Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7871243
Методическая разработка «Моя Россия»
Содержание - Дошкольное образование
16.10.2019 07:36

Костромина Вера Ивановна, воспитатель высшей категории МДОБУ «ДСКВ № 6» г. Всеволожск, Ленинградская область. 
Методическая разработка «Моя Россия» поможет воспитанникам дошкольного возраста сформировать представления о своей семье, о своей малой родине и Отечестве, о достопримечательностях своего края, о героях нашей Родины.

 


Методическая разработка «Моя Россия»

«С чего начинается Родина? –

С картинки в твоём букваре…»

(М. Матусовский)

Проблема

Педагогический мониторинг, проведённый в начале учебного года, показал, что у детей недостаточно сформированы представления о своей семье, о своей малой родине и Отечестве, о достопримечательностях своего края, о героях нашей Родины.

Опрос родителей по теме «Нравственно-патриотическое воспитание» выявил недостаточную осведомлённость самих родителей о составляющих нравственно – патриотического воспитания детей, снижение интереса к историческому прошлому своего народа, его культуре и традициям.

Актуальность

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств, и чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, ёмкий образ Родины возник уже у дошкольников.

Воспитание любви к родному дому, детскому саду, своему городу – это и есть первая и самая главная ступень в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников. В настоящее время далеко не все родители стремятся привить ребёнку чувство любви к семье и детскому саду, своему городу. У некоторых на это не хватает времени, у других – отсутствует желание. Поэтому задачей воспитателей становится создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада, своей малой Родины.

Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Постепенно у дошкольников складывается «образ собственного дома» с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребёнок принимает свой дом таким, каков он есть и любит его. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне. У каждого есть воспоминания, они дороги человеку и накрепко привязывают его к родному дому, родным людям.

Задачей педагога и, конечно, родителей является сделать так, чтобы подобных «тёплых» воспоминаний у ребёнка было больше. Детский сад должен стать домом, в котором бы ребёнок хорошо себя чувствовал. Для того, чтобы дошкольное учреждение помогало воспитанию патриотических чувств, жизнь детей в нём должна быть интересной, насыщенной, запоминающейся. Очень важно, чтобы ребёнок полюбил свой детский сад. Не менее важно помочь ребёнку научиться видеть и понимать красоту и величие родных мест (родного края, его малой родины), это даст возможность ощутить причастность к большому и прекрасному миру, Родине - России.

Именно поэтому мы решили разработать проект «Моя Россия». Данный проект дает возможность переосмыслить содержание работы по ознакомлению с родным краем, систематизировать накопленный материал, выработать определённую систему работы в содружестве всего педагогического коллектива, родителей и воспитанников, выделить приоритетные направления работы, найти интересные разнообразные методы и приёмы для активизации работы детей и родителей.

Направление: познавательное, социально-коммуникативное и речевое развитие воспитанников посредством интеграции всех образовательных областей.

Участники проекта: воспитатели, воспитанники старшего возраста, родители, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

Срок реализации проекта: сентябрь-май

Цель проекта: формирование нравственно-патриотических основ у воспитанников посредством приобщения их к истории и культуре родного края, героическому прошлому страны, любви к Родине посредством познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи для педагогов:

- повышать свой профессиональный уровень психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей посредством использования ИКТ и ТСО при реализации проектной деятельности;

- развивать способность к самоанализу собственной педагогической деятельности;

- обогащать предметно-развивающую среду группы, создавая условия для реализации проекта «Моя Россия» (оформление мини-музея по теме проекта);

- создавать условия для активизации творческих способностей детей, стимулировать их стремление отражать в своих работах полученные представления о родном крае;

- формировать активную позицию по отношению к истории, культуре, природе своей Родины;

- принять активное участие в подготовке и проведении итоговых квест-игр совместно с педагогами – специалистами;

- обеспечить активное участие родителей в проектной деятельности (80%).

Задачи для воспитанников:

обучающие:

- расширять представления детей о ближайшей окружающей среде (дом, детский сад, улица, город);

- углублять и уточнять представления детей о символах страны (флаг, гербе, гимн России), о государственных праздниках;

- расширять представления о Москве – столице России; о Санкт Петербурге, как культурной столице; о родном городе Всеволожске;

развивающие:

- развивать у детей познавательно-исследовательские умения и навыки;

- развивать умение свободно мыслить и фантазировать, умение задавать вопросы, делать выводы и умозаключения, думать самостоятельно;

- побуждать детей совместно с взрослыми принимать участие в сборе необходимой информации (художественная литература, энциклопедии, Интернет, посещение музеев, просмотр телепередач, видеофильмов);

- вызвать желание представлять свой опыт в форме продуктов исследования (рисунки, художественно-творческие выставки, сочинение стихотворений и др.);

воспитательные:

- воспитывать патриотические чувства к своей малой родине, любовь и привязанность к стране;

- воспитывать чувство уважения и заботы к защитникам Отечества;

- формировать уважение к людям разных национальностей страны, чувство толерантности по отношению к сверстникам в детском саду.

Задачи для родителей:

- показывать детям на своём примере активную жизненную позицию по отношению к истории своей семьи, края, Родины;

- познакомить детей с историей своей семьи, формировать у детей уважение к семейным традициям, к старшему поколению;

- знакомить детей с достопримечательностями своего города, посещать места боевой славы;

- активно участвовать в мероприятиях ДОО, в расширении предметно- развивающей среды своей группы.

Ожидаемый результат

Для педагогов:

- успешно используют инновационные технологии (метод проектов) по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников;

- разрабатывают конспекты НОД, досугов, дидактические игры по теме проекта;

- создают в группах мини-музеи по нравственно - патриотическому воспитанию детей;

- подготавливают детей и родителей к участию в квест-играх;

- оформляют, обобщают и распространяют опыт по теме проекта.

Для воспитанников:

- расширяются и обогащаются знания о родном городе Всеволожске, о Санкт – Петербурге, о столице – Москве, о стране;

- дети знают символы своей страны (флаг, герб, гимн), символы своего города;

- развивается связная речь детей: они могут самостоятельно рассказать об интересных событиях, выразить своё отношение, сделать выводы;

- отражают в продуктивной деятельности свои представления, впечатления;

- формируются гражданственно-патриотические чувства: дети интересуются событиями прошлого своего родного края; знают о подвигах героев своего города; участвуют совместно с взрослыми в городских праздниках, шествиях; бережно относятся к памятникам, к родной природе;

- дружески относятся к сверстникам разных национальностей.

Для родителей:

- расширяют собственный кругозор в процессе активного участия с детьми в проектной деятельности;

- собирают совместно с детьми необходимую информацию по теме проекта;

- знакомят детей с родословной и традициями своей семьи;

- посещают вместе с детьми памятные места города, выставки, музеи;

- выполняют совместные с детьми творческие работы;

- читают детям художественную литературу о Родине, её героях;

- принимают активное участие в совместных мероприятиях ДОУ по теме проекта

Этапы проекта

I этап - подготовительный (сентябрь)

- изучение методической литературы;

- выяснение проблемы – педагогический мониторинг;

- проведение анкетирования родителей;

- информирование родителей об актуальности, цели и задачах проекта;

- разработка цели и задач, плана деятельности с воспитанниками, форм работы с родителями;

- подготовка предметно-развивающей среды по проекту

2 этап – внедренческий (октябрь - апрель):

Реализация проекта «Моя Россия»

Формы работы:

Работа с воспитанниками:

- совместная деятельность взрослого и детей (непрерывная образовательная деятельность, индивидуальная работа, режимные моменты);

- самостоятельная деятельность детей;

- совместная деятельность родителей и детей;

- праздники и развлечения;

- квест-игры.

Работа с родителями:

- коллективные формы работы (устные педагогические журналы, анкетирование, родительские собрания, праздники и развлечения);

- информационные формы работы (педагогические беседы, тематические консультации);

- наглядно-информационные методы (художественно-творческие выставки, информация в родительском уголке, фотовыставки);

- квест - игры.

3 этап – итоговый (май)

Подведение итогов по проекту:

- проведение итогового анкетирования родителей по теме «Нравственно- патриотическое воспитание»;

- сбор и обработка методических, практических материалов в ходе реализации проекта;

- мониторинг по образовательной области «Познавательное развитие»;

- обобщение материалов проекта.

Готовый продукт: лэпбук по теме проекта.

Взаимодействие с родителями

Исследовательские задания:

- выяснение своей родословной;

- изучение истории города Всеволожска, Санкт-Петербурга, Москвы.

Информационные задания:

- ознакомление с темой проекта (информационные стенды в группе, литература, консультации воспитателей, просмотр познавательных телепрограмм и др.);

- изучение литературы по нравственно - патриотическому воспитанию детей;

- сбор интересных фактов про достопримечательности (памятники) города Всеволожска, Санкт-Петербурга, Москвы.

Практические задания:

- посещение с детьми памятных мест г. Всеволожска, Санкт-Петербурга;

- совместные семейные прогулки по живописным местам окрестностей города;

- посещение музея-усадьбы в Приютино; музеев Санкт-Петербурга;

- семейные просмотры телепрограмм, чтение художественной литературы дома;

- участие в художественно-творческих выставках, мероприятиях ДОО по теме проекта.

Взаимодействие со специалистами ДОО

Музыкальный руководитель:

- музыкальный репертуар: песни о семье, о Родине, об армии, о родной природе;

- совместная подготовка к праздникам и развлечениям;

- совместный подбор пособий, атрибутов для НОД и развлечений;

- совместная подготовка и проведение квест-игр по теме проекта.

Инструктор по физической культуре:

- пальчиковые игры, подвижные игры в соответствии с возрастом детей (по теме проекта);

- сотрудничество в проведении совместных спортивных развлечений, праздников, квест-игр;

- физическая культура на улице.

Взаимодействие с социумом

- сотрудничество с городской библиотекой (посещение библиотеки семьёй);

- просмотр семьёй спектаклей и концертов в ЦКиД г Всеволожска;

- посещение художественно-творческих выставок, музеев;

- участие в городских мероприятиях (День города, городской субботник и др.);

- сотрудничество с СОШ №2 г. Всеволожска;

- сотрудничество с ОО «Филармоника»;

- сотрудничество с музыкальной школой г. Всеволожска.

Литература

1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

2. Активные методы обучения в повышении профессиональной компетентности педагогов ДОУ. Из опыта работы. Т. Г. Сальникова. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017.

3. Система педагогического проектирования: опыт работы, проекты. Н.П. Битютская. – Волгоград: Учитель, 2013.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР