Статья «У истоков нравственного воспитания» |
Содержание - Дошкольное образование |
24.10.2019 08:02 |
Москаленко Юлия Николаевна, Тищенко Ольга Ивановна, воспитатели МБДОУ «Полтавский детский сад «Березка» Полтавского района Омской области.
Нравственное воспитание является одним из направлений в воспитании детей дошкольного возраста. Это одна из основ формирования морально-устойчивого, жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребенка, гражданина, способного к творческой деятельности. В своей работе часто приходится сталкиваться с проблемами в поведении детей со сверстниками, с родителями, с взрослыми, на праздниках, в общественных местах. Из разговоров с родителями часто делаешь выводы, что родители и в домашней обстановке сталкиваются с трудностями в поведении детей, зачастую видят неуважительное отношение со стороны своих чад, с неуважительным отношением сталкиваются бабушки и дедушки. Родители имеют собственные представления о том, что актуально для их ребенка в данный период, и каким они хотели бы видеть его в перспективе. Вопросы, пожелания родителей только прибавляют целенаправленности нашей деятельности, обеспечивают индивидуализацию педагогического процесса. Агрессивное, неадекватное поведение в обществе часто находят место во взаимоотношениях между детьми. К сожалению, иногда сами родители провоцируют их на такое поведение. Часто приходится слышать, как отец или мама советуют: «Научись давать сдачи». Не всегда дети умеют общаться друг с другом, оказать помощь, поддержать своих товарищей, уметь сопереживать. Конфликтные ситуации подстерегают нас, чуть ли не на каждом шагу, и в одних случаях дело заканчивается миром, а в других невысказанной и затаенной обидой. С конфликтными ситуациями в детском саду сталкиваешься регулярно, и их не всегда нужно избегать или стараться замять. Стараемся помочь детям найти выход из сложившейся ситуации, сформировать у них умение, научить решать конфликтные ситуации. В частности проблема коммуникативного общения детей между собой и с взрослыми возникла и в нашей группе. Исходя из педагогического наблюдения за поведением детей в группе и вопросов родителей к педагогам по данной теме, мы предложили родителям заполнить анкеты «Если вы вежливы», «Вежливость в нашей группе». Анализ заполненных родителями анкет позволил сделать вывод, что в группе имеется проблема по речевому этикету и умению детей вести себя в общественных местах, за столом,во время совместных игр,общения друг с другом. Проблемами в поведении детей обеспокоены не только воспитатели, но и родители. Это показали итоги анкетирования. Обсудив результаты с родителями, мы совместно подобрали формы активного обучения детей видам этикета. Был составлен перспективный план деятельности по проекту» Уроки этикета» на учебный год, который включал в себя мероприятия разной направленности. Были привлечены специалисты детского сада: музыкальный руководитель, медицинская сестра, психолог. Цель проекта: повышение уровня коммуникативной компетенции детей. Задачи: 1.Формировать навыки этического поведения у детей старшего дошкольного возраста; 2.Развивать познавательный интерес к этическим правилам и нормам; 3.Закреплять представления детей о речевом этикете в определённых бытовых ситуациях; 4.Воспитывать уважение к окружающим людям. Перед составлением плана работы была изучена,подобрана методическая литература по теме «Уроки этикета» в соответствии с возрастом,потребностями группы. В план работы включены темы: «Встречаем гостей», «Подари подарок», «Как нужно обращаться с игрушками», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Как можно порадовать своих близких» и другие. Был оборудован центр этикета в группе, в нем размещены фотоматериалы, дидактические игры, настольная кукла – фея Вежливости, подборка художественной литературы, сюжетно-ролевые игры, конспекты занятий, атрибуты к играм. Ожидаемые результаты: Овладение детьми старшего дошкольного возраста разными формами и способами культурного поведения, умение применять их в различных жизненных ситуациях. Сформированы навыки этического поведения у детей старшего дошкольного возраста. Развит познавательный интерес к этическим правилам и нормам. В рамках реализации проекта была проведена работа с детьми и родителями, которая состоит из системы занятий, включающих в себя этикетные правила по следующим темам:
Решение игровой ситуации «Упрямый утенок», «Вежливый попугай».
Решение игровой ситуации «Лев у телефона», «Болтливый ежик».
Решение проблемной ситуации «Мойдодыр и козленок», «Грязный медвежонок».
Решение игровой ситуации «Щелкунчик и игрушки», «Аккуратная обезьянка».
Решение игровой ситуации «Слоненок в гостях», «Подарок для пингвина».
Решение проблемной ситуации «Поросенок за столом», «Лиса и журавль».
Решение ситуаций «Кошачья семья», «Одинокий волк». Изучение всех этикетных ситуаций осуществляется в игровой форме, где происходит общение, распределяются роли между детьми. В результате этой работы дети начинают внимательней и доброжелательней относиться друг к другу, расширять свой словарный запас. Обучая детей правилам этикета, также можно использовать пословицы и поговорки. Такая форма работы позволяет ребенку закрепить все необходимые культурные правила и нормы поведения. Работа с родителями:
Итоговым мероприятием явилось проведение игры - КВН для детей старшего дошкольного возраста и родителей» Что такое этикет?». Цель игры: обобщить представления детей об этикете и закрепить навыки поведения в обществе с взрослыми и сверстниками. Родителям были вручены памятки «Роль этикета в воспитании детей». После проведения мероприятий и педагоги, и родители отметили, что дети стали общаться друг с другом более доброжелательно, решать конфликтные ситуации без драк и ссор; во время приветствия и прощания используют разнообразные формы вежливых слов. Знают правила ведения разговора по телефону, правила поведения в общественных местах. Таким образом, если педагоги, родители и дети работают в атмосфере партнерства, это способствует обучению детей на основе принципов демократического образования, обеспечивает индивидуализированное и ориентированное на ребенка обучение, целостный подход к его развитию, позволяет им овладеть хорошими манерами, тактичностью, выдержкой; оптимизировать детско-родительские отношения. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».