Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7420103
Организация работы по развитию песенного творчества у детей старшего дошкольного возраста с использованием проблемных методов
Содержание - Дошкольное образование
28.03.2019 13:16

Виеру Екатерина Юльевна, музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад №2», Республика Коми город Ухта. 
Методическая разработка предназначена для музыкальных руководителей детских садов. Данная работа направлена на формирование песенного творчества через проблемные методы обучения.


Организация работы по развитию песенного творчества у детей старшего дошкольного возраста с использованием проблемных методов

Пение один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Пение сопровождает жизнь ребенка с самого раннего возраста. В процессе певческой деятельности у детей развиваются музыкальные способности, ребята приобретают необходимые навыки, умения, знания. Жизнь ребенка обогащается переживаниями, которыми сопровождается процесс творчества.

Формирование песенного творчества – реализуется в условиях воспитывающего и развивающего обучения. Именно в старшем дошкольном возрасте дети имеют возможность выразить свои собственные музыкальные впечатления, проявить свои творческие возможности в пении, так как необходимым условием формирования песенного творчества является накопление впечатлений от восприятия искусства.

Не смотря на значительный вклад исследователей в раскрытие проблемы развития песенного творчества детей дошкольного возраста, многие его аспекты остаются недостаточно изученными. В проанализированных педагогических исследованиях песенное творчество рассматривается достаточно односторонне, чаще, только с точки зрения развития музыкальной деятельности ребенка. Но изучая проблему творчества, надо понимать, если ребенок сам находит ответ на поставленный вопрос, приобретенные им знания гораздо значимее, ценнее, так как он приучается самостоятельно мыслить, искать, начинает верить в свои силы.

Проблемные методы широко используется в современной философии, психологии, педагогики, социологии. Так известные дидакты И.Я. Лернер и М.Н.Скаткин, предложили свою классификацию методов. Чтобы воспитание и обучение носило творческий характер именно использование проблемных методов, постановка проблемной ситуации может заставить ребенка мыслить и творить что-то новое. Такой подход по формированию песенного творчества требует от педагога гибкого и современного пути его реализации.

Песенное творчество – это особый вид художественного творчества, при котором произведения создаются непосредственно в процессе исполнения, это деятельность, связанная с поиском ребенка собственного варианта исполнения и интерпретации песенного образа с помощью различных средств выразительности.

Чтобы ребенок смог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, т.е. основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества воображение, фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях, умение применять свой опыт в новых условиях.

Развитие песенного творчества – реализуется в условиях воспитывающего и развивающего обучения. Детей постоянно ставят в поисковые ситуации, в которых они должны действовать самостоятельно. Например, им предлагается найти выразительный эпитет, определяющий характер песни, или о чем можно спеть в этой музыке. Успешное выполнение подобных заданий – фундамент, на основе которого дети затем быстрее справятся со специальными творческими задачами, и педагогу легче будет вести уже более целенаправленное поэтапное формирование песенного творчества.

Чтобы воспитание и обучение носило творческий характер, каждый из трех основных методов – наглядный, словесный и практический – должен применяться с нарастанием проблемности: от прямого воздействия (объяснительно-иллюстративный метод) через закрепление, упражнения (воспроизводящие и творческие), создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к проблемному воспитанию и обучению (самостоятельный поиск детьми способов деятельности).

Наглядно-слуховой метод может стать проблемным, если этому способствуют приемы, побуждающие к сравнениям, сопоставлениям, поискам аналогий. Например, сопоставление «живого» звучания и грамзаписи, сравнение двух (трех) произведений, контрастных между собой.

Словесный метод может быть в той или иной степени проблемным, если побуждать детей к сравнениям, выражениям предпочтений, самостоятельным высказываниям (о характере музыки, жанровой принадлежности музыкального произведения, связи характера музыки со средствами музыкальной выразительности, с помощью которых он создан, и т.д.).

Практический метод приобретает характер проблемности, если педагог показывает не один вариант выполнения действий, а два или несколько.

В старшей и подготовительной группах педагог – музыкант пользуется методом проблемного воспитания и обучения, самостоятельные поиски решения для выполнения творческих заданий, которые им предлагает педагог.

Основной путь формирования песенного творчества детей старшего дошкольного возраста – создание поисковых ситуаций и выполнение творческих заданий, последовательно усложняющихся.

  • использование проблемных методов, проблемных ситуаций, повышает у детей интерес к данному виду музыкальной деятельности, активизируют творческую самостоятельность детей, тем самым способствует быстроте и прочности освоения навыков и умений.
  • использование проблемных методов, заставляет детей (причем неосознанно) творчески мыслить, творчески подходить к той или иной ситуации, что очень важно в формировании песенного творчества. Ребенок за решением поисковой ситуацией не замечает, как создал что-то новое, ни на что не похожее;
  • использование поисковых ситуаций, активизирует не эмоциональных, не активных детей, заставляет поверить в себя.

Этапы развития песенного творчества, выделенные Н.А.Ветлугиной, очень четко определяют последовательность развития песенного творчества детей старшего дошкольного возраста:

1.Импровизация простейших мелодий без слов и звукоподражаний;

2.Музыкальные вопросы и ответы;

3.Сочинение мелодий контрастного характера на заданный текст

Этапы развития песенного творчества в старшей и подготовительной группе одинаковы, но динамика усложнения заданий, певческого репертуара, проблемных методов различна. При разработке этапов развития песенного творчества в разных возрастных группах (детей старшей группы, подготовительной группы) учитывались принципы преемственности, а также принцип повторности и принцип усложнения. Как было сказано ранее, занятия по формированию песенного творчества требуют повторения и закрепление всех этапов развития песенного творчества (закрепление материала пройденных в младшем дошкольном возрасте), так как это ведет к постепенному осознанию творческой продукции. Итак, рассмотрим этапы формирования песенного творчества с усложнением.

Первый этап формирования песенного творчества носит ориентировочный характер, назовем его - «Импровизация простейших попевок и звукоподражаний». На данном этапе уже со II младшей группы следует формировать первые представления о процессе сочинения песен, создавать соответствующую установку детей на новую деятельность, возбуждать интерес к нему, вырабатывать первые навыки произвольного поведения, и главное, ставить новую цель – сочинить песню. А в старшей и подготовительной группе следует продолжать проводить творческие задания, в которых формируются у детей способы импровизации простейших мотивов, подражанием звукам природы, звукоподражание, осуществлять передачу простейших выразительных интонаций. На данном этапе следует использовать объяснительно – иллюстративный метод, с помощью которого для детей организовали процесс восприятия и осознания информации (с помощью слова, наглядности). В подготовительной группе используется также и репродуктивный метод, который предполагает закрепления усвоенного материала, требующие переосмысления и творческого применения усвоенных знаний.

На втором этапе, мы назовем его «Музыкальные вопрос – ответы» была продолжена работа по освоению программных умений и навыков в пении; в развитии песенного творчества – по совершенствованию ориентировки детей в преднамеренных творческих действиях и побуждению к самостоятельности и оригинальности. Творческие задания этого этапа были направлены на формирование способов импровизации окончания мелодии, начатой взрослым. Усложнение творческих заданий шло в следующих направлениях. Первая степень сложности: продукция детей выражается в их ответах на вопрос (начало мелодии исполняется педагогом). Задание облегчается не только тем, что сочиненная мелодия должна быть краткой, но и тем, что ребенок «подстраивается» к певческим интонациям голоса поющего взрослого. Вторая степень сложности: продукция детей выражается в певческом диалоге – один ребенок поет вопрос, другой – поет ответ. Сочинение детьми мелодии должно быть кратким. Это задание сложнее предыдущего, так как вся песня исполняется детьми. Выполнение заданий осуществляется в самостоятельной творческой деятельности на основе навыков, приобретенных на предыдущем этапе. На данном этапе формирование песенного творчества также строится с использованием проблемных методов. Чаще следуют использовать метод проблемного изложения и эвристический метод, данные методы помогут ощутить разницу и полученный результат, так как, используя метод проблемного изложения, педагог-музыкант формулирует проблему и сам ее решает (показывая различные пути достижения), дети импровизируют, но на примерах взрослого. А эвристический метод помогает детям путем сравнения, создавать новое и решать проблему не прибегая к помощи взрослого. В подготовительной группе на данном этапе также продолжаем формировать импровизировать мелодии на заданный текст, чтобы подготовить детей к третьему этапу.

Третий этап, назовем его «Творчество» связан с совершенствованием и закреплением умений и навыков детей в творческой певческой деятельности на основе навыков приобретенных на предыдущих этапах. В старшей группе импровизировать мелодию на заданный текст, а также делать попытки к сочинению мелодии различного характера. Мелодия сочинения видоизменяется, так как дети должны самостоятельно, без фортепианной поддержки придумать мелодию на заданный текст. Поэтому в подготовительной группе все чаще упор делается на самостоятельное сочинение, не только на заданный текст, но и предлагать петь в определенном жанре (марш – пляска – колыбельная пляска), тем самым следует использовать исследовательский метод, с помощью которого поставленная перед детьми проблема решается самостоятельно, но под руководством педагога.

Проанализировав в контексте нашей проблемы принципы, методы, этапы развития песенного творчества, мы можем организовать работу по развитию песенного творчества детей старшего дошкольного возраста с использованием проблемных методов.

Мы выяснили, для того чтобы выразить свои собственные музыкальные впечатления нужно развивать необходимые знания, умения и навыки, а именно музыкально-слуховые представления. Музыкально-дидактическая игра, также успешно помогает закрепить знания, умения и навыки, приобретенные на занятиях, делая их устойчивыми. Исходя из вышесказанного, нами была разработана структура музыкального занятия, включающая в себя:

I часть занятия - Певческие упражнения на развитие слуха и голоса (5-7 минут);

II часть занятия - Песенное творчество (10 минут);

III часть занятия - Музыкально – дидактическая игра (5-7 минут).

Данная структура занятия выполняет несколько функций одновременно. Помимо основных упражнений на формирование песенного творчества, в структуру музыкального занятия включены упражнения на развитие слуха и голоса, а также музыкально-дидактические игры.

