Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7439771
Модель года «Родная Кубань».
Содержание - Дошкольное образование
24.11.2016 07:13

Сорокина Ольга Михайловна, воспитатель; соавтор Якимчук Анна Петровна, воспитатель. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 «Одуванчик» пос. Бейсуг , Выселковского района Краснодарского края.
Модель года «Родная Кубань» предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Разработана в виде тематического плана по разделам: «Семья», «Быт и традиции казаков», и т.п. Данная модель способствует развитию у детей любви к родному краю, знакомит с истоками возникновения казачества, учит гордится понятием «житель Кубани», «житель России». 

 


Реализация национально - регионального компонента

в условиях дошкольного учреждения.

Модель года «Родная Кубань». 

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре.

Среди направлений образовательной программы дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС (физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие) важное место занимает региональный компонент.

Время в сегодняшнем мире постоянно наращивает свой темп. Мир вокруг меняется с невероятной быстротой, но то, что связано в нем со стабильностью, с привычным укладом жизни, называется традицией. Важно с дошкольного детства формировать в детях духовно-нравственные качества, воспитывать хранителя культурного наследия, хранителя традиций и обрядов, подчиняясь великому закону взаимодействия и взаимопроникновения культур.Сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.

Одним из основных источников содержания образования является социальный опыт, который накоплен в обществе в результате познавательной и предметно-творческой деятельности многих поколений. Он включает в себя не только обобщенный опыт человечества, но и опыт конкретной территории (Краснодарский край). В этой связи региональный компонент наполнен знаниями об историческом прошлом и настоящем своего родного края, его культуре, национальных традициях и обычаях; способами деятельности, связанными с традиционными видами деятельности, изобразительным и музыкальным искусством, а также с теми социальными отношениями людей, которые заключены в национальных традициях и обычаях, поведении и деятельности на Кубани… Таким образом, региональный компонент – это, во-первых, реальная форма функционирования федерального стандарта в конкретном регионе; во-вторых, он выполняет в образовательном процессе ряд очень важных функций и обладает определенными дидактическими и воспитательными возможностями: 

  • обеспечивает единство и преемственность содержания образования в рамках региона и Российской Федерации, решая задачу целостности образовательного пространства;
  • позволяет использовать идеи индивидуально-личностного обучения;
  • создает условия для возрождения национальной культуры, воспитания патриотизма;
  • способствует адаптации к окружающей социальной и природной среде в условиях региона.

 

ЦЕЛЬ данного раздела

1.Использование в ДОУ педагогами специфики национально-культурных, демографических условий, в которых осуществляется воспитательно-образовательный процесс для формирования у детей духовно-нравственных основ и ценностей. 

2. Развитие и воспитание гуманной, социально активной личности, ответственно и бережно относящейся к богатству природы Кубани, ее истории, культуре, и с уважением – к жителям края.

 

Включение регионального компонента в учебно-воспитательный процесс позволяет решать педагогам следующие ЗАДАЧИ: 

  • Воспитывать патриотизм и чувство гражданственности у дошкольников, развивать нравственные качества личности ребенка: доброту, отзывчивость, способность сопереживать, любовь к родному краю, к Родине. Воспитывать в детях толерантность в полинациональном обществе.
  • Побуждать детей к изучению истории и настоящего родного края.
  • Способствовать развитию личности, опираясь на основы народной культуры. Расширять объем знаний об искусстве, о самобытном национальном своеобразии и характерных особенностях декоративно-прикладного, изобразительного искусства.
  • Активизировать творческий, познавательно-речевой потенциал через э фольклорные встречи, игровые ситуации.
  • Сохранение и приумножение семейных традиций, формирование духовной личности.

  

Региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. Он отвечает потребностям и интересам народов нашей страны и позволяет организовать игровые ситуации, направленные на изучение природных, социокультурных и экономических особенностей региона, национального (родного) языка и национальной литературы. Кроме того, стандартом устанавливается объем компонентов содержания образования. 

 

Условия

для успешного

решения

поставленных задач:

 

Компетентность педагога по данной проблеме. 

Наличие необходимого методического комплекта

по данной проблеме. 

Соответствующая предметно-развивающая среда. 

Сотрудничество с семьей, с учреждениями окружения. 


   В детском саду региональный компонент   пронизывает все формы и направления воспитательно-образовательного процесса. Дети знакомятся с национальной культурой, искусством, детской художественной литературой. Формируются знания детей о государственной символике, о традициях и быте народов Кубани, народном фольклоре, декоративно-прикладном искусстве, народных играх. Воспитывается культура межнационального общения.

Ознакомление с национальной культурой осуществляется через все виды деятельности ребенка-дошкольника: игровую, учебную, изобразительную, музыкальную, речевую, двигательную и др. 

Модель года

реализации регионального компонента

 

№ п/п

Разделы, темы

Месяц

1.

Я и моя семья

Сентябрь

2.

Родной поселок- малая Родина

Октябрь

3.

История казачества

Ноябрь

4.

Природа Кубани

Декабрь

5.

Символика Краснодарского края

Январь- февраль

6.

Труд и быт жителей Кубани

Март

7.

Литература. традиции и Кубанский фольклор

Апрель

8.

Подвиги кубанских казаков

Май

 

 











Учебный план

 

Наименование раздела

Количество тем в неделю

Количество тем в месяц

Я и моя семья

 

1

 

4

Родной поселок- малая Родина

1

4

История казачества

4

Природа Кубани

1

4

Символика Краснодарского края

1

6

Труд и быт жителей Кубани

4

Литература. традиции и Кубанский фольклор

1

4

Подвиги кубанских казаков

1

4

ВСЕГО тем в ГОД - 34

 

 

Модель года

реализации регионального компонента.

 

Тема

Количество

Срок реализации регионального компонента

1-2

Я и моя семья

        2

сентябрь

3

Мои близкие и дальние родственники

        1

сентябрь

4

Составление генеалогического древа

        1

сентябрь

5-6

Родной поселок – моя малая Родина

        2

октябрь

7

Достопримечательности нашего поселка Бейсуг

         1

октябрь

8

Экскурсия по родному поселку Бейсуг

        1

октябрь

9 -10

История казачества

        2

ноябрь

11

Просмотр и обсуждение мультфильма «

        1

ноябрь

12

Экскурсия в ДК им. Кочубея, в « Музей боевой славы»

        1

ноябрь

13

Природа Кубани

        1

декабрь

14

Лекарственные растения Краснодарского края

        1

декабрь

15-16

Коллективная работа педагогов и дошкольников в создании «Аптеки на подоконнике»

        2

декабрь

17-18

Символика Краснодарского края: флаг, герб, гимн.

       2

январь

18

Главные символы Выселковского района: флаг, герб.

        1

февраль

19

Флаг поселка Бейсуг

        1

февраль

20-21

Совместная художественно-эстетическая деятельность педагогов и дошкольников по теме: «Символика Краснодарского края»

        2

февраль

22

Труд, традиции и быт жителей Кубани.

         1

март

23

Главные занятия на Кубани: земледелие, скотоводство, садоводство и др.

         1

март

24

Современная жизнь на Кубани и быт в старину. Посещение музея МБДОУ ДС №5 «Кубанская горница»

1

март

25

Экскурсия в ДК им. Кочубея, в музей «Казачий курень»

         1

март

26

Литература кубанских поэтов

         1

апрель

27

Кубанский фольклор

         1

апрель

28

Земледелие на Кубани

         1

апрель

29

Православные праздники на Кубани

         1

апрель

30-31

Подвиги кубанских казаков

         2

май

32

Художественно-эстетическая деятельность дошкольников по теме: «Наши деды – славные победы!»

         1

май

34

Спортивное развлечение «Казачья вольница»

         1

май

  

Во время летнего оздоровительного сезона в ДОУ ДС №5 происходит закрепление полученного материала в течение учебного года. Дошкольники реализуют свои знания, умения, навыки, отмечая летние православные праздники: День Святой Троицы, День Святых Петра и Февронии Муромских, Спасы. Дети закрепляют свои знания и навыки по земледелию на Кубани в уходе за огородом и клумбами детского сада.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР