Конспект НОД по развитию речи в старшей группе с элементами фольклора «В гости к бабушке» |
Содержание - Дошкольное образование |
16.05.2019 11:49 |
Смирнова Галина Сергеевна, воспитатель, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №441 "Кузнечик" г. Нижний Новгород.
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе с элементами фольклора «В гости к бабушке» Цель: закреплять знание фольклорных произведений, расширять знание о жилище русского человека (избой, с элементами быта наших предков), отрабатывать интонационную выразительность речи, развивать умение поддерживать беседу, совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи, развивать познавательную активность, закреплять потешки, считалки, загадки о животных, воспитывать интерес к обычаям старины, к русскому фольклору, приобщать к истокам русской народной культуры, воспитывать любовь к родному языку, выразительно читать по ролям, развивать инициативу, способность импровизировать. Дети в группе. Воспитатель: Ребята сегодня у нас в группе гости. Давайте с ними поздороваемся и дружно улыбнемся. За окном сорока принесла письмо. Воспитатель: Вот сорока белобока, по лесу летала, По полю скакала, деточек искала. Принесла она письмо, вот от бабушки оно. В гости к ней вы собирайтесь, очень быстро наряжайтесь. (открывает, читает письмо) «Ко мне в гости собирайтесь, Да в дорогу отправляйтесь. Жду вас с нетерпеньем Уж готовлю угощенье!» Дети двигаются по кругу друг за другом «садятся» на лошадок и приговаривая волшебные слова. В. Для того что бы нам отправится в путь надо нам с вами вспомнить волшебные слова: Цок, цок, цок лошадка скачет Цок, цок, цок копытом бьет, Цок, цок, цок тележку тащит, На тележке нас везет. Выбегает котик (ребенок): В. Тпру! Стой, лошадка! Кто же это на пути? Расскажи нам, не молчи! Котик: Мягкие лапки, а в лапках царапки, Зеленые глаза, всем мышам гроза! В. Ребята, кто это? Д. отвечают. В. Котик, мы знаем о тебе потешки, послушай, Ребенок: Как у нашего кота, шубка очень хороша, Как у котика усы, удивительной красы Глаза смелые, зубки белые. В. Какая интересная потешка. Давайте мы с вами повторим все вместе. (повтор) В. А еще кто-нибудь знает потешку про кота. Ребенок: Пошел котик на торжок, купил котик пирожок. Пошел котик на улочку, купил котик булочку. Самому ли съесть, либо Петеньке съесть? Я и сам укушу, да и Петеньке снесу! В. Какие интересные потешки. Давайте все вместе повторим. (повтор). Тебе понравились они, котик? В. А я знаю вот такую потешку, послушайте: Кот на печку пошел, горшок каши нашел, На печи калачи, как огонь горячи. Пряники пекутся, коту в лапы не даются. Давайте ребята повторяйте ее вместе со мной (повтор). Котик. А куда вы едете? В. Мы едем к бабушке. Поедешь с нами? Котик: Да. В. Тогда садись на лошадку и повторяй с нами волшебные слова: Цок, цок, цок лошадка скачет Цок, цок, цок копытом бьет, Цок, цок, цок тележку тащит, На тележке нас везет. (выбегает ребенок в костюме лисы) В. Тпру! Стой, лошадка! Кто же это на пути? Расскажи нам, не молчи! Лиса: Посмотрите-ка какая, вся горю как золотая, Хожу в шубке золотой, хвост пушистый и большой! В. Ребята, кто это? (ответы) Ребята, вы знаете потешки про лису? Расскажите? Ребенок: Бежала лесочком, лиса с кузовочком. - А что в кузовочке? лесные грибочки Грибочки, груздочки для сына и дочки. В. Ребята, давайте вместе повторим эту потешку. (повтор). А еще кто-нибудь знает потешку про лису? Ребенок: Лиса по лесу бежала, Лиса хвост потеряла. Ваня в лес пошёл, Лисий хвост нашёл. Лиса рано приходила, Ване ягод приносила, Её хвост отдать просила В. Ребята я тоже знаю потешку про лису. Послушайте: Шла лисица вдоль тропинки И нашла грибы в корзинке. Пять опят и пять лисичек Для лисят и для лисичек. Давай повторяйте вместе со мной (повторяем хором). Лисичка: а куда вы едете? В. К бабушке в гости. Поедем с нами? Лиса: Да В. Тогда на нужно вспомнить наши волшебные слова! Цок, цок, цок лошадка скачет Цок, цок, цок копытом бьет, Цок, цок, цок тележку тащит, На тележке нас везет. Выбегает ребенок - заяц В. Тпру! Стой, лошадка! Кто же это на пути? Расскажи нам, не молчи! Заяц: Не барашек и не кот, Ношу я шубку целый год. Шубка серая одета, шубка серая для лета, Для зимы другого цвета. В. Ребята, кто это? (ответы). Мы знаем о тебе потешки, послушай. Ребенок: Зайка, зайка прыг да скок, Побежал через мосток. Быстро в огород попал, и морковки там нарвал. В. Ребята, давайте вместе. (повтор). А еще ребятки знаете какую-нибудь потешку? Ребенок: Я знаю считалку. В. Расскажи. Ребенок. Бегал зайка по болоту Он искал себе работу, Да работы не нашел, загрустил и в лес пошел. В. Как интересно. Давайте вместе повторим. (повтор). В. Ребята я тоже знаю потешку про зайца. Послушайте: Зайка серенький сидит и ушами шевелит. Зайке холодно сидеть надо лапочки погреть Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать. Кто-то зайку напугал, зайка прыг и убежал. Ребята, давайте вместе повторим потешку, а еще поиграем! (повторяем хором с движениями) Заяц: А, куда вы едете? В. Мы едем к бабушке в гости. Ты поедешь с нами? Заяц: Да! В. Тогда на нужно вспомнить наши волшебные слова! Цок, цок, цок лошадка скачет Цок, цок, цок копытом бьет, Цок, цок, цок тележку тащит, На тележке нас везет. Выбегает ребенок – медведь. В. Тпру! Стой, лошадка! Кто же это на пути? Расскажи нам, не молчи! Медведь. Я зимой в берлоге сплю, Потихонечку храплю, А проснусь начну реветь Как зовут меня? Дети: медведь. В. Ребята давайте мишке расскажем потешки. Ребенок: Мишка косолапый по лесу идет, шишки собирает песенку поет. Вот упала шишка прямо мишке в лоб. Мишка рассердился и ногою «топ»! В. Давайте ребята вместе ее повторим и поиграем. (повтор). А еще кто знает потешку про медведя? Ребенок: Сидели два медведя на тоненьком суку Один молол сметану другой молол муку Раз ку-ку, два ку-ку Оба шлепнулись в муку! В. Давайте вместе повторим. (повтор) А я ребята, знаю вот такую игру. Мишка поиграй с нами. У медведя во бору Грибы, ягоды беру. А медведь не спит, Все на нас глядит. Мишка: Ребята, а куда вы едете? Дети. К бабушке в гости. Поедешь с нами? Мишка: Да! В. Тогда нам надо вспомнить волшебные слова. Цок, цок, цок лошадка скачет Цок, цок, цок копытом бьет, Цок, цок, цок тележку тащит, На тележке нас везет. В. Тпру! Стой, лошадка! (Дети, воспитатель видят на пути дом, в котором сидит бабушка). А вот домик не большой, Дым колечком над трубой Видно варится обед Есть здесь кто-то или нет? Дети: Здравствуй, бабушка! Приехали мы к бабушке, в гости. Приехали ребятушки, милые внучатушки. Б. Здравствуйте гости дорогие! Как я рада! Давно я вас ждала в гости! Как у нашей Любоньки Длинные реснички Заплетает Любонька Бантики в косички. У Димульки черный чубчик Обаятельный голубчик И хоть Дима еще мал Очень резв он и удал. Мои детушки в саду Как оладушки в меду И играют и поют Очень весело живут. В. Бабушка, а что это у тебя? Б. Лапти. Дети, а вы знаете, что такое лапти. Дети отвечают. Б. А вы знаете ребята, как в старину играли с лаптями? Дети: нет. Бабушка: Сейчас я вас научу. (Игра с лаптями под музыку) В. Бабушка. Можно нам зайти в дом? Б. Конечно гости дорогие. Гость в дом, хозяину радость. В. Ребята, посмотрите как много интересного у бабушки в доме. Послушайте загадку, И скажите мне отгадку. В избе – изба, на избе – труба. Зашумело в избе, загудело в трубе. Видит пламя народ, а тушить не идет. Ребята что это? (ответы). Правильно ребята это печь. Печь красна, в избе чудеса. Почему так говорят? (ответы). Правильно. В печи готовили разные очень вкусные блюда. Они были всегда очень вкусными. Слушайте следующую загадку и скажите мне отгадку. Рогат да не бык, хватает, да не сыт, Людям отдает, а сам на отдых идет. (ухват) Ответы детей. В. Правильно ребята, это ухват. Ребята, а почему он рогат? (ответы), что он людям отдает (ответы)? Правильно. Он служит для того, чтобы ставить и доставать из печи горшки и чугунки. Ребята, а бабушки есть чугунок (ответы). Покажите, где он? (показывают). Для чего нужен чугунок? (ответы). Правильно. Его ставили в печь, варили в нем супы и каши. Слушайте следующую загадку. И шипит и кряхтит Воду быстро кипятит, Он наелся угольков. Вот для нас и чай готов. Кран на брюхе открывает, кипяточек разливает. Что это ребятки? (ответы) Правильно. Почему ребятки в загадке говорится, что самовар наелся угольков? (ответы) Молодцы. Самовар растапливали с помощью углей. Б. Ох. Чаек-то я люблю. А еще спою чайные частушки! (Поем частушки) Самоварчик на столе, пирожки-ватрушки Так давайте же споем чайные частушки Ребенок: Раскраснелась Лиза с чая, да на обе щечки Ну, а глазки засияли, словно огонечки. Ребенок: Мама чаю, мама чаю из большого чайника, Когда вырасту большая, выйду за начальника. Ребенок: Ставь-ка мамка самовар Ко мне едет сыровар Сыровар молоденький Зовут его Володенька. В. Я иду, иду, иду Самовар в руках несу. Эй, чай, чай, чай Уж ты, кумушку встречай! В. И дети: спасибо тебе, бабушка. Повеселились мы, да потешились. Поря и часть знать. В гостях хорошо, а дома лучше. Пора нам домой возвращаться. До свидания! (дети прощаются) Б. Детушки, подождите, Угощение возьмите. Путь дорога далека, перекусите слегка. Дети: Спасибо тебе бабушка. До свидания! Бабушка уходит. В. Ребята, вам понравилось наше путешествие (ответы). Что вам понравилось больше всего? (ответы) Что нового вы узнали? (ответы) мне тоже понравилось наше путешествие. Вы много знаете потешек, правильно отгадали загадки. Молодцы! |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».