В работе использовался музыкальный репертуар из «Музыкального букваря» Н.А.Ветлугиной; Учите детей петь: Песни и упражнения для развития слуха и голоса у детей 5-6 лет; Учите детей петь: Песни и упражнения для развития слуха и голоса у детей 6-7 лет, а также разработаны музыкально-дидактические игры для закрепления в игровой форме творческий умений (см. Приложение №5). Примеры детских импровизаций приведены (см. Приложение №4)

- доступность для восприятия детьми старшего дошкольного возраста;

- художественная и педагогическая ценность;

- лаконизм и яркость в создании художественного образа;

- возможность использования жизненного опыта ребенка;

- напевность, музыкальность, удобство для музыкального воплощения (небольшой объем, короткие строфы).

Ориентируясь на вышеизложенные этапы работы, было разработано перспективное планирование организационной работы по формированию песенного творчества для старшей (см. Приложение №2) и подготовительной группе (см. Приложение №3).

Итак, подробнее рассмотрим каждый этап развития песенного творчества детей старшего дошкольного возраста с использованием проблемных методов на музыкальных занятиях, в системе.

I этап. «Импровизация простейших попевок и звукоподражаний». Целью данного этапа – является развитие у детей способов импровизации простейших мотивов на слоги, звукоподражаний, простейших выразительных интонаций. Первоначальные творческие проявления нужно искать в мотивах, попевках, звуках, которые имеют реальное звучание окружающего мира (звук горна, пение кукушки, мяуканье котенка и т.д).

Развитие песенного творчества невозможно без эмоционального настроя. Это требует создания особой творческой атмосферы в группе, увлеченности, заинтересованности музыкой.

Цикл музыкальных занятий следует начинать с певческих упражнений на развитие слуха и голоса (I часть занятия). Очень важно, чтобы каждое такое упражнение имело интересное содержание или игровой момент, могло заинтересовать детей, ведь именно интерес помогает детям осознать выразительные особенности песенок. Именно поэтому, нами был подобран музыкальный репертуар доступный для восприятия и способствующий развитию музыкально-слуховых представлений. В старшей группе на умения удерживать интонацию на одном звуке и различие долгих и коротких звуков использовали следующие музыкальные попевки: «Небо синее», «Смелый пилот», «Курица» сл. М.Долинова, муз. Е Тиличеевой; «Барашеньки» рус.нар.прибаутка; «Андрей воробей» рус.нар.песня, обр.Ю.Слонова, в подготовительной группе «В школу» сл.М.Долинова, муз. Е.Тиличеевой – использовали прием «показ рукой», игра на металлофоне, фланелеграф с изображением (например: самолета, курицы, портфеля и т.д.) Показ детьми коротких и длинных звуков, горизонтальным движение руки, помогает детям различать долгие и короткие звуки, с этой целью также использовалось прохлопывание ритмического рисунка или игра на музыкальном инструменте (металлофон).

На примере песенки «Бубенчики» сл. М. Долиновой, муз. Е.Тиличеевой формировали у детей умения различать звуки по высоте. Детям предлагалось узнать, какой бубенчик звенит выше всех. А какой ниже? («Динь-Динь или «Дон-дон») найти средний звук, спеть его («Дан-дан»). Дети показывали скачкообразное движение мелодии рукой. На последующих занятиях использовали игровой прием: дети исполняли роль «бубенчиков», а музыкальный руководитель, поднимая руку то выше (на звук «динь-динь»), то посередине («дан-дан»), то еще ниже («дон-дон») исполнял роль дирижера, дети «бубенчики» покачивая головой пропевали свой музыкальный звук. В подготовительной группе использовали фланелеграф: детям предлагалось «повесить» бубенчик на струны» (линеечки) выше, ниже, совсем низко. Затем проиграть на металлофоне. Тем самым дети учились находить самостоятельно нижний звук от верхнего, средний от высокого, нижний и т.д. Практика показывает, что дети недостаточно ощущают тонику того или иного произведения и это уводит их из заданной тональности. Поэтому необходимо постоянно упражнять детей в умении слышать устойчивый звук лада.

Умения различать долгие и короткие звуки, удерживать интонацию на одном звуке, различать высокий, средний, низкий звук в пределах квинты, развивать ладотональный слух, закреплять устойчивость интонации, вот задача, которая осуществлялась на протяжении всего I этапа в первой части занятия.

Затем переходили ко II части занятия, - песенному творчеству. На первых занятиях данного этапа, в старшей группе использовали объяснительно-иллюстративный метод. Продолжали знакомить детей с первоначальными творческими проявлениями, которые они развивали в младшем и среднем дошкольном возрасте. Для этого используя фонограммы «Звуки природы» или иллюстрации с изображением птиц и животных разного размера, дети самостоятельно учились находить то высокие интонации, то более низкие. Таким образом, дети как бы соревнуются, кто больше придумает попевок. Это способствовало заинтересованности, первым творческим проявлениям, а также развитию звуковысотности.

В подготовительной группе данные задания усложнялись, детям предлагалось с помощью музыкального инструмента (металлофона), проиграть интонацию сыгранную музыкальным руководителем, а затем, выбрав иллюстрацию кукушки или котенка, попытаться воспроизвести ее, но голосом. Данный метод (репродуктивный) частично решает нашу проблему, так как задание требует переосмысления творческого задания, созданное педагогом.

На последующих занятиях по развитию песенного творчества на данном этапе использовались специально написанные песни - образцы. В них поется о каком- либо знакомом жизненном явлении и дается образец: например, как гудит гудок, жужжит пчела, звучит рожок, позывные горна. Так репертуар «Пчела жужжит», «Пароход гудит» муз. Т.Ломовой, сл. А.А.Гангонова, хорошо подходит для развития импровизации звукоподражаний. Мы также использовали объяснительно-иллюстративный метод, с помощью которого детям объяснялись и показывались определенные сведения о данном жизненном явлении. Для начала дети прослушали песню, высказались о ее характере, обратили внимание на изобразительность музыки. Затем на примере исполненной песенки музыкальным руководителем (поет звукоподражание), дети делали попытки варьировать мелодию сочиненную музыкальным руководителем. На последующих занятиях использовали прием рисование под музыку, предлагалось своей «нарисованной» пчелке придумать «Песенку пчелы» на слог «жу-жу…», то же и в песенке «Пароход гудит» на звук «у». Затем задания усложнялись, после прослушивания песни детям предлагалось подумать (в соответствии с текстом песни) над своими интонациями звукоподражания, при этом перед детьми ставилась проблема: «Каждый должен придумать что-то свое». После объяснения педагог вторично проигрывал фортепианное вступление, затем пропевал песню без фортепианного сопровождения и предлагал ребенку закончить песню по-своему. Тем самым мы использовали репродуктивный метод, с помощью которого они закрепляли, воспроизводили усвоенное, применяли творчество. После детского исполнения педагог проигрывал последние такты песен, чтобы ребенок вновь почувствовал заданную тональность. Использовался также игровой прием – дети под музыку изображали движения полета пчелы, и у каждой пчелки была своя песенка. Такого рода задания была песенка «Снежок» муз. и сл. Г.Бырченко, «Пастушок» русская народная песня, чтобы выполнить это игровое задание для развития творчества в пении, дети запоминали текст, а после прослушивания песни в исполнении музыкального руководителя (которая поется не до конца) пытались закончить ее, пропевая недостающие в конце звуки. Тем самым дети учились импровизировать на слоги, передавать простейшие выразительные интонации, самостоятельно исполнять окончание песенок.

Чтобы детей заинтересовать воспроизводить звуки окружающего мира, закрепить умение передавать выразительные интонации, мы приступали к III части занятия – это музыкально-дидактическая игра. Музыкально-дидактическая игра, помогает более успешно усваивать певческие навыки и умения, делая их устойчивыми. Во время музыкально-дидактической игры – «В лесу», дети не только воспроизводили за музыкальным руководителем простейшие интонации и простой ритмический рисунок, но и самостоятельно придумывали различные интонации имен, звуков, ритмических рисунков, тем самым использовался репродуктивный метод. Дети, которые были замкнуты, во время этой игры раскрепостились, стали более активными, в них был ярко выражен интерес, что очень важно для развития песенного творчества. Также музыкально-дидактическая игра «В гостях у пчелки», способствовала развитию эмоциональной сферы, дети передавали с помощью звука «ж-ж» веселое праздничное настроение «пчелки». Мы также использовали словесный метод, прием – образная речь и использование поэтического текста.

II этап. «Музыкальные вопросы и ответы».

Цель данного этапа развивать более сложные способы импровизации – окончания мелодий, импровизация имен, импровизация музыкальных вопросов и ответов, импровизировать различными эмоционально-образными характеристиками.

Певческие упражнения (I часть занятия) включала в себя ряд задач: учить детей слышать поступенное движение мелодии вверх и вниз в пределах октавы; учить точно попадать на первый звук; вырабатывать кантиленность в пении, способствовать развитию дыхания, учить петь легко, не форсируя звук; добивать легкости звучания, развивать подвижность языка, используя работу со слогом «ля-ля». Эти задачи решались на протяжении всего этапа.

При исполнении попевок использовали прием – показ рукой, помогая уловить направление движения мелодии. Так на примере: «Цирковые собачки» муз. Е.Тиличеевой, сл. М.Долиновой используя наглядно- зрительный метод, (предлагалось рассмотреть иллюстрацию из «Музыкального букваря» Н.Ветлугиной и использовать дидактический материал), ребенок брал в руку игрушечную собачку, и по восьмиступенчатой лестнице поднимали ее то вверх, то вниз, слушая попевку, остальные ребята сопровождали каждый звук движением руки. Такие же задачи использовались в попевке «Скачем по лесенке» муз. Е.Тиличеевой, сл. Л.Дымовой, также кроме восьмиступенчатой лестнице мы применяли фланелеграф с плоскостным изображением этой лесенки, по которой поднимается и отпускается матрешка. Для того чтобы добиваться от детей легкого звучания в пении, для извлечения легкого звука, развитию дыхания, использовали мелодию «Вальс» муз. Е.Тиличеевой. Дети, прослушав исполнение музыкального руководителя, учились улавливать поступенное движение мелодии вверх и вниз. Затем пропевая всю песню на слог «ля-ля» (стараясь услышать отдельные мелодические обороты), отмечали характер мелодии плавными движениями руки. Также для выработки правильного дыхания и для учета индивидуальных возможностей детей использовали такой прием, как пение цепочкой – по музыкальным фразам.

Затем переходили ко II части занятия, - песенному творчеству. На занятии учили пропевать свое имя, передавая различные интонации. Многие дети стесняются, и поэтому часто мелодия имени звучит на одном звуке. Для этого на музыкальных занятиях использовался знакомый прием: - «Как тебя зовут?».

Как ни странно данный прием изначально ставит детей перед проблемой. Например: музыкальный руководитель нараспев произносит свое имя и отчество, ребенок не может повторить напетую музыкальным руководителем мелодию – она по ритму и продолжительности не совпадает с нужным ответом, благодаря этому вокальные фразы детей произвольны и уже носят элементы творчества. Со временем дети стали активно петь, не стесняясь, варьировали, придумывали разнообразные интонации своего имени. Данная импровизация закреплялась во время музыкально-дидактической игры (III часть занятия) «Как тебя зовут? Эту игру мы совмещали с несколькими игровыми дополнениями, это игра «Как тебя зову?». Группа хором повторяла ответ одного ребенка. К интонированию добавлялись хлопки и звучание шумовых инструментов для ритмического дублирования ритма.

Используя вопросно-ответную форму, детям предлагались задания, с помощью которых ребенок должен сымпровизировать музыкальный ответ. При объяснении задания детям напоминают, что в разговоре людей один спрашивает, а другой отвечает. Например: «Ты куда идешь?» - «Домой»; «Какое платье у тебя?» - «Красное в цветочек». «Что сегодня кушал на завтрак» - «Бутерброд с колбасой и пил чай» (все дети пропевают). Детям, объяснялось, что в песне тоже можно задать «Музыкальный вопрос» и дать «Музыкальный ответ». Тем самым поставив перед детьми проблему (спел музыкальный вопрос) музыкальный руководитель сам исполняет музыкальный ответ, варьируя мелодию, то есть сам и решает поставленную перед детьми проблему (метод проблемного изложения). После этого, дети запомнив текст, старались ответить на поставленный музыкальным руководителям музыкальный вопрос, свой ответ, но по музыкальному, например:

«Что-то Машеньки не слышно?»

«Погулять наверно вышла».

Затем детям давались первоначальные представления импровизации на заданный текст. Развивая при этом ладотональный слух: «Осенью», «Весной», «Что ты хочешь, кошечка?» муз. Г.Зингера, сл. А.Шибицкой:

«Улетают птички в даль, расставаться с ними жаль»,

«Весенний день звенит! Встречай, скворец летит!»

Использовался игровой прием, музыкальный руководитель поет песенку, а дети с игрушкой кошки поют ответ на музыкальный вопрос.

Что ты хочешь, кошечка?

- Молока немножечко.

Что ты стала грустная?

- Молоко не вкусное.

Тем самым стимулировали инициативу детей, самостоятельный поиск при выполнении задания. Такого рода задания была песенка «Зайка, зайка, где бывал?» \муз. М.Скребицкой, сл. А. Шибицкой:

«Зайка, зайка, где бывал?

- На лужайке танцевал!».

Дети сравнивали музыкальные ответы друг друга, рассуждали, почему они спели именно так, с такой интонацией. Дети искали новые мелодии для ответа (эвристический метод).

Вопросно-ответная форма закреплялась в III часть (Музыкально-дидактическая игра) занятия во время игры. В музыкально-дидактической игре «Разговор друзей», дети ставились перед проблемой, с помощью хлопков ответить на вопрос. Затем ребенок произносил вслух то, что он хотел сказать и вновь прохлопывал ритмический рисунок, но уже со словами. Использование эвристического метода, помогает детям частично решить поставленную проблему.

Для закрепления первоначальных навыков импровизации на заданный текст с детьми была проведена музыкально-дидактическая игра «Музыкальное лото». Перед детьми была поставлена проблема, сочинить песню на заданный текст, проблема, стоящая перед детьми также решалась частично, дети сравнивали, сопоставляли импровизацию педагога, тем самым создавали что-то новое, свое (эвристический метод). Детям были предложены карточки с изображением 1-2-7 картинок (кошечка, зайчик, мишка, лягушка, машина, гусь, петух). Выбрав одну – две карточки, нужно было сочинить по содержанию картинки песню на заданный текст из одной – двух – трех строк. Ведущий читает текст, например:

«Утром на опушке….

Квакали лягушки»

Ребенок, у которого на карточке лягушка, пробует продолжить попевку, например:

Ква-ква-ква,

Ква-ква-ква,

Квакали лягушки.

Причем, продолжая ведущего, так как первую строчку импровизирует он, после чего получает от ведущего карточку – дубликат и закрывает на карточке лягушку. Затем ведущий читает следующий текст по новой картинке. Игра продолжается.

Если ребенок не сочинил ни мелодии, ни ритма, ведущий оставляет картинку – дубликат у себя, а игра продолжается дальше.

