Виеру Екатерина Юльевна, музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад №2 общеразвивающего вида», г. Ухта, Республика Коми; Рочева Елена Алексеевна, музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад №55 комбинированного вида», г. Ухта, Республика Коми. Проект предназначен для музыкальных руководителей детских садов. Приобщение детей 6-7 лет танцевальному искусству через знакомство разными видами танцев.
ПРОЕКТ
«ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП»
Паспорт проекта
Проект: долгосрочный
Вид проекта: познавательно-творческий, групповой
Продолжительность: 5 месяцев
Участники:
- дети подготовительных групп №10, №11 «Детский сад №55»
- дети подготовительной группы «Детский сад №2»
- музыкальные руководители
- воспитатели подготовительных групп
- родители воспитанников
- воспитанники музыкальной школы №2
Актуальность
На современном этапе развития выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Дети ведут малоподвижный образ жизни. Поэтому забота о сохранении и укреплении здоровья стала приоритетным направлением в работе нашего ДОУ. О лечебной силе музыки свидетельствуют самые древние источники. Органическое единство музыки и движений - естественно и необходимо. Яркие примеры взаимосвязи музыки и движений демонстрируют такие виды спорта, как художественная гимнастика, фигурное катание, синхронное плавание. Значительное место в музыкально-ритмическом воспитании дошкольников отводится танцам.
Танцы – это волшебный мир музыки и искусства. Когда дети танцуют, они выплескивают стресс и негативные эмоции, накопившиеся за день. Танцы – это замечательный способ провести время, укрепить здоровье и приобщиться к искусству. Регулярные занятия танцами успокаивают детей, помогают им стать более общительными, раскрепощенными, выносливыми. Во время занятий ребенок учится ощущать ритм музыки, понимать и чувствовать музыку, у него улучшается и развивается музыкальный слух. Танцы помогают человеку раскрыть в себе творческие способности, помогают более широко и красиво мыслить, прививают любовь к искусству. Польза для здоровья ребенка, который регулярно занимается танцами, тоже немалая: красивая фигура, походка, правильная осанка, гибкость, психическое развитие, улучшение работы мозга, мышц и сосудов, общее оздоровление организма. Кроме пользы, человек получает огромный заряд энергии и удовольствие от уроков танцами. Поэтому очень важно, чтобы дети вели подвижный образ жизни, приобщаясь к наследию танцевального искусства, а по окончании детского сада посещали танцевальные студии по интересам.
Цель: Формирование общей культуры и художественно - эстетического вкуса детей. Приобщение детей к танцевальному искусству.
Задачи:
1. Познакомить детей с видами танцев, их особенностями.
2. Способствовать развитию музыкальности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма).
3. Познакомить с элементарными движениями различных танцев, учить выразительно выполнять их в соответствии с характером.
4. Способствовать формированию общей культуры личности ребенка.
5. Воспитывать любовь к танцам, желание заниматься в танцевальных студиях.
6. Раскрыть влияние танцев на организм и здоровье человека.
Практическая значимость:
Дети получат представления о танцевальном искусстве, положительном влиянии танцев на организм и здоровье человека. На основании полученных знаний о разных видах танцев дети могут выбрать танцевальные студии по интересам.
Этапы работы над проектом
1. Подготовительный этап:
- Определение цели и задач проекта.
- Определение приемов, методов и форм обучения.
- Создание условий для реализации проекта.
- Разработка плана деятельности с детьми.
- Проведение консультаций с воспитателями и родителями.
- Составление плана мероприятий по организации детской деятельности.
- Подбор музыкального, информационного, видеоматериала, художественного слова.
- Создание видеофильмов о истории танца.
2. Основной этап:
- Проведение запланированных мероприятий по реализации проекта (слушание музыки, беседы, просмотр видеоматериала, презентаций, разучивание танцев, стихов, танцевальные импровизации, изображение танцев в рисунках, лепке, аппликации, посещение концерта в музыкальной школе №2 по теме «Танец»)
3. Заключительный этап:
- Проведение итогового мероприятия (с выступлениями детей из музыкальной школы).
- Презентация проекта.
Взаимодействие
Развитие детей требует специально организованной систематической работы. Лучшим способом организации работы является сотрудничество педагогов: музыкального руководителя и воспитателя, родителей. У каждого свой вид деятельности, но цель у всех общая – развитие и воспитание ребенка.
Музыкальный руководитель на занятиях знакомит детей с танцами, их видами, названиями, движениями, проводит работу по развитию музыкального слуха и чувства ритма, координации, обогащает музыкальный словарь детей.
Воспитатель проводит работу по заданию музыкального руководителя, проводит продуктивную деятельность с детьми: лепит, рисует, выполняет аппликацию на заданную тему.
Родители разучивают стихи с детьми, готовят презентации по знакомству с танцами, рисуют с детьми по заданию воспитателей.
Ресурсы
Информационные
|
Методическая литература, статьи, интернет
|
Материально-технические
|
Проектор, музыкальный центр, ноутбук, медиатека, костюмы для танцев
|
Финансовые
|
За счет собственных средств
|
Предполагаемый результат
У детей сформирован интерес к танцевальной деятельности и желание заниматься танцами.
План реализации проекта
Мероприятия
|
Сроки
|
Ответственные
|
Подготовительный этап
|
Изучение и анализ литературы по проблеме, просмотр Интернет-ресурсов, выбор оптимальных для работы.
Разработка плана реализации проекта.
Определение цели, задач, содержания проекта, прогнозирование результата.
Подготовка статьи для родителей «Танец – это здорово», видео, презентаций о видах танцев: народный, исторический, бальный, современный, цикл бесед о характере, костюмах и стиле исполнения танцев. Вводная беседа «Виды танцев». Подготовка родителями видео и презентаций: «Русский народный танец», «Лезгинка», «Летка-енка», «Рок-н-ролл».
|
Декабрь
|
Музыкальный руководитель
Родители
|
Основной этап
|
«Народные танцы». Беседа о русских народных танцах, их видах: пляска, кадриль, хоровод; характере танцев, костюмах. Просмотр презентации и видео «Русские народные танцы». Разучивание русской народной пляски «Калинка». Исполнение танца «Русский хоровод» по показу. Поиграть с детьми в русские народные игры: «Хоровод», «Русский перепляс».
Продуктивная деятельность с детьми в группе: коллективная аппликация «Русский хоровод». Просмотр видео русских народных танцев.
Выучить стихотворение «Народный танец».
|
Январь
(1 неделя)
|
Музыкальный руководитель
Воспитатели
Родители
|
Беседа о коми народных танцах, костюмах. Просмотр презентации и видео «Коми край неповторимый». Исполнение танца «Круговая пляска» по показу.
Продуктивная деятельность с детьми в группе: рисование «Раскрась сарафан коми узором». Просмотр видео коми танцев.
Выучить стихотворение «Как велика моя земля».
|
Январь
(2 неделя)
|
Музыкальный руководитель
Воспитатели
Родители
|
Беседа о чешском народном танце «Полька», ее характере. Просмотр видео и презентации «Полька». Упражнение с использованием метода моделирования музыкально-ритмических движений «Составь композицию польки и исполни ее».
Просмотр видео танца польки в группе. Закрепить упражнение с использованием моделей.
Выучить с детьми стихотворение «Полька». Оформление раскраски «Полька» нетрадиционными способами: закрашивание карандашами, фломастерами, использование природного и бросового материала.
|
Январь
(3 неделя)
|
Музыкальный руководитель
Воспитатели
Родители
|
Знакомство с украинским танцем «Гопак» и танцем народов Кавказа «Лезгинка». Беседа о характере танцев, костюмах, стиле исполнения. Просмотр презентаций и видео к танцам. Танцевальная импровизация «Лезгинка».
Просмотр видео танцев в группе.
Выучить стихотворение «Лезгинка».
|
Февраль
(1 неделя)
|
Музыкальный руководитель
Воспитатели
Родители
|
Знакомство с финским народным танцем «Летка-енка», ирландским народным танцем «Джига». Беседа о движениях танцев, характере, костюмах. Просмотр презентаций и видео к танцам.
Исполнение танца «Летка-енка» по показу.
Просмотр видео танцев в группе.
Выучить стихотворение «Летка-енка», «Ирландский танец».
|
Февраль
(2 неделя)
|
Музыкальный руководитель
Воспитатели
Родители
|
Итоговое развлечение по народным танцам с использованием ИКТ (виртуальная музыкально-дидактическая игра «Путешествие по танцам народов мира»)
Русские народные игры с детьми: «Хоровод», «Русский перепляс».
|
Февраль
(3 неделя)
|
Музыкальный руководитель
Воспитатели
|
Исторические танцы. Знакомство с танцем «Полонез». Беседа о характере танца, движениях, костюмах. Просмотр презентации и видео к танцу. Разучивание танца «Полонез».
Просмотр видео танцев в группе.
Выучить загадку про полонез.
|
Февраль
(4 неделя)
|
Музыкальный руководитель
Воспитатели
Родители
|
Знакомство с танцем «Менуэт». Беседа о характере танца, движениях, костюмах. Просмотр презентации и видео к танцу.
Исполнение танца «Менуэт» по показу.
Просмотр видео танцев в группе.
Выучить стихотворение «Менуэт».
|
Март
(1 неделя)
|
Музыкальный руководитель
Воспитатели
Родители
|
Знакомство с танцем «Мазурка». Беседа о характере танца, стиле исполнения, костюмах. Просмотр презентации и видео к танцу.
Просмотр видео танцев в группе.
Нарисовать с детьми костюмы прошлых эпох.
|
Март
(2 неделя)
|
Музыкальный руководитель
Воспитатели
Родители
|
Знакомство с танцем «Контрданс». Беседа о характере танца, костюмах, стиле исполнения. Просмотр видео и презентации к танцу. Дидактическая игра «Угадай исторический танец».
Продуктивная деятельность с детьми в группе: рисование по теме «На бал во дворец». Просмотр видео танцев.
|
Март
(3 неделя)
|
Музыкальный руководитель
Воспитатели
|
Бальные танцы. Знакомство с танцем вальс, композитором И. Штраус (король вальса). Беседа о характере танца, движениях. Просмотр презентации и видео к танцу. Разучивание элементарных движений вальса.
Продуктивная деятельность с детьми в группе: лепка по теме «Вальс». Просмотр видео танцев в группе.
Выучить с детьми стихотворение «Раз-два-три».
|
Март
(4 неделя)
|
Музыкальный руководитель
Воспитатели
Родители
|
Знакомство с танцами «Ча-ча-ча», «Джайв». Беседа о характере танцев, стиле исполнения, бальных костюмах. Просмотр видео и презентаций к танцам.
Продуктивная деятельность с детьми в группе: раскрашивание по теме «Бальные танцы». Просмотр видео танцев в группе.
|
Март
(5 неделя)
|
Музыкальный руководитель
Воспитатели
|
Знакомство с танцем «Танго». Беседа о характере танца, стиле исполнения. Просмотр видео и презентации к танцу.
Просмотр видео танцев в группе.
|
Апрель
(1 неделя)
|
Музыкальный руководитель
Воспитатели
|
Современные танцы. Знакомство с танцем «Рок-н-ролл», его движениями. Просмотр видео и презентации к танцу. Танцевальная импровизация «Рок-н-ролл».
Выучить стихотворение «Рок-н-ролл».
|
Апрель
(2 неделя)
|
Музыкальный руководитель
Воспитатели
|
Знакомство с танцами «Хип-хоп», «Брейк-данс», их движениями, костюмами. Просмотр видео и презентаций к танцам. Исполнение танца «Хип-хоп» по показу.
Продуктивная деятельность с детьми в группе: рисование по теме «хип-хоп».
|
Апрель
(3 неделя)
|
Музыкальный руководитель
Воспитатели
|
Заключительный этап
|
Итоговое мероприятия по проекту «Танцевальный калейдоскоп» «Город танцев»
Подведение итогов реализации проекта, презентация проекта.
|
Апрель
(4 неделя)
|
Музыкальный руководитель
Воспитатели
Родители
|
Литература
1. Никитин В.Ю. Мастерство хореографа в современном танце. Учебное пособие. М.: ГИТИС, 2011. - 472 с.
2. Адеева Л.М. Пластика. Ритм. Гармония. Самостоятельная работа учащихся для приобретения хореографических навыков. Учебное пособие. - СПб.:"Композитор", 2010.-52с.
3. Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов. – М.: Гном-Пресс, 2000 г. – 64 с.
4. Роот З.Я. Танцевальный калейдоскоп для детей 5-7 лет [Текст] / З.Я.Роот. – М. - 2002. |