Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7430458
Консультация для воспитателей: «Организация работы с родителями в дошкольном образовательном учреждении в новых условиях, с учётом ФГОС ДО». + Памятка-буклет
Содержание - Дошкольное образование
09.04.2019 08:50

Бескоровайная Галина Ивановна, заведующий; Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 32 «Карамелька» города Георгиевска», Ставропольский край. 
Консультация и буклет предназначены для воспитателей для организации работы с родителями с учетом требований ФГОС ДОУ.


Консультация для воспитателей

Организация работы с родителями в дошкольном образовательном учреждении в новых условиях, с учётом ФГОС ДО.

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития личности ребёнка».

Разработан и внедряется новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями. Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Одним из принципов дошкольного образования является организация сотрудничества с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из важных требований является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности семьи в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья.

С введением ФГОС ДО, перед дошкольным учреждением встают новые задачи, которые предполагают открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. Такое социальное партнёрство - это взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства. Социальное партнёрство – есть тип социального взаимодействия, ориентирующий участников на равноправное сотрудничество, поиск согласия и достижения консенсуса, и оптимизацию отношений.

Таким образом, перед детским садом определяются следующие задачи:

- Создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, целей, эмоциональной взаимоподдержки между педагогами и семьёй;

- Установить партнёрские отношения между педагогами и семьёй;

- Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей;

- Оказать помощь родителям в воспитании детей, коррекции имеющихся нарушений в речевом и общем развитии детей;

- Активизировать родительские воспитательные умения, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Ранее уже сложились достаточно устойчивые традиционные формы работы с родителями – педагогическое просвещение (беседы, консультации), общие и групповые собрания, наглядная пропаганда (родительские уголки, стенды). Нередко педагоги испытывают трудности в установлении контакта с родителями воспитанников, не всегда владеют коммуникативными качествами, знаниями психологии и такта в общении со взрослыми разных поколений и детьми. Темы, рассматриваемые во время консультаций и бесед, ведутся зачастую в направлении, необходимом самому педагогу. На групповых и общих родительских собраниях родители в большей степени выступают в роли пассивных слушателей. С наглядной информацией, оформленной педагогами в виде тематических выставок и стендов, родители знакомятся чисто механически, когда приводят или забирают детей.

Такие формы работы с семьёй интересны, полезны, необходимы, но направлены на взаимодействие с широким кругом родителей, и ведущая роль отводится педагогам, в этих условиях невозможно увидеть проблемы и запросы каждой семьи индивидуально. Эти формы, несомненно, достигают своих целей, но в современных условиях модернизации дошкольного образования более актуальными являются такие формы работы, которые предполагают обмен мыслями, чувствами, переживаниями и направлены на повышение педагогической культуры родителей.

Ни одна педагогическая система не может быть эффективной в полной мере, если в ней не задействована семья.

Новые формы работы с родителями, позволяющие привлечь родителей к активному участию в образовательном процессе и предполагающие установление доверительных отношений между педагогами и родителями, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании детей:

1. Родительские собрания «Знакомство и совместная работа детского сада и родителей по организации образовательного пространства и комфортного психологического климата в детском саду», «Организация работы с малышами в целях быстрой и лёгкой степени адаптации их в детском саду», «Совместная работа по подготовке воспитанников к обучению в школе», «Как педагогам и родителям совместно психологически подготовить старших дошкольников к переходу на новую ступень образования - к обучению в школе», «Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму», «Совместные достижения и удачи», «Итоги работы за год» и др.;

2. Тестирование и анкетирование, позволяющие выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей в процессе воспитания; «Большие проблемы с маленькими детьми», «Что такое здоровый образ жизни?», «Что мы знаем о полезном и здоровом питании?», «Умеем ли мы отдыхать вместе с детьми?», «В чём заключается любовь к детям?», «Играем, рисуем, читаем вместе!», «Знаем ли мы о талантах детей?», «Совершенствование работы детского сада через взаимодействие детского сада и семьи».

3. Домашняя игротека, эта рубрика знакомит родителей с простыми, но очень полезными играми в любое свободное время «На кухне» (Посчитаем   вместе тарелки?, Сколько будет гостей?, Что кладём в салат?, Из чего компот?) «По дороге домой» (Какие деревья растут перед нашим домом?, Посчитаем шаги!, Какой транспорт мы увидели?, Где живут птицы? и др.) «В свободную минутку» (игры в детское домино, шашки, мозаику, конструктор, чтение сказок, придумывание загадок, пантомима и др.);

4. Домашняя библиотека «Читаем художественную литературу в соответствии возрастом ребёнка»

5. Дни открытых дверей (не менее двух раз в год посещение родителями занятий и любых режимных моментов);

6. Совместные детско-взрослые занятия «Учимся, играя» (приглашение родителей поучаствовать в учебных играх, командных соревнованиях и олимпиадах, КВН для родителей и детей);

7. Консультации-практикумы, консультации-игры «Психологический климат в семье», «Здоровое питание», «Здоровый образ жизни», «Приобщение к труду», «Воспитание доброты и любви», «Уважаем старость» и др.;

8. Праздники и развлечения – «Именины малышей», «День матери», «КВН для мамочек и их детей», «Мисс Золушка», «Масленица», «Эстафеты самых ловких и сильных», «Семейный театр» и др.;

9. Выпуск стенгазет и журналов «Наши защитники Отечества», «Любимая мамочка», «Не обижайте людей», «Улыбнёмся друг другу», «День добрых слов», «Что такое счастье?» и др.;

10. Организация выставок «Золотая осень», «Волшебница зима», «Мой город- моё будущее», «Птицы - наши друзья», «Игрушки своими руками»;

11. Конкурсы чтецов «Моё любимое стихотворение», «Скроговорки, чистоговорки»

12. Акции «Посади дерево», «Каждой пичужке - кормушка» (Изготовление необычных кормушек);

13. Сочинения родителей на тему «Мой ребёнок», «Таланты моего малыша», «Будущее моего ребёнка»;

14. Буклеты «Адаптация ребёнка в детском саду», «Азбука ПДД», «Готовимся к школе», «Здорово быть здоровым!», «Вкусно и полезно!», «Движение - жизнь!» (предложите оказать вам помощь в подборе материала для изготовления буклетов).

15. Мастер-класс «Украсим наш детский сад» (картины своими руками), «Озеленение участков детского сада» (ландшафтный дизайн);

16. Совместные экскурсии в школу «Я скоро первоклашка», библиотеку «Хорошо уметь читать», на работу к родителям «кем быть?»;

17. Родительская почта «Стесняюсь спросить», «Хочу знать», «Прошу помощи», «Есть проблема», «Пожелания»;

18. Педагогическая гостиная «Поделимся опытом», «Бабушкины посиделки»;

19. Изготовление игр и пособий;

20. Создание фотоальбома группы «Мы растём!»

21. Портфолио группы и детского сада «Наши достижения»

22. Создание Герба группы, Герба семьи

23. Родословное дерево «Моя семья»

24. Придумаем вместе эмблему детского сада (зарисовки)

25. Создание альбома «Моя династия» и рассказ о семейных династиях.

Правильно выстроить работу с родителями, сделать её эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьёй помогают основные принципы партнёрства педагогов и семьи:


1.Доброжелательный стиль общения педагога с родителями. Этот принцип предполагает позитивный настрой на общение и является самым крепким фундаментом, на котором строится вся работа воспитателей группы с родителями. Неуместны в общении категоричность и требовательный тон. Ежедневное доброжелательное взаимодействие, значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведённое мероприятие.

2.Индивидуальный подход. Общаясь с родителями, педагог должен чувствовать ситуацию и настроение родителей. Необходимо психологическое чутьё, человеческое и педагогическое умение успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребёнку в определённой ситуации.

3.Сотрудничество, а не наставничество. В современном мире родители в большей степени образованные, грамотные осведомлённые, «продвинутые», имеющие свою точку зрения, принципы и методы воспитания своих детей. Поэтому позиция наставления и поучения не принесёт положительных результатов. Более эффективным будет создание атмосферы взаимопомощи и поддержки, демонстрация заинтересованности специалиста разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

4.Динамичность. Сегодня, в мире роста информатизации, постоянных перемен в обществе, детский сад должен не просто функционировать, а развиваться, быстро реагировать на потребности и запросы современной семьи.

5.Открытость. Установление личного контакта педагога с родителем, информирование родителей о том, как ребёнок провёл время, чему научился, каких успехов достиг, является важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций во взаимоотношениях педагога, ребёнка и родителя.

Всей своей работой педагогам детского сада необходимо доказывать родителям, что их вовлечение в образовательный процесс и заинтересованность, важны и необходимы для развития и воспитания их собственных детей.

Таким образом, воспитание и развитие личности начинается в семье. И чтобы сохранить преемственность, не прерывать уже существующий процесс воспитания ребёнка, дошкольное образовательное учреждение должно сотрудничать с семьями воспитанников. Чтобы стать «социальной семьёй» для каждого ребёнка, перед нами, педагогами стоит задача, при переходе на новые стандарты, добиться более тесного сотрудничества с родителями воспитанников.


Памятка для воспитателей по организации работы с родителями в условиях ФГОС ДО. Формы и принципы работы с родителями воспитанников.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР