Жучева Татьяна Ивановна, воспитатель, МАДОУ «Детский сад № 99 г.Сыктывкара», Республика Коми. В проекте отражена долгосрочная целенаправленная работа в ДОУ по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы.
Образовательный проект в подготовительной группе
«Скоро в школу мы пойдем»
Описание проекта:
Общеизвестно, что практически все первоклассники в начальный период обучения в школе сталкиваются с определёнными трудностями. Для того чтобы процесс подготовки к школе и предстоящая адаптация к школьной жизни протекали с наибольшей пользой для ребёнка, начинать эту работу надо заранее и вести её постепенно. Целенаправленная работа по ознакомлению будущих первоклассников со школой позволит ребенку почувствовать себя более уверенно на пороге школы.
Актуальность проекта:
Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек находится в состоянии ожидания: предстоит что-то очень значительное и притягательное, но пока еще неопределенное. Весь уклад жизни ребенка меняется радикально (режим, смена общения с взрослыми и сверстниками, увеличение объема интеллектуальной нагрузки).
Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей ДОУ. Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы: «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду) может надолго потерять интерес к учебе.
Практика сегодня нацелена в основном на интеллектуальную подготовку детей к школе и мало внимания уделяет формированию «внутренней позиции школьника». Большую роль в подготовке детей к школе играют родители.
Анализ литературы и данные практики убедили нас в проведении целенаправленной работы по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы с помощью разнообразных форм и методов работы, через создание предметно – развивающей среды, через педагогическое просвещение родителей, взаимодействие с учителями начальных классов.
Таким образом, вся эта работа может быть отражена в долгосрочном проекте «Скоро в школу мы пойдем». Проведение целенаправленной работы в ДОУ по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы способствуют повышению социальной и познавательной активности детей, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.
Новизна:
Перед педагогами ДОУ стоит задача подготовить к школе не только детей подготовительной группы, но и подготовить родителей к новой социальной роли «родители первоклассника».
Проблема:
Индивидуальные и групповые беседы с детьми о школе и будущей учебной деятельности показали, что ребята осознают важность обучения в школе. Но у них не достаточно знаний о том, как проходит обучение в школьных классах. Некоторые дети не знают, какие кабинеты и помещения находятся в здании школы.
Результаты беседы на тему «Знает ли ребенок школьные правила или что такое школа?» показали, что дошкольникам известны школьные правила, но у некоторых детей может быть осложнена адаптация к новым школьным условиям, так как дети не могут дать четкого объяснения, что делают ученики на переменах, каникулах, какие оценки ставятся за знания. Большинство дошкольников не знают, сколько лет нужно учиться в школе.
Цель проекта:
повышение уровня мотивационной готовности детей к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
Для детей:
- формировать личностную готовность детей к школе, «внутреннюю позицию школьника»;
- создать условия для первичной адаптации детей к условиям школьного обучения;
- развивать компетентности будущих первоклассников: (социально-коммуникативную, информационную);
- воспитывать положительное отношение к сверстникам и учению.
Для родителей:
- Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта;
- создание условий, облегчающих школьную адаптацию;
- обогатить предметно – пространственную среду дидактическими, методическими материалами по теме проекта;
- Обогатить предметно-пространственную среду для ознакомления воспитанников со школой (дидактические и сюжетно-ролевые игры);
Для педагогов:
- Повысить профессиональное мастерство педагога дошкольного учреждения по подготовке детей к школе.
Вид проекта:
информационно-практико-ориентированный.
Продолжительность проекта:
Долгосрочный
Срок реализации:
с 01.09.2019-29.05.2020г.
Участники проекта:
- дети подготовительной группы «Умка» МАДОУ;
- педагоги МАДОУ;
- родители воспитанников.
Ожидаемый результат:
Для детей:
- осознание дошкольником неизбежности и важности поступления его в школу;
- облегчение процесса социально- психологической адаптации к школе;
- формирование положительного образа школы в восприятии будущего первоклассника;
- доброжелательное отношение к школе и учителю, дружелюбное отношение к сверстникам.
Для родителей:
- информированность о наиболее важных психологических характеристиках готовности ребенка к школе;
- владение практическими знаниями о помощи детям в подготовке к школе;
- повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки.
Для педагогов :
Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе интеграции образовательных областей, обеспечивающей своевременную и полноценную социальную готовность детей к школьному обучению.
Продукты проектной деятельности:
Для детей:
- Альбом рисунков «Что я знаю о школе»;
- Творческие сочинения «Школа, в которой я буду учиться»;
- Создание альбома «Что мне в школе пригодиться».
Для родителей:
- Результаты анкетирования «Скоро в школу»;
- Совместные с детьми сочинения «Школа, в которой я буду учиться».
Для педагогов:
Составление методических рекомендаций по готовности детей к обучению в школе:
- сборник консультаций для родителей подготовительных групп по развитию психологической готовности к обучению в школе;
- методические рекомендаций для педагогов по проведению «Школы родителя будущего первоклассника»;
- изготовление папок - передвижек для родителей с рекомендациями по подготовке детей к школе.
Материально-техническое обеспечение:
- аудио, видео системы, фотоаппаратура, мультимедийная установка, телевизор.
- библиотека для детей и родителей.
- подбор литературы,
- подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки),
- выставки книг, рисунков,
- создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).
Методическое сопровождение:
- Л.В. Куцакова «Нравственно-трудовое воспитание в детском саду» М., Мозаика-Синтез, 2008 г.
- Т.А. Шорыгина «Беседы о хорошем и плохом поведении» М., ТЦ Сфера, 2008 г.
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой: Мозаика-Синтез, 2014.
- О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением подготовительная к школе группа» М., Мозаика-Синтез, 2014 г.
- Интернет-ресурсы.
Этапы реализации проекта
1.Подготовительный этап
№
п/п
|
Содержание работы
|
Результат
|
ответственные
|
1.
|
Определение целей и задач, создание условий для совместной деятельности детей и педагогов.
|
Выбор проекта. Постановка и определение целей и задач проекта.
|
воспитатели
|
2.
|
Разработка плана работы на этапах реализации проекта; (Цикл педагогических мероприятий познавательной, коммуникативной художественно-эстетической направленности).
|
Перспективно-тематический план.
(Цикл педагогических мероприятий познавательной, коммуникативной, художественно-эстетической направленности).
|
Старший воспитатель,
воспитатели
|
3.
|
Подбор информации по данной теме.
|
Создание методического обеспечения проекта.
Подбор литературы по теме. Создание познавательных альбомов для детей.
Подбор пословиц и поговорок по теме проекта
Подбор иллюстраций, фотографий, буклетов на заданную тематику, текстов художественных произведений, стихотворений.
|
воспитатели
|
4.
|
Формирование мотивационной готовности родителей к участию в проектной деятельности.
|
Анкетирование родителей по теме, проведение встречи с учителем начальных классов, родительского собрания.
|
воспитатели
|
2.Практический этап
Мероприятия на сентябрь
|
|
ответственные
|
Беседы
|
« Что такое школа?»
|
воспитатели
|
НОД
|
НОД «Что такое школа и чем там занимаются дети?»
|
воспитатели
|
Коммуникативная деятельность
|
Рассматривание картин о школьной жизни, азбуки, тетрадей.
|
воспитатели
|
Чтение художественной литературы
|
С.Маршак «Первое сентября»
Ю.Коваль «Нулевой класс»
|
воспитатели
|
Продуктивная деятельность
|
Рисование «Здание школы»
|
воспитатели
|
Работа с родителями
|
Родительское собрание «Готовим детей к школе»,
Встреча с учителем начальных классов «Родители будущих первоклассников».
|
воспитатели
|
Мероприятия на октябрь
|
|
ответственные
|
Беседы
|
«Каким я буду первоклассником».
|
воспитатели
|
НОД
|
«Что тебе понравилось в школе?» (составление рассказа)
|
воспитатели
|
Физическое развитие
|
Изучение подвижных и малоподвижных игр для школьных переменок
|
воспитатели
|
Дидактические игры
|
На школьную тематику
|
воспитатели
|
Экспериментальная деятельность
|
Экскурсия в школу
|
воспитатели
|
Чтение художественной литературы
|
А.Барто «В школу», В.Драгунский «Где это видано, где это слыхано»
|
воспитатели
|
Продуктивная деятельность
|
Рисование «Школьные принадлежности»
Лепка «Школьные принадлежности»
Слушание песен о школе
|
Воспитатели, музыкальный руководитель
|
Работа с родителями
|
Памятка «Советы родителям будущих первоклассников»,
информационный стенд «Как современные родители понимают «готовность ребенка к школе»
|
воспитатели, родители
|
Мероприятия на ноябрь
|
|
ответственные
|
Беседы
|
«Профессия учитель».
|
воспитатели
|
НОД
|
Составление рассказа «Почему я хочу учиться в школе?».
|
воспитатели
|
Физическое развитие
|
п/и «Игровая переменка». «Звучит сигнал».
|
воспитатели
|
Дидактические игры
|
«Что возьмем в школу»
|
воспитатели
|
Сюжетно – ролевая игра
|
«Магазин школьных принадлежностей»
|
воспитатели
|
Чтение художественной литературы
|
Э.Мошковская «Мы играем в школу»
|
воспитатели
|
Продуктивная деятельность
|
Рисование «Что я увидел в школе»
|
воспитатели
|
Работа с родителями
|
Анкетирование: «Как вы готовите ребенка к школе?»
|
воспитатели
|
Мероприятия на декабрь
|
|
ответственные
|
Беседы
|
«Школьные правила», «Что делают в школе на уроках и переменках?»
|
воспитатели
|
НОД
|
«Каким будет мой первый день в школе?» (составление рассказа)
|
воспитатели
|
Физическое развитие
|
Изучение подвижных и малоподвижных игр для школьных переменок
|
воспитатели
|
Дидактические игры
|
«Скоро в школу»; «Слоговые домики».
|
воспитатели
|
Сюжетно – ролевая игра
|
«Я – учитель»»
|
воспитатели
|
Чтение художественной литературы
|
В.Драгунский «Удивительный день», «Заколдованная буква»
|
воспитатели
|
Продуктивная деятельность
|
Аппликация «Здание школы»
|
Воспитатели,
|
Работа с родителями
|
Беседы «Развиваем волевые качества будущего школьника», папка-передвижка «Если ребенок боится идти в школу»
|
Воспитатели, родители
|
Мероприятия на январь
|
|
ответственные
|
Беседы
|
«Чего нельзя делать в школе»
|
воспитатели
|
Театральная деятельность
|
Кукольный театр «Как Буратино в школу ходил»
|
воспитатели
|
Физическое развитие
|
п/и «Я – спортсмен!», «Найди!»
|
воспитатели
|
Дидактические игры
|
«Собери портфель в школу» «Расскажу, но не покажу»
|
воспитатели
|
Сюжетно-ролевая игра
|
«Урок физкультуры»
|
воспитатели
|
Чтение художественной литературы
|
А.Алексин «Первый день», Г.Шалаева «Большая книга правил поведения», В.Воронкова «Подружки идут в школу»
|
воспитатели
|
Продуктивная деятельность
|
Рисование «Что я видел в школе»
Разучивание песни «Учат в школе»
|
воспитатели, муз. руководитель
|
Работа с родителями
|
Консультации
«Навыки первоклассника».
|
воспитатели
|
Мероприятия на февраль
|
|
ответственные
|
Беседы
|
«Чем школа отличается от детского сада».
|
воспитатели
|
НОД
|
«Я в школе дошкольника» (творческое рассказывание
|
воспитатели
|
Физическое развитие
|
Изучение подвижных и малоподвижных игр для школьных переменок
|
воспитатели
|
Дидактические игры
|
«Я начну, а ты продолжи», «Собери портфель»
|
воспитатели
|
Сюжетно-ролевая игра
|
«Урок математики»
|
воспитатели
|
Чтение художественной литературы
|
С.Маршак «Кот и лодыри», А.Барто»В школу»
|
воспитатели
|
Продуктивная деятельность
|
Конструирование «Моя школа»
|
воспитатели,
|
Работа с родителями
|
Консультация «Как выбрать школу?»
|
воспитатели,
родители,
|
Мероприятия на март
|
|
ответственные
|
Беседы
|
« Правила поведения в детском саду и школе одинаковые или разные?»
|
воспитатели
|
НОД
|
«Как я готовлюсь к школе дома и в детском саду»
|
воспитатели
|
Физическое развитие
|
Изучение подвижных и малоподвижных игр для школьных переменок
|
воспитатели
|
Дидактические игры
|
«Расшифруй слова», «Числовые домики»
|
воспитатели
|
Сюжетно-ролевая игра
|
«Школьная библиотека»
|
воспитатели
|
Чтение художественной литературы
|
М.А.Панфилова серия сказок «Лесная школа»
|
воспитатели
|
Продуктивная деятельность
|
Карта «Дорога в школу»
|
воспитатели
|
Театральная деятельность
|
Обыгрывание ситуации «Что делать, если получил двойку»
|
воспитатели
|
Мероприятия на апрель
|
|
ответственные
|
Беседы
|
«Хотите ли вы учиться в школе?»
|
воспитатели
|
НОД
|
«Чему учат в школе?»
|
воспитатели
|
Физическое развитие
|
Изучение подвижных и малоподвижных игр для школьных переменок
|
воспитатели
|
Дидактические игры
|
«Первоклассник», «Логический поезд», «Легкий счет»
|
воспитатели
|
Сюжетно-ролевая игра
|
«Школа».
|
воспитатели
|
Чтение художественной литературы
|
М.А.Панфилова серия сказок «Лесная школа»
|
воспитатели
|
Продуктивная деятельность
|
Рисование «В какой школе я хочу учиться»
|
воспитатели
|
Работа с родителями
|
Совместные с детьми сочинения «Школа, в которой я буду учиться», консультация «Соблюдение режима дня первоклассника на летних каникулах и в школе в период адаптации»
Итоговое родительское собрание по теме: «Как готовы дети к школе». Показ итогового занятия для родителей на дне открытых дверей.
|
воспитатели, родители
|
Мероприятия на май
|
|
ответственные
|
Беседы
|
«Какие предметы-помощники в школе?»
|
воспитатели
|
НОД
|
«Смогу ли я учиться в школе?»
|
воспитатели
|
Дидактические игры
|
«Кто быстрее соберет портфель»
|
воспитатели
|
Сюжетно-ролевая игра
|
«Школа»
|
воспитатели
|
Чтение художественной литературы
|
Чтение первой сказки
|
воспитатели
|
Продуктивная деятельность
|
Разучивание песен о школе, подготовка к выпускному балу
|
Воспитатели, музыкальный работник
|
Работа с родителями
|
Фотовыставка «Наши папы и мамы тоже были первоклашками»
Выпускной бал «До свиданья, детский сад!»
|
воспитатели, родители, музыкальный работник
|
3.Итоговый этап.
№п/п
|
|
ответственные
|
1
|
Выпускной бал « До свидания, детский сад!»
|
воспитатели, родители, муз. руководитель
|
2
|
Создание презентации «Первый раз в первый класс!» (фотоотчет) для родителей и педагогов ДОУ
|
воспитатели
|
3
|
Обогащение предметно-развивающей среды в группе, изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Школа»
|
Родители, воспитатели
|
|