Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7420820
Развитие и коррекция речи детей младшего дошкольного возраста посредством применения Лего-технологии
Содержание - Дошкольное образование
13.05.2019 06:12

Виницкая Ирина Владимировна, воспитатель МОУ д/с №341 г. Волгограда, Волгоградская область. 
В статье раскрываются возможности лего-технологии для развития и коррекции речи детей младшего дошкольного возраста.

 


Развитие и коррекция речи детей младшего дошкольного возраста посредством применения Лего-технологии

«Истоки способностей и дарования детей на
кончиках их пальцев. От пальцев идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

В.А. Сухомлинский

В настоящее время развитие речи детей младшего дошкольного возраста остается одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. И определяющим моментом в успешном решении задач развития речи детей дошкольного возраста является правильный выбор педагогических технологий. Одной из таких инновационных технологий является обучающий конструктор – Лего. Лего-конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает мышление, воображение и навыки общения.

Современную предметно развивающую среду невозможно представить без Лего-конструкторов. Для эффективной организации образовательной и досуговой деятельности по Лего-конструированию в нашей группе создан Лего-центр «Юные конструкторы». В центре имеется: яркий и красочный дидактический материал, картотека игр со строительным материалом, картотека речевых игр, наборы LEGO DUPLO («Машинки», «Домашние животные», «Парк динозавров», «Детский сад», «Магазин»), атрибуты для обыгрывания построек, Лего-наборы с крупными, средними, мелкими элементами и простыми соединениями деталей. Пособия, оборудование и материалы соответствуют возрастным особенностям детей, безопасны и изготовлены из экологически чистых материалов.

Основными задачами по конструированию для детей младшей группы являются:

  • познакомить с деталями Лего-конструктора (кирпич, мостик, основа машины)
  • пополнить словарь новыми словосочетаниями (длинная/короткая дорожка, широкий/узкий мост)
  • развивать мелкую моторику, диалогическую и монологическую речь и зрительную координацию в процессе крепления деталей конструктора.
  • Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, в коллективе.

При работе с конструктором применяется два типа занятий: по образцу и по замыслу. Конструирование по образцу подразумевает наличие готовой модели того, что нужно построить. Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам создает образ собственного сооружения, воплощая его в материале.

В адаптационный период, когда детям еще сложно привыкнуть к новой для них обстановке, они приносят из дома свою любимую игрушку: машинку, или куклу, не желая при этом расстаться с ней. Конструктор, в данном случае, помогает переключить внимание детей со своего любимого предмета. Например, воспитатель предлагает построить гараж для любимой машинки, либо кровать для куклы, тем самым, переключает внимание детей на конструктивно-игровую деятельность. Это приводит к быстрому установлению контакта между ребенком и воспитателем, так как ребенок с удовольствием строит предметы для своей любимой игрушки, после чего спокойно оставляет её и переключается на другой вид детской деятельности.

Для обогащения детей впечатлениями и представлениями о различных сооружениях я, как воспитатель, демонстрирую картинки, иллюстрации, используя для яркого восприятия художественное слово, например стихи или песенки.

«С Лего легче всё успеть, с Лего легче поумнеть»

«Детали, детали, вы спать не устали?»

«Сегодня с утра нам строить пора»

Для поддержания интереса детей к конструированию, воспитатель придумывает небольшие сказки или проблемные ситуации. Например, просит сделать подарок на день рождения Зайке, либо нужно помочь Мишке, как скрепить детали. Детям очень нравятся такие задания, они с удовольствием их выполняют. Формирование речи у дошкольников происходит на фоне речи педагога. Слушая сказку, опираясь на метод вопросов и ответов, беседу, у детей активизируется речь. Сооружая постройку, воспитателю необходимо комментировать свои действия, обращать внимание на детали конструктора, на цветовую гамму, предлагать рассмотреть получившееся сооружение, затем предложить воспроизвести такую же постройку. В конце занятия необходимо обязательно похвалить каждого ребенка, рассмотреть получившееся сооружение. Таким образом, у детей развивается диалогическая и монологическая речь.

Лего-технологии пример интеграции всех образовательных областей, как в образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей.

На занятиях по развитию речи при знакомстве с домашними животными используем животных из конструктора DUPLO (собачку, кошку, цыпленка). Дети не только закрепляют части тела этих животных, но и придумывают им клички, с удовольствием звукоподражают, произнося слоги гав-гав, мяу-мяу, пи-пи. При конструировании по теме «Поезд» дети закрепляют правильное произношение звука [у]. Во время работы по теме «Лес», дети знакомятся с некоторыми видами деревьев, учатся отличать одно дерево от другого (березка, ель), занятия сопровождаются стихотворением о деревьях И. Токмаковой. В процессе работы по теме «Дом», детям предлагается построить дом для язычка, на занятии воспитатель рассказывает сказку о язычке, знакомит с функцией речевых органов (языка и зубов), в конце занятия воспитатель предлагает сделать гимнастику для язычка. Во время проведения занятий по теме «Транспорт» дети знакомятся с разными видами транспортных средств (грузовой, легковой, специального назначения, пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина, железнодорожный транспорт). Необходимо обратить внимание детей на строение транспортных средств, гармоничное сочетание деталей конструктора по цвету. В конце занятия можно предложить детям словесную игру «Большой-маленький», «Один-много», «На улицах большого города».

В свободной игровой деятельности дети придумывают свои сюжеты игр, используя постройки, сделанные на занятиях по конструированию. В образовательной деятельности, используем детали конструктора для дыхательной гимнастики. Дети кладут на ладошку маленькую деталь конструктора и сдувают ее. Это упражнение приучает малышей правильно дышать и развивает артикуляционный аппарат. Очень нравится детям дыхательная гимнастика «Необычный футбол», когда дети конструируют ворота, а «футбольный мячик» сделан из ваты. Ребенок задувает «мячик» в ворота, при этом получает огромное удовольствие от такой игры и развивает правильное речевое дыхание. На занятиях по конструированию не забываем и о чистоговорках, ведь они развивают дикцию и словарный запас: Ом-ом-ом, мы построим новый дом..», «Ры-ры-ры, покатаемся с горы», «Ра-ра-ра, очень рада детвора!». Перед выполнением моделирования, или в середине занятия обязательно проводится пальчиковая гимнастика, а также физминутка, которые подбираются с учетом темы совместной деятельности. Конструирование фигур животных помогает детям научится выделять части целого и отработке падежных окончаний (Собака живет ГДЕ? – в будке, котенок чей?- мой).

Работа по развитию и коррекции речи детей младшего дошкольного возраста с применением лего-технологий является результативной, интересной, проходит в игровой форме и способствует лучшему усвоению речевого материала. Данной технологией заинтересовались и родители воспитанников нашей группы. Совместно со своими детьми они дома с удовольствием творят, сооружают и играют.

Список используемой литературы:

1. Лего-конструирование в детском саду. Е.В. Фешина

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР