень.

Далее работаем над, удлинением выдоха с одновременным произнесением фразы.

Каждое предложение проговаривается слитно, на одном выдохе. Проговаривание может сопровождаться движениями рук. Усложняя задание, каждый раз надо предлагать более длинные фразы.

Произнесение фразы с постепенным усложнением, проводим беседу по сюжетной картинке, произносит короткую фразу. Первый ребенок повторяет фразу, дополняя ее одним словом, второй - еще одним и т.д. Фраза должна произноситься на одном выдохе.

Или логопед произносит короткую фразу: «Миша любит», подставляет игрушку. Ребенок повторяет фразу, дополняя ее названием игрушки: «Саша любит машинку». Логопед подставляет еще одну игрушку. Ребенок повторяет фразу, дополняя ее еще одним словом: «Миша любит машинку  и мяч» и т.д.

«Продукты питания». Логопед показывает картинку или муляж, какого либо продукта (мороженное, конфеты и т. д.) Фразы постепенно усложняются.

Ответы на вопросы. (Полные ответы произносятся на одном выдохе.)

Какой сегодня день недели? (Сегодня...)

Какой завтра день недели? (Завтра...)

Какой день недели был вчера? (Вчера...)

Сколько всего дней в неделе? (В неделе семь дней: понедельник...)

Какой первый месяц зимы? (Первый месяц зимы - декабрь.)

Какой второй месяц зимы? (Второй...)

Какой третий месяц зимы? (Третий...)

Сколько всего зимних месяцев? (Всего три зимних месяца: декабрь...)

После того как у детей будет сформирован плавный длительный выдох, вводятся голосовые упражнения; при этом внимание детей обращают на различную высоту, силу, тембр голоса. Сначала познакомить детей с разнообразием интонаций человеческой речи, которое достигается изменениями высоты, силы, тембра, модуляции голоса; показать, что интонация придаёт речи эмоциональную окраску, помогает выразить чувства; познакомить детей с различными видами интонации и средствами их обозначения; научить различать разнообразные интонационные структуры в импрессивной речи.

Формирование общих представлений об интонационной выразительности речи. Логопед дважды читает один и тот же рассказ: первый раз - без интонационного оформления текста, второй - выразительно, с интонационным оформлением. Выясняется, какое чтение больше понравилось и почему. Логопед объясняет детям, что голос при чтении можно изменять, голосом можно передать вопрос, радость, удивление, угрозу, просьбу, приказ и другие чувства.

Знакомство с повествовательной интонацией, средствами её выражения и способами обозначения. Логопед произносит предложение с повествовательной интонацией и предлагает детям определить, что выражает это предложение (вопрос или сообщение). Уточняются звуковые средства выражения повествовательной интонации (спокойное произнесение). Сохранение одинаковой высоты голоса на протяжении всего повествовательного предложения сопровождается горизонтальным движением руки и обозначается графически горизонтальной стрелкой. Затем дети придумывают предложения, которые можно сказать спокойно, не изменяя голоса. После знакомства со знаком «точка в конце предложения» дети заучивают: «Про точку можно сказать: это точка - точка-одиночка». Затем выделяют повествовательные предложения из текста и поднимают карточки с точкой.

Знакомство с вопросительной интонацией, средствами её выражения и способами обозначения. Логопед обращает внимание детей на то, что изменением голоса можно передать различные эмоциональные состояния. Например, изменяя голос можно о чём-то спросить. При этом в конце вопросительного предложения голос повышается. Это повышение голоса сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически. Дети знакомятся со знаком «?» и заучивают стихотворение:

Это кривоносый вопросительный знак,

Задаёт он все вопросы: «Кто? Кого? Откуда? Как?»

Затем предлагается выделить из текста вопросительные предложения, поднимая карточку с вопросительным знаком. При предъявлении текстов и стихов количество вопросительных предложений обозначается фишками.

«Кто? Кого? Откуда? Как?»

Затем предлагается выделить из текста вопросительные предложения, поднимая карточку с вопросительным знаком. При предъявлении текстов и стихов количество вопросительных предложений обозначается фишками.

- Знакомство с восклицательной интонацией, средствами её выражения и способами обозначения. Детям последовательно демонстрируется несколько картинок, которые соотносятся с междометиями «Ах!», «Ух!», «Ой!», «Ура!» и т.п.

По содержанию каждой картинки проводится беседа:

- Девочке больно. Как закричала девочка? (Ой!)

- Девочка разбила любимую чашку. Как она воскликнула? (Ах!)

- Мальчики играют в войну. Что они кричат? (Ура).

После этого снова последовательно показываются картинки и даётся задание: назвать слово, соответствующее данной картинке. Логопед обращает внимание на то, как мы говорим эти слова (громко, восклицая). Знакомит с тем, что восклицательно можно произнести целое предложение, при этом голос резко повышается или сначала повышается, а затем несколько понижается. Изменение голоса при воспроизведении восклицательной конструкции сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически.

Для обозначения восклицания даётся соответствующий знак «!» и заучивается стихотворение: Чудак - восклицательный знак. Никогда он не молчит, Оглушительно кричит: «Ура! Долой! Караул! Разбой!» После предлагается выделить из текста восклицательные предложения, поднимая карточки со знаком «!» или выкладывая фишки.

Далее следует дифференциация различных видов интонации. Логопед повторяет с детьми, какие виды интонаций они знают, какими грамматическими знаками обозначаются спокойное проговаривание, вопрос, восклицание, предлагает повторить стихотворения о знаках. Затем даётся задание определить интонацию предложений в тексте, на каждый интонационный тип предложения, поднимая карточку с соответствующим знаком.

Например, текст «Сорока и мышь». - Мышка-трусишка, ты треска боишься? - Ни крошечки не боюсь! - А громкого свиста? - Ни капельки не боюсь! - А страшного рёва? - Нисколечко не боюсь! - А чего же ты боишься? - Да тихого шороха. Затем проводятся графические диктанты: при восприятии предложений, текстов, стихотворений различного интонационного оформления дети записывают соответствующие знаки.

Таким образом, просодическая сторона речи играет важную роль в общении: она позволяет нам точно и выразительно передавать свои мысли и чувства, помогает правильно понимать смысл высказывания речевого партнера, его истинные намерения, чувства и отношение к вам. Благодаря составляющих просодии, мысль приобретает законченный характер. Мелодико-интонационные средства выразительности организуют устную речь в целом, делая процесс коммуникации более информативным. Следовательно, у детей с дизартрией формирование просодической стороны речи и развитие речевого дыхания, неотъемлемая работа в коррекционно-логопедическом воздействии по развитию речи.

Список литературы

1. Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М. и др. Логопедия: Учебное пособие.- Москва: Просвещение, 1989. - 528 с

2. Дуплинская Д.О речевом дыхании детей с дизартрией// Дошкольное воспитание. - 2008, №3 - 85-91 с.

3. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Ран-издат, 2009. - 319 с.

4. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. - СПб: Союз, 2004.-170 с.

5. Лопатина, Л.В. Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников со стертой дизартрией // Принципы и методы коррекции нарушений речи. Мевуз. сб. науч. тр. - СПб.: Образование. - 1997. -188 с.

6. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.Н. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. - СПб.: Образование, 1994-210-220 с.

7. Поваляева М.А. Справочник логопеда - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. - 448 с.

8. Правдина О.В. Логопедия. - М., 1969- М.: Гардарики, 2009. - 475 с.

9. Самойленко Н., Гринер В., Логопедическая ритмика. М., 1951.-201 с.

10. Стрельникова, А.Н. Дыхательная гимнастика // «ФиС». - 1981. - №6. - 21-25 с.

11. Филатова Ю.О. Характеристика ритмической организации речи при дизартрии и моторной алалии.// Дефектология-2012. №4.- 38-46 с.

12. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов по спец. «Педагогика и психология» (дошк.) - М.: Просвещение, 1989 - 223 с.

13. Фетисова М.В., Проблема дизартрии: взгляд логопеда-практика. // Логопедия-2012. №4.- 118-122 с.

        14. Чиркина Г.В. К проблеме раннего распознавания и коррекции отклонений речевого развития у детей. - М., 1999 - 200-223 с.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР