Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7871301
Конспект ООД по поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников на тему: «Жидкости. Растворы».
Содержание - Дошкольное образование

Касумова Татьяна Петровна воспитатель МДОУ «Детский сад №32 «Карамелька» г. Георгиевск» Ставропольский край. 
Для воспитателей ДОУ.


 

Конспект ООД по поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников на тему: «Жидкости. Растворы».


Задачи: 

Образовательные:

1. Продолжать учить детей во время поисково-исследовательской деятельности соблюдать правила безопасности

2. Уточнить представления о свойствах жидких и сыпучих веществ (вода, растительное масло, молоко, пищевые красители, поваренная соль, сахар, мука).

3. Закреплять умения детей наблюдать: умение выявить свойства и качества предложенных материалов через проведение экспериментов.

4. Пополнить активный словарный запас детей за счет слов: эмульсия, раствор, молекула, частица, кристаллы, рафинад.

5. Подбирать прилагательные к существительному, использовать сравнительные обороты речи.

Развивающие:

1. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

2. Развивать интерес к экспериментированию с разным материалом. 
Воспитательные:

1. Воспитывать желание взаимодействовать, договариваться в ходе совместной деятельности.

2. Вызвать желание помочь, активизировать детей на разрешение проблемной ситуации.

3. Вызвать радость от открытий, полученных во время проведения экспериментов.

Материал и оборудование для опытов:

Для демонстрации: бутылка, воронка, воздушный шарик, сода, уксус; тарелка, молоко, пищевые красители, 3 пипетки, ватные палочки, средство для мытья посуды.

На каждого ребёнка: поднос, 5 емкостей, 5 ложек, растительное масло, вода, поваренная соль, мука, сахар. Спец. одежда (халаты, колпаки, бахилы)

-Придумано кем-то

Просто и мудро-

При встрече здороваться:

«Доброе утро!»

Воспитатель:

Здравствуйте, дорогие ребята. Я старший лаборант. Сегодня я приглашаю вас в свою исследовательскую лабораторию «Академия чудес». Вы знаете, что такое лаборатория? (Дети отвечают)

Лаборатория это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. Так что такое эксперименты? Эксперименты — это опыты, которые проводят ученые, чтобы убедиться в правильности своих предположений. А, вы любите экспериментировать? (Дети отвечают). Я приглашаю вас стать моими помощниками. Ребята, вы хотите научиться творить чудеса? В конце обучения вы получите дипломы нашей академии. При проведении экспериментов ученые записывают, зарисовывают все, что происходит. Мы тоже будем с вами проводить эксперименты и будем все фиксировать с помощью схем-рисунков. При проведении экспериментов ученые пользуются разными приборами, предметами: и острыми, и стеклянными и для этого необходимо соблюдать правила безопасности.

(Показываю схемы)

Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?

1. Внимательно слушать старшего лаборанта.

2. Точно выполнять указания

3. Аккуратно работать с оборудованием.

4. В конце опытов делать выводы

Сейчас я повешу картинки, чтобы не забывать.

Не будем терять время, начнем! Я приглашаю вас к первому опытному столу

Опыт № 1.Ребята, многие материалы производятся путем смешивания разных компонентов. В ходе опыта вы сможете определить, какие жидкости смешиваются хорошо, а какие не смешиваются совсем. Скажите, вы дома видели растительное масло? А как его используют? Как вы думаете, растительное масло - это жидкость или сыпучий материал? Дети: Жидкость.

Воспитатель:

Нам понадобится вода и растительное масло. Налейте немного воды и масла в емкость и размешайте их ложкой. Что вы наблюдаете? Смешалась ли вода и масло?

Дети: ответы детей, вывод делают самостоятельно: как бы не смешивали масло с водой, даже после перемешивания они снова разделяются.

Воспитатель: (дополняет вывод детей)

Слой масла находится на поверхности воды. Это происходит потому, что частицы масла и частицы воды отталкиваются друг от друга. Смесь жидкостей, которые не смешиваются, называется - эмульсия.

Д/И «Свойства предмета»- Ребёнок называет «Сладкие» слова, «солёные» слова, «твёрдые» слова…и т.д.

Опыт №2.

Воспитатель:

Возьмите тарелочку с сахаром. - Посмотрите, здесь два вида сахара, один продукт, разный сахар, чем они отличаются? (ответы детей). Песок, сахар - песок, вам знакомо это слово?

А вы знаете, как называется этот сахар? (указывается сахар- рафинад)

Дети: ответы детей.

Воспитатель:

Правильно – рафинад. Для опыта нам понадобится вода и сахар-рафинад. Теперь по одному кусочку положите в банку с водой. Посмотрите, что с ним происходит?

Дети: (ответы).

Воспитатель: а если в воду положить сахар - песок, мне кажется, что он не растворится. Вы согласны, или кто-то думает по-другому?

Воспитатель:

Положите весь сахар и размешайте ложкой. Смешивается ли сахар с водой?
Дети: (ответы) Сахар исчезает, растворяется в воде.

Воспитатель дополняет: сахар разделяется на маленькие частички, которые смешиваются с водой. Такая смесь называется раствором.

Опыт №3.

Для этого опыта нам понадобятся вода и мука. Скажите мука - это жидкость или сыпучий материал?

Дети: Сыпучий.

Воспитатель: Возьмите ёмкость с водой и добавьте полную ложку муки. 
Перемешайте ложкой и скажите, что у вас получилось? Перемешалась ли вода с мукой?

Дети. Ответы детей. Вывод: все перемешалось, получилась непрозрачная, липкая жидкость.

Воспитатель:

Да, мука и вода перемешиваются. В отличие от масла мука смешивается с водой и образует густую массу. Из этой массы можно приготовить клей, такой клей, приготовленный в домашних условиях, называется КЛЕЙСТЕР. Клейстером можно склеивать бумагу.

Вот как интересно в исследовательской лаборатории, а сейчас у нас есть с вами небольшая пауза, и я предлагаю немножко отдохнуть…

Физ.минутка

В понедельник

В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)

А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)

В среду долго умывался, (Умываемся.)

А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)

В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)

Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)

А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)

Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпаю

Опыт № 4.

Как вы думаете, можно ли рисовать на жидких материалах: например на воде, на молоке?

Дети: (ответы)

Воспитатель: Давайте проверим ваши предположения.

Нам понадобится: молоко, пищевые красители, ватная палочка, средство для мытья посуды.

Ход опыта:

В молоко поместим немного пищевого красителя. Как вы думаете, что будет происходить? (выслушивает предположения детей, вместе с детьми наблюдают за изменениями, происходящими с молоком: молоко начинает двигаться, получаются узоры, полоски, закрученные линии). Попробуйте добавить другой цвет и подуть на молоко (дети комментируют свои наблюдения, делают выводы). А теперь попробуйте ватную палочку обмакнуть в средство для мытья посуды и опустить в центр тарелки. Что мы видим? (Объяснения детей: красители начинают быстро двигаться, перемешиваться, образуют круги. В тарелке образуются различные узоры, спирали, круги, пятна).

Воспитатель:

- ребята, как вы думаете, почему так получается? Может кто-то думает по-другому?

Дети: (ответы, предположения детей)

Воспитатель: (дополняет)

В молоке есть жир. При появлении моющего средства жир растворяется, что приводит к их быстрому движению. Поэтому и перемешиваются красители.

Ребята, вы сегодня узнали много нового и интересного, провели эксперименты, обучение в нашей «Академии Чудес» окончено. И я вручаю вам дипломы. Теперь, когда вы стали настоящими учеными, я приглашаю вас на научный совет. Вспомните все проведенные эксперименты, и нарисуйте то, что больше всего вам запомнилось и понравилось, дома или вечером в детском саду.

А на последок, я приготовила для вас эксперимент - фокус с воздушным шариком и бутылкой.

Опыт демонстрируется без объяснения детям.

Вставляю воронку в горлышко шарика. Аккуратно насыпаю две столовые ложки соды в воронку и стряхиваю ее в шарик. Наливаю в бутылку уксус около 2 см, затем аккуратно закрепляю шарик на горлышко бутылки. Поднимаю шарик и встряхиваю его так, чтобы сода попала в бутылку. Что будет происходить с шариком?

Дети: (ответы)

Воспитатель:

Прозвучало много ответов, ответы разные, и мы приходили к общему мнению. Давайте сделаем так. Вы сегодня придете домой, и расскажите родителям о нашем эксперименте-фокусе и попытаетесь вместе с ними найти ответ на вопрос, как же так получилось, почему шар надулся? А завтра нам расскажите. Интересно, кто первым найдет ответ. До завтра!

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР