Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7430306
Система работы по предупреждению дисграфии у детей дошкольного возраста с ОНР
Содержание - Дошкольное образование
27.03.2019 04:51

Бондаренко Светлана Наильевна, учитель-логопед МБДОУ Очурский детский сад «Колосок» Республика Хакасия, Алтайский район, с. Очуры. 
В настоящее время при школьном обучении все чаще у детей обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Дети хорошо справляются с математикой и с другими предметами, где требуется больше сообразительности, но оказываются не в ладах с русским языком. Дети с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения, содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. И это могут быть дети не только из логопедической группы. Это специфическое нарушение письма – дисграфия.


Система работы по предупреждению дисграфии у детей дошкольного возраста с ОНР

В настоящее время при школьном обучении все чаще у детей обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Дети хорошо справляются с математикой и с другими предметами, где требуется больше сообразительности, но оказываются не в ладах с русским языком. Дети с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения, содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. И это могут быть дети не только из логопедической группы. Это специфическое нарушение письма – дисграфия.

Дисграфия — это частичное специфическое нарушение письма. На письме присутствуют ошибки, которые являются стойкими, систематическими, неподдающиеся самокоррекции, не связанные с изучением орфографических правил. У детей-дисграфиков отмечается несформированность многих психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания, сукцессивных и симультанных процессов, эмоционально-волевой сферы.

В англоязычных странах для дисграфиков разработаны специальные учебные программы, к сожалению, в России такой возможности пока нет.

Коррекция дисграфии должна начинаться в детском саду. Это заболевание можно преодолеть только с помощью специальных методик и приемов, которыми в совершенстве владеют логопеды. Стандартная школьная программа не сможет устранить дисграфию у младших школьников.

Каковы же механизмы дисграфии?

Человек обладает тремя видами слуха - это физический, музыкальный, речевой (фонематический – способность человека к различению фонем, т.е. звуков).

Можно обладать хорошим музыкальным и очень неважным речевым слухом. Последний позволяет понимать речь, улавливать тончайшие оттенки сказанного, отличать один звук от другого. При недостаточности речевого слуха не различаются схожие созвучия, обращенная речь воспринимается искаженно.

Если у ребенка нарушен речевой слух, то понятно, что ему очень трудно научиться читать и писать.

В самом деле, как он может читать, если нечетко слышит звучащую речь? Овладевать письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква.

Задача осложняется еще и тем, что ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Наряду с речевым (фонематическим) слухом люди обладают особым зрением на буквы.

Оказывается, что просто видеть окружающий мир (свет, деревья, людей, различные предметы) недостаточно для овладения письмом. Необходимо обладать зрением на буквы, позволяющим запомнить и воспроизвести их очертания.

Значит, для полноценного обучения ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на буквы. Иначе успешно овладеть чтением и письмом он не сможет.

Нередко низкая успеваемость ребенка объясняется не состоянием его интеллекта, а наличием специфических нарушений письма.

Уже в дошкольном возрасте по целому ряду признаков можно заранее предвидеть, кому из детей в дальнейшем «угрожает» появление дисграфии. Важными условиями предупреждения дисграфии являются раннее распознавание и единая система коррекционного воздействия.

Предупреждение нарушения письма — одно из приоритетных направлений деятельности учителя-логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Основное содержание работы по профилактике дисграфии в дошкольном возрасте, должно быть направлено на устранение у детей возможных предпосылок этой проблемы. Считаю, эффективнее начинать проводить коррекционную работу по профилактике дисграфии именно с детьми дошкольного возраста.

В правильно организованной работе логопеда с детьми дошкольного возраста с ОНР, затронуты все основные направления профилактики дисграфии. Это правильное звукопроизношение, сформированность: фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, лексико-грамматических категорий, зрительно-пространственных функций. По определению дисграфии А.Н. Корнева «Стойкая неспособность овладения навыками письма по правилам графики, несмотря на достаточный уровень интеллектуального и речевого развития и отсутствия грубых нарушений зрения и слуха», отсюда следует, что проявление дисграфии может быть и у других детей, не только с речевыми нарушениями. Для таких детей, и детей у которых незначительное нарушение речи организован логопункт, где также проводится работа по выявлению и коррекции данного нарушения. Для детей, не посещающих детский сад организован консультативный пункт, где родители могут получить консультацию и рекомендации по интересующим вопросам развития и обучения ребенка.

Выявление и коррекцию дисграфии, а также и дислексии провожу по разработанной мною системе занятий совместно с воспитателем и родителями. Система занятий составлена на основе парциальной программы Е.В. Колесникова «От звука к букве» обучение грамоте детей дошкольного возраста» и предусматривает работу не только в дидактических играх и упражнениях, но и в тетрадях с заданиями для развития детей старшего дошкольного возраста (по согласованию родителей и воспитателя).

Тетради С.В. Бурдиной: «Рисуем по клеточкам», данный материал научит детей прописать по клеточкам большие и маленькие буквы, нарисовать фигуры, обвести и заштриховать буквы.

«Дошкольные прописи» - тетрадь, которая поможет малышам развить зрительное восприятие, произвольное внимание, мелкую моторику и координацию движений руки, а также потренировать графические навыки.

«Изучаем грамоту» - занимаясь по тетради, малыши познакомятся с гласными и согласными буквами, научатся их писать, выполнят задания на звуко-буквенный и голосовой анализ слова.

Таким образом, эти задания позволяют научить «руку слышать глаз», выявляют волевую готовность ребенка к школе, его работоспособность, формируют произвольное внимание. С тетрадями «Рисуем по клеточкам» и «Дошкольные прописи» работает воспитатель в детском саду. С тетрадью «Изучаем грамоту» работают родители дома, так родители могут отследить работу ребенка по профилактике дисграфии.

По следующим тетрадям «От А до Я», «Я начинаю читать», «Предмет, слово, схема» работает логопед. Рабочая тетрадь «От А до Я» — приложение к книге «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5 - 6 лет», которая входит в авторскую программу «От звука к букве». Через систему увлекательных игр и упражнений дети познакомятся со звуками и буквами, слогами, словами и предложениями, овладеют первоначальными навыками чтения. Включение ребенка в самостоятельное решение проблемных игровых заданий в тетради является эффективным средством подготовки к обучению в школе.

Рабочая тетрадь «Я начинаю читать» - Система игровых обучающих ситуаций и упражнений, представленных в тетради, способствует формированию звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылке обучения грамоте, развитию графических навыков. Система знакомит с основами моделирования, а также создает условия для формирования предпосылок учебной деятельности.

Рабочая тетрадь предназначена для обучения технике чтения, формирования у ребёнка интереса к самостоятельному чтению, развития навыков чтения. Занятия по данной тетради способствуют развитию фонематического восприятия, развитию внимания, памяти, мышления, речи, интереса к чтению, развитию графических навыков, знакомству с тетрадями в линейку, расширяют знания и представления об окружающем мире. Очень интересные познавательные задания. Также в книге имеются задания по подготовке руки ребенка к письму.

Учебно-игровые задания, предложенные в тетради «Предмет, слово, схема», способствуют закреплению умений ребенка делить слова на слоги, определять ударение в словах, а также давать звуковую характеристику слов, составлять соответствующие схемы, то есть осуществлять простейшее моделирование. Выполнение заданий в тетради способствует развитию мышления, фонематического восприятия, графических навыков ребенка. Эти игровые задания и упражнения на развитие мышления и совершенствование звуко-буквенного анализа, впоследствии станут основой грамотного письма. Введение сказочных героев делает процесс обучения интересным и привлекательным для ребенка.

Не все перечисленные тетради применяются в коррекционной работе, это зависит от форм предпосылок дисграфии. Иногда у детей наблюдаются предпосылки смешанной формы. В этом случае при анализе работ ребенка можно обнаружить два или три вида дисграфии.

Работая с детьми в тетрадях, легко выявить предпосылки дисграфии и пронаблюдать коррекцию в данном направлении. Часто у детей наблюдается смешанная форма дисграфии. В этом случае при анализе письменных работ ребенка можно обнаружить два или три вида дисграфии. Для контроля и анализа своей работы провожу еженедельные срезы, что помогает более качественно вести коррекционную работу. Применяемая разносторонняя система коррекционно-образовательной работы дает положительную динамику речевого развития и сформированности предпосылок грамотности моих воспитанников.




Библиографический список

1.Алтухова, Н.Г. Научитесь слышать звуки/ Оформление обложки С.Л. Шапиро, А.А. Олексенко. – СПб: Издательство Лань, 1999 – (Учебники для вузов. Специальная литература)

2.Ахутина, Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика / Ахутина Т.В. // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие / Под общ. ред. О.Б. Иншаковой. – М.: МПСИ, 2001. С.7-20.

3.Волкова, Г.А. Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики – СПб. 2003.

4.Волкова, Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

5.Выготский, Л.С. Мышление и речь: Избранные психологические исследования. – М.: Издательство АПН РСФСР, 1959

6.Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи – М., 1961г – 472 с.

7.Гербова, В.В., Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1984.

8.Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Педагогика, 1985.

9.Жинкин, Н.И. Язык. Речь. Творчество. – М. Лабиринт, 1998.

10.Жинкин, Н.И. Интеллект, язык и речь

11.Жинкин, Н.И. Психологические основы развития речи

12.Жукова, Н.С., Мастюкова, Е.М., Филичёва, Т.Б. Логопедия. – Екатеринбург, 1998.

13.Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда М.: Владос, 1998.

14.Иншакова, О.Б. Нарушения письма и чтения учащихся правшей и неправшей / Иншакова О.Б. – М., 1995. – 169 с.

15.Корнев, А.Н. Нарушения письма и чтения у детей / Корнев А.Н. СПб: Дом МиМ, 1997.

16.Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие / Под ред. Яковлевой Н.Н. СПб: КАРО, 2007. 208 с.

17.Кузнецова, Е.В., Тихонова, И.А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет: Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007. (Серия «Программа развития»)

18.Лалаева, Р.И. Дисграфия 1998г //Логопедия // С 286-301.

19.Лалаева, Р.И. Устранение оптической дислексии и дисграфии // Логопедическая работа в коррекционных классах / Лалаева Р.И. М.: Владос, 1998. – с.153-165.

20.Лалаева, Р.И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. СПб: СОЮЗ, 2001.

21.Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция – Ростов н/Д: «Феникс», СПб: «Союз», 2004. - 224 с.

22.Лебедева И.И. Развитие диалогической речи дошкольников в логопедической работе. Логопедия XXI века: традиции и новации. Сборник материалов научно-практической конференции с международным участием. Санкт-Петербург: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2012, с. 170—174.


 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР