Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7871215
Статья «Нетрадиционные техники рисования в развитии художественно-творческих способностей детей 4-5 лет»
Содержание - Дошкольное образование
12.07.2019 14:02

Селезнёва Елена Александровна, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 51» г. Сыктывкара, Республика Коми. 
В статье представлены рекомендации педагогам и родителям детей 3-7 лет о способах творческого развития ребенка средствами нетрадиционных техник рисования.


Нетрадиционные техники рисования в развитии художественно-творческих способностей детей 4-5 лет

Все дети любят рисовать. Творчество для ребенка – это отражение его души. Чувства, разум, глаза и руки – это инструменты души маленького ребенка. Изведав чувство восторга и восхищения от увиденной красоты дети испытывают большое желание отобразить свое отношение к действительности на листе бумаги.

Говоря словами В.Л. Сухомлинского, «…дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой».

Каждая мама может рассказать немало смешных историй о том, как ее маленькие дети пробовали рисовать мелом, красками или фломастерами на полу, мебели, обоях, ковре. Потом вместе с маленьким творцом наводили порядок. Но, честное слово, всегда жаль уничтожать эту великолепную графику юного художника!

На самом деле рисование – это вдохновенный труд для маленького ребенка, поэтому интерес к этому труду важно поддержать и стимулировать, постепенно открывая перед ним новые возможности.

Наша цель – не учить рисованию, а развивать способность к творчеству. Важно показать ребенку возможности красок и всего, чем только можно рисовать. Обмакивать пальчики в краску – замечательно, обводить ладошку – еще увлекательнее. Рисовать можно не только обычными красками и мелками, но и зубной щеткой, ватой, пальцами и ладонью, мятой бумагой, свечой, трубочкой от коктейля, ниточками и т.д. Главное в этих действиях – дать ребенку возможность «потрогать» как можно больше кистей, красок, бумаги, мелков…

К сожалению, многие взрослые боятся научить ребенка делать что-то неправильно. «Как я научу ребенка рисовать, если сама ничего не умею», - думают некоторые мамы. Но, как показывает мой педагогический опыт, много замечательных идей можно подчерпнуть из, казалось бы, нелепых детских рисунков. Главное не боятся рисовать вместе с малышом, прислушиваться к своим чувствам. Нравится ли это вам и вашему ребенку? Ведь не всегда есть возможность выбрать хорошего педагога-художника. Зачастую ребенку гораздо легче справиться с трудностями дома, на знакомой территории, вместе со своими родителями. В любом случае такое совместное творчество даст хороший толчок к развитию. Кстати, не только к развитию ребенка, но и вас самих!

Существует множество изобразительных техник, с помощью которых ребенок вместе со взрослым, а затем самостоятельно, может создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков.

Говоря об изобразительных техниках и материалах, необходимо уточнить, что их подразделяют на традиционные и нетрадиционные. Самое главное, что нетрадиционные техники и материалы помогают ребенку передать на бумаге то, что зачастую обычными способами и материалами сделать трудно. Вот некоторые из них.

«Монотипия» (отпечатка). Краску нанести на кусочек целлофана или бумаги и приложить на лист плотной белой бумаги. В зависимости от размера получившегося пятна от направления растирания получаются различные изображения. Использовать можно как одну краску, так и несколько. В такой технике можно изображать деревья, цветы, бабочек. Когда краска высохнет, из листа сложенного вдвое можно вырезать бабочку или другое изображение.

Примакивание – способ рисования красками, когда на кисточку набирается краска (лучше гуашь) и плашмя прикладывается к бумаге. Получается ровный, красивый отпечаток. Таким способом можно изобразить, к примеру, орешки.

Набрызг, рисование зубной щеткой. На цветную бумагу наложить трафарет. Это могут быть различные силуэты домов, насекомых, транспорта. В емкости из под йогурта жидко развести краску, опустить в нее зубную щетку и провести стекой или линейкой по щетине щетки в направлении к себе, быстро разбрызгивая краску вокруг силуэта. Можно использовать в качестве силуэтов листья деревьев, травинки, цветы.

Отпечатки. Для этого понадобится гуашь, бумажная салфетка, плотная бумага и предметы, оставляющие след какой-нибудь геометрической формы. Например, кубик, катушка от ниток, коробочка от духов. Развести гуашь на палитре до густоты сметаны. Бумажную салфетку положить прямо на краску, чтобы впитались излишки краски. Затем просто прижимать различные предметы сначала к салфетке, потом к бумаге. Можно попробовать изобразить что-нибудь по принципу конструирования из разных деталей. Например, машину (катушка – колеса, кубики – кузов, кабина), замок Феи, фантастических животных и т.д.

Цветные ниточки. Нитки по 25-30 см. сложить вдвое, обмакнуть в разные краски (гуашь), положить на лист бумаги. Другим листом прикрыть сверху, слегка прижать и резко выдернуть ниточку из-под бумаги. Полученное изображение можно дорисовать, как подскажет воображение ребенка.

Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и таким образом преодолевая страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы с кистью и красками, будет беспрепятственно переходить к освоению других техник рисования.

Работы, выполненные детьми в детском саду, должны быть обязательно представлены родителям, и это мы делаем в виде:

  • выставок (детских работ, выполненных в детском саду, и работ, выполненных вместе с родителями дома);
  • творческих мастерских (с участием родителей);

Какими бы ни были виды, формы, способы творческого развития ребенка, главное, чтобы ребенок испытывал чувство радости от процесса и результатов своей деятельности, чувствовал поддержку взрослого и одобрение со стороны родителей, научился свободно мыслить и творить. Будет ли жизнь ребенка удивительной и интересной, зависит во многом от нас, взрослых.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР