Методическая разработка: «Авторские игры с блоками Дьенеша» |
Содержание - Дошкольное образование |
Головач Ольга Анатольевна старший воспитатель МДОУ «Детский сад № 32 «Карамелька» г. Георгиевск» Ставропольский край. Методическая разработка: «Авторские игры и упражнения с использованием блоков Дьенеша» 1.Перед ребенком выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.
2.Все фигурки складываются в мешок. Прошу ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые).
3.Все фигурки опять же складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.
4.Выкладываю три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).
5.Предлагаю ребенку найти все фигуры, которые не такие, как эта по цвету (размеру, форме, толщине).
6.Предлагаю ребенку найти такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.
7.Ребенку предлагается продолжить цепочку, чередуя детали по цвету: красная, желтая, красная, желтая (можно чередовать по форме, размеру и толщине).
8.Выкладываем фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, размером, толщиной.
9.Выкладываем цепочку, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и т.д.).
10.Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.
11.Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).
12.Предлагаю детям к каждому блоку нужно найти пару, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом и т.д.
13.Выкладываю перед ребенком 8 блоков, и пока он не видит, под одним из них прячу «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т.п.). Ребенку задаю наводящие вопросы, а отвечать ему можно только "да" или "нет": «Клад под синим блоком?» - «нет», «Под красным?» - «нет» (ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину). Затем клад прячет ребенок, а воспитатель задает наводящие вопросы.
14.По аналогии с предыдущей игрой про клад можно спрятать в коробочку одну из фигур, а ребенок будет задавать наводящие вопросы, чтобы узнать, что за блок лежит в коробочке.
15.С одной стороны выкладывается 3 блока, с другой 4. Спрашиваю ребенка, где блоков больше и как их уравнять.
16.Выкладываем в ряд 5-6 любых фигур. Нужно построить нижний ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера).
17.Предлагаю таблицу из девяти клеток с выставленными в ней фигурами. Ребенку нужно подобрать недостающие блоки.
18.В игре в домино фигуры делятся между участниками поровну. Каждый игрок поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Ходить можно по-разному: фигурами другого цвета (формы, размера).
19.Ребенку предлагается выложить блоки по начерченной схеме-картинке, например, нарисован красный большой круг, за ним синий маленький треугольник и т.д.
20.Из блоков можно составлять плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня.
21.Воспитатель убирает в коробку только прямоугольные блоки, а ребенок все красные, затем воспитатель убирает только тонкие фигуры, а ребенок – большие и т.д.
22.Нужно распределить фигуры между детьми таким образом, чтобы одному достались все круглые, а другому все желтые фигуры. Блоки складываются в два обруча или очерченные веревкой круги. Но как поделить круг желтого цвета? Он должен находиться на пересечении двух кругов.
23.Воспитатель предлагает ребенку подбирать блоки по карточкам, где изображены их свойства: - цвет обозначается пятном; - величина - силуэт домика (большой, маленький); - форма - контур фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный); - толщина - условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий).
24.Ребенку показывается карточка с изображенным на нем одним свойством или несколькими. Например, если ребенку показывается синее пятно, то нужно отложить все синие фигуры; синее пятно и двухэтажный домик – откладываем все синие и большие фигуры; синее пятно, двухэтажный домик и силуэт круга – это синие круги – толстые и тонкие и т.д. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».