Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7419484
Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Содержание - Дошкольное образование
16.10.2019 08:54

Кехтер Татьяна Алексеевна, воспитатель; Жернакова Наталья Ивановна, воспитатель МБДОУ «Полтавский детский сад «Берёзка» Полтавского района Омской области. 
Повышение уровня компетентности воспитателей в вопросах нравственного воспитания детей посредством сказки. Для педагогов ДОУ.


Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Воспитание активной сознательной творческой личности является одной из множества актуальных задач современного общества.

Воспитанность - одно из качеств личности, которое приобретается в общении, в семье. В детских коллективах, в школах и в повседневной жизни, где ребенок получает не только информацию о нормах поведения, но и о последствиях нарушения этих норм для самого человека и общества.

В дошкольном возрасте одним из главных направлений является развитие личности ребенка. В этом возрасте у ребенка воспитывается самооценка, самостоятельность, совесть, любознательность, доброжелательность, справедливость, честность, уверенность в себе, к здоровому образу жизни, бережное отношение к окружающим, к природе, соблюдение семейных ценностей, уважительное отношение к старшим.

Воспитатели нашего детского сада прививают к детям знания этических норм через игры, беседы, инсценировки из сказок. Дети старшего возраста выполняют зарисовки из прослушанных рассказов, сказок. В результате полученных знаний воспитатели нашего детского сада намечают план работы, выявляют пробелы в знаниях детей. Мы считаем, что нужно давать знания, используя творческий подход. Знания, полученные в ходе бесед, игр нужно использовать в повседневной жизни. Например, дети не поделили игрушку, поссорились. Воспитатель может прочитать детям строки из прочитанного ранее произведения или стихотворения («…и ссориться не нужно и можно всех любить»…).

Таким образом, знакомые образы или строки из стихов, рассказов, сказок напоминают детям правила поведения.

Очень важно учитывать то, что все дети понимают и используют знания по-разному, кто-то быстрее усваивает, а кто-то медленнее. Поэтому, нужно накапливать нравственные понятия и представления о нравственных нормах. Все поступки совершаемые человеком – это осознанный выбор каждого, и зависит этот выбор от полученных знаний через общение со сверстниками, средства массовой информации, через опыт общения с окружающими и опытом собственного поведения. Все это формирует нравственные качества человека (личности).

У детей источником, идеалом представлений о нравственной стороне жизни является взрослый. Ребенок же перенимает опыт поведения. Это нужно понимать и родителям, и педагогам.

Каждый возраст имеет свои психические особенности, определяющие специфику нравственного развития. Нужно учитывать знания этих особенностей детей родителям. Читать больше книг, просматривать совместно мультфильмы, сказки, обсуждать поступки персонажей, положительных и отрицательных, делать выводы. В повседневной жизни следyет напоминать ребенку сказочных персонажей, их поступки, а так же формировать умение делать самооценку своему поведению или поступку.

Только совместными усилиями воспитателей и родителей общество получит духовно нравственную личность, владеющей нормой поведения. Несущую ответственность за свои поступки.

О значении сказок для детей дошкольного возраста убедительно говорят отечественные педагоги и психологи (Т.Н.Доронова, И.В.Вачков, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева и др.). Сказка способствует общемy развитию ребёнка, положительно влияет на развитие речи, повышает творческую активность, стимулирует воображение, формирует нравственно-волевые черты личности. Но, к сожалению, как в ДОО, так и в семьях всё реже читают детям сказки.

В каждой народной сказке огромны ресурсы слова, словесных средств и методов. Каждая сказка – свидетельство необыкновенных возможностей и духовного потенциала русского языка.

Сказка и приобщает детей к народномy фольклорy, и выступает средством нравственного воспитания, предлагая определённые модели поведения, наиболее приемлемые для того или иного этапа культурного развития человеческого общества.

У всех народов традиционно используют сказку как незаменимый метод знакомства с миром социальных отношений, посредством сказочных образов и действ, но реально моделирующих и доступно помогающих понять детям основные нравственные принципы отношений.

Каждого человека в самом начале его детства встречала сказка. Она созвучна и понятна детскомy мироощущению, потомy что знакомит ребёнка с необычными образами персонажей, удивительными приключениями, сказочным миром. Своими простыми поступками, мыслями, чувствами герои сказок производят в детском подсознании первое отражение картин мира, реальных человеческих поступков и взаимоотношений. Поэтомy благодаря сказке дети начинают осознавать важность поступков человека.

Этим обусловливается использование сказок в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста как одного из средств реализации требований ФГОС для поддержки позитивной социализации дошкольников.

Именно сказка несёт в себе функцию первичной социализации детей, помогает им в усвоении морально-этических норм социального взаимодействия, позитивного отношения к мирy, понимания эмоционального состояния окружающих людей, воспитывает потребность в сопереживании.

Немаловажен тот факт, что сказки способны помочь ребёнку, если y него есть нарушения в поведении и общению, способствуя его позитивной социализации.

Первичная социализация ребёнка является основой для его дальнейшей социализации. Несомненно, что важную роль в первичной социализации играет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Но справедливо отметить, что и сказка предоставляет первый опыт позитивного общения с окружающим миром и людьми. Она ненавязчиво, но очень многому учит дошкольника. Через добрую сказку y ребёнка происходит формирование бережного отношения к людям, к представителям животного и растительного мира, тем самым осуществляется его позитивная социализация.

Знакомство со сказкой помогает ребёнку понять окружающую действительность. Именно сказка демонстрирует детям в доступных их пониманию сюжетах существующие в этикете две основные нравственные категории – добро и зло. Ведь герои в сказке всегда либо хорошие, либо плохие. И детям благодаря сказке легко принять нравственные идеалы, социальные нормы поведения. Принятие детьми сказочных идеалов позволяет легко им согласиться с неизменной сказочной закономерностью: соблюдение моральных требований ассоциируется с добром, хорошими поступками, а нарушение моральных норм и правил характеризуется как зло, как плохие поступки. Именно сказка воспитывает морально-этические ценности. Благодаря сказке даже младшемy дошкольникy легче всего объяснить первые и главные понятия нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Постепенно дети начинают управлять своими поступками. Соотносить их с морально-нравственными и этическими нормами, которые в сказке выражены доступно. Поэтомy именно с помощью сказок возможно формирование таких важных, основополагающих нравственных категорий, как «добро», «зло», «хорошо», «плохо», «можно», «нельзя». Нравственные оценки поступков героев сказок постепенно обретают позицию нравственных норм социальных взаимоотношений самих детей, начинают регулировать и подчинять социальным нормам поведения самy эмоциональную сферy поступков дошкольника. Эмоционально-позитивное воздействие на ребёнка самой сказки побуждает его без излишней морализации со стороны взрослого вести себя в соответствии с элементарными моральными требованиями, закладывает основы нравственности, помогает усвоить доступные его пониманию моральные принципы.

В сказках осуждаются жадность, лень, трусость, плохое отношение к окружающим, другие человеческие слабости, которые очень чётко обозначены в чертах героев. Поэтому детям легко распознавать человеческие недостатки. Сказки дают пример преодоления жизненных трудностей.

Сказки воспитывают уважение к истокам культуры своего народа, закладывая основы духовно-этических и патриотических чувств, что также является важными составляющими позитивной социализации детей, соответствует задачам ФГОС.

Детская сказка помогает обеспечению социальной ситуации развития личности ребёнка, демонстрируя системы взаимоотношений с окружающим социальным миром, представляя морально-нравственные нормы человеческих отношений. Именно сказка как нельзя лучше знакомит с социокультурными, региональными, национальными, языковыми особенностями и приобщает детей к культурным нормам поведения, принятым в обществе.

Сказка помогает в осуществлении на практике многообразия вариантов протекания периода дошкольного детства (ФГОС, п.1.2.1).

Формируя нравственные представления у ребёнка в старшем дошкольном возрасте, мы обеспечиваем становление в будущем такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные нравственные качества и нравственную чистоту. Основной целью воспитания, основанной на выбранном нами приоритете общечеловеческих ценностей, является формирование чувствующего, думающего и любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.

Список используемой литературы:

1. Буре Р.С. Развитие теории и методики воспитания нравственных качеств у детей Р.С. Буре, Л.Д. Костелова — М., 2012

2. Журнал «Дошкольная педагогика» №3(88)/март/2013. Учредитель и издатель ООО «Издательство и детство пресс»

3. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Социально – нравственное воспитание детей 3-4 лет, игровая и продуктивная деятельность». М.; ТЦ. Сфера, 2005. -112с. (Программа развития)

4. Короткова Л.Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок / Л.Д. Короткова. — М., 2011

5. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред.В.Г. Нечаевой. - М.: Сфера, 2002.

Нравственное воспитание: Проблемы теории и практики /Отв. ред.А.К. Уледов. - М.: Владос, 2004.

6. Петрова В.И., Стульник Т.Д. «Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду» Пособие для воспитателей и методистов.-М.: Мозаика – синтез, 2012.

7. Савченко В.И. Педагогическая сказка как средство поддержки позитивной социализации старших дошкольников-Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015

8. Сапрыкина Т. А. Формирование нравственной культуры современного дошкольника [Текст] / Т. А. Сапрыкина // Дополнительное образование и воспитание. – 2011. - № 8.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР