Пешкова Елена Юрьевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МАДОУ ЦРР – «Детский сад №88 « Антошка» г. Северодвинск, Архангельская область. Программа представляет систему развивающих игр и творческих заданий с использованием современных развивающих игр Б.П. Никитина, блоков Дьенеша, лабиринтов, головоломок и т.д. Данная программа способствует удовлетворению индивидуальных потребностей дошкольников в интеллектуальном развитии, направлена на развитие умственных способностей. Программный материал подобран в соответствии с возрастными особенностями дошкольников 6-7 лет.
Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Развивайка» (возраст обучающихся 6-7 лет)
1. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка.
Развитие умственных способностей у детей дошкольного возраста - одно из важных направлений современного образования.
Способность решать интеллектуальные задачи, сформированность предпосылок учебной деятельности (умение работать по правилу, по образцу, по инструкции) являются неотъемлемой частью гармоничного развития ребенка, важным условием успешного обучения в школе.
Основой умственного развития является умение выполнять мыслительные операции: сравнивать, классифицировать, обобщать и т.д., а также развитие познавательных процессов.
Психологи указывают на то, что развитие познавательных процессов связано также с развитием зрительно-моторной координации.
Игры и задания на развитие логики, памяти, зрительно-моторной координации активизируют умственную деятельность, формируют умение планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, проявляя при этом творчество. В процессе выполнения заданий моделируются разные структуры мышления, создаются благоприятные условия для применения полученных представлений.
Данная программа представляет систему развивающих игр и творческих заданий с использованием современных развивающих игр Б.П. Никитина, блоков Дьенеша, лабиринтов, головоломок и т.д.
Программа способствует удовлетворению индивидуальных потребностей дошкольников в интеллектуальном развитии, направлена на развитие умственных способностей у детей 6-7 лет.
Методологическую основу программы составляют культурно-деятельностная психология социализации ребенка, педагогическая антропология и педагогика сотрудничества.
Основными документами, регламентирующими ценностно-целевые и методологические основы данной программы, являются:
- Закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Закон от 02.07.2013 года № 712-41-ОЗ «Об образовании в Архангельской области»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 года № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в дошкольных организациях - СанПиН 2.4.1. 3049-13 (с изменениями от 27.08.2015);
- Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» - СанПиН 2.4.4. 3172-14;
- Устав МАДОУ.
Содержание обучения разработано на основе авторской методики Л.Я. Береславского (Береславский Л.Я. Азбука логики. Как помочь ребенку учиться легко и с удовольствием. - М.,2001).В основе обучения лежит развитие природных способностей ребенка.
Программа рассчитана на 7 месяцев, включает в себя 27 занятий, рассчитана на 13,5 часов. Занятия по программе проводятся по подгруппам, 1 раз в неделю. Длительность проведения занятий составляет 30 минут.
Образовательная деятельность носит развивающий характер, проходит в игровой форме, с интересным содержанием, творческими, проблемно – поисковыми задачами.
Программный материал подобран в соответствии с возрастными особенностями дошкольников 6-7 лет.
1.1.1. Цели и задачи Программы
Целью Программы является обеспечение возможностей для полноценного развития детей 6-7 лет через развитие познавательных процессов.
Задачи программы:
1. Учить детей выделять существенные признаки предметов, сравнивать, обобщать, классифицировать.
2. Совершенствовать произвольное внимание, память.
3. Способствовать расширению кругозора.
4. Формировать логическое, творческое и критическое мышление, речь дошкольников.
5. Развивать зрительно-моторную координацию, графические навыки.
6. Развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу.
7. Развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и умозаключения на основании приобретённых знаний.
8. Воспитывать стремление к приобретению новых знаний и умений.
1.1.2 Принципы и подходы к формированию Программы
Реализация Программы осуществляется в соответствии со следующими принципами:
1.Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей предполагает ориентацию на достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности ребенка, доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению, потребностям, интересам. Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной ситуации развития ребенка, условием его эмоционального благополучия и полноценного развития.
2.Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений – как детей, так и взрослых – в реализации Программы. Каждый участник имеет возможность внести свой индивидуальный вклад в ход занятия, может проявить инициативу. Принцип содействия предполагает диалогический характер коммуникации между всеми участниками образовательных отношений.
3.Сотрудничество с семьей. Сотрудничество, кооперация с семьей, открытость в отношении семьи являются неотъемлемым условием эффективной реализации Программы.
4.Индивидуализация образования предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка, учитывающей его интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности. С целью реализации этого принципа осуществляется регулярное наблюдение за развитием ребенка, акцентирование внимания на инициативности, самостоятельности и активности ребенка.
5.Возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает подбор педагогом содержания и методов образования в соответствии с возрастными особенностями детей. Деятельность педагога носит мотивирующий характер и соответствует психологическим законам развития ребенка, учитывает его индивидуальные интересы, особенности и склонности.
6.Разноуровневость. Принцип предполагает учет разного уровня развития и разную степень освоенности содержания программы детьми. Содержание и материал программы разработаны в соответствии со следующими уровнями сложности:
- стартовый уровень – предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания;
- базовый уровень – предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний.
1.1.3 Особенности реализации Программы
В группе занимаются от 15 до 20 человек. Комплектование группы происходит в соответствии с возрастом детей, с учетом запросов родителей (законных представителей). Допускается усложнение или упрощение материала с учетом индивидуальных особенностей и способностей ребенка. Все занятия проводятся в отдельном помещении.
Программа рассчитана на детей 1-го года обучения. Освоение программы предполагается на стартовом уровне. Если воспитанник успешно и быстро осваивает содержание стартового уровня обучения, ему предлагается содержание базового уровня.
На начало реализации программы у обучающихся сформированы умения классифицировать геометрические фигуры по двум-трем признакам, самостоятельно выделять свойства предметов, сравнивать их с образцом, умеют правильно держать карандаш и выполнять простые графические рисунки.
Занятия проводятся во вторую половину дня. Продолжительность образовательной деятельности составляет 30 минут.: 5минут отводится на вводную часть, 20 минут - на основную, 5 минут - на заключительную.
1.2 Планируемые результаты освоения Программы
К концу года дети должны уметь:
- различать, называть геометрические фигуры, составлять плоскостные изображения по схемам и по замыслу;
- правильно осуществлять графическую деятельность, ориентироваться на листе бумаги;
- использовать приемы анализа, синтеза, сравнения, классификации;
- устанавливать закономерность;
- ориентироваться в пространстве и на плоскости;
- высказывать суждения, доказательства, объяснять свою позицию.
2. Содержательный раздел.
2.1. Учебный план.
|
Название раздела, темы
|
Количество часов
|
Форма контроля
|
всего
|
теория
|
практика
|
|
1.
|
Развитие логического мышления
|
4ч30минут
|
-
|
4ч30минут
|
наблюдение
|
2.
|
Развитие внимания и памяти
|
4ч30минут
|
-
|
4ч30минут
|
наблюдение
|
3.
|
Развитие зрительно-моторной координации
|
4ч30минут
|
-
|
4ч30минут
|
наблюдение
|
|
Итого:
|
13,5 часов
|
|
13часов30минут
|
|
|
|
27 занятий
|
|
|
|
2.2. Содержание Программы
Блок 1. Развитие логического мышления
Практика:
Стартовый уровень: упражнения на развитие логического мышления с использованием игр: «Танграмм» (простые изображения), упражнения на развитие комбинаторных способностей (кубики Никитина (12 кубиков), блоки Дьенеша (упражнения на классификацию фигур по трем свойствам).
Базовый уровень: упражнения на развитие комбинаторных способностей (кубики Никитина (16 кубиков), блоки Дьенеша (упражнения на классификацию по четырем свойствам), «Танграмм» (сложные изображения)
Блок 2. Развитие внимания и памяти
Практика:
Стартовый уровень: игры и упражнения на развитие зрительной, слуховой, ассоциативной памяти, упражнения на развитие внимания.
Базовый уровень: упражнения на умение переключать внимание, обнаруживать логические связи и отражать их в речи.
Блок 3. Развитие зрительно-моторной координации
Практика:
Стартовый уровень: игры и упражнения на развитие сенсомоторики и мелкой моторики руки, умения работать с карандашом, ориентироваться на листе бумаги, графические диктанты, упражнения направленные на развитие умения воссоздавать образ по образцу.
Базовый уровень: игры и упражнения на умение координировать работу рук со зрительным и слуховым восприятием, умение писать графические диктанты, состоящие из четырех-шести частей.
2.3. Описание форм, методов, способов и средств реализации Программы
Формой организации обучения в рамках Программы является занятие, каждое из которых состоит из 3 частей:
1. Вводная.
2. Основная.
3.Заключительная.
Во вводной части занятия детям предлагаются задания на развитие зрительного и слухового внимания.
Основная часть занятия предполагает изучение нового материала:
-дидактические игры и упражнения.
В заключительной части закрепляется материал основной части, подводится итог занятия.
Основные методы обучения:
- наглядный – демонстрация схем, дидактических карт, иллюстраций
- словесный – объяснение
- практический – работа в тетрадях, игры и упражнения на печатной основе
Формы организации образовательного процесса:
- практическое занятие
- дидактическая игра
- игровое упражнение
Формы организации деятельности обучающихся на занятии:
- фронтальная
- индивидуальная
- подгрупповая
Дидактический материал, используемый в процессе организации занятий:
- схемы
- настольно-печатные игры
- рабочие тетради
2.4. Особенности педагогической диагностики и мониторинга
Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных и итоговых аттестаций (раздел IV, п. 9 ФГОС ДО).
Педагогическая диагностика проводится с целью определения результативности педагогической деятельности, направлена на выявление достижений ребенка в освоении Программы, организуется в форме наблюдения за деятельностью детьми на занятиях, в процессе выполнения заданий итоговой игры КВН:
1.Распределить геометрические фигуры по всем четырем свойствам (цвет, форма, величина, толщина).
2.Найди 10 отличий.
3.Графический диктант.
4.Нарисуй точно так же.
5.Запомни 10 слов.
Если ребенок выполняет отдельные задания - у него наблюдается слабый уровень освоения Программы (А).
Если выполняет все задания, но допускает ошибки - у него средний уровень освоения Программы (Б).
Если ребенок выполняет все задания самостоятельно и правильно – у него высокий уровень освоения Программы (В)
Если ребенок выполняет задания графического диктанта и игр на логическое мышление по усложненным заданиям - у него базовый уровень.
Карта определения уровня освоения Программы заполняется 2 раза в год (в начале и в конце учебного года).
№
|
Ф.И. обучающегося
|
Уровень освоения программы
|
А
|
Б
|
В
|
С
|
н.г.
|
к.г.
|
н.г.
|
к.г.
|
н.г.
|
к.г.
|
|
1.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Одной из форм подведения итогов реализации данной программы является проведение подгруппового или индивидуального занятия с присутствием родителей. Показателем эффективности проводимых занятий является индивидуальная положительная динамика освоения программы обучающимся, отзывы родителей о повышении интереса детей к логическим играм и заданиям в рабочих тетрадях.
3. Организационный раздел.
3.1. Материально-техническое обеспечение Программы
Занятия проводятся в отдельном помещении. Дидактический наглядный материал, игрушки и игры на занятиях предъявляются в соответствии с возрастными требованиями, особенностями психофизического развития детей. Помещение оснащено необходимым количеством мебели, соответствующей числу детей, посещающих занятия, меловой и магнитной доской (мольберт). Имеется индивидуальный раздаточный материал: картинки, рабочие тетради, карточки на печатной основе.
3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения
- Блоки Дьенеша – набор на каждого ребенка
- Игры «Танграмм» - набор на каждого ребенка
- Кубики Никитина - набор из 16 кубиков на каждого ребенка - Карты, схемы, лабиринты
3.3.Календарный учебный график
№
п/п
|
Месяц
|
Число
|
Время
проведения
занятия
|
Форма
проведения
занятия
|
Кол - во
часов
|
Тема занятия
|
Место
проведения
|
Форма контроля
|
1.
|
Октябрь
|
16.10.
|
15.30 -16.00
16.00-16.30
|
Практическое
|
0,5
|
Игра на развитие мыслительных операций.
Упражнение на развитие графических умений
Игра на развитие логического мышления.
|
Кружковая
комната
|
наблюдение
|
2.
|
23.10
|
15.30 -16.00
16.00-16.30
|
Практическое
|
0,5
|
Упражнение на развитие слуховой памяти.
Упражнение на развитие зрительно-моторной координации
Игра на развитие логического мышления
|
Кружковая
комната
|
-
|
3
|
Ноябрь
|
6.11
|
15.30 -16.00
16.00-16.30
|
Практическое
|
0,5
|
Упражнение на развитие зрительной памяти.
Упражнение на развитие зрительно-моторной координации
Игра на развитие логического мышления
|
Кружковая
комната
|
-
|
4
|
13.11
|
15.30 -16.00
16.00-16.30
|
Практическое
|
0,5
|
Упражнение на развитие зрительной памяти.
Упражнение на развитие зрительно-моторной координации
Игра на развитие логического мышления
|
Кружковая
комната
|
-
|
5
|
20.11
|
15.30 -16.00
16.00-16.30
|
Практическое
|
0,5
|
Игра на развитие внимания
Упражнение на развитие координации движений и графических навыков.
Игра на развитие логического мышления
|
Кружковая комната
|
|
6
|
27.11
|
15.30 -16.00
16.00-16.30
|
Практическое
|
0,5
|
Упражнение на развитие зрительной памяти.
Упражнение на развитие слуховой памяти.
Упражнение на развитие координации движений и графических навыков.
Игра на развитие логического мышления
|
Кружковая
комната
|
-
|
7
|
Декабрь
|
4.12
|
15.30 -16.00
16.00-16.30
|
Практические
|
0,5
|
Игра на развитие внимания, логического мышления, памяти.
Игра на развитие зрительной памяти
Упражнение на развитие координации движений и графических навыков.
Игра на развитие логического мышления
|
Кружковая
комната
|
-
|
8
|
11.12.
|
15.30 -16.00
16.00-16.30
|
Практическое
|
0,5
|
Игра на развитие мыслительных операций.
Упражнение на развитие зрительно-моторной координации
Игра на развитие логического мышления
|
Кружковая
комната
|
-
|
9
|
18.12.
|
15.30 -16.00
16.00-16.30
|
Практическое
|
0,5
|
Упражнение на развитие осязательной памяти и мышления.
Упражнение на развитие зрительно-моторной координации
Игра на развитие логического мышления
|
Кружковая
комната
|
-
|
10
|
25.12
|
15.30 -16.00
16.00-16.30
|
Практическое
|
0,5
|
Игра на развитие анализа и синтеза
Упражнение на развитие способности к переключению внимания.
Игра на внимание
Игра на развитие логического мышления
|
Кружковая
комната
|
-
|
11.
|
Январь
|
08.01
|
15.30 -16.00
16.00-16.30
|
Практическое
|
0,5
|
Игра на развитие умения классифицировать предметы, выделять главный признак предмета
Упражнение на развитие зрительно-моторной координации
Игра на развитие логического мышления
|
Кружковая
комната
|
-
|
12.
|
15.01
|
15.30 -16.00
16.00-16.30
|
Практическое
|
0,5
|
Игра на развитие внимания, памяти
Игра на внимание, развитие зрительно моторной координации Игра на развитие логического мышления
|
Кружковая
комната
|
|
13.
|
22.01
|
15.30 -16.00
16.00-16.30
|
Практическое
|
0,5
|
Игра на развитие логического мышления
Упражнение на развитие зрительно-моторной координации
Игра на развитие логического мышления
|
Кружковая
комната
|
-
|
14.
|
29.01
|
15.30 -16.00
16.00-16.30
|
Практическое
|
0,5
|
Игра на развитие осязательной памяти.
Упражнение на развитие сенсомоторики
Упражнение на развитие зрительно-моторной координации
Игра на развитие логического мышления
|
Кружковая
комната
|
-
|
15
|
Февраль
|
05.02
|
15.30 -16.00
16.00-16.30
|
Практическое
|
0,5
|
Упражнение на развитие ассоциативной памяти.
Упражнение на внимание
Упражнение на развитие зрительно-моторной координации
Игра на развитие логического мышления
|
Кружковая
комната
|
-
|
16
|
12.02
|
15.30 -16.00
16.00-16.30
|
Практические
|
0,5
|
Игра на развитие мыслительных операций
Упражнение на развитие сенсомоторики.
Упражнение на развитие механической зрительной памяти
Игра на развитие логического мышления
|
Кружковая
комната
|
-
|
17.
|
19.02.
|
15.30 -16.00
16.00-16.30
|
Практическое
|
0,5
|
Упражнение на развитие знаково-символической функции памяти.
Упражнение на внимание и развитие мелкой моторики руки
Игра на развитие логического мышления
|
Кружковая
комната
|
-
|
18.
|
26.02
|
15.30 -16.00
16.00-16.30
|
Практическое
|
0,5
|
Игра на развитие мыслительных операций, на развитие умения выделять главный признак предмета
Игра на развитие мышления и закрепление представлений о геометрических фигурах
Упражнение на внимание
Игра на развитие логического мышления
|
Кружковая
комната
|
|
19
|
Март
|
05.03
|
15.30 -16.00
16.00-16.30
|
Практическое
|
0,5
|
Упражнение на развитие зрительной памяти.
Упражнение на развитие сенсомоторики.
Упражнение на развитие зрительно-моторной координации
Игра на развитие логического мышления
|
Кружковая
комната
|
-
|
20
|
12.03
|
15.30 -16.00
16.00-16.30
|
Практическое
|
0,5
|
Игра на развитие мыслительных операций.
Игра на развитие мышления и закрепление представлений о геометрических фигурах
Упражнение на развитие зрительно-моторной координации
Игра на развитие логического мышления
|
Кружковая
комната
|
-
|
21
|
19.03
|
15.30 -16.00
16.00-16.30
|
Практическое
|
0,5
|
Игра на развитие мыслительных операций
Игра на развитие зрительной ассоциативной памяти.
Упражнение на развитие зрительно-моторной координации
Игра на развитие логического мышления
|
Кружковая
комната
|
|
22
|
26.03
|
15.30 -16.00
16.00-16.30
|
Теоретическое
|
0,5
|
Упражнение на развитие зрительно-логической памяти
Упражнение на развитие ассоциативной памяти.
Упражнение на внимание
Игра на развитие логического мышления
|
Кружковая
комната
|
-
|
23
|
Апрель
|
02.04
|
15.30 -16.00
16.00-16.30
|
Практическое
|
0,5
|
Игра на развитие зрительной опосредованной памяти.
Упражнения на развитие зрительно-моторной координации
Игра на развитие логического мышления
|
Кружковая
комната
|
-
|
24
|
09.04
|
15.30 -16.00
16.00-16.30
|
Практическое
|
0,5
|
Упражнение на развитие зрительной памяти.
Упражнение на внимание
Упражнение на развитие зрительно-моторной координации
Игра на развитие логического мышления
|
Кружковая
комната
|
-
|
25
|
16.04.
|
15.30 -16.00
16.00-16.30
|
Практическое
|
0,5
|
Игра на развитие внимания, памяти, логического мышления Упражнение на развитие мышления.
Упражнение на развитие зрительно-моторной координации
Игра на развитие логического мышления
|
Кружковая
комната
|
-
|
26
|
23.04
|
15.30 -16.00
16.00-16.30
|
Практическое
|
0,5
|
Игра на развитие мыслительных операций
Игра на развитие внимания
Упражнение на развитие зрительно-моторной координации
Игра на развитие логического мышления
|
Кружковая
комната
|
-
|
27
|
30.04
|
15.30 -16.00
|
Практическое
|
0,5
|
Итоговый КВН
|
Кружковая
комната
|
-
|
Список литературы
1. Иншаков О.Б. «Развитие графо-моторных навыков у детей»/ - СПб.: НИИ «Гириконд», 2010. – 73 с.;
2.Гатанова Н. «Развиваю мелкую моторику» / - СПб.: ТЦ «Сфера», 2015 г. - 43 с.;
3.Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников / З.А. Михайлова. - М.: Просвещение, 1990. - 94 с.;
4.Михайлова, З.А. «Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста» [Текст] / З.А. Михайлова, И.Н. Чеплашкина. - Изд.: Детство-Пресс, 2011 г. - 80 с.: ил.;
5.Никитин, Б.П. Развивающие игры [Текст] / Б.П. Никитин.- Изд.: «Просвещение», 1994. - 160 с.: ил.;
6.Носова, Е.А. Логика и математика для дошкольников [Текст] / Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая. - СПб.: Детство – Пресс, 2004. - 79 с.: ил.;
7.Смоленцова, А.А. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей [Текст] / А.А. Смоленцова, О.В. Суворова. - СПб.: Детство – Пресс: 2010. - 112 с.;
8.Финкельштейн, Б.Б. «Страна блоков и палочек» / Б.Б. Финкельштейн. - СПб.: ООО «Корвет»:, 2013. - 24 с.: ил.;
9.Финкельштейн, Б.Б. Лепим нелепицы. Альбом для занятий с блоками Дьенеша Б.Б.
10.Береславский Л.Я. Азбука логики. Как помочь ребенку учиться легко и с удовольствием./Л.Я. Береславский.-М.2001.-78с.:ил.
Приложения к программе.
Приложение № 1. Методические материалы.
1.1.Календарно-тематический план
№ п/п
|
Месяц
|
Содержание занятия
|
1.
|
Октябрь
|
Игра «Да-нет» - развитие мыслительных операций, учить анализировать объект, выделять главную функцию (ряд из 6 предметов) Графический диктант «Домик» Знакомство с головоломкой «Танграмм»
|
2.
|
Упражнение на развитие слуховой памяти.
Детям зачитываются слова с установкой на запоминание: одеяло, мед, круг, белк, муха, журнал, ранец.а, глаз, слеза, замок
Игра «Какой фигуры не стало?» (на развитие зрительной памяти и внимания)
«Танграмм» схема домик
|
3
|
Ноябрь
|
Упражнение на развитие зрительной памяти.
Детям с интервалом 3–5 секунд предлагают для запоминания набор из 10 предметных картинок
Упражнение на развитие координации движений и графических навыков.
Нарисовать в тетради одновременно обеими руками фигуры: круги, квадраты, треугольники.
«Танграмм» схема рыбка
|
4
|
Упражнение на развитие зрительной памяти.
Детям с интервалом 3–5 секунд предлагают для запоминания набор из 10 предметных картинок
2. Упражнение на развитие слуховой памяти.
С установкой на запоминание детям зачитывают 10 слов
«Танграмм» схема кошка
|
5
|
Блоки Дьениша. Игра «Какой фигуры не стало?».
Выставляются карточки с изображением геометрических фигур разного цвета.
Упражнение на развитие координации движений и графических навыков.
Упражнение «Самый внимательный»-дети выбирают из множества изображений те, которые на образце.
Рисование графического узора под диктовку.
|
6
|
Упражнение на развитие зрительной памяти.
Детям необходимо посмотреть на картинку, а затем назвать все предметы.
Упражнение на развитие слуховой памяти.
С установкой на запоминание детям зачитываются слова.
Упражнение на развитие координации движений и графических навыков «Обведи по контуру»
«Танграмм» схема лиса
|
7
|
Декабрь
|
Блоки Дьениша. Дидактическая игра «Второй ряд»Задачи:-Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру, отличную по одному признаку.
Игра «Что лишнее?» Найти лишнюю картинку в ряду и объяснить свой выбор.
Упражнение на развитие графических навыков. «Нарисуй точно также»
«Танграмм» схема коза
|
8
|
Блоки Дьениша. Дидактическая «Да-нет» Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине
Упражнение «Клетчатый рисунок». Рисование по клеточкам «Ёлка».
«Танграмм» схема лошадь
|
9
|
Упражнение на развитие осязательной памяти и мышления.
Детям раздается круг, разделенный на части. Им предлагают его собрать. По окончании времени, отведенного на выполнение задания, всем детям независимо от выполнения показывается схема-образец.
Рисование графического узора под диктовку. Рисование машины Деда Мороза.
«Танграмм» схема лев
|
10
|
Блоки Дьениша. Дидактическая игра «Игра с одним обручем»
Развивать умение разбивать множество по одному свойству на два подмножества, производить логическую операцию отрицания признака.
Упражнение на развитие способности к переключению внимания. Педагог называет слова, а дети по договоренности должны отреагировать на некоторые из них.
Картинки «Найди … отличий»
|
11.
|
Январь
|
Блоки Дьениша. Дидактическая игра «Игра с двумя обручами»
Развитие умения разбивать множество по двум совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или».
Упражнение «Куча мала». Найти десять предметов, наложенных друг на друга.
«Танграмм» выкладывание по контуру
|
12.
|
Блоки Дьениша. Дидактическая игра «Заселим в домики»
Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, классифицировать.
Картинки «Найди ….отличий» «Танграмм» выкладывание по контуру
|
13.
|
Блоки Дьениша. Дидактическая игра «Цепочка»
Развитие умения анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру по заданному признаку.
Рисование графического узора под диктовку. «Свинка».
«Танграмм» выкладывание по контуру
|
14.
|
Игра на развитие осязательной памяти.
Детям с закрытыми глазами предлагают ощупывать различные фигуры, а затем рисовать их по памяти.
Упражнение на развитие зрительного внимания. «Ребус-лабиринт»- найти снеговику дорогу домой.
Кубики Никитиных «Сложи узор» по образцу
|
15
|
Февраль
|
Упражнение на развитие сенсомоторики.
В тетради нарисовать обеими руками одновременно по 2 вертикальных восьмерки.
Упражнение на развитие ассоциативной памяти.
Дети называть произвольно любые слова, добавляя к ним другие, которые связаны с первыми по смыслу.
Картинки «Найди….отличий» Игра «Что изменилось»
|
16
|
Игра «Да-нет» - развитие мыслительных операций, учить анализировать объект, выделять главную функцию (ряд из 10 предметов)
Упражнение на развитие сенсомоторики.
Нарисовать в тетради обеими руками одновременно по две горизонтальных восьмерки.
Упражнение на развитие механической зрительной памяти.
Детям для запоминания предлагают карточку с изображением 10 невербальных символов.
Бродилка «Улитки»
«Танграмм» выкладывание по предложенной схеме кошки.
|
17.
|
Упражнение на развитие знаково-символической функции памяти.
Детям предлагают запомнить символы, изображенные на карточках. К каждому знаку-символу нужно запомнить слово, обозначающее этот знак.
Кубики Никитина «Выложи узор» по образцу. Упражнение «Клетчатый рисунок». Рисование «Самолет».
|
18.
|
Блоки Дьениша Дидактическая«Да-нет»
Игра «Сравни и заполни» (на развитие мышления и закрепление представлений о геометрических фигурах).
Детям предлагают рассмотреть табличку с изображением геометрических фигур. Необходимо найти закономерность в расположении этих фигур и назвать фигуру, которая должна быть расположена в пустой клеточке со знаком вопроса.
Картинки«Найди….отличий» «Танграмм» выкладывание по контуру
|
19
|
Март
|
Упражнение на развитие зрительной памяти. Детям предлагают для запоминания 5 карточек разного цвета с изображенными на них знаками: Затем детям предъявляют пустые карточки этих же цветов, чтобы они воспроизвели соответствующие им знаки на доске. Упражнение на развитие сенсомоторики. Нарисовать в тетради обеими руками одновременно два круга и заштриховать их вертикальными линиями. Рисование графического узора под диктовку. «Пожарная машина»
|
20
|
Игра «Да-нет» - развитие мыслительных операций, учить анализировать объект, выделять гавную функцию (ряд из 10 предметов)
Игра «Сравни и заполни» (на развитие мышления и закрепление представлений о геометрических фигурах).
Детям предъявляются таблички с изображением геометрических фигур разного цвета. Теперь дети обращают внимание не только на их форму, но и на цвет, находят закономерность в их расположении и называют фигуры, которые должны быть в пустых клеточках со знаком вопроса.
Упражнение «Нарисуй точно также»
«Танграмм» выкладывание по контуру
|
21
|
Блоки Дьениша. Дидактическая«Да-нет»
Игра на развитие зрительной ассоциативной памяти. Предъявляются 7 цветных карточек, произвольно сгруппированных с предметными картинками попарно. Дети запоминают их.
Теперь детям предъявляются пустые цветные карточки, а они называют картинку, соответствующую этой карточке.
Рисование графического узора под диктовку
Игра «Найди отличия»
|
22
|
Упражнение «Пары фигурок» (на развитие зрительно-логической памяти).
Предварительно детям раздаются бланки с нарисованными 6 парами картинок, в которых первая связана со второй по смыслу, например, белочка – грибок. Их просят запомнить все пары картинок. Затем детям предъявляется бланк с одним рядом фигурок, а они называют соответствующую им пару.
Упражнение «Пиктограммы» Развитие ассоциативной памяти. Детям предлагается нарисовать пиктограммы к словам, которые нужно запомнить. Рисунок должен быть простой, схематичный и помогающий вам запомнить слово.
Кубики Никитина «Выложи узор» по образцу Картинки «Найди ….отличий»
|
23
|
Апрель
|
Игра «Пары фигурок» Цель:на развитие зрительной опосредованной памяти.
Детям раздают бланки с 10 парами изображений и объясняют, что фигурки нарисованы парами.
Графический диктант «Кошка»
Игра «Что за палочки такие». Выкладывание фигур по образцу.
|
24
|
Упражнение на развитие зрительной памяти.
Дети должны запомнить 4 цветных картинки различной формы с изображенными на них значками.
Затем детям предлагают точно такие же по цвету и форме карточки, только без изображенных на них значков. Дети по очереди изображают эти знаки на доске, при необходимости исправляя друг друга.
Кубики Никитина «Выложи узор» по образцу Картинки «Найди ….отличий» Упражнение «Куча мала»- найти знакомые буквы из наложенных друг на друга букв.
|
25
|
Блоки Дьениша. Дидактическая игра «Цепочка»
Упражнение на развитие мышления. Определите, какие фигуры пропущены в каждом ряду.
«Танграмм» выкладывание по контуру
Упражнение «Клетчатый рисунок». Рисование ступенек.
|
26
|
Игра «Да-нет» - развитие мыслительных операций, учить анализировать объект, выделять главную функцию (ряд из 20 предметов) Игра «Внимание». Детям предлагают внимательно посмотреть на карточку с фигурами и знаками. Через 3 секунды карточка убирается, а дети должны зарисовать в тетради то, что запомнили. После проверочного воспроизведения на доске детям предлагают еще одну карточку для запоминания и воспроизведения. Придумай свой узор или свою фигурку - по желанию детей-блоки Дьениша, «Танграмм»
|
27
|
Итоговый КВН
|
Приложение № 2. Оценочные материалы.
2.1 Карта определения уровня освоения программы
№
|
Ф.И обучающегося
|
Уровень освоения программы
|
А
|
Б
|
В
|
С
|
н.г.
|
к.г.
|
н.г.
|
к.г.
|
н.г.
|
к.г.
|
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16
|
|
|
|
|
|
|
|
|
17
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|