Формирование нравственных качеств дошкольников в условиях реализации Стратегии развития воспитания |
Содержание - Дошкольное образование |
18.10.2019 09:44 |
Бешевец Лариса Альбертовна, музыкальный руководитель МБДОУ «Березка», р.п. Полтавка, Полтавского района, Омской области.
Формирование нравственных качеств дошкольников в условиях реализации Стратегии развития воспитания. «Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины», - обозначено в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. В число основных направлений развития воспитания включены: поддержка семейного воспитания,гражданское, патриотическое, духовное и нравственное воспитание детей. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует новых подходов к работе с семьей. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного, и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте», - прописано в Статье 18 Закона РФ «Об образовании». Приоритетная роль семьи в формировании личности ребенка обоснована в трудах педагогов и психологов прошлого и настоящего времени, отчетливо обозначена в законодательных документах международного и отечественного уровня: Конвенции о правах ребенка, Конституции Российской Федерации, Законе об Образовании, Семейном кодексе. В этих документах закрепляется первоочередное право родителей на воспитание детей, обозначена роль других социальных институтов, которые призваны помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи. Воспитательный процесс в семье не имеет начала и конца. Родители для детей - это жизненный идеал, никем не защищенный от детского пристального взгляда и глаза. В семье координируются усилия всех участников воспитательного процесса: детского сада, воспитателей, друзей. Семья создает для ребенка ту модель жизни, в которую он включается. Нравственное воспитание дошкольников происходит как непрерывный процесс в повседневной жизни. Личность ребенка формируется уже в дошкольном детстве, главные общечеловеческие ценности закладываются с ранних лет жизни.Семья первой готовит детей к освоению социально - нравственных норм и ценностей той культурной среды, в которой находится.Почему воспитание нравственности необходимо начинать в самом раннем возрасте? В этот период ребенок максимально открыт эмоциональному переживанию и сопереживанию. Ребенок воспринимает слова и действия взрослых как данность, не подвергая их сомнению, таким образом, закладываются моральные и этические ценности, перенимаются модели поведения, формируется детская субкультура. Познание, приобщение к родословной семьи, поселка, района, города и интернациональное воспитание начинается задолго до школы. Ребенок, как маленький подражатель взрослым, копирует поведение родителей, перенимает их тактику обращения друг с другом и с другими людьми в обществе. Родителям следует осознать, что невозможно воспитать гармоничную высоконравственную личность в нездоровой семейной атмосфере, в которой преобладают неуважение, эгоистичность, лень, обман. Нравственное воспитание начинается через бытовую, повседневную деятельность ребенка. Семья – основная среда для получения опыта и знаний для ребенка. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать друг друга. Вопрос о взаимодействии детского сада и семьи, проблема взаимодействия педагогов дошкольного учреждения с родителями всегда были актуальны. Ведь именно от совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. Благодаря планомерной работе, доброжелательности, открытости и приветливости, отношения с родителями стали более конструктивными, доверительными. От качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей и, следовательно, уровень семейного воспитания. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Учитывая снижающуюся культуру семейных отношений, наш детский сад постоянно совершенствует работу с родителями, ищет новые формы работы с семьей, внедряет более современные и эффективные для педагогического образования технологии. Работа с родителями помогает установить с ребенком добрые, стабильные, дружеские отношения, осознать необходимость целенаправленного влияния взрослых на эмоциональное развитие ребенка, на становление его самосознания, на формирование умения строить отношения со сверстниками и т.д. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребенок, о чем он спрашивает. Поэтому особенно важна активная жизненная позиция воспитателя, его желание и умение сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей малой родины, гражданином России. Систематическая работа приводит тому, что дети начинают понимать, как можно проявить внимание, благодарность. Если педагог не проходит мимо фактов проявления детьми внимания, хвалит их, объясняет, что это хорошо, у ребенка развиваются и крепнут гуманные чувства. Используя различные виды деятельности, воспитатель решает задачи нравственного воспитания детей, добрых чувств, и их отношений к взрослым и сверстникам, формирует положительное отношение к близким им людям, культуре поведения, расширяет представление об окружающей жизни. Первым и решающим условием положительного направления взаимодействия являются доверительные отношения между воспитателем и родителем. Педагогическое просвещение родителей начинается с момента поступления ребенка в детский сад. В своей педагогической деятельности мы стараемся сделать родителей союзниками, принимающими важные решения в вопросах жизни детского сада, привлекаем родителей к сотрудничеству, заинтересовываем их совместной работой, стараемся формировать у них активную педагогическую позицию, - так они становятся участниками воспитательного процесса. Так же воспитатели постоянно повышают требования к себе, к своим педагогическим знаниям и умениям, своему отношению к детям и родителям. Педагоги выявляют интересы, запросы родителей, уровень их педагогической грамотности, создают условия для продуктивного общения, проводят анкетирование, беседы, вносят коррективы, предлагают интересные идеи и воплощают их в реальности, а так же предоставляют им возможность высказать свою точку зрения, обратиться с просьбой, поделиться проблемой. Совместный труд, детско - родительские праздники, участие детей и родителей в выставках, соревнованиях, музыкальных представлениях, кукольных театрах, экологических акциях, экскурсиях, научно-практических конференциях и фестивалях детского творчества всегда сближает, делает семью крепче, дружнее, способствует установлению эмоционального контакта и неформального общения между педагогами, родителями и детьми, формированию групповых традиций. Педагоги нашего ДОУ стараются разнообразить формы, содержание и методы образования родителей, отказались от нравоучительного тона, ориентируются на актуальные, значимые проблемы, влияющие на развитие детей на определенном этапе. С помощью родителей родителями оформлены альбомы – о родном крае, о семейных увлечениях, профессии родителей и родных и т.д. Сегодня является актуальным вовлечение семьи в жизнь ребенка, детского сада. Метод проектов получает широкое распространение в педагогической практике ДОУ. Поэтому продуктом проектов являются: выставка совместного детско-родительского творчества «Что у осени в корзинке?», «Осень – чудная пора!», поделки из природного материала, выставка детских рисунков «Букет для мамы», «Моя мама лучше всех!», «Подарок для мамы» (бабушки, папы и дедушки), «Зимняя фантазия». Семейные спортивные праздники: зимние и летние Олимпийские игры, «Мама, папа, я – спортивная семья» - стали традиционными. А так же концерт ко Дню матери и дню 8 марта, Дни воинской славы, посвященные Дню защитника Отечества и празднику Победы, и т.д., – это все семейно-групповые проекты. Музыкальные праздники и спектакли оставляют яркие воспоминания надолго - не обходятся без родительского участия. Совместная досуговая деятельность – одна из самых привлекательных интересных, востребованных, полезных! Зимой в свободные часы все вместе строим горки, лепим снеговиков и другие фигуры из снега, а летом – выращиваем, высаживаем цветы, поливаем и ухаживаем за ними, благоустраиваем территорию ДОУ – это бесценные минуты близкого общения друг с другом. А еще - хороший способ вовлечения родителей в детскую деятельность как равных партнеров детей. Опыт показал положительную динамику нашей работы – все больше родителей принимают участие в проведении различных мероприятий, а так же ощущается заинтересованность родителей в ремонте детского сада, проведении субботников и т.д. В приемных на информационных стендах размещены материалы, познакомившись с которыми родители могут повысить свою компетентность в вопросах дошкольной педагогики и психологии: воспитатели и специалисты ДОУ делятся опытом, советами, дают рекомендации по тому или иному вопросу, консультируют и рассказывают, о том,что нового узнают дети. Рекомендуют литературу и игры, для конкретного возраста и задания. Тут же можно узнать, чем занимается ребенок в детском саду, Оригинальные и актуальные папки - передвижки, фотогазеты привлекают родителей и позволяют повысить их педагогическую культуру. С результатами продуктивной деятельности детей родители так же имеют возможность посмотреть: творческие работы детей регулярно выставляются. Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется интуицией и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником семье. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным, используя традиционные и инновационные формы деятельности. У педагогов и родителей единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонично развитыми личностями. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой – ищут и стремятся внедрить новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых – достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд педагогов, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. У нас есть цель – сделать наш детский сад таким, куда родители будут отдавать детей утром и с благодарностью к педагогам забирать их вечером говоря: «Этот детский сад – лучший!»
Отношение к человеку другой национальности начинает формироваться у ребенка примерно четырех лет, основываясь на элементарных проявлениях интернациональных чувств, знаниях о людях других национальностей. Начинать интернациональное воспитание надо со знакомства детей со знакомства детей с национальностью той республики, к которой они принадлежат сами. Воспитание дружеских отношений к различным народам нашей страны нужно начинать с самого доступного и понятного детям – воспитания чувства уважения к своим сверстникам, заботы по отношению друг к другу. Если в группу пришел ребенок, для которого русский язык не знаком, воспитатель должен относиться к нему внимательно. Доброжелательность взрослого положительно сказывается и на отношении детей к новенькому. Чтение художественных произведений, сказок разных народов, рассматривание картин художников знакомство с народными костюмами и народной кухней расширяют знания дошкольников, побуждают интересоваться жизнью других народов, других национальностей. Воспитание дружбы и сплоченности детского коллектива способствует ознакомление с родным поселком, своей республикой, с профессией близких людей, прежде всего родителей. Этому способствуют экскурсии, просмотр видеофильмов, открыток с видами достопримечательностей и т.д. Все увиденное дети отражают в своих рисунках. Вместе с детьми и родителями можно оформить альбомы – о родном крае, о семейных увлечениях, профессии родителей и родных и т.д. Воспитатель дает рекомендации по тому или иному вопросу, информирует через стенды, что нового узнают дети, рекомендует ту или иную литературу. Подавляющее большинство детей старшего дошкольного возраста положительно относятся к людям другой национальности. Но бывает и другое: смех, испуг при встрече с говорящими на другом языке, отказ вступать в общение с ними. Причины отрицания кроются в детской непосредственности, весьма ограниченном жизненном опыте, отсутствии необходимых представлений о людях других национальностей и культуры общения с ними. Воспитатель должен знать, дети каких национальностей воспитываются в группе. Если кто-либо не пользуется симпатией, авторитетом ребят, ему надо помочь, совместно с родителями старательно развивать го умения, способности, отмечать положительные качества ребенка. Отметить красоту языка, если ребенок рассказал стихотворение, спел на другом языке, языке его национальности, так же необходимо. Если ребенок плохо владеет языком, на котором говорят большинство детей группы, или его внешние данные заявляют о принадлежности к другому народу, то на это обстоятельство родители сами обращают внимание воспитателя. Тогда воспитатель должен познакомить ребят с данным народом. Это необходимо сделать для оказания помощи ребенку в завоевании симпатии, уважения товарищей. Необходимо подобрать сказки соответствующего народа, художественные произведения, красочные иллюстрации и побеседовать с детьми. В группе можно организовать Дни рождения, встречи с интересными людьми, и т.п. В качестве подарка подарить песню, стихотворение, рисунок. Такие встречи полезны для ребят, они создают атмосферу теплоты, эмоционального подъема, оставляют яркий след в памяти детей, способствуют развитию интереса, дружеского отношения к определенному народу, его национальным традициям. Накопленный детьми опыт положительного общения с людьми является прочной основой для развития у детей к народам, населяющим нашу страну, со своими особенностями быта, культурой и искусства. Из всего сказанного можно сделать вывод, что интернациональное воспитание – многогранный процесс, постепенно усложняющийся с возрастом ребенка. Роль нравственного воспитания дошкольников в семье Основы нравственного воспитания дошкольников реализуются в контексте семьи. Ребенок, как маленький подражатель взрослым, копирует поведение родителей, перенимает их тактику обращения друг с другом и с другими людьми в обществе. Родителям следует осознать, что невозможно воспитать гармоничную высоконравственную личность в нездоровой семейной атмосфере, в которой преобладают неуважение, эгоистичность, лень, обман. Семья – основная среда для получения опыта и знаний для ребенка. Детский сад и другие образовательные учреждения призваны лишь корректировать ошибки родителей, допущенные в воспитании детей дошкольного возраста. Нравственное воспитание ребенка в семье должно реализовываться с максимальным уважением его личностного достоинства. Формирование нравственного поведения малыша не должно сопровождаться подавлением его инициативы, проявления личностных качеств. Для ребенка дошкольного возраста нравственное воспитание реализовывается сквозь призму семейных отношений, которые должны стать тем естественным примером для подражания, наследуя который ребенок смог бы стать нравственным членом общества. Для ребенка дошкольного возраста нравственное воспитание в семье является основой становления его личности. Актуальность проблемы нравственного воспитания обусловлена кризисом современного общества, в котором произошло размывание норм морали, значимости института семьи, духовных ценностей, что существенно осложняет путь личностного становления ребенка дошкольного возраста. Нравственное воспитание призвано способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы отношений между людьми в обществе. Кризису нравственности общества способствуют современные фривольные методики воспитания детей, в рамках которых ребенок получает основы нравственного воспитания вне семьи посредством навязанных деморализованным обществом средств (к примеру, компьютерные игры, развивающие эгоизм и жестокость). Почему воспитание нравственности необходимо начинать в самом раннем возрасте? В этот период ребенок максимально открыт эмоциональному переживанию и сопереживанию. Ребенок воспринимает слова и действия взрослых как данность, не подвергая их сомнению, что происходит в старшем возрасте, когда ребенок учится анализировать слова и поступки, сопоставлять опыт и делать определенные, не всегда правильные выводы. Опыт, приобретенный детьми младшего возраста, в дальнейшем перейдет в категорию должного, истинного, канонического, не подвергаемого сомнению. Средства нравственного воспитания. Какие приемы применяются преподавателями для формирования нравственности у своих подопечных? Творчество, литературные произведения, музыка, изобразительное искусство. Средства художественной выразительности помогают описать чувства человека в различных ситуациях, собственное отношение через слово, музыку, рисунок. Общение с природой. Ребенок должен находиться в контакте с живой природой. Такое взаимодействие дает жизненные силы, учит законам взаимодействия живых существ, проявляет истинные чувства ребенка Содержание собственной деятельности. Через игру, обучение, труд, творчество ребенок выражает свое психическое состояние, учится взаимодействию с другими детьми, усваивает нравственные качества. Важную роль в воспитании нравственных качеств играет обстановка, которая окружает ребенка. Цель окружения ребенка – вырастить достойного члена общества. В детском образовательном учреждении эту роль играют воспитатели, сверстники. Какие формы нравственного воспитания применяют педагоги в детском саду, механизм нравственного воспитания? Взаимодействие, основанное на взаимном доверии, уважении, обсуждении, поиск выхода из трудной жизненной ситуации. Существование формы мягкого доверительного воздействия. Формирование у детей положительной реакции на соревнования, конкурсы, олимпиады. Рассмотрение этой части процесса обучения, как стимула к новым вершинам, а не порицание и унижение достоинств. В содержание понятия нравственного воспитания включается отношение к другим людям, с самим собой, к объектам живой природы. Для детей разного возраста понятие будет включать следующие действия: Как защитить ребенка от непогоды? Период раннего детства. Дать ребенку в учебном учреждении прочувствовать любовь и ласку, научить умения выражать эти чувства, Порицание агрессии и недоброжелательности. Особенно необходимо быть осторожным к проявлению любой формы порицания. Дети с раннего возраста обучаются уважению к другим Ребенок младшего дошкольного возраста Цель воспитания и задачи нравственного воспитания дошкольников на этом этапе – создание ситуации успеха, умения реагировать на похвалу. Очень важен для маленьких ребят этого возраста пример взрослых, содержание нравственного воспитания не должно идти в разрез с нормами морали и вашим поведением. Средний дошкольный возраст Для этого возраста еще очень актуален пример взрослого человека. Формированию нравственных качеств способствует решение логических вербальных задач. Конкретная цель стоит перед творческими заданиями – развитие собственных эмоций и умение «читать» чувства других людей. Содержание совместной деятельности должно предполагать взаимодействие и обучение нравственным принципам. Эмоциональное воспитание Старший дошкольный возраст Должен быть проведен анализ, содержание всех позитивных и негативных поступков ребенка. Воспитатель в учебном учреждении проводит диагностику в короткий срок, намечает план действий, дает рекомендации родителям. В игровой форме можно учить детей вежливости
|
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».