Методическая разработка «Моя Россия» |
Содержание - Дошкольное образование |
16.10.2019 07:36 |
Костромина Вера Ивановна, воспитатель высшей категории МДОБУ «ДСКВ № 6» г. Всеволожск, Ленинградская область.
Методическая разработка «Моя Россия» «С чего начинается Родина? – С картинки в твоём букваре…» (М. Матусовский) Проблема Педагогический мониторинг, проведённый в начале учебного года, показал, что у детей недостаточно сформированы представления о своей семье, о своей малой родине и Отечестве, о достопримечательностях своего края, о героях нашей Родины. Опрос родителей по теме «Нравственно-патриотическое воспитание» выявил недостаточную осведомлённость самих родителей о составляющих нравственно – патриотического воспитания детей, снижение интереса к историческому прошлому своего народа, его культуре и традициям. Актуальность Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств, и чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, ёмкий образ Родины возник уже у дошкольников. Воспитание любви к родному дому, детскому саду, своему городу – это и есть первая и самая главная ступень в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников. В настоящее время далеко не все родители стремятся привить ребёнку чувство любви к семье и детскому саду, своему городу. У некоторых на это не хватает времени, у других – отсутствует желание. Поэтому задачей воспитателей становится создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада, своей малой Родины. Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Постепенно у дошкольников складывается «образ собственного дома» с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребёнок принимает свой дом таким, каков он есть и любит его. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне. У каждого есть воспоминания, они дороги человеку и накрепко привязывают его к родному дому, родным людям. Задачей педагога и, конечно, родителей является сделать так, чтобы подобных «тёплых» воспоминаний у ребёнка было больше. Детский сад должен стать домом, в котором бы ребёнок хорошо себя чувствовал. Для того, чтобы дошкольное учреждение помогало воспитанию патриотических чувств, жизнь детей в нём должна быть интересной, насыщенной, запоминающейся. Очень важно, чтобы ребёнок полюбил свой детский сад. Не менее важно помочь ребёнку научиться видеть и понимать красоту и величие родных мест (родного края, его малой родины), это даст возможность ощутить причастность к большому и прекрасному миру, Родине - России. Именно поэтому мы решили разработать проект «Моя Россия». Данный проект дает возможность переосмыслить содержание работы по ознакомлению с родным краем, систематизировать накопленный материал, выработать определённую систему работы в содружестве всего педагогического коллектива, родителей и воспитанников, выделить приоритетные направления работы, найти интересные разнообразные методы и приёмы для активизации работы детей и родителей. Направление: познавательное, социально-коммуникативное и речевое развитие воспитанников посредством интеграции всех образовательных областей. Участники проекта: воспитатели, воспитанники старшего возраста, родители, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. Срок реализации проекта: сентябрь-май Цель проекта: формирование нравственно-патриотических основ у воспитанников посредством приобщения их к истории и культуре родного края, героическому прошлому страны, любви к Родине посредством познавательно-исследовательской деятельности. Задачи для педагогов: - повышать свой профессиональный уровень психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей посредством использования ИКТ и ТСО при реализации проектной деятельности; - развивать способность к самоанализу собственной педагогической деятельности; - обогащать предметно-развивающую среду группы, создавая условия для реализации проекта «Моя Россия» (оформление мини-музея по теме проекта); - создавать условия для активизации творческих способностей детей, стимулировать их стремление отражать в своих работах полученные представления о родном крае; - формировать активную позицию по отношению к истории, культуре, природе своей Родины; - принять активное участие в подготовке и проведении итоговых квест-игр совместно с педагогами – специалистами; - обеспечить активное участие родителей в проектной деятельности (80%). Задачи для воспитанников: обучающие: - расширять представления детей о ближайшей окружающей среде (дом, детский сад, улица, город); - углублять и уточнять представления детей о символах страны (флаг, гербе, гимн России), о государственных праздниках; - расширять представления о Москве – столице России; о Санкт Петербурге, как культурной столице; о родном городе Всеволожске; развивающие: - развивать у детей познавательно-исследовательские умения и навыки; - развивать умение свободно мыслить и фантазировать, умение задавать вопросы, делать выводы и умозаключения, думать самостоятельно; - побуждать детей совместно с взрослыми принимать участие в сборе необходимой информации (художественная литература, энциклопедии, Интернет, посещение музеев, просмотр телепередач, видеофильмов); - вызвать желание представлять свой опыт в форме продуктов исследования (рисунки, художественно-творческие выставки, сочинение стихотворений и др.); воспитательные: - воспитывать патриотические чувства к своей малой родине, любовь и привязанность к стране; - воспитывать чувство уважения и заботы к защитникам Отечества; - формировать уважение к людям разных национальностей страны, чувство толерантности по отношению к сверстникам в детском саду. Задачи для родителей: - показывать детям на своём примере активную жизненную позицию по отношению к истории своей семьи, края, Родины; - познакомить детей с историей своей семьи, формировать у детей уважение к семейным традициям, к старшему поколению; - знакомить детей с достопримечательностями своего города, посещать места боевой славы; - активно участвовать в мероприятиях ДОО, в расширении предметно- развивающей среды своей группы. Ожидаемый результат Для педагогов: - успешно используют инновационные технологии (метод проектов) по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников; - разрабатывают конспекты НОД, досугов, дидактические игры по теме проекта; - создают в группах мини-музеи по нравственно - патриотическому воспитанию детей; - подготавливают детей и родителей к участию в квест-играх; - оформляют, обобщают и распространяют опыт по теме проекта. Для воспитанников: - расширяются и обогащаются знания о родном городе Всеволожске, о Санкт – Петербурге, о столице – Москве, о стране; - дети знают символы своей страны (флаг, герб, гимн), символы своего города; - развивается связная речь детей: они могут самостоятельно рассказать об интересных событиях, выразить своё отношение, сделать выводы; - отражают в продуктивной деятельности свои представления, впечатления; - формируются гражданственно-патриотические чувства: дети интересуются событиями прошлого своего родного края; знают о подвигах героев своего города; участвуют совместно с взрослыми в городских праздниках, шествиях; бережно относятся к памятникам, к родной природе; - дружески относятся к сверстникам разных национальностей. Для родителей: - расширяют собственный кругозор в процессе активного участия с детьми в проектной деятельности; - собирают совместно с детьми необходимую информацию по теме проекта; - знакомят детей с родословной и традициями своей семьи; - посещают вместе с детьми памятные места города, выставки, музеи; - выполняют совместные с детьми творческие работы; - читают детям художественную литературу о Родине, её героях; - принимают активное участие в совместных мероприятиях ДОУ по теме проекта Этапы проекта I этап - подготовительный (сентябрь) - изучение методической литературы; - выяснение проблемы – педагогический мониторинг; - проведение анкетирования родителей; - информирование родителей об актуальности, цели и задачах проекта; - разработка цели и задач, плана деятельности с воспитанниками, форм работы с родителями; - подготовка предметно-развивающей среды по проекту 2 этап – внедренческий (октябрь - апрель): Реализация проекта «Моя Россия» Формы работы: Работа с воспитанниками: - совместная деятельность взрослого и детей (непрерывная образовательная деятельность, индивидуальная работа, режимные моменты); - самостоятельная деятельность детей; - совместная деятельность родителей и детей; - праздники и развлечения; - квест-игры. Работа с родителями: - коллективные формы работы (устные педагогические журналы, анкетирование, родительские собрания, праздники и развлечения); - информационные формы работы (педагогические беседы, тематические консультации); - наглядно-информационные методы (художественно-творческие выставки, информация в родительском уголке, фотовыставки); - квест - игры. 3 этап – итоговый (май) Подведение итогов по проекту: - проведение итогового анкетирования родителей по теме «Нравственно- патриотическое воспитание»; - сбор и обработка методических, практических материалов в ходе реализации проекта; - мониторинг по образовательной области «Познавательное развитие»; - обобщение материалов проекта. Готовый продукт: лэпбук по теме проекта. Взаимодействие с родителями Исследовательские задания: - выяснение своей родословной; - изучение истории города Всеволожска, Санкт-Петербурга, Москвы. Информационные задания: - ознакомление с темой проекта (информационные стенды в группе, литература, консультации воспитателей, просмотр познавательных телепрограмм и др.); - изучение литературы по нравственно - патриотическому воспитанию детей; - сбор интересных фактов про достопримечательности (памятники) города Всеволожска, Санкт-Петербурга, Москвы. Практические задания: - посещение с детьми памятных мест г. Всеволожска, Санкт-Петербурга; - совместные семейные прогулки по живописным местам окрестностей города; - посещение музея-усадьбы в Приютино; музеев Санкт-Петербурга; - семейные просмотры телепрограмм, чтение художественной литературы дома; - участие в художественно-творческих выставках, мероприятиях ДОО по теме проекта. Взаимодействие со специалистами ДОО Музыкальный руководитель: - музыкальный репертуар: песни о семье, о Родине, об армии, о родной природе; - совместная подготовка к праздникам и развлечениям; - совместный подбор пособий, атрибутов для НОД и развлечений; - совместная подготовка и проведение квест-игр по теме проекта. Инструктор по физической культуре: - пальчиковые игры, подвижные игры в соответствии с возрастом детей (по теме проекта); - сотрудничество в проведении совместных спортивных развлечений, праздников, квест-игр; - физическая культура на улице. Взаимодействие с социумом - сотрудничество с городской библиотекой (посещение библиотеки семьёй); - просмотр семьёй спектаклей и концертов в ЦКиД г Всеволожска; - посещение художественно-творческих выставок, музеев; - участие в городских мероприятиях (День города, городской субботник и др.); - сотрудничество с СОШ №2 г. Всеволожска; - сотрудничество с ОО «Филармоника»; - сотрудничество с музыкальной школой г. Всеволожска. Литература 1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. 2. Активные методы обучения в повышении профессиональной компетентности педагогов ДОУ. Из опыта работы. Т. Г. Сальникова. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017. 3. Система педагогического проектирования: опыт работы, проекты. Н.П. Битютская. – Волгоград: Учитель, 2013. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».