Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7871211
Сообщение из опыта работы на тему: «Интеграция и реализация образовательных областей в познавательно – речевом развитии дошкольников»
Содержание - Дошкольное образование
27.06.2019 10:57

Каштанова Татьяна Вячеславовна, воспитатель Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №32 «Карамелька» города Георгиевска» Ставропольский край. 
Для воспитателей ДОУ.

 


 

Сообщение из опыта работы на тему:

«Интеграция и реализация образовательных областей в познавательно – речевом развитии дошкольников»

«Усваивая родной язык, ребенок усваивает не только одни слова, их сложения и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрения на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов детей, логику и философию языка, - и усваивает легко и скоро, в два, три года, столько, что и половины не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот народный великий педагог родное слово!».

К. Д. Ушинский

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической и грамматической. Полноценное овладение речью в дошкольном детстве является необходимым условием задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.

В дошкольном детстве процесс познания у ребёнка происходит эмоционально – практическим путём во всех видах деятельности.

Важность данного вопроса позволила мне определить тему опыта: «Интеграция и реализация образовательных областей в познавательно-речевом развитии дошкольников».

В основу идеи моего опыта работы легла разработка и внедрение в педагогический процесс системы работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с использованием интегрированных форм деятельности.

В детском саду существует предметная система обучения и часто получается, что знания остаются разрозненными, искусственно расчлененными по предметному принципу, а в результате дети не всегда целостно воспринимают всю картину окружающего мира.

Актуальность данного подхода объясняется целым рядом причин:

1. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве.

2. Развитие потенциала самих воспитанников побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

3. Использование различных видов деятельности в течение непосредственно образовательной деятельности поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности образовательного процесса. НОД с использованием интегрированного подхода раскрывает значительные педагогические возможности, повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.

4. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.

Считаю актуальным внедрение эффективной системы работы воспитателя по развитию речи детей с использованием интегрированных форм деятельности.

Интеграция – одна из важнейших и перспективных методологических направлений становления современного образования. Интеграция означает объединение нескольких учебных предметов в один, в котором научные понятия связаны общим смыслом и методами преподавания. Таким образом, интеграция является одной из наиболее благоприятных форм развития речевых способностей детей дошкольного возраста.

Основной задачей речевого развития детей является овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей.

Работая над данной темой, я пришла к выводу, что планомерное систематическое использование интегрированных форм работы является эффективным средством развития речи. Интегрированная деятельность обеспечивает высокую эффективность в работе по развитию речи детей, поскольку раскрывает перед ними чёткость и выразительность языка, показывает, как богата речь живыми и образными выражениями, а самое главное, имеет большое значение для дальнейшей успешной жизни в социуме.

Известно, что интегрированный подход соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, ёмким. Интегрированное обучение детей позволяет увидеть и понять любое явление целостно.

Вся моя работа по данной теме была составлена в соответствии с условиями и учётом Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС).

Одним из главных условий является:

- возникновение новых практических идей и объединение данных идей в педагогической практике;

- создание предметно-развивающей среды;

-проведение непосредственно-образовательной деятельности в разной форме;

- сотрудничество с родителями;

- формулирование сущности и названия новой технологии и ее описание;

- распространение опыта, новшества, коррекция, устранение негативных факторов.

В своём опыте работы я использовала интеграцию в разных видах деятельности:   

- В играх – путешествиях, играх – драматизациях, этюдах;

- в опытно – экспериментальной деятельности;

- в работе с родителями в виде игр – викторин;

- НОД по развитию речи в виде сюжетной игры;

- по ознакомлению с окружающим миром и художественной литературой,

- подготовке к обучению грамоте;

- в познавательной деятельности;

- в художественно-творческой деятельности;

- специально организованной и свободной деятельности детей во время прогулки и после неё.

Моя система работы с детьми построена на применении таких основных технологий, как: коммуникативная, информационная, здоровьесберегающая, опытно-исследовательская.

С целью активации, самостоятельной деятельности детей, желания закрепить полученные знания в НОД, и развития творческих способностей детей, я создала соответствующую предметно-развивающую среду, направленную на развитие речи ребенка:

- центр речевого развития;

- картины, иллюстрации по темам;

- библиотека художественных произведений, театрализованный уголок;

- уголок опытно-экспериментальной деятельности;

- создала мини – музей с использованием регионального компонента «Моя малая Родина».

Оформила речевое «Чудо – дерево», которое использую для мотивации деятельности детей, «Копилку слов» (в картинках), систематизировала дидактические игры по речевому развитию.

Творчески применяю современные технологии в воспитательно-образовательном процессе: мнемотехнику, моделирование, сказкотерапию, технологию проектирования, элементы теории решения изобретательских задач.

В работе с детьми использую игровые сюжеты, творческие турниры – ребусы, обсуждение рассказов, «Речевые тренинги», которые способствуют активизации речи, развитию познавательных процессов и соответствуют детским психофизиологическим данным. Мною разработаны перспективные планы, конспекты занятий, в которых учитываются требования к развитию всех сторон речи.

В различных видах детской деятельности я использую сюжетные и дидактические игры, задания, «тренировочные» упражнения на обогащения и развития словаря, формирование грамматически правильной речи;

С целью выявления у детей уровня развития знаний по развитию речи, мною была проведена диагностика детей старшей группы.

Результаты обследования таковы:

70% детей – высокого уровня всестороннего развития.

20% - среднего уровня.

10% - низкого уровня

Исходя из результатов диагностирования, наметила индивидуальную работу с детьми.

Мною был подготовлен материал по развитию речи для выступлений на методических мероприятиях детского сада: педсоветах, пед.часе, семинарах – практикумах. На практическом материале, схемах, моделях, я старалась показать, насколько важно использовать в работе с детьми разнообразные дидактические развивающие игры по развитию речи в различных областях с целью развития у детей мыслительных операций, логического мышления, уточнения знаний детей об окружающем.

Одним из условий реализации моего опыта работы, является открытость и прозрачность педагогического процесса - то есть сотрудничество с родителями. Одной из форм сотрудничества с семьёй стало проведение детско-родительских занятий интегрированного характера.

Так же в работе с родителями своих воспитанников по вопросу развития речи, я использую и другие активные формы: Дни открытых дверей, папки – ширмы, круглый стол. Постоянно оказываю консультативную помощь родителям по запросам, разработала перспективный план работы с родителями, подобрала тематику общих и индивидуальных консультаций. Провела анкетирование родителей на тему: «Учим детей правильно говорить». В результате проведённого анкетирования был выявлен уровень осведомленности о развитии речи детей, и составил 80%.

Я рекомендую родителям художественную литературу для чтения дома. Предлагаю использовать дома чистоговорки, скороговорки, для развития речи детей, провела консультацию на тему: «Развиваем речь детей». На мой взгляд, такие формы работы способствуют повышению педагогической культуры родителей, помогают систематически и целенаправленно осуществлять развитие речи детей.

Работа по данной теме проводится мною уже несколько лет, и теперь уже можно сделать выводы:

- планирование занятий интегрированного характера, и использование новых технологий в своей практической деятельности даёт возможность для самореализации, самовыражение, способствуют повышению уровня профессионального интереса, творческой активности, что ведёт к целенаправленному поиску, то есть развивается инновационная культура педагога.

- занятия интегрированного характера способствуют формированию у детей познавательного интереса, объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.

- интеграция помогает сократить количество занятий, освободить время для игровой деятельности и прогулок, что способствует укреплению здоровья детей.

  Подводя итог, могу с уверенностью сказать, что интегрированное построение занятий даёт ребёнку возможность реализовать свои творческие способности, развивает коммуникативные умения, так как ребёнку в каждом виде деятельности надо уметь свободно высказать свою мысль, поделиться впечатлениями, а главное, у детей развивается познавательный интерес и активность, поскольку любая тема требует от детей активизации опыта реальной жизни. Ребёнок учится наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир во всём его многообразии, а главное свободно общаться в социальном мире.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР