Дидактическая игра по развитию речи детей «Радужная ёлочка» |
Содержание - Дошкольное образование |
01.04.2019 12:40 |
Дорофеева Алёна Сергеевна, учитель - логопед, МБОУ «УСШ», п.Урдома, Ленского района, Архангельской области. Дидактическая игра по развитию речи детей «Радужная ёлочка» (в помощь родителям, воспитателям и учителям) Данная игра разработана для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, имеющими задержку в развитии речи, интеллекта и детьми, у которых речевое и интеллектуальное развитие происходит своевременно. Основная цель: коррекция звукопроизношения, развитие звукового анализа и синтеза, грамматического строя речи. На фронтальных занятиях по коррекции звукопроизношения и обучению грамоте у дошкольников и младших школьников в логопедической группе очень удобно использовать развивающие игровые пособия, такие как «Радужная ёлочка». Эстетично оформленная, яркая, нарядная «Ёлочка» не только стимулирует познавательный интерес у ребенка, его положительный эмоциональный настрой на занятие, а также позволяет ему в игровой форме совершенствовать свою речь, мелкую моторику, закреплять и совершенствовать счётные операции. На момент начала занятия перед ребёнком ставится «Ёлочка», ребенок внимательно изучает яркий наглядным материал, испытывая к нему большой интерес. Далее ребёнку предлагается поиграть с ней, выбрав по желанию рабочую сторону («Наряди елочку», «Радужная ёлочка») затем дается инструкция и зачитывается задание (заданий много, все они многофункциональные). Предлагаемые ребёнку задания даются от самого простого к сложному (учитывая уровень интеллектуального развития), используя принцип концентричности. Использование развивающего игрового материала «Радужная ёлочка» на занятии по коррекции звукопроизношения и обучению грамоте способствует решению таких задач как: 1. «Наряди елочку» - обогащение словарного запаса; - формирование грамматического строя речи; - развитие глагольного словаря (речь - действие: цепляю, вешаю, передвигаю); - развитие мелкой моторики (пальцевого праксиса); - развитие счётных операций; - развитие фонематических процессов (фонематическое восприятие, фонематические представления, анализ и синтез); - упражнение в определении звуковой, слоговой структуры слова (например: сосчитай сколько в слове букв, звуков; передвинь (отодвинь) вверх (в сторону) столько бусинок, сколько звуков в слове); - формирование умения определять позицию звука в слове (звуковой анализ); - упражнение в умении классифицировать слова (муз. инструменты, игрушки), в исключении 4-го лишнего; - коррекция звукопроизношения; - автоматизация и закрепление звуков [р]- [р']; [л]-[л’] (бусинки; кРасные, Розовые; пуговица: кРасная, оРанжевая, зеЛёная, жеЛтая; игРушки: баРабан, гитаРа, муз. инстРументы: тРуба; матРёшка, ведёРко, пиРамидка; 4 лишний: кастРюля, кРесло.); - закрепление понятий: верх-низ, право-лево; большая - маленькая (бусинка); - закрепление знаний о цветах и их оттенках (красный, розовый, зелёный, синий, бежевый, оранжевый, желтый); - определение заданного предмета (детали) по родам, числам; - словообразование, словоизменение (множественное число, уменьш.-ласкательная форма); - формирование положительного настроя и интереса к занятиям; - развитие тактильных ощущений (ребенок запоминает ощущения от взаимодействия (прикосновения) с той или иной деталью «Радужной ёлочки», игрушка сделана из дерева она (какая? деревянная) шершавая, гладкая, круглая, плоская и т.п.). 2. «Радужная ёлочка» - обогащение словарного запаса; - расширение глагольного словаря (речь - действие: тяну); - развитие мелкой моторики; - коррекция звукопроизношения; - автоматизация и закрепление звуков [р]- [р'];[л]-[л’] (ёЛка; сеРебРяный, сеРый шаР; дЛинная-коРоткая, шиРокая; кРасный, коРичневый, оРанжевый, жеЛтый,гоЛубой, зеЛёный); - закрепление понятий: широкая - узкая, длинная - короткая (лента); вверху - внизу, справа - слева; - закрепление знаний о цветах и их оттенках; - развитие тактильных ощущений (ребенок запоминает ощущения от взаимодействия (прикосновения) с той или иной деталью «Радужной ёлочки»; ленточка - сделана из ткани она (какая?) гладкая, шершавая, плоская; игрушечный шарик - сделан из чего? пластмассы он (какой?) пластмассовый, гладкий, круглый, объёмный); - определение заданного предмета (детали) по родам, числам; - отработка правильного речевого дыхания (плавного выдоха): длинный - короткий; - формирование положительного настроя и интереса к занятиям. Коробочка - расширение глагольного словаря (речь-действие: открываю-закрываю; беру; складываю). - закрепление понятий «Предлоги» (на - игрушки на елочке; под - коробочка под ёлочкой; над - коробочка над елочкой; в - в коробочке игрушки; из - возьми игрушки из коробочки; под - игрушка под коробкой; из-под - игрушка выглядывает из-под коробки и т.п.). Описание развивающего игрового материала «Радужная ёлочка»: 1) Деревянная двухсторонняя елочка на подставке, украшенная гирляндами из бус, лентами, пластмассовыми игрушечными шариками. 2) Коробочка с деревянными игрушками (для украшения Ёлочки). Данное пособие можно расположить на полке шкафа. Примерные размеры развивающего игрового материала «Ёлочка» – 29*21 см. К описанию прикрепляю фотоотчёт данной методической разработки применяемой мной на коррекционных занятиях:
|
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».