Дети быстро запоминают тексты и вскоре начинают петь сами, без взрослого. Здесь целесообразно ввести правила игры: кто первый закроет карточку (не менее двух картинок), тот становится ведущим. Стишки – попевки можно брать из сборников детских песен, стихов, загадок:

«Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянувши ножки»

«Заинька, зайка, маленький зайка,

Длинные ушки, быстрые ножки»

«Заинька, зайка, маленький зайка,

Деток боишься, зайка – трусишка»

Загадки:

«Неуклюжий, косолапый,

Любит мед…»

«Зимой и летом – одним цветом» (Елка)

На последующих занятиях предлагался другой вариант игры «Музыкальное лото»

«К нам пришел сегодня Мишка

С ярким праздничным бантом.

С нами вместе поиграть,

С нами вместе поплясать!»

Дети сочиняют плясовую или колыбельную для Мишки:

«Спать не хочет бурый Мишка –

Уж такой он Шалунишка.

Я мишутку покачаю:

Баю – баю, баю – баю»

Никто из детей не повторяет друг друга, не подражает педагогу.

Такие же задания использовались на народном репертуаре «Ладушки» русская народная песня, дети импровизировали мелодию на слова ответа: «У бабушки».

Для детей подготовительной группы музыкально-дидактические игры усложнялись, например такие как «Домик – крошечка», в которой дети, изображая голосом персонажей (мишки, гуся, петрушки) импровизировали самостоятельно на заданный текст, тем самым использование исследовательского метода, помогло решить детям полностью проблему стоявшую перед ними.

Такие музыкальные задания нашли свое отражение в самостоятельной деятельности детей. Наблюдая за детьми, воспитатель поделился своими впечатлениями от увиденного, дети во время игры стали петь: Настюша приходит в гости к Жене и поет «Доброе утро». Женя ей отвечает также пением. Диалог продолжается: «Как твоя дочка?» - «Заснула» и т.д. Анализируя простейшие импровизации, сочиненные детьми, можно сказать, что это своеобразные песенные разговоры.

Так мы подошли к III этапу «Творчество». Цель данного этапа: формировать способы сочинения детьми простейших попевок в определенном жанре, а также контрастного характера на заданные тексты.

Этап развития песенного творчества начинался как всегда с певческих упражнений (I часть занятия). Продолжали учить детей петь легко; вырабатывать кантиленность в пении; способствовали развитию дыхания; развивали ладотональный слух; упражняли в чистом интонировании поступенных и скачкообразных движений мелодии; закрепляли умение различать долгие и короткие звуки. Эти задачи решались на протяжении всего III этапа.

Используя прием объяснения в русской народной прибаутке «Лиса по лесу ходила» детям объяснить, что такое прибаутка, приводились примеры из устного народного творчества. Также после первого прослушивания объяснить детям значение слов «лычки», «лапотки». Используя прием показ рукой, упражняли в пропевании большой секунды и чистой кварты. В песенке «Ути-ути» сл. А.Барто, муз. Ю.Литовко используя наглядно-слуховой метод, музыкальный руководитель, показывая, как надо исполнять песню, слегка утрируя артикуляцию, для того чтобы дети почувствовали на какие слова приходятся скачки, какой скачок наибольший, на какое слово приходится скачок вниз и на какое вверх? Также с помощью этой песенки дети учились правильно произносить гласные «у», «о», «а». Также используя прием показ рукой в песенке «Конь» муз Е.Тиличеевой, сл. Н.Найденовой дети учились слышать поступенное и скачкообразное движение мелодии. В народной песенке «Соловей, соловеюшка» для выработки правильного дыхания и для учета индивидуальных возможностей детей использовали такой прием, как пение цепочкой – по музыкальным фразам.

Для развития песенного творчества необходимо овладения детьми навыками пения. С этой целью, включали специальные упражнения попевки, доступные для детского голоса, в которых выражены разнообразные эмоции, использованы различные средства музыкальной выразительности, ярко передающие образ песни. Работая над звукообразованиям, учили петь детей естественно, легко, звонко, напевно, то есть тянуть звук.

Добиться напевности можно за счет протяжного пения детьми гласных звуков: а, у, и, э., продолжали формировать петь легко, без крика, выразительно передавать шуточный характер припевки «Украл котик клубочек», или при пении песни «Котя, котенька – коток» использовали прием «Давайте позовем котика, чтобы он услышал». Для овладения навыками легкого, подвижного пения предлагаем использовать показ, построенный на имитации игры на народном инструменте, игровой прием: «Споем на дудочке: ду-ду-ду»: «Покажите, как звенит колокольчик: Динь-динь-динь» и т.д. Таким образом, у детей развивали умение произвольно менять характер звучания.

Затем переходили ко II части занятия, - песенному творчеству. Используя знакомый репертуар на II этапе формирования песенного творчества «Осенью» и «Весной» Г.Зингера, сл. А.Шибицкой дети получали первоначальные представления импровизации на заданный текст, то на данном этапе перед детьми ставилась другая проблема, побуждали к высказываниям о тексте, сравнения характера и настроения, ладовой окрашенности (эвристический метод). Так дети учились воспроизводить простейшие попевки контрастного характера на заданный текст. Также, детям предлагалось сочинить и спеть веселую песенку на слова:

«Солнце ярко светит, весело на свете!»

или грустную песню на слова:

« Дождик льет как из ведра, загрустила детвора».

Предварительно дети разучили текст, и обсудили настроение того или иного стихотворения. Задания усложнялись, нужно было сочинить и спеть песню, сочетающую два звукоряда:

«Танечка идет, весело поет.

Танечка упала, всем нам грустно стало».

Наличие двух художественных образов в одном тексте диктует непременную смену характера импровизации. Осознание детьми мелодий контрастного характера помогает прослушивание и исполнение следующих русских народных песен:

«Во кузнице» (шуточная, плясовая)

«Ходила младешенька» (лирическая, хороводная)

«Бай, качи-качи» (прибаутка)

Эти песни даются обязательно в сопоставлении, а дети привлекаются к сравнению характера мелодии и ритма. Подчеркивается соответствие мелодии и текста, отмечается поэтическая сторона текстов русских народных песен (эвристический метод).

Мы обращали внимание детей на выразительность их импровизаций, эмоциональность, так, например детям предлагалось простейшее упражнение, например, ребенка ставили в такую проблемную ситуацию, он должен спеть свое имя с точной эмоциональной окраской, чтобы сверстники могли ее различить, - задорную, робкую, испуганную или веселую интонацию. Ситуации, придуманные самими детьми или подсказанные педагогом, должны наталкивать ребят на поиск выразительных средств, наиболее подходящих для конкретного образа.

Предлагалось следующие задания: педагог поет знакомую песню, но, не закончив ее, просит детей допеть эту песню до конца, в той же тональности; педагог поет незнакомую песню, короткую попевку и останавливается на неустойчивом звуке – дети должны найти устойчивый звук и на нем закончить песню, спеть песню хором и без сопровождения и соло. Подобные игры – упражнения можно варьировать, дополнять.

На втором этапе формирования песенного творчества дети сочиняли музыкальный ответ на заданный текст. На данном же этапе мы учили детей осмысленно импровизировать мелодию на заданный текст. Ситуации, придуманные самими детьми или подсказанные музыкальным руководителем, должны наталкивать ребят на поиск выразительных средств, наиболее подходящих для конкретного образа. Использовали частично эвристический метод и в основном исследовательский метод, с помощью которого поставленная перед детьми проблема решалась самостоятельно, но под руководством музыкального руководителя.

На музыкальных занятиях учили детей сочинять мелодии в заданном жанре на слоги, передавая характер, используя разнообразные интонации, например: - Марш – тра-та-та, Вальс – а-а-а, Полька – ля-ля-ля, песня – м-м-м (пение закрытым ртом). Задания усложнялись, и им следовало сочинить мелодию на заданный текст, заранее заученный:

Плясовая:

- Я притопну каблучком, я махну платочком.

Полечу я ветерком, закружусь листочком;

- Встань-ка на дорожке, хлопни-ка в ладошки,

Топни каблучками, потанцуй-ка с нами!

Вальс: куклам музыкальные сказки, сочиняя при этом самостоятельные мелодии, придерживаясь при сочинении мелодий одной тональности.

Три последних занятия по формированию песенного творчества мы посвятили сочинению музыкальных сказок в старшей группе - «Теремок», в подготовительной группе – экологическая сказка «Лесной пожар». Дети самостоятельно (исследовательский метод) исполняли с помощью маленьких песенок образ сказочных животных, используя свое воображение. Данные занятия осуществлялись в самостоятельной творческой деятельности на основе навыков приобретенных на предыдущих этапах.

Итогом формирования песенного творчества была поставлена сказка - «Лесной пожар». Участвовала вся группа детей. С удовольствием дети импровизировали песни на готовый текст, очень эмоционально, передавали образ лесного жителя, которого изображали.

Доступные народные тексты и специальные тексты – образцы, позволяли легко найти новые комбинации, видоизменять, улучшать созданное раннее.

Действуя совместно с взрослыми, дети получали представления о том, что общими усилиями можно доставить радость друг другу.

Итогом формирования песенного творчества была поставлена сказка - «Лесной пожар» (см.Приложение №6) Участвовала вся группа детей. С удовольствием дети импровизировали песни на готовый текст, очень эмоционально, передавали образ данного животного.

Доступные народные тексты и специальные тексты – образцы, позволяли легко найти новые комбинации, видоизменять, улучшать созданное раннее.

Действуя совместно с взрослыми, дети получали представления о том, что общими усилиями можно доставить радость друг другу. Дети полюбили народное творчество, стали прислушиваться к стихотворным текстам, использовать песенное творчество в самостоятельной деятельности.

С помощью специальных упражнений, составленных на основе музыкального фольклора, мы старались стимулировать воспитание художественной образности песенного творчества, позволяли лучше ориентироваться в творческой деятельности: подбирает необходимую мелодическую линию, разнообразность и ритмическую сторону песни, применяли при исполнении нюансы (громко, тихо, быстро, протяжно, легко и т.д.), а также развивали творческую активность дошкольника.

В методическую разработку входит:

- модель поэтапного развития песенного творчества детей старшего дошкольного возраста с использованием проблемных методов;

- этапы развития песенного творчества детей старшего дошкольного возраста с использованием проблемных методов;

- система занятий по развитию песенного творчества детей старшего дошкольного возраста с использованием проблемных методов;

- примеры музыкально-дидактических игр направленных на закрепление формирования песенного творчества детей старшего дошкольного возраста.

Технология организации работы по развитию песенного творчества детей старшего дошкольного возраста с использованием проблемных методов, представляет собой систему, которая включает в себя следующие компоненты:

- упражнения на развитие слуха и голоса;

- песенное творчество

- музыкально-дидактическую игру.

Технология развития песенного творчества детей старшего дошкольного возраста посредством проблемных методов должна опираться на принципы: доступности, повторности, осознанности, усложнения, преемственности, активности, сознательности. А также этапы развития песенного творчества: импровизация простейших мелодий без слов и звукоподражаний; музыкальные вопросы и ответы; сочинение мелодий контрастного характера на заданный текст.

Построенная таким образом организация работы будет способствовать развитию музыкально-слуховых представлений, развитию песенного творчества, развитию творческой активности, интереса к данному виду деятельности, желанию самостоятельно импровизировать, создавать новое, развивает воображение и эмоциональность, развивать доброжелательность и внимание друг другу.

Приложения:




Список литературы

1.Блонскский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2 т.М.: педагогика, 1979.

2.Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. «Программа воспитания и обучения в детском саду». – М.: Мозаика – синтез, 2005

3.Ветлугина Н.А. Художественное творчество в детском саду: пособие для воспитателя и музыкального руководителя. — М.: Просвещение, 1974. – 174с.

4.Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь.- М.: музыка, 1986

5.Ветлугина Н.А.Музыкальное воспитание в детском саду. – М.,1981. – 253с.

6.Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М.: «Просвещение», 1967.– 416с.

7.Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М., 1983. – 255с.

8.Ветлугина Н.А. Развитие музыкальных способностей дошкольников. – М.: «Издательство Академии педагогических наук», 1958. -248 с.

9.Волков И. П. Цель одна — дорог много: Проектирование процессов обучения: из опыта работы. — М.: Просвещение, 1990. - 159 с.

10.Выготский Л. Психология искусства. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Искусство, 1968. - 576 с,

11.Выготский Л.С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. – М.: Просвещение, 1967. – 356 с.

12.Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. М.: «Академия», 2005. - 320 с.

13.Детский сад от А до Я. Научно-методический журнал для педагогов и родителей. №945), 2010

14.Давыдова М. Импровизация – одна из основ музыкального воспитания // Дошкольное воспитание – 1994. – №6. – 89-91 с.

15.Дзержинская И. Л. Формирование восприятия музыки у дошкольников: дис. ... канд. - М . , 1962. - 267 л. с нот. илл.

16.Запорожец А.В. Психология. – М.: Учпедгиз – 1953

17.Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество: пособие для воспитателей детского сада. — М.: Просвещение, 1958. — 192 с.

18. Колесникова Г. И. Музыкально-творческое развитие старших дошкольников средствами русской народной музыки: автореф. дис. ... канд.пед. наук. —Екатеринбург, 1990. —23 с.

19.Комарова Т.С. Детское художественное творчество. М, 2005.

20.Кравцова Е.Е. Как мы сочиняем песни // Дошкольное воспитание – 1991. – №3. – 119-122 с.

21.Леонтьев А, Н. Психологические основы дошкольной игры / А. Н. Леонтьев / Проблемы развития психики. - М.: Издательство МГУ, 1972.-С. 472-499.

22.Лернер И. Я, Дидактическая природа творчества // Творчество и личность: межвузовский сборник научных трудов. - М., 1985. - 3-11.

23.Люблинская А. А. Очерки психического развития ребенка. — М.: Издательство академии пед. наук. РСФСР, 1959. - 547 с.

24.Маланина Л. Развитие песенного творчества // Дошкольное воспитание – 1990. – №7 – 96-99 с.

25.Махмутова М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. – М .: «Педагогика». – 1975. – 275 с.

26.Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с., ил.

27.Николаева Е. И. Психология детского творчества. СПб.: Речь, 2006, - 220 с.

28.Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2000. – 203с.

29.Новикова Г.П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста: Методические рекомендации для педагогов, воспитателей и музыкальных руководителей. – М.: АРКТИ, 2002. – 224с.

30.Подъяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста (концептуальный аспек). Волгоград, 1994.

31.Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 240 с.

32.Рубинштейн Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории // Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. М, 2002. 200 - 209.

33.Сакулина Н. П., Ветлугина Н. А. Художественное воспитание в детском саду. —Изд. П. — М.: Учпедгиз, 1957.

34.Сериков В. В. Личностно-ориентированное образование. Поиск новой парадигмы: монография. — М., 1998. — 265 с.

35.Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // избр. Труды: В 2 т. – М., 1985. – Т.1. – 486 с.

36.Урунтаева Г.А. Диагностика психических особенностей дошкольника: Практикум для сред. и высш. пед.учеб. заведений и работников дошкольных учреждений. 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 96 с.

37.Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет: Кн. для воспитателя и муз. Руководителя дет. сада / Сост. Г.М.Орлова, С.И.Бекина. – М.: Просвещение, 1987. – 139. с.: нот.

38.Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет: Кн. для воспитателя и муз. Руководителя дет. сада / Сост. Г.М.Орлова, С.И.Бекина. – М.: Просвещение, 1988. – 143. с.: нот.

39.Ходькова А. И. Формирование песенного творческого процесса у детей 6-7 лет: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М . , 1974. - 18 с.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР