Конспект НОД для старшего дошкольного возраста «Путешествие в прошлое» |
Содержание - Дошкольное образование |
27.05.2019 07:11 |
Кискина Елена Николаевна, воспитатель, МБДОУ №81 «Дюймовочка» г. Калуги, Калужской области.
Конспект НОД для старшего дошкольного возраста «Путешествие в прошлое» Цель: Развитие диалогической речи детей 6-7 лет средствами интервьюирования. Задачи:
Предварительная работа: разъяснение слов - заметка, весточка, корреспондент, чугун как металл; рассматривание иллюстраций «Русская изба» Ход занятия: Воспитатель: Ребята, скажите, что это такое? Дети: А это наш журнал «Любознайки». Воспитатель: Мы сюда вносим разные заметки. Хотите посмотреть, может быть что-то новое появилось здесь? Дети замечают в журнале пустые страницы. Воспитатель: Ребята, вы видели когда-нибудь такие журналы с пустыми страницами? Что же нам делать? Дети: Написать заметку самим. Воспитатель: Здесь написано только название «Весточка из прошлого?». А что такое «прошлое»? - «Прошлое» - это, то время, что уже давно прошло, когда жили наши прадедушки, прабабушки. - Значит, о чем нам нужно написать в журнале? (о прошлом, о том, как жили в старину) А вы бы хотели отправиться в путешествие в прошлое? Но путешествие будет непростое, туда мы отправимся как корреспонденты, на работу. - Кто соберет сумку корреспондента? Дид. Игра. «Что нужно корреспонденту?» - Микрофон нужен, чтобы взять интервью, а фотоаппарат – чтобы сделать красочные фотографии для нашей заметки в журнале. Ну что, теперь готовы отправиться в путь? Давайте, произнесем волшебные слова. - Раз, два, три вокруг себя повернись в век прадедушек и прабабушек окажись! Закрывайте скорее глаза, отправляемся в путешествие. (Звучит музыка, садятся) Воспитатель: Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие! Гости званные, да, желанные! Рады видеть вас у себя в гостях! (встречает поклоном) Проходите, гости дорогие, присаживайтесь. Воспитатель: а вот в каком доме так встречают гостей, вы скажете сами. Здесь перепутались картинки, их нужно разобрать и сказать, что здесь изображено? Какая группа первая соберет, та и начнет первой рассказывать. Так в каком же с поклоном встречали гостей? По какой схеме будете рассказывать? Рассказ по схеме: Дети: Один дом современный, многоэтажный, кирпичный, такие дома строят в городе. А другой – деревянный, такие дома строились в деревнях. В старину дома называли избами. Строили рядом с лесом, где люди могли охотиться, и рядом с водоемом, где могли ловить рыбу. В старину люди строили избы из дерева из сосны, ели. В таких домах дышалось легко. Строились избы без гвоздей, были очень прочными. В некоторых деревнях до сих пор они сохранились. Люди в старину строили себе жилище, чтобы можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Приходили домой отдохнуть и набраться сил. Воспитатель: Кто знает пословицы про избу? 1.Изба елова, да сердце здорово. (в таких домах дышится легко) 2.Не взявшись за топор, избы не срубишь. (нужно для начала потрудиться) 3.Изба крепка запором, а дверь забором. (построенная изба была надежно защищена запором, т.е. замком, и обнесена была вокруг забором) 4.Не для лета изба рубится. (строилась изба прочная, крепкая, чтоб можно было пережить не только лето, но и зиму) - Ребята, вот начало для нашей заметки уже и готово. (вклеивают в страничку журнала) - А теперь, ребята, проходите скорее, да присаживайтесь. Хозяйка дома уже заждалась. А прежде отгадайте загадку. Воспитатель: Ребята, Отгадайте загадку: «Летом спит, Зимой горит, Рот открывает, Что дают – глотает» (печь) (рисунок на фланелеграфе) Как вы думаете, что в избе было самым главным? Верно, это печь. О печи нам поведает Хозяйка этой избы. Кто хочет быть хозяйкой избы? (выбирают) Она будет давать интервью корреспонденту. Кто будет корреспондентом? (также выбирают). Ведется диалог в форме интервью. - Здравствуйте, я корреспондент детского журнала «Любознайки». Как Вас зовут? - Меня зовут Дарьюшка. - О чем вы нам сегодня расскажете? - И хотела я вам рассказать о нашей печке. В старинной русской избе была всего лишь одна комната, и почти половину ее занимала русская печка. Про неё в народе говорили: «Печка кормит, печка греет, печка – мать родная». - Почему про нее так говорили? - В печи готовили еду, печь обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду. - Вот так, печка наша - самая главная в доме. - Спасибо за интервью, Дарьюшка, мы обязательно напишем о печке в нашем журнале. (вклеивает в журнал мнемотаблицу о печи)
Ребята, чем растапливали печь? (дровами) Давайте покажем, как заготавливали дрова в старину. Физминутка За дровами в лес пойдем (шагают) И пилу с собой возьмем (шагают) Вместе пилим бы бревно («пилят», чуть наклонившись вперед) Очень толстое оно (разводят руками и покачивают головой) Чтоб дрова пролезли в печку («колют дрова») Их разрубим на дощечки. Воспитатель: Печка — деревенская кормилица, как нам Дарьюшка сказала. Что же готовили п печи? Дети: В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Кто знает, в чем же готовили раньше еду? (рассказывание по схеме) - В старину еду готовили в чугунках, которые были сделаны из чугуна. Это такой металл, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. - В нем готовили кашу, щи и доставали его из печи с помощью ухвата, потому что чугунок был горячий. (показывает, как достать чугунок с помощью ухвата)
А как назывались эти предметы? Из чего она была сделана, и для чего нужна была? - Крынка была сделана из глины, в ней хранили молоко, молоко в глиняной посуде долго не прокисало. - Глиняные горшки для хранения продуктов. - Деревянные чашки и ложки, чтобы кушать.
Молодцы. Так, о чем, мы еще напишем в нашем журнале? (О старинной посуде) Воспитатель: В избе было мало мебели. Вся мебель была деревянная. В сундуках хранили одежду. Вдоль стен - полки, где разложены вещи хозяев избы. Был большой обеденный стол да лавки. (слайд2)А полы стелили половицами для тепла. Они были связаны из лоскутков старой ткани. (Показ половиц) Воспитатель: Ребята, в старину люди много трудились, но и поиграть тоже любили. Давайте встанем в круг и поиграем в русскую народную игру «Ленточка» А кому достанется лента, мы сейчас посчитаем: Покатилось колесо, Укатилось далеко, Колесо кто найдет, Тот ведет. Идут по кругу Вышел Миша погулять Стал подружку выбирать Стал подружку выбирать Кому ленточку отдать Поклонись, поклонись Да за ленточку держись.
Вот мы и отдохнули. «Делу время, а потехе час, - так говорили в старину». А о том, как пили чай, корреспондент узнает у второй хозяйки. Кто будет корреспондентом и хозяйкой? Ведется диалог в форме интервью. -Здравствуйте, меня зовут Полина, я корреспондент детского журнала «Любознайки»? Как Вас зовут? - Меня зовут Илья. - Моим друзьям интересно, как раньше в старину пили чай? - Раньше в старину пили чай из самовара. Вот он какой (показ самовара). За самоваром собиралась вся большая семья. - Из чего делали? - Он был сделан из металла. - А вода быстро остывала в самоваре? - Вода в самоваре долго оставалась горячей, потому что самовар кипятили горячим углем. - А что подавали к чаю? - Пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. - Спасибо за интервью, думаю, что моим друзьям будет очень интересно узнать о самоваре. (вклеивает в журнал мнемотаблицу) Ребята, кто знает, стихотворение про самовар? Давно на белом свете Живет годами стар, Поэтами воспетый Пузатый самовар Сиянье излучая, Морозным зимним днем Он сердце согревает Особенным теплом. 1) Что занимало главное место в избе? (Печь) 2) В какой посуде готовили еду? (чугунок) 3) С помощью чего доставали чугунок из печи? (Ухват) 4) Где собиралась семья за обедом? (Стол.) 5) На чем сидели? (лавка, скамейка) 6) Из чего пили чай? (Самовар) 7) Глиняная посуда для молока (Крынка) 8) Украшает пол в избе (коврик, половица)
Молодцы, внимательно слушали и все запомнили. А теперь давайте составим один большой рассказ для нашего журнала, ведь страничка у нас еще не заполнена (рассказывают по схеме). Воспитатель: Молодцы ребята! Вы хорошо все запомнили! Журналисты справились с работой. Нам осталось вернуться в детский сад и оформить заметку в журнале «Весточку из прошлого». Давайте произнесем волшебные слова: Раз, два, три вокруг себя повернись, в детском саду окажись. Воспитатель: Ну, вот ребята, заметка наша готова, только надо будет разукрасить фотографии с путешествия, ведь в старину цветных фотографий еще не было, поэтому они получились черно-белыми. (Дети выбирают себе рисунок, разукрашивают.) Фотографии получились очень красочные. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».