Семинар-практикум для педагогов: «Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений детьми дошкольного возраста» |
Содержание - Дошкольное образование |
15.07.2019 07:29 |
Гетманская Ирина Юрьевна, учитель-дефектолог МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 4 МО «АХТУБИНСКИЙ РАЙОН» г.Ахтубинск, Ахтубинского района, Астраханской области.
Семинар-практикум для педагогов: «Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений детьми дошкольного возраста» В детском возрасте заучивание стихотворных текстов наизусть, является важным воспитательным и обучающим моментом. Когда малыш учит стихи — развивается его речь, воображение, мышление, память, чувство прекрасного, эстетическое восприятие художественного слова, расширяется кругозор и словарный запас, формируется общий уровень культуры. Воспитатели при заучивании с детьми наизусть стихов сталкиваются с такой проблемой: не все дети хорошо запоминают текст стихотворения. Как вы думаете, почему дети плохо запоминают текст? Во-первых, трудно запомнить то, что оставляет равнодушным, что не связано с опытом ребенка, с личными переживаниями, интересами, потребностями. Тогда нет мотивации для запоминания, а если нет мотивации - нет результативной деятельности. Во-вторых, причина трудностей может носить логопедический характер: у ребёнка не сформировано чувство ритма, имеются различные нарушения слоговой структуры слов. В- третьих, у дошкольника не развито слуховое внимание и память. При заучивании стихов довольно часто используют принцип «повторение - мать учения». Однако от многократного повторения можно даже замечательный текст разлюбить навсегда, да к тому же подобное повторение эксплуатирует лишь слуховую память. При разучивании стихов нужно использовать и другие виды памяти: зрительную, осязательную, двигательную. При этом не нужно забывать, что самая сильная память - это эмоциональная. Значит, разучивание должно быть для дошкольника делом веселым, эмоциональным, и при этом содержание стиха - осязаемым, видимым, представляемым. При работе с детьми мы замечаем, что они не всегда с радостью включаются в учебную деятельность. У многих детей заучивание стихотворений вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Значит, для педагога очень важно пробудить у детей интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности для дошкольника - ИГРУ. Скажите, пожалуйста, какие методы и приемы разучивания стихов вам известны? И какие вы применяете на практике с детьми вашей группы? Существуют разные нетрадиционные способы разучивания стихов. Сегодня мы с вами остановимся на некоторых из них, более доступных детям дошкольного возраста. 1 способ. Учим стихи по картинкам. Еще К. Д. Ушинский писал «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету». Доказано, что в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память и запоминание носит в основном непроизвольный характер. У детской памяти есть удивительное свойство - исключительная фотографичность Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков (действие непроизвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти), позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение. При заучивании стихов в работе с детьми-логопатами, опираясь на классическую методику заучивания стихов, наиболее эффективным является использование метода иллюстраций, позволяющего логически запоминать текст через смысловое соотнесение - один из способов логического запоминания текста. Согласно этого метода, содержание одной, двух или четырёх строк стихотворения обозначается определённой картинкой, наиболее ярко отражающей это описание. Для детей старшей группы подобранные стихи изображаются 4-5 картинками, для детей подготовительной к школе группы - 7-8. «Слышит мишка косолапый...» картинка - зрительная опора 1.Слышит мишка косолапый медвежонок 2.Близкой бури грозный свист, дующий ветер 3.Он зовёт на помощь папу медведь 4.Удержать последний лист лист на ветке 5.Папа шепчет: - Это осень осень 6.А осеннею порой 7.Расстается лес с листвой. (JI.Сорокина) Жук. Мы не заметили жука девочка возле окна И рамы зимние закрыли. А он живой, он жив пока жук с расправленными крыльями Жужжит в окне Расправив крылья... И я зову на помощь маму мама с девочкой возле окна -Там жук живой! Раскроем раму 2 способ. Учим стихи в движении. Педагог выразительно читает весь текст, а затем предлагает его разыграть, изобразить в движении. Воспитатель показывает, какие движения дети будут изображать на слова текста. (Движения можно придумать самому или посмотреть в литературе). Дети вместе с воспитателем произносят слова и выполняют движения. На горе стоит лесок круговые движения руками Он не низок не высок. сесть, встать, руки вверх Удивительная птица подаёт нам голосок, глаза и руки вверх, потянуться По тропинке два туриста Шли домой из далека ходьба на месте Говорят: "Такого свиста, не слыхали мы пока". плечи поднять Облако Беленькое облако Округленные руки перед собой Поднялось над крышей Поднять руки над головой Устремилось облако Выше, выше, выше Подтянуться руками вверх; плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону Ветер это облако Зацепил за кручу. Превратилось облако в грозовую тучу Руками описать через стороны вниз большой круг и опустить их, присесть. Такие стихи с движениями можно читать много раз в день, и дети часто сами повторяют его, «приспосабливая» под любые игры. Главное, чтобы дети представляли все предметы и действия с ними. Все это полезно для развития образной памяти, речи, эмоциональной сферы. Можно подключить кинестетическую память. Предложите ребёнку взять большую толстую нитку и «смотать из стихотворения клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы «наматываем» строчку за строчкой на «катушку» в нашей голове. Намотали? А теперь рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем. Затем мы прячем ручки вместе с клубочком за спинку и «наматываем понарошку». Тут основной принцип в том, что ребенку-кинестетику (то есть такому, которому нужно не только посмотреть, но и потрогать), мы даем необходимую для запоминания опору - подкрепляем запоминание двигательным актом. Как вариант этого метода, вы можно предложить ребёнку класть в блюдо шарики. Строчка-шарик, а затем вынимать по одному и снова класть. Или нанизывать на нитку бусины. Еще можно предложить детям представить ступеньки лестницы и на этих ступенькам «разложить» весь текст стихотворения, а потом медленно шагать по ступенькам и читать стихотворение. Такие стихи с движениями можно читать много раз в день, и дети часто сами повторяют его, «приспосабливая» пол любые игры. Главное, чтобы дети представляли все предметы и действия с ними. Все это полезно для развития образной памяти, речи, эмоциональной сферы. 3 способ. Мнемотехника. Мнемотехника — система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотаблиц очень прост. При запоминании работает и слуховое, и зрительное восприятие. К тому же, когда ребенок в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь и в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы. Для прочного и легкого запоминания следует наполнить слово содержанием, связать его с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями. Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, дается слово «мальчик», придумывается какое-нибудь его символическое обозначение. Дети постепенно начинают понимать, что значит «зашифровать слово». Затем последовательно переходим к мнемодорожкам - поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребенка. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. С помощью схем ребёнок легко овладевает словом или фразой, может выучить довольно быстро любое стихотворение. Кроме того, ребёнок, не знающий грамоты, без проблем усваивает смысл фразы, «читая» картинки. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение. 4 способ. Учим стихи построчно. Дети собираются в кружок, педагог читает стихотворение и «раздает» (в устной форме) каждому по одной строчке со словами: «Запомни,- повтори и дотронься рукой до соседа, тот скажет свою строчку и дотронется до следующего и так до конца». «Раздавая» строчки, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка: давать детям с хорошей памятью длинные строчки, с плохой - короткие. Применяя этот способ, попробуем выучить стихотворение: Липучка-почемучка (Т. Бокова) Мама любит и жалеет. Мама понимает. Мама все моя умеет, Всё на свете знает! - Почему кусают осы? Спрашиваю прямо. И на ВСЕ мои вопросы Отвечает мама. Скажет мне, откуда с неба Снег зимой берется. Почему буханка хлеба Из муки печется? Почему собака лает? Что во сне приснится? Почему сосулька тает И дрожат ресницы? Почему на небе тучка, А в лесу - лужайка? Я ЛИПУЧКА-ПОЧЕМУЧКА, А ОНА-ВСЕЗНАЙКА! 5 способ. «Театральный». Особенно быстро помогают запомнить текст с диалогами и действиями различные виды «театров» с их атрибутикой. Например: стихотворение С. Я. Маршака «Багаж» можно выучить, если разыграть его по ролям с «вещами», которые сдавала дама (игрушками, их заменяющими). С. Михалков. Дело было вечером, делать было нечего ... С. Маршак. Кот и лодыри. Д.Хармс. Лиса и петух. Лиса поймала петуха И посадила в клетку. — Я откормлю вас, Ха-ха-ха! И съем вас Как конфетку. Ушла лисица, Но в замок Забыла сунуть ветку. Петух Скорей Из клетки Скок! И спрятался За клетку. Не видя в клетке петуха, Лисица влезла в клетку. Петух же крикнул: — Ха-ха-ха! И запер дверь на ветку. Пальчиковый театр поможет запомнить практически любое стихотворение. Например, прочитайте детям «Два барана» С. Я. Маршака и изобразите животных двумя руками, выставив пальцы-рога. А затем попросите детей изобразить баранов и действия. Для детей 4-го года жизни интересной будет сценка, представленная в настольном театре кукол или в перчаточном. Дети 5-го года жизни разыграют стихи и в пальчиковом, и в перчаточном театре, и в лицах. Детям 6-го года жизни можно предложить самим выбрать вид театра, включая и «театр перед микрофоном». При этом придется постепенно выучить стихотворение: сначала диалог персонажей, а затем и слова автора. 6 способ. Запоминания и проговаривания хором. Этот способ можно считать удачным, так как этот прием дает возможность тем детям, которые сразу не смогли запомнить строки, скрыться в общем хоре голосов. Для хорового запоминания и чтения нужны стихи особые, напевноречитативные. Например: Взял я лук и крикнул: «Эх! Удивлю сейчас я всех! Натянул потуже лук, Да стрела застряла вдруг. И вокруг сказали все: «Э-э-э-э!» (Е. Тарлапан) Данная система имеет теоретическую основу. Базируясь на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры, она открывает широкие возможности для более эффективного заучивания детьми стихотворного текста. Практически все методы и приемы заучивания текстов в равной степени интересны детям. При этом наиболее эффективными оказываются те, которые соответствуют индивидуальным особенностям детей. Для большинства детей ведущим является зрительный метод запоминания. Двигательный метод, в основном, используется как вспомогательный, главным образом, с целью развития координации речи с движениями, чувства ритма, и, в свою очередь, также способствует более качественному запоминанию текста. Методика работы по заучиванию стихотворения на занятии включает в себя следующие структурные компоненты: 1.Подготовка детей к восприятию стихотворения; 2.Выразительное чтение стихотворения педагогом (2 раза); 3.Беседа по содержанию стихотворения; 4.Повторное чтение стихотворения педагогом (третий раз); 5.Чтение стихотворения детьми. Для облегчения запоминания стихотворных произведений можно использовать вспомогательные методы, включающие нетрадиционные приемы заучивания. Слуховой метод Слуховой метод заучивания стихотворного материала подходит тем детям, у которых ведущей является слуховая память. Можно использовать следующие приемы: - «Подскажи словечко». - «Ты словечко (слова) подскажи и всё вместе повтори». Игры с мячом: - «Верни словечко». - «Верни строку (слова)». - «Вопрос — ответ». Приёмы для старших дошкольников с усложнением: - «Магнитофончик»: ребёнок слушает педагога. Затем педагог и ребёнок повторяют этот отрывок вместе. Потом ребёнок повторяет один, а за ним снова взрослый. - «Снежный ком» Постепенное увеличение строк при их повторении. Зрительный метод Метод предполагает использование картинного плана, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения. Это опорные предметные картинки, опорная сюжетная картинка, мнемотаблицы и др. Опорные буквы (первые буквы первых слов каждой строки). Это дополнительный приём для старших дошкольников. Буквы располагаются вертикально. Они могут быть написаны, выложены как на столе, так и на доске. Буквы помогают ребёнку вспомнить начало каждой строки. Двигательный метод В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, этот метод используется как вспомогательный. Упражнения с движениями: - Отхлопывание (отстукивание, протопывание, отбивание мячом и т. д.) ритма стихотворения. - Сопровождение чтения стихотворения движениями, которые предлагает взрослый. - Придумывание детьми движений к тексту. - Заучивание текста при выполнении графических заданий: обведении изображений по точкам, раскрашивании и т. д. Дополнительными приёмами для старших дошкольников являются следующие: - «Смотай из стихотворения клубочек» («Намотай стихотворение на катушку»), - «Собери (разбери) бусы», - «Сложи пирамидку», - «Выложи счётные палочки», - «Положи камешки на полоску», - «Узелки на верёвке». В подготовительной к школе группе используется ещё и логический метод заучивания стихотворения «Перескажи стихотворение своими словами». Практически все методы и приёмы заучивания текстов в равной степени интересны детям. При этом наиболее эффективными оказываются те, которые соответствуют индивидуальным особенностям детей. Так, например, дети, имеющие значительные зрительные нарушения, лучше запоминают стихи с использованием приёмов, относящихся к слуховому методу. Для большинства детей ведущим является зрительный метод запоминания. Двигательный метод, в основном, используется как вспомогательный, главным образом, с целью развития координации речи с движениями, чувства ритма, и, в свою очередь, также способствует более качественному запоминанию текста. Этапы работы над стихотворением по мнемотаблицам: 1.Взрослый выразительно читает стихотворение. 2.Взрослый сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу. 3.Взрослый задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль. 4.Взрослый выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме. 5.Взрослый читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу. 6.Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу. Список используемой литературы: 1. Дмитриева Т.Н. Речевая мозаика. Коррекция у детей с задержками речевого развития Детство-пресс, 2007. 2. ФомичеваМ.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. «Просвещение», 1980. 3. Лопоухина И.С. Логопедия. Звуки, буквы и слова. «Дельта», 1998. 4. Коротаева Г.А. Воспитание правильной речи у детей. Москва, 2005. 5. Лапп Е.А. Развитие связной речи детей 5-7лет с нарушением зрения - Москва: ТЦ Сфера, 2006. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».