Северинова Юлия Анатольевна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 30», г. Сыктывкар, Республика Коми. Конспект мероприятия с педагогами дошкольной образовательной организации. Педагоги в интересной форме кейс-технологии обсуждают актуальные вопросы дошкольного образования.
Кейс-технология
для педагогов дошкольной образовательной организации
Пояснительная записка
Кейс-метод (case method, case-study) – это метод анализа практической ситуации, реальной и гипотетической. Суть кейс-метода заключается в том, чтобы стимулировать познавательную активность участников через практическую деятельность и диалог с помощью смоделированной ситуации.
Непосредственная цель кейс-метода - участники должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них.
Задачи:
1. Формирование и развитие информационной компетентности;
2. Развитие умений искать новые знания, анализировать ситуации;
3. Развитие навыков самоорганизации, самостоятельности, инициативности;
4. Развитие умений принимать решения, аргументировать свою позицию;
5. Развитие умений и навыков сотрудничества.
Формировать и совершенствовать любые профессиональные компетенции воспитателей лучше, когда они взаимодействуют друг с другом в группе или небольшом коллективе. При этом важно выбрать правильный обучающий материал. Практические кейс-ситуации, которые объединяют нормативные требования, теорию и практику, пусть даже короткие, – эффективный инструмент в творческой деятельности и саморазвитии педагогов. Их можно приводить в качестве примера, на их основе можно разобрать спорный вопрос. Этот практический материал поможет смоделировать проблемные задания для воспитателей.
Любая моделируемая ситуация, гипотетическая или реальная, должна предполагать вариативность решений, мнений, точек зрения. Воспитатели могут не только решать кейс-задания, но и попробовать смоделировать проблемно-практические ситуации. Кейс-ситуации, которые имеют связь с их собственным опытом, помогают разобраться в этих проблемах.
Какие компетенции у воспитателей формирует работа с кейс-ситуациями:
- аналитические навыки и умение прогнозировать;
- способность работать с информацией, отделять основную идею от сопутствующих обстоятельств;
- умение формулировать и обосновывать собственную точку зрения как необходимый элемент профессиональной деятельности;
- способность искать альтернативные варианты в условиях неопределенности.
Таким образом, кейс-метод можно использовать, чтобы повысить методологическую культуру и способность воспитателей к саморефлексии, разнообразить форму проведения педагогических советов, способы обмена педагогическим опытом и самоанализа эффективности педагогических действий.
КЕЙС 1. Тема: Требования к кадровым условиям дошкольного образования
Инструкция: перед вами кейс, структура которого состоит из двух частей: теоретической и практической части.
Теоретическая часть содержит пакет нормативно-правовых документов, включающий в себя:
- ФЗ -273 «Об образовании в Российской Федерации» (Приложение 1);
- Семейный кодекс Российской Федерации (Приложение 2);
- Требования профессионального стандарта «Педагог» (Приложение 3);
- Положение о наставничестве (Приложение 4).
Практическая часть включает в себя 3 задания, которые вам необходимо выполнить в течение 30 минут. Каждое задание содержит описание конкретной ситуации и перечень источников информации, которые вы можете использовать при выполнении заданий.
1 задание: решение нестандартной педагогической ситуации.
2 задание: решение нестандартной проблемной ситуации с родителями.
3 задание: составление плана наставничества.
Внимательно прочитайте инструкцию, определите алгоритм действий, с учетом работы в группе. Внимательно читайте формулировки каждого задания! Распределите роли выполнения задания в группе. При подготовке к решению заданий вы можете использовать все приложения, представленные в теоретической части для формулирования своих гипотез и выводов. При работе с материалами вы можете использовать сеть Интернет, делать записи на чистых листах бумаги, содержащихся в кейсах, делать закладки, подчеркивать тезисы в статьях, документах.
По окончанию времени вам необходимо защитить ваш кейс, предоставив ответы на все задания. Ваша задача - выбрать «секретаря», фиксирующего результаты вашей работы и «спикера» - представляющего проект на обсуждение. Выберите человека из группы, который достойно представит результаты работы всей группы.
Участники вашей группы будут выполнять работу под руководством модератора, координирующего вашу работу.
- Задание 1: «Решение педагогической ситуации»
Содержание педагогической ситуации
|
Задание
|
Источник информации
|
Молодого педагога очень беспокоил развязный, самоуверенный, несосредоточенный мальчик Данил, из подготовительной группы. На занятиях он был недисциплинирован, его рисунки и поделки всегда отличались неряшливостью.
Однажды, когда Екатерина Михайловна рассказывала детям, как рисовать орнамент, Данил поднялся и с шумом пошел что-то строить.
- Тебе кто позволил ходить по группе во время занятий? - спросил педагог.
- А я не хочу заниматься, - ничуть не смущаясь, ответил Данил.
- Сейчас же садись на место, - строго, с возмущением сказала воспитательница. Данил вздрогнул, попятился к столу и, пробормотав: «Я всегда у Ирины Ивановны куда хотел, туда и ходил, чем хотел, тем и занимался», - сел на свое место.
В ответ на это Екатерина Михайловна медленно, но строго, с соответствующей интонацией сказала: «А теперь всегда будешь сидеть на занятиях и заниматься вместе со всеми детьми».
|
- Проанализируйте эту ситуацию и укажите, правильны ли действия педагога.
- Как бы вы реагировали на поведение Данила?
- Совместим ли педагогический такт с гневом педагога? Приведите соответствующие доводы.
|
Выписка из федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, выход в сеть интернет
|
- Задание 2: «Решение проблемной ситуации с родителями»
Содержание проблемной ситуации
|
Задание
|
Источник информации
|
Если за шестилетним Глебом в детский сад приходит отец, то мальчик быстро убирает свои игрушки, самостоятельно одевается и спокойно идет домой... Иная картина, когда за ним приходит мать. Она подолгу ждет сына, так как тот не торопится оставить группу, продолжает играть с ребятами. Часто требует, чтобы его одевала мама. Случается капризничает: «Почему ты пришла, а не папа?»
Воспитательница, подметив такую двойственность в поведении мальчика, решила побеседовать с ним. Спросила: «Как прошел выходной? Где и с кем ты был?» Глеб рассказал, что они с отцом ездили к бабушке.
- А мама тоже ездила с вами к бабушке?
- Нет. Мама дома осталась, у нее много работы было! - сказал он.
Вечером за Глебом пришел папа. Зашел разговор о сыне, о вчерашней поездке. Как бы между прочим воспитательница спросила, а мама, мол, довольна поездкой?
- Мама осталась дома, - ответил отец, - она у нас не очень-то расторопна, дела свои доделывала, - сказал отец с чуть скрываемым раздражением в присутствии сына.
- Да, она у нас копуша! - подхватил мальчик.
|
- Чем объясняется различное поведение Глеба в присутствии отца и в присутствии матери?
- В чем причина неуважительного отношения Глеба к матери?
- Какое решение вы бы предложили в данной ситуации?
|
Выписка из семейного кодекса,
выход в сеть интернет
|
Задание 3: «Наставничество молодых педагогов»
Содержание проблемной ситуации
|
Задание
|
Источник информации
|
Согласно Положению о наставничестве в МБДОУ одной из функций наставника является обучающая, что предполагает профессиональное и личностное развитие наставляемого.
В соответствии с Профессиональным стандартом педагога необходимые умения включают в себя владение ИКТ-компетентностями:
- общепользовательская ИКТ-компетентность;
- общепедагогическая ИКТ-компетентность;
- предметно-педагогическая ИКТ-компетентность.
|
Ваша задача составить план работы наставника по повышению ИКТ-компетентности молодого педагога.
|
Разъяснения в отношении ИКТ-компетенций педагога – выписка из
«Профессиональный стандарт педагога: концепция и содержание», 2013. – с.20-24
Выход в сеть интернет
|
КЕЙС 2. Тема: Требования к кадровым условиям дошкольного образования
Инструкция: перед вами кейс, структура которого состоит из двух частей: теоретической и практической части.
Теоретическая часть содержит пакет нормативно-правовых документов, включающий в себя:
- ФЗ -273 «Об образовании в Российской Федерации» (Приложение 1);
- Семейный кодекс Российской Федерации (Приложение 2);
- Профессиональный стандарт «Педагог» (Приложение 3);
- Положение о наставничестве (Приложение 4).
Практическая часть включает в себя 3 задания, которые вам необходимо выполнить в течение 30 минут. Каждое задание содержит описание конкретной ситуации и перечень источников информации, которые вы можете использовать при выполнении заданий.
1 задание: решение нестандартной педагогической ситуации.
2 задание: решение нестандартной проблемной ситуации с родителями.
3 задание: составление плана наставничества.
Внимательно прочитайте инструкцию, определите алгоритм действий, с учетом работы в группе. Внимательно читайте формулировки каждого задания! Распределите роли выполнения задания в группе. При подготовке к решению заданий вы можете использовать все приложения, представленные в теоретической части для формулирования своих гипотез и выводов. При работе с материалами вы можете использовать сеть Интернет, делать записи на чистых листах бумаги, содержащихся в кейсах, делать закладки, подчеркивать тезисы в статьях, документах.
По окончанию времени вам необходимо защитить ваш кейс, предоставив ответы на все задания. Ваша задача - выбрать «секретаря», фиксирующего результаты вашей работы и «спикера» - представляющего проект на обсуждение. Выберите человека из группы, который достойно представит результаты работы всей группы.
Участники вашей группы будут выполнять работу под руководством модератора, координирующего вашу работу.
- Задание 1: «Решение педагогической ситуации»
Содержание педагогической ситуации
|
Задание
|
Источник информации
|
Мальчик старшего дошкольного возраста — Миша — принес в детский сад новую книгу. Он хотел, чтобы воспитатель почитала ее всем ребятам. Книга была в красивой обложке и со множеством цветных картинок.
Ребята сразу окружили Мишу, все наперебой просили дать им посмотреть книжку. Вдруг подскочил Алёша, стараясь выхватить книгу из рук Миши, и порвал ее.
Владелец книги очень огорчен, чуть не плачет, ребята возмущены: еще бы, даже и почитать не успели! А виновник случившегося, нимало не смущаясь, упрямо оправдывается:
— Я не виноват! Не надо было Мише так крепко ее держать, она и не порвалась бы.
— По-твоему, значит, виноват Миша? А как вы, ребята, считаете? — обращается воспитатель ко всем ребятам.
Дети возмущены Алёшиным поведением, наперебой высказывают свое мнение:
— Наверное, ему хотелось одному ее смотреть? Ишь какой!
— Виноват, конечно, Алёша. А признаться трусит! Нехорошо так.
Крепко досталось Алёше от ребят. Мальчик стоял опустив голову. Что можно возразить? Ведь все ребята справедливо осудили Алёшин поступок. Различные мнения были высказаны детьми, как поступить с виновным: «Не давать больше книг Алёше», «Рассказать маме, как плохо он поступил». Наконец, было принято коллективное решение относительно поступка Алеши. Услышав его, мальчик просветлел. Без напоминания воспитателя он подошел к Мише, взял за руку и сказал:
— Не сердись на меня. Я ведь не хотел, чтобы так случилось.
|
- Выскажите предположения о том, каким было коллективное решение детей.
- Чем можно объяснить успех в развязке данной конфликтной ситуации?
|
Выписка из федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, выход в сеть интернет
|
- Задание 2: «Решение проблемной ситуации с родителями»
Содержание проблемной ситуации
|
Задание
|
Источник информации
|
Артём ходит в подготовительную к школе группу. Воспитатель иногда хвалит его, но мама Артёма постоянно недовольна им.
Мальчик всегда делает медленно, неуверенно. Мама считает, что он ленится. Она начала учить его читать и писать, заставляя переделывать, если плохо получается.
Артём то и дело говорит: «Я не умею, у меня не получается». «Я лучше буду играть».
Мама недоумевает: «Но сколько же можно играть? А может быть, его надо больше хвалить? Но за что?»
|
- Назовите причины, вызывающие у Артёма нежелание учиться.
- Какие ошибки часто допускают взрослые?
- Какое решение вы бы предложили в данной ситуации?
|
Выписка из семейного кодекса,
выход в сеть интернет
|
- Задание 3: «Наставничество молодых педагогов»
Содержание проблемной ситуации
|
Задание
|
Источник информации
|
Согласно Положению о наставничестве в МБДОУ одной из функций наставника является обучающая, что предполагает профессиональное и личностное развитие наставляемого.
В соответствии с Профессиональным стандартом педагога необходимые умения включают в себя:
«Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения»
|
Ваша задача составить план работы наставника по повышению умений молодого педагога организовывать разнообразные формы работы с родителями.
|
Выписка из
«Профессиональный стандарт «Педагог»
Выход в сеть интернет
|
Список литературы:
1.Долгоруков, А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения http://www.evolkov.net/case/case.study.html
2.Земскова А. С. Использование кейс-метода в образовательном процессе // Совет ректоров. – 2008. – №8. – С. 12-16.
3.Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №10 октябрь 2017
4.Кейс-метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). http://www.casemethod.ru |