Статья «Портфолио дошкольника» |
Содержание - Дошкольное образование |
28.10.2019 12:04 |
Кукина Оксана Владимировна, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 53» г. Сыктывкара.
Статья «Портфолио дошкольника» В настоящее время технология портфолио широко применяется в сфере образования, в том числе в практике дошкольного образования. Значимость данной технологии состоит в следующем. Во-первых, она направлена на взаимодействие всех участников образовательного процесса. Дети, педагоги и родители совместно участвуют в создании единого творческого продукта. Во-вторых, это один из способов повышения качества образовательного процесса, т. к. использование данной технологии способствует достижению положительных результатов деятельности как индивидуума (ребенка, педагога), так и коллектива в целом (группы, ДОУ). Портфолио дошкольника может быть, как формой эффективного оценивания творческих достижений ребенка, так и способом развития его способностей. Существует ряд функций портфолио: диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени), содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ), рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др. Работа над составлением портфолио дошкольника проходила в несколько этапов. На первом «постановочном» этапе было разработано «Положение о портфолио дошкольника», определена цель его создания и функциональные обязанности участников образовательного процесса. В группах раннего возраста портфолио составляются под руководством воспитателя и хранится он в группе, затем передается в дошкольные группы. При выпуске из детского сада портфолио вручается ребенку. Структуру портфолио воспитатель и родители определяют совместно, в зависимости от интересов и индивидуальных особенностей детей. На титульном листе (обложке) отражается эмблема или логотип группы, детского сада. Для родителей был проведен семинар-практикум “Все о портфолио дошкольника” (ознакомление с теоретическим и практическим материалом по созданию портфолио, рассматривание образца портфолио, определение структуры портфолио). На втором этапе - «Поисковом» проходит сбор информации, индивидуальная работа с детьми, взаимодействие с родителями. Сбор информации для портфолио осуществлялся педагогами группы при непосредственной помощи родителей. Важно научить родителей наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать. Определенную помощь нам оказывали памятки, вопросники, опираясь на которые родители могли выделить особенно яркие и интересные моменты развития их ребенка. А также открытые занятия, целью которых было показать, каким образом отбираются и накапливаются материалы для детских портфолио, как организуется информация для заполнения диагностических карт. Мы постарались сделать наши портфолио максимально интересными, как для наших детей, так и для их семьи. В рамках нашей группы была разработана примерная структура накопительного портфолио, адаптированная под индивидуальные возможности наших воспитанников. Рассмотрим некоторые из разделов. В разделе «Обо мне» содержится информация о значении имени ребенка, зафиксирована дата его именин. В разделе «Я расту» располагается таблица с антропометрическими данными за период пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Раздел «Портрет моего ребенка» заполняется родителями, которые составляют рассказ о своем ребенке или описывают интересные истории из жизни ребенка. В разделе «Моя семья» размещается семейная фотография или рисунок семьи. А также высказывания, рассказ о членах семьи, который записывается воспитателем группы. В разделе «Мое творчество» помещаются работы ребенка по художественной деятельности. Раздел «Я в детском саду» размещаются фотографии с праздников: «Осень в гости к нам пришла», Новый год», «8 марта», «Мой День Рождения» и фотографии в режимные моменты: «Я играю», «Я гуляю», «Спорт, спорт, спорт», «Я учусь», «Баю-бай». На этапе составления портфолио дошкольника большую роль играет использование различных диагностик, позволяющих отследить путь развития ребенка. Результаты диагностик размещаются в разделе «Мои дошкольные достижения». Бывает разделов недостаточно, либо они не подходят ребенку по тематике, тогда следует дополнить количество разделов или заменить их качественно. Разделы заполняются постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями ребенка. Третий этап «заключительный»: оформление образца портфолио ребенка в совместной деятельности педагога с детьми, родителя с детьми. Мини-презентация портфолио дошкольника на его дне рождении, который проходит у нас в форме “Именинной гостиной” в детском саду. Где принимают участие все дети группы, родители, воспитатель, музыкальный руководитель. Одним из главных результатов работы над портфолио является то, что родители научились наблюдать и замечать изменения, происходящие с ребенком, систематизировать их. У детей младшего дошкольного возраста появился интерес и желание участвовать в совместной деятельности с взрослыми. Процесс создания портфолио способствовал налаживанию более теплых взаимоотношений в семье. Родители стали активными участниками совместных мероприятий, направленных на ведение портфолио ребенка. У 60% родителей наблюдается творческий индивидуальный подход к оформлению портфолио.
Список используемой литературы: 1.Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. «Детство – пресс», 2012. 2.Белая К.Ю. Портфолио участников образовательного процесса. В ДОУ. УЦ. Перспектива,2011 3.Кочкина Н.А. Чернышова А.Н. Портфолио в ДОУ. Скрипторий - 2009. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».