Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7420828
Конспект занятия по восприятию художественной литературы. Чтение стихотворения А. Барто «Жил на свете самосвал»
Содержание - Дошкольное образование
28.03.2019 10:09

Охолова Анна Николаевна, воспитатель первой кв. категории, МАДОУ ЦРР «Детский сад № 3 «Морозко», г. Северодвинск, Архангельская область. 
Группа компенсирующей направленности для детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи (ОНР).


Конспект занятия по восприятию художественной литературы.
Чтение стихотворения А. Барто «Жил на свете самосвал»
(в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет с ОНР)

Программное содержание:

-                        Продолжать знакомство с творчеством А.Л. Барто, познакомить детей со стихотворением «Жил на свете самосвал»;

-                        Продолжать знакомить детей с особенностями литературного жанра - стихотворение.

-                        Продолжать развивать умение детей эмоционально воспринимать стихи, понимать их содержание;

-                        Развивать коммуникативные способности, творческое мышление, познавательный интерес.

-                        Воспитывать умение слушать товарищей, не перебивать.

Материал: Портрет А. Барто, стихотворение А. Барто «Жил на свете самосвал», аудиозапись,

Словарь: шлак, кирпич, гравий.

Методические приёмы: организационный момент, загадывание загадки, беседа с детьми, вопросы, чтение стихотворения воспитателем, высказывания детей, физкультминутка.

Ход занятия:

Раздается звук мотора автомобиля (воспитатель предлагает детям сесть на свои места). Ребята, что это за звук? (звук мотора автомобиля). Отгадайте загадку, о какой машине идет речь:

Вёз песок, гудел, пылил

На горе забуксовал.

Сам с себя песок свалил

Ведь машина…(самосвал)

Правильно, ребята, это самосвал. (слайд презентации: изображение самосвала). Самосвал — это машина с открытым железным кузовом, который предназначен для перевозки сыпучих грузов – песка, угля, земли. Такую машину не нужно разгружать вручную. Достаточно водителю нажать кнопку или рычаг и кузов поднимается, а содержимое само сваливается на землю. Отсюда и название – самосвал. Ребята, как вы думаете, самосвал какому виду транспорта относится? (Грузовой, перевозит грузы).

Сегодня я вам хочу рассказать одну интересную историю, про то, что случилось самосвалом из произведения А.Л. Барто. Обратите внимание, что у нас в группе организована выставка книг А. Барто. (Воспитатель обращает внимание на портрет (слайд презентации)). Она родилась в 1902 году в Москве. Ее папа был ветеринарным врачом, лечил зверей и птиц, свою дочь он научил любить животных. Он же показал дочери буквы и научил ее читать, уже в школе А. Барто стала писать стихи. Когда она выросла, ее произведения стали печатать в книжках. Стихи А. Барто читают дети разного возраста — и самые маленькие, и постарше, и даже взрослые.

Первый её сборник называется «Игрушки», все вы конечно знаете эти произведения.

Если я начну говорить строчку, вы обязательно подхватите и продолжите:

Мишка

Уронили мишку на пол,

…………………………

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу -

Потому что он хороший.

Зайка

Зайку бросила хозяйка –

…………………………….

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

Мячик

Наша Таня громко плачет:

…………………………….

Уронила в речку мячик.

- Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.

Ребята, вспомните и назовите литературные жанры, которые вы знаете (сказка, рассказ, стихотворение). Как вы думаете, в каком литературном жанре написаны произведения Агнии Львовны Барто? Правильно, в стихотворениях.

Сейчас я познакомлю вас со стихотворением А.Л. Барто, которое называется «Жил на свете самосвал».

Давайте я сначала объясню вам незнакомые слова, которые вы услышите в стихотворении (не знакомые слова для детей сопровождаются иллюстрациями из слайда).

Шлак — это материал, который часто используется в строительстве при приготовлении бетонных смесей.

Кирпич – это строительный материал, в виде прямоугольника

Гравий это мелкие камешки, употребляется в строительных, дорожных работах.

Внимательно послушайте стихотворение.

Жил на свете самосвал,

Он на стройке побывал,

Подкатил с утра к воротам,

Сторожа спросили: — Кто там?

Самосвал ответил так:

— Я привез отличный шлак.

Молодчина самосвал,

Где он только не бывал!

Он кирпич возил и гравий,

Но, увы, застрял в канаве!

Буксовал он, буксовал,

Еле вылез самосвал,

Говорит: — Меня не троньте,

Я сегодня на ремонте,

У меня помята рама!

— Алексей! — сказала мама. —

Ты успел в канаву влезть?

Дело в том, что самосвалом

Был Алеша, славный малый.

Сколько лет ему?

Лет шесть!

Самосвал сигналит громко:

— У меня сейчас поломка,

Но с утра я снова в путь.

— Хорошо, — сказала мама, —

Но пока Алешей будь!

Молока попьешь, и спать! —

Что ж, пришлось Алешей стать!

Где Алеша? Спит уже,

Дома спит, не в гараже

Беседа по стихотворению:

-                        Вам понравилось это стихотворение? А какое настроение возникло у вас при чтении стихотворения?

-                        Как звали главного героя стихотворения? («Алексей!» — сказала мама)

-                        Как вы думаете, кто на самом деле был самосвалом? (Дело в том, что самосвалом был Алеша, славный малый).

-                        Играете ли вы в такую же или похожую на эту игру?

- Дети, давайте отдохнём, встаньте около своих стульчиков и выполняйте движения за мной.

Самосвал песок везёт.

(идут по кругу, изображая, что крутят руль)

Удивляется народ:

(останавливаются, поворачиваются лицом в круг,

разводят руками, делают удивлённое лицо)

«Вот так чудо – чудеса,

(два раза наклоняют голову вправо-влево)

В нём песок под небеса!

(тянутся на носочках, подняв руки вверх)

Внимательно, послушайте еще раз стихотворение.

Беседа по стихотворению:

-                        Где побывал самосвал? («Жил на свете самосвал, Он на стройке побывал»)

-                        Что он привез на стройку? («Я привез отличный шлак)

-                        Что еще возил самосвал? (Он кирпич возил и гравий)

-                        Что случилось с самосвалом? (Но, увы, застрял в канаве! Буксовал он, буксовал, еле вылез самосвал, говорит: — Меня не троньте, Я сегодня на ремонте, у меня помята рама!)

-                        Кто позвал Алексея? (мама). А зачем она его позвала? (Молока попьешь, и спать!)

-                        Где спит Алеша? (Дома спит, не в гараже)

Итог: - Как называется произведение, которое мы сегодня слушали? («Жил на свете самосвал»). Кто автор? (Агния Львовна Барто). Какому литературному жанру оно относится? С какими новыми словами вы сегодня познакомились? (шлак, кирпич, гравий).

Вы сегодня – молодцы! Особенно постарались….

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР