Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7430208
Программа адаптации новых сотрудников к работе
Содержание - Дошкольное образование
02.04.2019 13:54

Шахалева Наталья Анатольевна, старший воспитатель; Кузьмина Елена Ивановна, директор МАДОУ «Детский сад № 57» г. Сыктывкара, Республика Коми. 
Для педагогов ДОО.

 


 

Программа адаптации новых сотрудников к работе

Пояснительная записка

Одним из важнейших моментов вхождения нового сотрудника в коллектив является процесс адаптации. Он подразумевает изменение поведения новичка для успешного внедрения в сплоченный коллектив. Также под понятием адаптации персонала подразумевается облегченное внедрение новых сотрудников, что является одной из главных составляющих дальнейшей продуктивности, как новичка, так и всего коллектива. Проведённый анализ качества кадрового обеспечения Учреждения за период с 2010 по 2015 годы позволил вскрыть несколько проблем, основная из которых - увольнение большинства сотрудников на первом году работы. С целью ее решения возникла потребность стандартизации процедур взаимодействия с новыми сотрудниками, а значит, в разработке программы адаптации.

Практика работы Учреждения такова, что администрация сталкивается с проблемой повышения качества образования при высокой текучести кадров. Результаты анализа изменения кадрового состава Учреждения за три года показали, что коллектив поменялся более чем на 20% . Во многом это можно объяснить проблемами адаптации сотрудников.

Новизна данной программы заключается в следующем:

- предлагаемая поэтапная программа адаптации персонала рассчитана на дошкольную организацию;

- в программе содержится подробное описание каждого этапа с набором методов, помогающих администрации в подборе персонала, отслеживании результативности и принятии управленческого решения.

- данная программа – информационный ресурс администрации Учреждения для оптимизации процесса адаптации нового сотрудника.

Участники программы: директор, специалист по кадрам, старший воспитатель, педагог-психолог, новый сотрудник.

Целью программы адаптации сотрудников является:

1. Сокращение уровня текучести кадров, а именно:

- снижение количества сотрудников, не прошедших испытательный срок;

- снижение количества сотрудников, уволившихся в течение первых 2-3 месяцев работы.

2. Ускорение процесса вхождения нового сотрудника в должность:

- создание условий для эффективной работы нового сотрудника;

- достижение им необходимой эффективности работы в минимальные сроки;

- уменьшение количества возможных ошибок, снижение тревожности и неуверенности сотрудника.

         По своей структуре программа состоит из пяти этапов:

I   - Подготовительный.

II   - Ознакомительный.

III - Вхождение в должность.

IV - Действенная ориентация.

V - Заключительный.

            Такая поэтапная реализация программы оптимизирует процесс адаптации нового сотрудника.

           

Этапы реализации программы

I этап: Подготовительный.

            Подготовительный этап реализации программы включает в себя следующие мероприятия:

№ п/п

Наименование мероприятия

Срок исполнения

Ответственный

Примечание

1.

Изучение документации кандидата на вакантную должность.

в день собеседования

Директор, старший воспитатель

Заполняется листок учета кадров

2.

Собеседование.

в день собеседования

Директор, старший воспитатель

 

3.

Тестирование.

в день собеседования

психолог

 

4.

За три дня до выхода на работу нового работника.

перед выходом на работу

специалист по кадрам,

директор, старший воспитатель, психолог

 

 

1. Изучение документации кандидата на вакантную должность, заполнение листка учета кадров.

При приеме на работу претендент должен представить документы, предусмотренные трудовым законодательством, и другие документы, по его желанию, которые дают определенную информацию о нем. Также руководитель вправе использовать и рекомендательные письма, телефонные запросы сведений о соискателе, которые дают информацию о нем от предыдущих работодателей. Рекомендации могут быть использованы для подтверждения информации, сообщенной в листке учета кадров (Приложение №1), для получения дополнительной информации.

2. Собеседование.

            Предварительное собеседование с администрацией выстраивается как обмен информацией между администрацией и претендентом на должность. Такое интервью помогает при первой встрече выявить наличие или отсутствие у кандидата тех или иных ограничений и несоответствий требованиям, выдвигаемым для занятия вакантной должности. Вопросы для собеседования в Приложении №2.

3. Тестирование.

После собеседования педагог-психолог Учреждения проводит тестирование с целью выявления профессиональных знаний, мотивации, характера и индивидуальных особенностей претендента на должность. Анализ полученных результатов позволяет администрации выявить индивидуальные особенности, которые должны быть учтены для наиболее гармоничного вхождения сотрудника в коллектив, и максимально использовать его ресурсы и возможности.

4. За три дня до выхода на работу нового работника.

1. Специалист по кадрам обязан:  

- Позвонить сотруднику накануне его официального выхода на работу и убедиться, что все в порядке;

- Проинформировать сотрудников о приходе нового работника заранее.

- Приготовить все информационные материалы, которые будут выданы сотруднику в первый день работы;

- Обеспечить и проверить, подготовлено ли рабочее место.

2. Директор и старший воспитатель обязаны:

- Подготовить должностную инструкцию работника;

- Определить наставника.

 

II этап: Ознакомительный.

На данном этапе происходит ознакомление нового сотрудника с Учреждением, его правилами, историей, структурой, рабочим распорядком, традициями и т. д.

            Ознакомительный этап программы адаптации Учреждения включает следующие мероприятия:

№ п/п

Наименование мероприятия

Срок исполнения

Ответственный

Примечание

1.

Знакомство работника с Учреждением.

при оформлении на работу

специалист по кадрам

Вручение буклета

2.

Вводная беседа.

при оформлении на работу

директор, специалист по кадрам

 

3.

Экскурсия по Учреждению.

перед выходом на работу

Старший воспитатель

 

4.

Программа «Первый рабочий день»

первый рабочий день

педагог-психолог, старший воспитатель

Вручение информационных материалов

 

            1. Знакомство работника с Учреждением проводит старший воспитатель

            Новому сотруднику вручается буклет (Приложение №3) и памятка (Приложение №4) и дается краткий комментарий к ним: история развития Учреждения; положение Учреждения в настоящее время; организационная структура.

            2. Вводную беседу при оформлении на работу проводит директор и специалист по кадрам. Директор знакомит нового сотрудника с локальными актами Учреждения: Устав; Правила внутреннего трудового распорядка; Должностная инструкция работника; Положение об оплате труда.     Специалист по кадрам знакомит сотрудника с трудовым договором, заполняет установленную документацию по учету кадров, проводит инструктаж по технике безопасности.

            3. Экскурсия по Учреждению.

          Экскурсия по Учреждению проводится с целью знакомства нового работника с расположением в помещении Учреждении: своего рабочего места; учебными кабинетами, кабинетом старшего воспитателя; телефона; копировальной техники; туалета; медицинского кабинета; мест отдыха и питания.

            4. Программа «Первый рабочий день».

            Программу «Первый рабочий день» реализует педагог-психолог и старший воспитатель Учреждения. В первый рабочий день они обязаны:

1. Познакомить работника с коллективом.

2. Провести индивидуальную беседу с новым работником:

- обсудить стиль управления, особенности культуры, традиции, нормы и т. д., принятые в ДОУ;

- обсудить итоги первого рабочего дня.

3. Составить совместно с новым сотрудником профессиограмму должности нового сотрудника (профессионально важные качества, необходимые для успешного вхождения в новый коллектив)

4. Выдать новому сотруднику информационные материалы (буклеты, брошюры, затрагивающие психологические аспекты адаптации), вручить «Лист знакомств». «Лист знакомств» — список сотрудников с наименованием должности, предложить сотруднику в течение нескольких дней познакомиться со всеми членами коллектива и собрать их подписи на «Листе знакомств».

 

III этап: Вхождение в должность.

Этап вхождения в должность включает: ознакомление с функциями, целями и задачами самого сотрудника, процедурами и правилами. Этот этап состоит в собственно приспособлении новичка к своему статусу и значительной степени обусловливается его включением в межличностные отношения с коллегами. В рамках данного этапа необходимо дать новичку возможность активно действовать в различных сферах, проверяя на себе и апробируя полученные знания об Учреждении. Инструментами данного этапа являются составленный План работы нового сотрудника на первый месяц работы, содержащийся в Адаптационном листе.

 

№ п/п

Наименование мероприятия

Срок исполнения

Ответственный

Примечание

1.

Знакомство с основными задачами на ближайшее время (для сотрудника и коллектива в целом).

в течении пяти первых рабочих дней

Директор, старший воспитатель

Заполнение Адаптационного листа.

2.

Тренинг для молодых педагогов «Профессиональная адаптация молодого педагога в ДОУ».

в течении 10 дней после оформления на работу

педагог-психолог

 

3.

Инструктаж:

- по технике безопасности на рабочем месте;

- по охране жизни и здоровья детей.

в первый рабочий день

Директор, старший воспитатель

под подпись в журнале инструктажа по технике безопасности

4.

Участие:

- в общих собраниях трудового коллектива;

- методических встречах, педагогических советах;

- в корпоративных праздниках, неформальных мероприятиях.

по плану работы Учреждения

Директор, старший воспитатель

 

 

          1. Знакомство с основными задачами на ближайшее время.

Адаптационный лист (Приложение №5) нового сотрудника заполняется специалистом по кадрам совместно с сотрудником. Задачи на испытательный срок определяются руководителем и разъясняются новичку при подписании Адаптационного листа.

  2. Тренинг для молодых педагогов «Профессиональная адаптация молодого педагога в ДОУ».

 Одной из причин, серьезно осложняющих и без того болезненный процесс адаптации молодого педагога к работе с дошкольниками, являются трудности, связанные с взаимодействием и общением с детьми, педагогами и родителями. Непонимание своей роли в отношениях с педагогами и родителями, неуверенность и неспособность вести диалог, а порой и полное отсутствие навыков общения, подрывают искреннее желание молодого специалиста посвятить себя воспитанию и обучению маленьких детей и формируют отвержение своего образа как педагога. В связи с этим актуальны и просто необходимы интерактивные мероприятия с данной категорией начинающих педагогов, направленные на выработку практических навыков общения и взаимодействия с детьми, педагогами и родителями, способствующие также повышению уверенности в себе.

          3. Инструктаж по технике безопасности на рабочем месте.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводится по программам, разработанным и утвержденным в установленном порядке в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, локальных нормативных актов организации, технической и эксплуатационной документации.

          4. Участие в мероприятиях по плану Учреждения.

         Участие сотрудников в общем собрании трудового коллектива является обязательным для каждого сотрудника. Кроме обязательных мероприятий, в учреждении проводятся корпоративные мероприятия, которые позволяют успешно решать такие задачи, как командообразование, повышение лояльности к компании, нематериальная мотивация.

 

IV этап: Действенная ориентация.

На данном этапе у нового сотрудника появляется возможность применить имеющиеся или только что приобретенные знания и получить обратную связь от наставника. Этот этап начинается не ранее, чем через десять дней после его выхода на работу.

Система наставничества – надежный и проверенный годами способ профессиональной адаптации персонала. Под чутким и внимательным руководством опытного сотрудника новички интенсивно развиваются в профессиональном плане. Получая моральную и информационную поддержку, перенимая знания и бесценный опыт работы у своих наставников, молодые специалисты быстро вырастают в настоящих профессионалов. «Наставник» в Учреждении работает с новым сотрудником по принципу стажерской пары. Работа проводится на основе разработанного индивидуального плана работы (пример – Приложение №6), в ходе которой фактически проводится целенаправленное профессиональное развитие от «стажера» к «наставнику».

Важным показателем педагогической компетентности является не только успешная адаптация в Учреждении, но и возможность развития умений и навыков в различных профессиональных ситуациях.

 

V этап: Заключительный.

Этим этапом завершается процесс адаптации, он характеризуется постепенным преодолением производственных и межличностных проблем и переходом к стабильной работе. Как правило, при спонтанном развитии процесса адаптации этот этап наступает после 1 — 1,5 лет работы. Если же процесс адаптации регулировать, то этап эффективного функционирования может наступить уже через несколько месяцев.

      После прохождения новым сотрудником испытательного срока, необходимо выяснить уровень его адаптации к выполняемой работе. Педагог-психолог дает новому сотруднику заполнить оценочный лист (Приложение №7), проводит анализ и обсуждение полученных данных.

После первых трех месяцев работы специалист по кадрам и старший воспитатель проводит анкетирование нового сотрудника (Приложение №8). После прохождения анкетирования выносится общее решение (директор, старший воспитатель, специалист по кадрам, наставник, педагог-психолог) об уровне адаптации сотрудника к выполняемой работе. Бланк оценки уровня прохождения испытательного срока новым сотрудником, который заполняется непосредственным руководителем, представлен в Приложении №9. Далее специалист по кадрам подсчитывает набранные баллы и выносится решение об уровне адаптации нового сотрудника к выполняемой работе, на основе следующих характеристик:

 

Характеристика

Уровень адаптации

Полностью адаптированные сотрудники

Частично адаптированные сотрудники

Безразличные, не адаптированные сотрудники

Продолжительность испытательного срока

прошедшие испытательный срок в течение двух месяцев (максимальный балл -10)

прошедшие испытательный срок в течение третьего месяца

Не прошедшие испытательный срок

(минимальный балл – 0}

Наличие грубых ошибок и нарушений

менее чем в 20% случаях (максимальный балл - 10)

не более чем в 50% случаях

Более чем в 50% случаях (минимальный балл - 3)

Желание работать на

этой должности

на уровне выше 80%

(максимальный балл--10)

на уровне выше 50%

на уровне ниже 50%

(минимальный балл -1)

 

По количеству набранных баллов можно вынести решение об уровне адаптации новых сотрудников:

Менее 15 баллов – Сотрудник не адаптирован и безразличен;

От 16 до 31 балла – Сотрудник частично адаптирован;

От 32 до 40 баллов – Сотрудник полностью адаптирован.

 

Ожидаемые результаты реализации программы:

1. Новый сотрудник легко и безболезненно вливается в коллектив, быстро осваивается на новом рабочем месте.

2. Ускоряется процесс вхождения сотрудника в новую должность.

3. Новый сотрудник допускает меньше ошибок, неизбежно возникающих на новой работе.

5. Заметно сокращается текучесть кадров.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР