Щукина Людмила Геннадьевна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию детей № 2 «Белочка» г. Николаевск-на-Амуре Хабаровского края. Цель: обобщение знаний детей о перелетных птицах через организацию различных видов деятельности с использованием ИКТ, закрепляя учебный материал разделов ООП ДОУ «Математика», «Обучение грамоте», «Познавательное развитие: мир природы», «Развитие речи». Для детей подготовительной к школе группы.
Конспект НОД на тему «Возвращение перелетных птиц» для детей подготовительной к школе группы.
Образовательная область: познавательное развитие.
Возрастная группа: 6-7 лет, подготовительная группа.
Тема НОД: «Возвращение перелетных птиц».
Цель: обобщение знаний детей о перелетных птицах через организацию различных видов деятельности с использованием ИКТ, закрепляя учебный материал разделов ООП ДОУ «Математика», «Обучение грамоте», «Познавательное развитие: мир природы», «Развитие речи».
Задачи:
1. Закрепить количественный счет в пределах 20.
2. Закрепить знание состава чисел 5,7,8,9, объединяясь в микрогруппы.
3. Совершенствовать навык составления синквейна о птицах: кукушка, лебедь, ласточка, утка.
4. Дать детям новые знания о водоплавающих птицах, используя опыты.
5. Упражнять в подборе звуковой схемы к слову, используя ИКТ «Аквариум»
6. Совершенствовать мелкую моторику рук.
7. Закреплять умение отмерять отрезок определенной длины с помощью линейки.
8. Предложить детям совместно с родителями найти информацию об околоводной птице – цапле.
Этап НОД
|
Совместная деятельность
Педагога и детей
|
Действия детей, результат
|
1.Организационный момент.
|
Дети входят в зал, встают в круг, произносят слова:
«Круг широкий вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем налево, а потом пойдем направо,
В центр круга соберемся
И на место все вернемся.
Все мы можем начинать,
Но прежде всем нужно дружно
Всем «Здравствуйте!» сказать
|
Выполняют движения по тексту, здороваются с гостями
|
2.Актуализация знаний – выход на проблему. Мотивация.
|
Игра «Цепочка» (Цифры с буквами на стульчиках, карточки от 1 до 16 с буквами)
-Догадались, о чем будем говорить?
На экране появляется заставка передачи «Новости». Диктор: «Прослушайте экстренный выпуск новостей. Сегодня у нас в гостях ученый – орнитолог Хабаровского края. Вот, что он рассказал.» Ученый: «Здравствуйте. От жителей Ни колаевска-на-Амуре пришло известие, что не летят перелетные птицы. Они попали в снежную бурю и не могут из нее выбраться. И помочь им могут дети из детского сада «Белочка». Мы знаем, что они много знают о перелетных птицах. Их рассказы прибавят сил попавшим в беду птицам, и они смогут выбраться из снежного плена».
-Как вы думаете, что будет, если птицы не прилетят в это году к нам?
-Вы готовы помочь птицам?
-Я предлагаю вам стать волонтерами. Кто такие волонтеры?
1. Игра «Продолжи предложение»
-Предлагаю провести небольшую разминку: я буду начинать предложение, а тот кому брошен мячик – его продолжит.
А) Осенью птицы улетают на юг, потому что…
Б) Весной птицы строят гнездо, потому что…
В) Люди любят слушать соловьев, потому что…
Г) Кукушка подкидывает яйца в чужие гнезда, потому что…
Д) У цапли длинные ноги, потому что…
Е) Водоплавающие птицы позже всех улетают на юг, потому что…
2. Игра «Соберем корм для птиц».
-Перелетные птицы можно разделить на две группы, какие?
-У каждой группы есть свой любимый корм. Чем питаются насекомоядные, водоплавающие?
-Вам задание: найти свою пару по пазлу и составу числа из двух меньших и найти цифру в обруче (на паззлах нарисованы водоросли, команды, гусеница, рыба,…)
-Итак, мы собрали корм для птиц: ласточки, лебедя, кукушки, цапли,)
Давайте составим синквейн об этих птицах. Что такое синквейн, сколько в нем строк?...
Физминутка «Перелет птиц»
|
Дети ставят цифры по возрастанию, читают полученное предложение. (перелетные птицы
-О перелетных птицах.
Дети отвечают: «Некому будет защищать парки, сады, леса от вредителей, некому будет разносить по земле семена ягод.»
-Люди добровольно оказывающие посильную помощь и поддержку тем, кто в ней нуждается. И все это они делают по своей воле, а не по принуждению.
Дети отвечают:
-холодно и нечем питаться
-собираются выводить птенцов.
-он красиво поет.
-не вьет своего гнезда.
-она ходит по болоту.
-в речных озерах замерзает вода.
-Насекомоядные и водоплавающие.
Дети составляют паззлы:
(6и3, 7и2,2и3, 4и1, 5и3, 6и2, 4и3,2и5)
Дети разделились на 4 подгруппы.
-Нерифмованное стихотворение, 5 строк.
(Дети составляют синквейны)
|
3.Постановка проблемы, открытие нового знания.
|
-Как думаете, почему у водоплавающих птиц перья не намокают, и они не тонут? И не мерзнут в холодной воде?
(Просмотр видеоролика о водоплавающих птицах)
Итог: у водоплавающих птиц есть специальная железа и птицы своим клювом смазывают этим жиром перья, и они не намокают.
|
|
4.Закрепление нового знания.
|
-Давайте проверим эти знания, проведем опыт.
3. Игра «Аквариум»
Дети делятся на две группы: наблюдатели и те, кто работает в аквариуме. Задание: подобрать схему к слову «грач»
4. Практическая деятельность.
Конструирование скворечников из проволоки.
Задание: с помощью линейки, по схеме измерить длину проволоки, изготовить детали скворечника: домик, крышу, лоток, шесток.
-какие птицы возвращаются на Родину первыми?
-Да этих птиц называют вестниками весны. Они первыми прилетают и им необходимо приготовить домики для гнездования и высиживания птенцов.
-Вьет ли скворец гнездо?
-А еще эти птицы селятся в старые скворечники, свои прежние домики. Но прошлогодни домиков может и не хватить. Давайте построим новые скворечники. Работаем в парах.
А вначале приготовим наши ручки.
5. «Пальчиковая гимнастика»
Из скворечника торчат
Клювы маленьких скворчат
Клювик раз
Клювик два
Лапки, лапки
Голова
(Выполнение работы)
-Вы ничего не слышите?
(слышится пение птиц и птицы появляются на экране)
-Ура! Получилось! Вы помогли птицам, и они прилетели, смогли прорваться сквозь снежную бурю и вернулись на Родину!
|
Дети проводят опыт: перья из бумаги одно смазывают маслом о капают из пипетки воду, смазанное перо не мокнет, вода скатывается.
Дети находят из 3 звуковых схем одну, которая подходит к слову «грач», мотивируя свой выбор.
«Наблюдатели» следят за действиями детей в «аквариуме» и анализируют правильно ли сделан выбор, дружно ли работали.
-скворцы.
-Он предпочитает селиться в дуплах деревьев, в углублениях под крышей, натаскивает туда перышки, сухую траву.
Соединяют большой палец с указательным
Соединяют большой палец с средним
Соединяют большой палец с безымянным
Соединяют большой палец с мизинцем
Рисуют круг в воздухе
|
Продолжение исследования вне НОД
|
Итог: Мы с вами уже много знаем о птицах, но вот о цапле еще недостаточно. Вместе с родителями вы можете подобрать материал об околоводной птице - цапле
|
|
|