Колотилина Ольга Григорьевна, музыкальный руководитель; Ваврик Ирина Валентиновна, заместитель заведующей по ВМР; МАДОУ ЦРР «Детский сад № 88 «Антошка» г. Северодвинск, Архангельская область. Программа кружковой работы по обучению детей 3-7 лет вокальному искусству.
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Музыкальная шкатулка» (вокал)
Возраст обучающихся: 3-7 лет
Срок реализации: 7 месяцев
1. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка.
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста – одна из важных задач современного образования.
Музыка – самое яркое, эмоциональное, а потому и действенное средство воздействия на детей.
Особое место в музыкальном искусстве занимает пение. Его воспитательное воздействие очень велико благодаря единству музыки и слова в песне и в силу самой природы естественного певческого звучания, вызывающего сильнейшие эмоции.
Совместное пение развивает чувство коллективизма, создает условия для их эмоционального, музыкального общения. Сама суть хорового пения вырабатывает у хорового певца умение видеть, слышать, чувствовать состояние другого человека. Пение развивает у детей также привычку к длительному сосредоточению.
Основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ ставит задачи формирования у детей певческих навыков. Но, как показывает практика, дети могут освоить песенный репертуар в более широком диапазоне, чем предполагает программа, с более сложным ритмическим рисунком, овладеть техникой правильного пения.
Данная программа направлена на развитие у детей 3-7 лет вокальных данных, исполнительского мастерства и умений петь в хоре.
Основными документами, регламентирующими ценностно-целевые и методологические основы данной Программы, являются:
- Закон РФ от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Областной Закон от 02.07.2013 года № 712-41-ОЗ «Об образовании в Архангельской области»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях - СанПиН 2.4.1. 3049-13 (с изменениями и дополнениями от 27.08.2015 года);
- Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
- СанПиН 2.4.4. 3172-14;
- Устав МАДОУ.
Программа способствует развитию творческих способностей обучающихся, удовлетворению индивидуальных потребностей дошкольников в художественно-эстетическом развитии.
Методологическую основу программы составляют культурно-деятельностная психология социализации ребенка, педагогическая антропология и педагогика сотрудничества.
Содержание обучения разработано на основе программы «Гармония» (К.В. Тарасова, Т.В. Нестеренко, Т.Г. Рубан. - Москва, 2004г.) с использованием методического пособия Картушиной М.Ю. «Вокально-хоровая работа в детском саду» (М. «Скрипторий 2003»).
Программа ориентирована на детей 3-7 лет, рассчитана на 7 месяцев обучения, включает в себя 27 занятий. Занятия проводятся один раз в неделю, в период с октября по апрель.
Весь материал подобран в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.
1.1.1. Цели и задачи Программы.
Целью программы является обеспечение возможностей для полноценного развития детей 3-7 лет через обучение основам вокальной техники и хорового искусства.
Задачи программы:
1.Учить детей петь в диапазоне: 3-4 года – ре-ля; 5-6 лет – до-си; 6-7 лет – до-до 2-й октавы.
2.Учить пению в микрофон.
3.Учить петь в хоре.
4.Учить детей петь естественным голосом, без напряжения.
5.Развивать координацию слуха и голоса.
6.Развивать чистоту интонирования, правильное певческое дыхание, ритмическое чувство, умение петь без музыкального сопровождения.
7.Развивать навыки эмоционального, выразительного пения.
8.Формировать сценическую культуру.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы.
Реализация Программы осуществляется в соответствии со следующими принципами:
1. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей предполагает ориентацию на достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности ребенка, доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению, потребностям, интересам. Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной ситуации развития ребенка, условием его эмоционального благополучия и полноценного развития.
2. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений – как детей, так и взрослых – в реализации Программы. Каждый участник имеет возможность внести свой индивидуальный вклад в ход занятия, может проявить инициативу. Принцип содействия предполагает диалогический характер коммуникации между всеми участниками образовательных отношений.
3. Сотрудничество с семьей. Сотрудничество, кооперация с семьей, открытость в отношении семьи являются неотъемлемым условием эффективной реализации Программы.
4. Индивидуализация образования предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка, учитывающей его интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности. С целью реализации этого принципа осуществляется регулярное наблюдение за развитием ребенка, акцентирование внимания на инициативности, самостоятельности и активности ребенка.
5. Возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает подбор педагогом содержания и методов образования в соответствии с возрастными особенностями детей. Деятельность педагога носит мотивирующий характер и соответствует психологическим законам развития ребенка, учитывает его индивидуальные интересы, особенности и склонности.
6. Разноуровневость. Принцип предполагает учет разного уровня развития и разную степень освоенности содержания программы детьми. Содержание и материал программы разработаны в соответствии со следующими уровнями сложности:
- стартовый уровень – предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания;
- базовый уровень – предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний.
1.1.3. Особенности реализации Программы.
В группе занимаются от 13 до 18 человек. Комплектование группы происходит в соответствии с возрастом детей, с учетом запросов родителей (законных представителей). Допускается усложнение или упрощение материала с учетом индивидуальных особенностей и способностей ребенка. Все занятия проводятся в музыкальном зале.
Программа рассчитана на детей 1-го года обучения. Освоение программы для каждой возрастной ступени предполагается на стартовом уровне. Если воспитанник успешно и быстро осваивает содержание стартового уровня обучения, ему предлагается содержание базового уровня.
На начало реализации программы у обучающихся сформированы следующие умения:
3-4 года: различают высоту звуков, динамику и темп музыки;
5-7 лет: удерживают дыхание до конца фразы, координируют слух и голос; соблюдают ритмический рисунок мелодии.
Занятия проводятся во вторую половину дня. Продолжительность образовательной деятельности составляет 30 минут.
1.2. Планируемые результаты освоения Программы:
К окончанию срока реализации Программы обучающиеся должны уметь:
- петь естественным голосом, без напряжения, протяжно
- правильно передавать мелодию, чисто интонировать
- правильно распределять дыхание
- петь без музыкального сопровождения
- петь в ансамбле (для базового уровня - петь сольную партию)
- петь в диапазоне:
3-4 года – ре-ля;
5-6 лет – до-си;
6-7 лет – до-до 2-й октавы (для базового уровня – до – ре 2-й октавы)
знать:
- правильное положение корпуса, головы, плеч, рук и ног при пении сидя и стоя
- значение дирижерского жеста (внимание, дыхание, начало, окончание пения)
- правила хорового исполнения.
Содержательный раздел.
2.1. Учебный план. 2.2.
№
п/п
|
Название раздела, темы
|
Количество часов
|
Формы
контроля
|
Всего
|
Теория
|
Практика
|
|
1.
|
Развитие техники пения
|
4ч. 20мин.
|
30 минут
|
4ч. 20мин.
|
Наблюдение
|
2.
|
Репетиционно-постановочная работа
|
8ч.40мин.
|
-
|
8ч. 40мин.
|
Наблюдение
Отчетный концерт
|
|
Итого:
|
13ч. 30мин.
(27 занятий)
|
30 минут
|
13ч
|
|
Содержание Программы.
Развитие техники пения.
Упражнения на певческую установку: правильное положение корпуса, головы, плеч, рук и ног при пении сидя и стоя.
Вокальные упражнения-распевания.
Упражнения для развития тембра голоса, певческого дыхания, правильной дикции, звукоизвлечения, диапазона.
Упражнения для развития чувства ритма.
Формирование исполнительских навыков: воспитание навыков понимания дирижерского жеста (внимание, дыхание, начало, окончание пения).
Работа над артикуляцией гласных звуков.
Упражнения для развития эмоционально — выразительного исполнения (мимика лица, выразительность движения и жестов).
Правила пения в микрофон.
Репетиционно-постановочная работа.
- «Мамы есть у всех!» - автор А. Евдотьева
- «Снеговик» - автор музыки и слов – А. Потряшева
- «Улыбка» - слова М. Пляцковский, музыка В. Шаинский
- «Весна» - автор М. Воинов
- «Во кузнице» русская народная песня.
2.3. Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы.
Формой организации обучения в рамках программы является занятие, каждое из которых имеет следующую структуру:
1. Распевание.
Эта часть занятия включает в себя исполнение попевок (вокализа, упражнений) в среднем, удобном диапазоне, с постепенным транспонированием его вверх и вниз по полутонам.
2. Основная часть.
Эта часть занятия включает в себя разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам, работу над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыханием по фразам, динамическими оттенками.
3. Заключительная часть.
Включает в себя пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся, работу над выразительным артистичным исполнением.
Основные методы обучения:
- наглядный - показ, просмотр видеоматериалов
- словесный – объяснение
- практический – упражнения на распевание, песенное исполнение
- творческий – самостоятельное придумывание воспитанниками сценических движений
Формы организации образовательного процесса:
- практическое занятие
- репетиция
- концерт
Формы организации деятельности обучающихся на занятии:
- фронтальная
- индивидуальная
- ансамблевая
Дидактический материал, используемый в процессе организации занятий:
- видео, аудиозаписи
2.4. Особенности педагогической диагностики и мониторинга.
Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных и итоговых аттестаций (раздел IV, п. 9 ФГОС ДО).
Педагогическая диагностика проводится с целью определения результативности педагогической деятельности, направлена на выявление достижений ребенка в освоении Программы, организуется в форме наблюдения за деятельностью детей на занятиях, за выступлениями на концертах МАДОУ, на отчетном концерте.
Низкий стартовый уровень освоения Программы (А) наблюдается, если ребенок поет с напряжением голоса, отрывисто, крикливо, допускает ошибки в интонировании, не удерживает дыхание до конца фразы, не может петь без музыкального сопровождения (для детей 5-7 лет), не умеет петь в ансамбле, поет в диапазоне 3-4 года – ми-соль; 5-6 лет – ре-соль; 6-7 лет – ре – си.
Средний стартовый уровень освоения Программы (Б) наблюдается, если ребенок допускает напряжение голоса в отдельных музыкальных фразах, допускает ошибки в интонировании отдельных фраз, не всегда удерживает дыхание до конца фразы, не может петь без музыкального сопровождения (для детей 5-7 лет), вступает и заканчивает пение с помощью педагога, поет в диапазоне 3-4 года – ре-соль; 5-6 лет – ре-ля; 6-7 лет – до-си
Высокий стартовый уровень освоения Программы (В) наблюдается, если ребенок поет без напряжения, естественным голосом, чисто интонирует, правильно распределяет дыхание, может петь без музыкального сопровождения (для детей 5-7 лет), умеет петь в ансамбле, поет в диапазоне 3-4 года – ре-ля; 5-6 лет – до-си; 6-7 лет – до-до 2-й октавы.
Базовый уровень освоения Программы (С) наблюдается, если ребенок исполняет сольные партии, поет в диапазоне до-ре 2-й октавы (6-7 лет).
Карта определения уровня освоения Программы заполняется 2 раза в год (в начале и в конце учебного года).
№
|
Ф.И обучающегося
|
Уровень освоения программы
|
А
|
Б
|
В
|
С
|
н.г.
|
к.г.
|
н.г.
|
к.г.
|
н.г.
|
к.г.
|
|
1.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Система определения результатов деятельности обучающихся осуществляется также через участие обучающихся в открытых занятиях, в мероприятиях МАДОУ, в городских творческих проектах, конкурсах и фестивалях. В конце обучения проводится отчетный концерт. Показателем эффективности проводимых занятий является индивидуальная положительная динамика освоения программы обучающимся, отзывы родителей.
3. Организационный раздел.
3.1. Материально-техническое обеспечение Программы.
Занятия коллектива проводятся в специально оборудованном музыкальном зале.
Зал оснащен зеркалами.
Технические средства: музыкальный центр, саунд-бар, USB, диски.
Пособия: музыкально-дидактические игры, музыкальная лесенка.
3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения.
Раздел Программы
|
Программно-методическое обеспечение
|
Развитие техники пения
|
Тарасова К.В., Нестеренко Т.В., Рубан Т.Г. Программа развития музыкальности у детей дошкольного возраста «Гармония». – М. 2004.
Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. М. 2015г. «Скрипторий 2003»
|
Репетиционно -постановочная работа
|
Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». – Санкт-Петербург «Невская нота», 2010 г. – 45 с.
|
Периодические издания:
Научно-методический журнал «Дошкольное воспитание»
Научно-популярный и методический журнал «Обруч»
Научно-методический журнал «Музыкальная палитра»
|
3.3. Календарный учебный график.
№
п/п
|
Месяц
|
Число
|
Время
проведения
занятия
|
Форма
проведения
занятия
|
Кол -
во
часов
|
Тема занятия
|
Место
проведения
|
Форма контроля
|
1.
|
Октябрь
|
12.10.
|
15.30 -16.00
|
Теоретико-практическое
|
0,5
|
Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.
Прослушивание песни «Мамы есть у всех!»
Упражнения на распевание.
Упражнения на развитие дикции, дыхания.
|
Музыкальный
зал
|
Наблюдение
|
2.
|
19.10.
|
15.30 -16.00
|
Теоретико-практическое
|
0,5
|
Упражнения на распевание.
Упражнения на развитие дикции, дыхания.
Разучивание песни «Мамы есть у всех!»
|
Музыкальный
зал
|
Наблюдение
|
3-
|
26.10
|
15.30 -16.00
|
Практическое
|
0,5
|
Упражнения на распевание.
Упражнения на развитие дикции, дыхания.
Разучивание песни «Мамы есть у всех!»
|
Музыкальный
зал
|
Наблюдение
|
4.
|
Ноябрь
|
02.10.
|
15.30 -16.00
|
Практическое
|
0,5
|
Работа над развитием чувства ритма,
чистотой интонирования.
Разучивание песни «Мамы есть у всех!»
|
Музыкальный
зал
|
Наблюдение
|
5.
|
09.11.
|
15.30 -16.00
|
Практическое
|
0,5
|
Упражнения на распевание.
Работа над сценическим образом
песни «Мамы есть у всех!» с микрофоном.
Прослушивание песни: «Снеговик»
|
Музыкальный
зал
|
Наблюдение
|
6.
|
16.11.
|
15.30 -16.00
|
Практическое
|
0,5
|
Упражнения на распевание.
Упражнения на развитие дикции, дыхания.
Работа над сценическим образом
Песни «Мамы есть у всех!»
Разучивание песни: «Снеговик»
|
Музыкальный
зал
|
Наблюдение
|
7.
|
23.11.
|
15.30 -16.00
|
Практическое
|
0,5
|
Упражнения на развитие дикции, тембра голоса
Упражнения на распевание.
Работа над сценическим образом песни «Снеговик»
|
Музыкальный
зал
|
Наблюдение
|
8.
|
Декабрь
|
03.12.
|
15.30 -16.00
|
Практическое
|
0,5
|
Упражнения на распевание.
Упражнения на развитие дикции, дыхания.
Работа над сценическим образом песни «Снеговик»
|
Музыкальный
зал
|
Наблюдение
|
9.
|
7.12.
|
15.30 -16.00
|
Практическое
|
0,5
|
Упражнения на распевание.
Упражнения на развитие дикции, дыхания.
Работа над чистотой интонирования «Снеговик»
|
Музыкальный
зал
|
Наблюдение
|
10.
|
14.12.
|
15.30 -16.00
|
Практическое
|
0,5
|
Работа над развитием эмоционального исполнения.
Постановочная работа над песней «Снеговик» с микрофоном
|
Музыкальный
зал
|
Наблюдение
|
11.
|
21.12.
|
15.30 -16.00
|
Практическое
|
0,5
|
Работа над развитием чувства ритма.
Постановочная работа над песней «Снеговик»
|
Музыкальный
зал
|
|
12.
|
Январь
|
11.01.
|
15.30 -16.00
|
Практическое
|
0,5
|
Повторение разученных песен.
Упражнения на развитие дикции, дыхания, тембра голоса.
Упражнения на распевание.
|
Музыкальный
зал
|
Наблюдение
|
13.
|
18.01.
|
15.30 -16.00
|
Практическое
|
0,5
|
Повторение разученных песен.
Упражнения на развитие дикции, дыхания, тембра голоса.
Упражнения на распевание.
Выполнение творческих заданий на придумывание сценических движений.
|
Музыкальный
зал
|
Наблюдение
|
14.
|
22.01.
|
15.30 -16.00
|
Практическое
|
0,5
|
Повторение разученных песен.
Упражнения на развитие дикции, дыхания, тембра голоса.
Упражнения на распевание.
|
Музыкальный
зал
|
Наблюдение
|
15.
|
25.01.
|
15.30 -16.00
|
Практическое
|
0,5
|
Работа над развитием чувства ритма,
чистотой интонирования, дыханием.
Прослушивание и разучивание
песни «Улыбка»
|
Музыкальный
зал
|
Наблюдение
|
16.
|
Февраль
|
01.02.
|
15.30 -16.00
|
Практическое
|
0,5
|
Работа над развитием чувства ритма,
чистотой интонирования, дыханием.
Прослушивание и разучивание песни «Улыбка»
|
Музыкальный
зал
|
Наблюдение
|
17.
|
8.02.
|
15.30 -16.00
|
Практическое
|
0,5
|
Упражнения на развитие дикции, дыхания, тембра голоса.
Упражнения на распевание.
Выполнение творческих заданий на придумывание сценических движений
Работа над дикцией и дыханием песни «Улыбка»
|
Музыкальный
зал
|
Наблюдение
|
18.
|
15.02.
|
15.30 -16.00
|
Практическое
|
0,5
|
Упражнения на развитие дикции, дыхания, тембра голоса, чувства ритма.
Упражнения на распевание.
Выполнение творческих заданий на придумывание сценических движений
Работа над чистотой интонирования песни «Улыбка»
|
Музыкальный
зал
|
Наблюдение
|
19.
|
22.02.
|
15.30 -16.00
|
Практическое
|
0,5
|
Работа над развитием чувства ритма.
Постановочная работа, работа над сценическим образом песни «Улыбка» с микрофоном.
Прослушивание песни «Весна»
|
Музыкальный
зал
|
Наблюдение
|
20.
|
Март
|
01.03.
|
15.30 -16.00
|
Практическое
|
0,5
|
Упражнения на развитие дикции, дыхания, тембра голоса, чувства ритма.
Упражнения на распевание.
Работа над дикцией и дыханием песни «Весна»
|
Музыкальный
зал
|
Наблюдение
|
21.
|
15.03.
|
15.30 -16.00
|
Практическое
|
0,5
|
Упражнения на развитие дикции, дыхания, тембра голоса, чувства ритма.
Упражнения на распевание.
Работа над чистотой интонирования
песни «Весна»
|
Музыкальный
зал
|
Наблюдение
|
22.
|
22.03.
|
15.30 -16.00
|
Практическое
|
0,5
|
Упражнения на развитие дикции, дыхания, тембра голоса, чувства ритма.
Упражнения на распевание.
Работа над сценическим образом песни
«Весна» с микрофоном.
|
Музыкальный
зал
|
Наблюдение
|
23.
|
29.03.
|
15.30 -16.00
|
Практическое
|
0,5
|
Работа над чистотой интонирования.
Упражнения на развитие дикции, дыхания, тембра голоса, чувства ритма.
Упражнения на распевание.
Знакомство и разучивание песни
«Во кузнице»
|
Музыкальный
зал
|
Наблюдение
|
24.
|
Апрель
|
05.04.
|
15.30 -16.00
|
Практическое
|
0,5
|
Работа над дикцией и дыханием песни
«Во кузнице»
|
Музыкальный
зал
|
Наблюдение
|
25.
|
12.04.
|
15.30 -16.00
|
Практическое
|
0,5
|
Работа над чистотой интонирования,
сценическим образом песни
«Во кузнице» с микрофоном.
|
Музыкальный
зал
|
Наблюдение
|
26.
|
19.04.
|
15.30 -16.00
|
Практическое
|
0,5
|
Работа над чистотой интонирования,
сценическим образом песни.
Репетиционная работа
«Во кузнице»
|
Музыкальный
зал
|
Наблюдение
|
27.
|
26.04.
|
15.30 -16.00
|
Практическое
|
0,5
|
Отчетный концерт.
Исполнение разученных песен.
|
Музыкальный
зал
|
Наблюдение
|
|
|
|
|
|
|
Отчетный концерт.
|
Список использованных источников.
1.Бодраченко И.В. Музыкальные игры в детском саду для детей 5 7 лет. – М.: Айрис-пресс, 2009. 2.Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010. Картушина М.Ю. 3.Вокально-хоровая работа в детском саду. М. 2015г. «Скрипторий 2003» 4.Метлов Н.А. Вокальные возможности дошкольников // Дошкольное воспитание. М., 1940, № 11. 5.Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях. Санкт-Петербург: Корона принт, 2005. 6.Тарасова К.В., Нестеренко Т.В., Рубан Т.Г. Программа развития музыкальности у детей дошкольного возраста «Гармония». – М. 2004.
Приложение № 1.
Методические материалы.
1.1.Календарно-тематическое планирование.
Месяц
|
Занятие
|
Содержание обучения
|
Вводная часть
Распевание
|
Основная часть
|
Заключительная часть
Игры
|
Октябрь
|
1.
|
Коммуникативная игра-приветствие «Ищу друга».
Артикуляционная гимнастика по системе В.Емельянова: «Паровоз» - короткий вдох, долгий выдох.
«Машина» - вибрация губ.
Пропевание гласных «А-О-У».
|
Развитие певческого голоса, способность правильному звукообразованию, пение по слогам.
Упражнение детей в чистом интонировании на одном звуке и поступенное движение вниз.
Разучивание и проговаривание скороговорки «Сшила Саша Саньке шапку»
Упражнение на дыхание «Свечка».
Прослушивание и разучивание песни
«Мамы есть у всех!»
|
Игра «Прогулка» (автор - О. Ю. Херувимова).
|
2.
|
Коммуникативная игра-приветствие «Ищу друга».
Артикуляционная гимнастика по системе В.Емельянова: «Паровоз» - короткий вдох, долгий выдох.
«Машина» - вибрация губ.
Пропевание гласных «А-О-У».
|
Развитие певческого голоса, способность правильному звукообразованию, пение по слогам.
Упражнение детей в чистом интонировании на одном звуке и поступенное движение вниз.
Разучивание и проговаривание скороговорки «Сшила Саша Саньке шапку»
Упражнение на дыхание «Свечка».
Разучивание песни «Мамы есть у всех!»
|
Игра «Прогулка» (автор - О. Ю. Херувимова).
|
3.
|
Артикуляционная гимнастика по системе В.Емельянова: «Паровоз» - короткий вдох, долгий выдох.
«Машина» - вибрация губ.
Пропевание гласных «А-О-У-И-Э», слогов «НА-НО-НУ».
Разучивание распевки «Волк».
|
Развитие певческого голоса, способность правильному звукообразованию, пение по слогам.
Упражнение детей в чистом интонировании на одном звуке и поступенное движение вниз и вверх.
Разучивание и проговаривание скороговорки «Сшила Саша Саньке шапку»
Упражнение на дыхание «Свечка».
Разучивание песни «Мамы есть у всех!»
|
Игра «Прогулка» (автор - О. Ю. Херувимова).
|
Ноябрь
|
4.
|
Артикуляционная гимнастика по системе В.Емельянова: «Паровоз» - короткий вдох, долгий выдох.
«Машина» - вибрация губ.
Пропевание гласных «А-О-У-И-Э», слогов «НА-НО-НУ» Разучивание распевки «Волк».
|
Развитие певческого голоса, способность правильному звукообразованию, пение по слогам.
Разучивание и проговаривание скороговорки «На дворе трава»
Упражнение на дыхание «Свечка».
Разучивание песни «Мамы есть у всех!»
Прослушивание песни «Снеговик»
|
Игра «Прогулка» (автор - О. Ю. Херувимова).
|
5.
|
Артикуляционная гимнастика по системе В.Емельянова: «Паровоз» - короткий вдох, долгий выдох.
«Машина» - вибрация губ.
Пропевание гласных «А-О-У-И-Э», слогов «МИ-МА-МО» Пропевание распевки «Волк».
|
Разучивание и проговаривание скороговорки «На дворе трава»
Упражнение на дыхание «Свечка».
Постановочная работа песни «Мамы есть у всех!»
Разучивание песни «Снеговик»
|
Игра «Певец» Л.С. Ходонович
|
6.
|
Артикуляционная гимнастика по системе В.Емельянова: «Паровоз» - короткий вдох, долгий выдох. «Машина» - вибрация губ. Пропевание гласных «А-О-У-И-Э», слогов «МИ-МА-МО». Пропевание образной распевки «Волк».
|
Разучивание и проговаривание скороговорки «На дворе трава»
Упражнение на дыхание «Свечка».
Постановочная работа песни «Мамы есть у всех!»
Разучивание песни «Снеговик»
|
Игра «Певец» Л.С. Ходонович
|
7.
|
В.Емельянова: «Паровоз» - короткий вдох, долгий выдох. «Машина» - вибрация губ. Пропевание гласных «А-О-У-И-Э», слогов «динь-дан-дон». Пропевание образной распевки «Волк».
|
Разучивание и проговаривание скороговорки «На дворе трава»
Упражнение на дыхание «Свечка».
Постановочная работа «Снеговик»
|
Игра «Певец» Л.С. Ходонович
|
8.
|
В.Емельянова: «Паровоз» - короткий вдох, долгий выдох. «Машина» - вибрация губ. Пропевание гласных «А-О-У-И-Э», слогов «динь-дан-дон». Пропевание образной распевки «Волк».
|
Разучивание и проговаривание скороговорки «На дворе трава»
Упражнение на дыхание «Свечка».
Повторение номера «Мамы есть у всех!»
Постановочная работа «Снеговик»
|
Игра «Певец» Л.С. Ходонович
|
Декабрь
|
9.
|
Подготовка голосового аппарата. Пропевание гласных «А-О-У-И-Э», слогов «динь-дан-дон». Разучивание распевки «Гуси».
|
Разучивание и проговаривание скороговорки «На дворе трава»
Постановочная работа «Снеговик»
|
«Музыкальный десант» (автор - А. Б. Наумова)
|
10.
|
Коммуникативная игра-приветствие «Зеркало».
Подготовка голосового аппарата, упражнения «Обезьянки», «Веселый язычок». Пропевание гласных «А-О-У-И-Э», слогов «динь-дан-дон». Пропевание образной распевки «Гуси».
|
Пропевание по слогам.
Проговаривание скороговорок «На дворе трава», «Сшила Саша»
Упражнение «Греем руки»
Постановочная работа «Снеговик»
|
«Музыкальный десант» (автор - А. Б. Наумова)
|
11.
|
Коммуникативная игра-приветствие «Зеркало».
Подготовка голосового аппарата, упражнения «Обезьянки», «Веселый язычок». Пропевание гласных «А-О-У-И-Э», слогов «тик-так-тук». Пропевание образной распевки «Гуси».
|
Работа над эмоциональным исполнением. Упражнения «Я обиделся», «Я радуюсь»
Проговаривание скороговорок «На
дворе трава», «Сшила Саша» с разными интонациями.
Постановочная работа «Снеговик
|
«Музыкальный десант» (автор - А. Б. Наумова)
|
12.
|
Коммуникативная игра-приветствие «Зеркало».
Подготовка голосового аппарата, упражнения «Обезьянки», «Веселый язычок». Пропевание гласных «А-О-У-И-Э», слогов «тик-так-тук». Пропевание образной распевки «Гуси».
|
Работа над эмоциональным исполнением. Упражнения «Я обиделся», «Я радуюсь»
Проговаривание скороговорок «На дворе трава», «Сшила Саша» с разными интонациями.
Постановочная работа «Снеговик
|
«Музыкальный десант» (автор - А. Б. Наумова)
|
|
|
Открытый урок для родителей
|
Январь
|
13.
|
Коммуникативная игра- «Приветствие». Работа с губами (покусать зубами верхнюю и нижнюю губу) Пропевание гласных «А-О-У-И-Э», слогов «тик-так-тук». Разучивание распевки «Кукушка».
|
Работа над эмоциональным исполнением. Упражнения «Я обиделся», «Я радуюсь»
Проговаривание скороговорок «На дворе трава», «Сшила Саша» с разными интонациями.
|
Музыкально-дидактическая игра «Нарисуй мелодию» Л.Н.Комиссарова, Э.П.Костина
|
14.
|
Коммуникативная игра- «Приветствие». Работа с губами (покусать зубами верхнюю и нижнюю губу). Пропевание гласных «А-О-У-И-Э», слогов «тик-так-тук». Пропевание образной распевки «Кукушка».
|
Упражнения на умение ощущать и передавать интонацию в пении, «рисовать» голосом: «Крик ослика» (Й-а), «Крик в лесу» (А-у), «Крик чайки» (А!А!), «Пищит котенок жалобно» (Мяу-мяу), «Кричит ворона» (Кар-кар).
|
Музыкально-дидактическая игра «Нарисуй мелодию» Л.Н.Комиссарова, Э.П.Костина
|
15.
|
Коммуникативная игра- «Приветствие». Работа с губами (покусать зубами верхнюю и нижнюю губу). Пропевание гласных «А-О-У-И-Э», слогов «ля-ли-ля». Пропевание образной распевки «Кукушка».
|
Упражнения на умение ощущать и передавать интонацию в пении, «рисовать» голосом: «Крик ослика» (Й-а), «Крик в лесу» (А-у), «Крик чайки» (А!А!), «Пищит котенок жалобно» (Мяу-мяу), «Кричит ворона» (Кар-кар).
Прослушивание песни «Улыбка»
|
Музыкально-дидактическая игра «Нарисуй мелодию» Л.Н.Комиссарова, Э.П.Костина
|
|
|
Выступление на концерте в МАДОУ
|
Февраль
|
16.
|
Коммуникативная игра- «Приветствие». «Паровоз» - короткий вдох, долгий выдох. Упражнение «Самолет» на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос). Пропевание гласных «А-О-У-И-Э», слогов «ля-ли-ля». Разучивание распевки «Тучка».
|
Упражнения «Самолет летит» М. Картушиной.
Проговаривание скороговорок «На дворе трава», «Сшила Саша» с разными интонациями.
Разучивание песни «Улыбка»
|
Сюжетная дидактическая игра
«Узнай по песенке»
Л.С. Ходонович
|
17.
|
Коммуникативная игра- «Приветствие». «Паровоз» - короткий вдох, долгий выдох. Упражнение «Самолет» на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос).
Пропевание гласных «А-О-У-И-Э», слогов «ля-ли-ля».
Пропевание образной распевки «Тучка».
|
Упражнения «Самолет летит» М. Картушиной.
Проговаривание скороговорок «На дворе трава», «Сшила Саша» с разными интонациями.
Работа над дикцией и дыханием песни «Улыбка»
|
Сюжетная дидактическая игра
«Узнай по песенке»
Л.С. Ходонович
|
18.
|
Коммуникативная игра- «Приветствие». «Паровоз» - короткий вдох, долгий выдох. Упражнение «Самолет» на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос). Пропевание гласных «А-О-У-И-Э», слогов «тпру» вверх и вниз. Пропевание образной распевки «Тучка».
|
Упражнения «Самолет летит» М. Картушиной.
Проговаривание скороговорок «На дворе трава», «Сшила Саша» с разными интонациями.
Работа над чистотой интонирования песни «Улыбка»
|
Сюжетная дидактическая игра
«Узнай по песенке»
Л.С. Ходонович
|
19.
|
Коммуникативная игра- «Приветствие». «Паровоз» - короткий вдох, долгий выдох. Упражнение «Самолет» на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос).
Пропевание гласных «А-О-У-И-Э», слогов «тпру» вверх и вниз. Пропевание образной распевки «Тучка».
|
Работа над развитием чувства ритма.
Постановочная работа, работа над сценическим образом песни «Улыбка»
Прослушивание песни «Весна»
|
Сюжетная дидактическая игра
«Узнай по песенке»
Л.С. Ходонович
|
Март
|
20.
|
Коммуникативная игра- «Поменяйтесь местами».
Прищелкивание язычком «лошадка». Упражнение «Машина» -вибрация губ.
Пропевание гласных «А-О-У-И-Э», слогов «тпру» вверх и вниз. Разучивание распевки «Что ты хочешь, кошечка?».
|
Повторение разученных песен.
Работа над дикцией и дыханием песни «Весна»
|
Сюжетная дидактическая игра
«Найди золотой ключик»
Л.С. Ходонович
|
21.
|
Коммуникативная игра- «Поменяйтесь местами».
Прищелкивание язычком «лошадка». Упражнение «Машина» -вибрация губ.
Пропевание гласных «А-О-У-И-Э». Пропевание образной распевки «Что ты хочешь, кошечка?».
|
Работа над эмоциональным исполнением. Упражнения «Я обиделся», «Я радуюсь». Проговаривание и пропевание скороговорок «На дворе трава», «Сшила Саша» в разных тональностях.
Работа над чистотой интонирования песни «Весна»
|
Сюжетная дидактическая игра
«Найди золотой ключик»
Л.С. Ходонович
|
22.
|
Коммуникативная игра- «Поменяйтесь местами».
Прищелкивание язычком «лошадка». Упражнение «Машина» -вибрация губ.
Пропевание гласных «А-О-У-И-Э», слогов «тпру» вверх и вниз. Пропевание образной распевки «Что ты хочешь, кошечка?»
|
Работа над эмоциональным исполнением. Упражнения «Я обиделся», «Я радуюсь»
Проговаривание и пропевание скороговорок «На дворе трава», «Сшила Саша» в разных тональностях.
Работа над сценическим образом песни
«Весна»
|
Сюжетная дидактическая игра
«Найди золотой ключик»
Л.С. Ходонович
|
23.
|
Коммуникативная игра- «Поменяйтесь местами».
Прищелкивание язычком «лошадка». Упражнение «Машина» -вибрация губ.
Пропевание гласных «А-О-У-И-Э» согласных «Ж», «З» вверх и вниз. Пропевание образной распевки «Что ты хочешь, кошечка?»
|
Работа над эмоциональным исполнением. Упражнения «Я обиделся», «Я радуюсь»
Проговаривание и пропевание скороговорок «На дворе трава», «Сшила Саша» в разных тональностях.
Знакомство и разучивание песни
«Во кузнице»
|
Сюжетная дидактическая игра
«Найди золотой ключик»
Л.С. Ходонович
|
Апрель
|
24.
|
Ритмические комбинации на хлопки и притопы.
Пропевание гласных «А-О-У-И-Э» согласных «Ж», «З» вверх и вниз.
Повторение распевок «Заинька», «Листики», «Волк», «Гуси», «Тучка»
|
Проговаривание и пропевание скороговорок «На дворе трава», «Сшила Саша» в разных тональностях.
Работа над дикцией и дыханием песни
«Во кузнице»
|
Сюжетная музыкальная игра
«Повторяй за мной»
Г.А. Никашина
|
25.
|
Ритмические комбинации на хлопки и притопы.
Повторение распевок «Заинька», «Листики», «Волк», «Гуси», «Тучка»
|
Работа над чистотой интонирования,
сценическим образом песни
«Во кузнице»
|
Сюжетная музыкальная игра
«Повторяй за мной»
Г.А. Никашина
|
26.
|
Ритмические комбинации на хлопки и притопы.
Повторение распевок «Заинька», «Листики», «Волк», «Гуси», «Тучка».
|
Повторение изученных песен.
Постановочная работа над песней «Во кузнице»
|
Сюжетная музыкальная игра
«Повторяй за мной»
Г.А. Никашина
|
27.
|
Отчетный концерт.
Исполнение разученных песен.
|
|