Картотека упражнений для снятия эмоционального напряжения, обучения навыкам расслабления, формирования положительного эмоционального состояния педагогов в детском саду |
Содержание - Дошкольное образование |
28.10.2019 11:50 |
Северинова Юлия Анатольевна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 30», г. Сыктывкар, Республика Коми. Картотека упражнений для снятия эмоционального напряжения, обучения навыкам расслабления, формирования положительного эмоционального состояния педагогов в детском саду
Упражнения проводятся по одному в начале педагогического совета, педагогической планерки.
Цель: снятие эмоционального напряжения, обучение навыкам расслабления, формирование положительного эмоционального состояния.
Задачи: 1.Формирование положительного эмоционального состояния; 2.Профилактика эмоционального выгорания, чрез релаксацию и саморегуляцию; 3.Профилактика неврозов с помощью позитивного положительного опыта общения; 4.Достижение хороших межличностных отношений, демократического уровня в коллективе, оптимального уровня психологической совместимости коллектива.
Упражнение 1. «Пожелание» Ход: Бросаем мяч друг другу и высказываем пожелания. Как воспринимается пожелания? Какое у Вас настроение?
Упражнение 2. «Только хорошее» Ход: Участникам предлагается поздороваться и вспомнить, что хорошее произошло с ними в это утро.
Упражнение 3. «Игра-приветствие» Ход: Участники делятся на пары. Первые номера становиться внутренним кругом, вторые – внешним. Первые номера остаются на месте, вторые – передвигаются вокруг них по часовой стрелке, при этом каждая пара произносит стихотворение-приветствие и выполняет соответствующие действия: Здравствуй, друг! Здороваются за руку. Как ты тут! Хлопают по плечу друг друга. Где ты был? Дергают за ушко друг друга. Я скучал! Кладут руки себе на сердце. Ты пришел! Разводят руки в стороны. Хорошо! Обнимаются.
Упражнение 4. «Приветствие в зеркале». Ход: Участники по кругу приветствуют группу словами и жестами. Все остальные представляют себя зеркалами, которые отражают увиденное.
Упражнение 5. «Комплимент» Ход: Ведущий напоминает, как приятно бывает получать комплименты. По кругу, передавая мягкую игрушку рядом сидящему говорит комплимент. Желательно, что бы каждый услышал о себе что-то приятное.
Упражнение 6. «Цвет моего настроения» Ход: Участники в кругу, передавая друг другу мягкую игрушку, говорят с каким цветом ассоциируется их настроение в данный момент. Обобщая высказывания, ведущий сообщает, что преобладание светлых и ярких тонов указывает на позитивное эмоциональное состояние участников.
Упражнение 7. «Что общего» Ход: Выбирается один из участников в качестве водящего. Педагоги говорят вслух, что у них есть общего (в деталях одежды, в прическе, в характере) с данным человеком.
Упражнение 8. «Порядковый счет» Ход: Это упражнение помогает установить зрительный контакт со всеми участниками. Все сидят в кругу, один человек говорит «один» и смотрит на любого участника игры, тот на кого он посмотрел, говорит «два» и смотрит на другого.
Упражнение 9. «Мой портрет» Цель: повышение самооценки педагогов, посредством позитивных поглаживаний. Ход: Участникам тренинга предлагается нарисовать свой портрет. Затем этот портрет необходимо прикрепить на спину себе. После этого ходить по кругу и все желающие могут написать там пожелания, комплименты. Затем листок снимается и все садятся в круг, и происходит обмен мнениями.
Упражнение 10. «Рукопожатие» Цель: настроить группу на позитивный лад. Ход: Участникам предлагается походить по кругу и поздороваться, как можно с большим количеством участников тренинга и пожелать того, что необходимо данному участнику в этот момент.
Упражнение 11. «Моё любимоё качество» Цель: диагностика состояния группы на момент начала тренинга. Ход: Педагогам предлагается разделиться на пары и сесть друг напротив друга. Ведущий зачитывает по очереди три позитивных качества. В паре необходимо обсудить какое качество из перечисленных большего всего подходит каждому из пары и почему. В кругу обсуждается, в каких парах качества совпали.
Упражнение 12. «Ассоциации с игрушкой» Цель: поиск позитивного смысла в неожиданных вещах. Ход: Педагогам предлагается черный не прозрачный пакет с мягкими игрушками. Ведущий по кругу предлагает достать на ощупь любую игрушку и подумать о том, чем эта игрушка похожа на него. Далее идёт обсуждение в кругу.
Упражнения 13. «На доверии» Цель: повышение доверия друг к другу в коллективе. Ход: Педагогам предлагается разделиться на две, три команды по 5-6 человек. Затем даётся задание каждому из группы попробовать упасть на руки своих коллег. Задание остальных удержать этого человека в своих руках. Далее происходит обсуждение в кругу, что каждый почувствовал.
Упражнение 14. «Убежище» Ход: Участникам тренинга предлагается удобнее устроиться в креслах или на стульях, принять расслабленную позу и закрыть глаза. Мягким, спокойным голосом ведущий говорит примерно такой текст: «Представьте себе, что у вас есть надежное убежище, в котором вы можете укрыться в любой момент, когда пожелаете. Совсем не обязательно, чтобы это место реально существовало. Например, это может быть хижина в горах или лесная долина, о которой никто, кроме вас, не знает. Мысленно опишите себе это безопасное место. Вы можете там отдыхать, слушать музыку или беседовать с другом. Так фантазировать можно перед сном или в течение дня, когда вы хотите сбросить напряжение и отдохнуть».
Упражнение 15. «Квадрат» Цель: прочувствовать каждого участника группы. Ход: Постройте весь коллектив в круг, и пусть участники закроют глаза. Теперь, не открывая глаз нужно перестроиться в квадрат. Обычно сразу начинается балаган, все кричат, предлагая свою стратегию. Через какое-то время выявляется организатор процесса, который фактически строит людей. После того, как квадрат будет построен, не разрешайте открывать глаза. Спросите, все ли уверены, что они стоят в квадрате? Обычно есть несколько человек, которые в этом не уверены. Квадрат действительно должен быть ровным. И только после того, как абсолютно все согласятся, что стоят именно в квадрате, предложите участникам открыть глаза, порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс. Так же можно строиться в другие фигуры.
Упражнение 16. «Островки» Цель: всем участникам разместится на газете. (на всей, на половине газеты, на трети). Материал: газеты. Ход: Участники разбиваются на группки по 4-6 человек и на скорость выполняют задания. Смысл упражнения: Создание условий для воплощения и выдвижения идей о способах действия нестандартной ситуации, сплочение группы, физическая разминка. Участники обмениваются эмоциями и чувствами и озвучивают все свои идеи.
Упражнение 17. «Передать одним словом» Цель: подчеркнуть важность интонаций в процессе общения. Материал: карточки с названиями эмоций. Ход: Участникам раздаются карточки, на которых написаны названия эмоций, и они, не показывая их другим участникам, должны сказать слово «Здравствуйте» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник. Список эмоций: Радость, удивление, сожаление, разочарование, подозрительность, грусть, веселье, равнодушие, спокойствие, заинтересованность, уверенность, желание помочь, усталость, волнение, энтузиазм. Вопросы для обсуждения: 1.Легко ли вам было выполнять данное упражнение? 2.Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям? 3.В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник? 4.Какие эмоции вы испытываете в жизни чаще?
Упражнение 18. «Пожелания по кругу» Цель: поднять общий эмоциональный настрой и акцентировать доброжелательное отношение друг к другу. Ход: Ведущий предлагает членам группы пожелать своему соседу что-нибудь.
Упражнение 19. «Пять минут» Цель: преодолеть «стресс торопливости», нейтрализовать эмоциональное напряжение, укрепить стремление учителей к достижению состояния внутренней уравновешенности. Ход: Упражнение начинается со следующих слов: Представьте, что вы идете к автобусной остановке и видите, как подъезжает нужный вам автобус. Что вы сделаете? Спокойно скажете себе, что не будете торопиться, вскоре подойдет другой, или резко побежите к нему, чтобы сэкономить пять минут? Подумайте о том, что вам удалось успеть в автобус и, тяжело дыша, вы протискиваетесь между пассажирами. Пять минут у вас в запасе. Что вы будете делать в течение этих пяти минут, которые вам удалось сэкономить, затратив определенные усилия? В ходе группового обсуждения часто выясняется, что педагоги находятся в постоянной спешке, стремясь сэкономить каждую минуту даже тогда, когда в этом нет особой необходимости. Многие действительно не могут представить, что они будут делать в эти сэкономленные пять минут, и приходят к выводу о бесполезности «стресса торопливости» и его вредном влиянии на свое самочувствие.
Источники: 1.Горбушина О.П. Психологический тренинг. Секреты проведения. – СПб.: Питер, 2008. – 176 с.: ил. – (Серия «Практическая психология»). 105 с. 2.Кирейчева Е.В., Кирейчев А.В. Психологический тренинг развития Я-концепции. – Ялта, 2006. – С. 80. 11 с. 3.Ильин Е.П. «Психология творчества, креативности, одаренности».-СПб., Питер Серия: Мастера психологии, 2009., – 448 с. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».